Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих
общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),
призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из
направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник
значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте
экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное
представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием
менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и
инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для
достижения целей организации.

Файлы: 1 файл

соц упр 1.docx

— 142.85 Кб (Скачать файл)

призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы

регламентируются    правовыми    актами    трудового    и     хозяйственного

законодательства, социального регулирования.

  В рамках  организации возможны следующие  формы проявления  организационно-

административных  методов:

  1) обязательное  предписание (приказ, запрет и  т.п.);

  2) договорные  методы (консультация, разрешение компромисса);

  3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение,  предложение,  общение  и

т.п.).

  Организационно-административные  методы   отличает   от   других   четкая

адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и  указаний;  их

невыполнение   рассматривается   как   прямое   нарушение    исполнительской

дисциплины и  влечет за собой определенные взыскания. Это  —  преимущественно

методы принуждения, которые сохраняют свое значение до тех  пор,  пока  труд

не превратится  в первую жизненную потребность.

  Одной из  главных задач современной системы  управления  является  создание

наиболее  благоприятных  условий  для  реализации  возможностей  управляемой

системы,  которые  появляются   благодаря   использованию   разных   методов

управляющего  воздействия,  расширяющих  права и   ответственность   разных

субъектов самоуправления.

  Самоуправление  предстает  как  процесс   превращения  человека,  трудового

коллектива из объекта  управленческой деятельности в ее субъект.  Это  особый

вариант организации  управления, когда каждый из них  сам  решает  вопросы  в

пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых  функций и

совместного заработка. Речь идет  об  ассоциациях  трудящихся,  регулирующих

реальное соединение работников со средствами  производства  и  распределение

по  труду,   т.е.   осуществляющих   ключевые   организационно-экономические

процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд  и  управление,

иными словами,  складывается  новый  тип  социально-экономических  отношений

между  равноправными  субъектами   в   процессе   их   совместной   трудовой

деятельности по поводу управления. Такие  отношения  условно  можно  назвать

подходом "снизу". Именно на этом  уровне  самоуправления  вырабатываются  те

направления и способы  его дальнейшего развития и углубления,  которые  могут

быть распространены и на более "высокие" ступени  управления.

  Преобразование   хозяйственного    механизма    организации    объективно

предполагает  демократизацию  управления  (самоуправление).  Сегодня  решать

вопросы   повышения   эффективности   управления    можно    только    через

заинтересованность  и творческую  деятельность  всех  работников,  осознавших

себя полноправными  и реальными участниками  управления  производственными  и

социальными  процессами.  Новый   хозяйственный   механизм   предусматривает

высокую степень  децентрализации управления, является гарантом становления  и

развития самоуправления на разных уровнях социальной организации.  При  этом

самоуправление  не антипод  управления,  а  реальное  средство  вовлечения  в

управленческую  деятельность не только большого числа  работников, но  и  всех

уровней управления.

  В сложившихся  условиях не  стоит  рассуждать  о  том,  насколько  следует

ослабить или  усилить  централизм.  Нужен  такой  подход  к  централизации  и

децентрализации  в   управлении,   при   котором   централизация   обеспечит

гармоничное, системное  развитие в целом,  а  децентрализация  —  принятие  и

реализацию "свободных  решений" каждым субъектом  управления,  работающим  на

принципах самоуправления.  Другими словами,  речь  идет  о признании прав

субъекта управления не только за государственными органами  и  общественными

организациями, но  и  за  социальными  группами  и  трудовыми  коллективами.

Следует учитывать  и то, что "прямые"  демократические  принципы  имеют  свои

пределы эффективности  и не могут  влиять  на  решение  всех  без  исключения

управленческих  вопросов. В итоге выявляются функции  (обязанности)  и  такое

их распределение  по уровням управления,  при  котором  самоуправление  может

быть  наиболее  эффективным.  Такой  подход  отражает  тактику  и  стратегию

руководства,  где  возникли  и  получили  распространение  различные   формы

прогрессивной организации  труда и всей общественной жизни. В  этих  условиях

принцип   демократического   централизма   воплощается   в   демократическом

управлении, что в идеале соответствует самоуправлению.

  Характер  самоуправления  в  рыночных  структурах   независимо   от   его

проявления   объективно   способствует    развитию    и    совершенствованию

самоуправления, так  как личный экономический и  социальный  интерес  каждого

участника   производственного   процесса   ставится   в    зависимость    от

эффективности управления организацией в целом. Коллективная  материальная  и

моральная заинтересованность побуждает все субъекты  управления  участвовать

в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и  реализации

управленческих  решений на коллективной  основе.  Обязательным  становится  и

участие в  проведении  учета  и  контроля  за  мерой труда и потребления,

сохранением товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция  контроля

трансформируется  в самоконтроль.

  Самоуправление  предусматривает не только выбор  и самостоятельное принятие

субъектом управления тех или иных решений, но и их обязательное  выполнение.

Кроме  того,  каждый  член  коллектива  несет  личную   ответственность   за

выполнение   решений.   С   одной   стороны,   самоуправление   предполагает

определенную    самостоятельность    организационно-хозяйственных    звеньев

учреждения по отношению  к высшим органам управления, т.е.  наделение  правом

принимать самостоятельные  решения по ряду Вопросов  (в  данном  случае  речь

идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а  с  другой  —  полную

самостоятельность. За термином самостоятельность  скрываются  неоднозначные,

разнородные явления. Так, в  преобладающем  большинстве  случаев  расширение

самостоятельности в определенных ее формах означало  усиление  экономической

власти администрации  на разных уровнях, а не  развитие  самоуправления.  Это

одно из основных противоречий самоуправления в организации.

  Анализ участия   в  управлении  коллективом   показывает,  что  одна  часть

работников занимается  управлением  активно,  а  другая  (большая  часть)  —

пассивно.  Это   объясняется   их   неравным   доступом   к   управленческой

деятельности  из-за  различий  в   компетентности,   предполагающей,   кроме

профессиональных  качеств, и информированность членов трудового коллектива  о

течении  производственно-хозяйственных процессов.  Не   имея   достаточного

количества информации, общество, трудовой коллектив  (отдельные  его  члены)

лишены  возможности  не  только  принимать  управленческие  решения,  но   и

участвовать в их подготовке  и  реализации,  качественно  выполнять  функцию

контроля.

  В целом техника  комплексной мотивации людей  включает три основные  группы

приемов:

  1) приемы, ориентированные  на  работников:  постановка  перед   работником

четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим  оговоренную  норму

выработки,  выплачиваются   премии);   модификация   поведения   (применение

наказаний и наград с целью  улучшения  поведения  человека);  переподготовка

(прохождение   курса   обучения   перспективным   специальностям   за   счет

организации);

  2) приемы, ориентированные  на работу: усовершенствование рабочих   мест  и

расширение  сферы  деятельности   работников   (т.е.   такое   распределение

обязанностей в  организации, при котором  на  работников  возлагается больше

ответственности за ее деятельность в  целом);  гибкий  график  работы  (т.е.

такой режим труда, когда работники могут  самостоятельно  планировать  время

начала и окончания  работы); телекоммуникация и домашние офисы  (т.е.  работа

на  дому  с  подключенными  к офису телефоном,  компьютером   и   факсом);

сокращение рабочего времени и деление  функциональной  нагрузки  как  способ

минимизировать  число увольнений;

  3)  приемы,  ориентированные  на   организацию:   расширение   полномочий

сотрудников (предоставление работникам больших возможностей  для  участия  в

повседневных делах  организации);  участие в достижении  целей (получение

регулярных  денежных  вознаграждений  за  успешные  результаты  коллективной

работы) и др.

  В целом очень   важно  понять,  что  возможности   использования  различных

методов управления неразрывно связаны  с  саморазвитием  социальных  систем,

которые все в  большей мере  становятся  субъектами  управления,  решают  все

большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

  Важно отметить, что использование сложной техники  управления,  нацеленной

на саморазвитие управляющей системы, возможно:  а)  с  помощью  совокупности

методов   (экономических,    административно-организационных,    социальных,

политических, духовно-культурных); б) с наполнением их научным  содержанием,

прежде всего социальным проектированием.

  Большие возможности   оптимизации  управления  раскрывает  кибернетическое

моделирование.   Как   считают    крупные    ученые,    характерная    черта

кибернетического  подхода — тенденция  к  упрощению  (аппроксимации)  сложных

объектов с целью  изучения их основных параметров и  раскрытия на этой  основе

их глубокой  сущности.  Основной  путь  современной  научной  характеристики

таких  объектов  связан  с построением моделей для них   с   последующим

увеличением их информационной содержательности.

  Процесс совершенствования  моделей полезно рассматривать   как  процесс  их

постепенного обогащения или проработок.  Начинают  обычно  с  самых  простых

моделей.

  В настоящее  время наука и практика располагают  самыми  разнообразными  по

характеру и  предназначению  методами  и  формами  моделирования.  В  данном

случае  нас интересуют  те  модели,  которые непосредственно   обслуживают

управление, создают  предпосылки к его оптимизации. Для  управления  сложными

системами  следует  выработать  качественно   новые   модели,   но   полезно

использовать и  семантические и прагматические отношения.

  Важное  место   в  управлении  социальными   системами  в  настоящее   время

занимает прогнозирование. Всякое,  даже  элементарное  решение  предполагает

определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется  действие  в

будущем.   Выборка   эффективных    решений,    особенно    глобального    и

стратегического характера,  требует  верно  предвидеть  главные направления

развития в данной сфере общества  в  целом  и  действовать  сообразно  с  их

закономерностями.  При  прочих  равных  условиях  чем   больше   вероятность

появления в будущем  определенного события, тем, естественно,  солиднее  база

для  принятия  решения.  Только  на  основе  верных,   научно   обоснованных

прогнозов  можно  действовать  с  перспективой,  и  результаты  деятельности

субъективного   фактора   совпадут   в   наибольшей   степени   с   замыслом

государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями.

  Прогноз как  форма социального  предвидения   описывает  возможную  степень

достижения тех  или иных целей в зависимости  от способа наших  действий.  При

этом он может  и должен охватывать как управляемые,  так и относительно  не

управляемые (стихийно протекающие) процессы.

  Прогнозы   выполняют   ряд   функций:    ориентировочную,    нормативную,

предупредительную  и др.  Они нацеливают  органы  управления  на   решение

перспективных проблем, определяют условия,  при  которых  можно  реализовать

прогностическую модель, предупреждают о возможных отклонениях  от нее.  Таким

образом,  прогнозы  выступают  как  необходимый   элемент   всего   процесса

управления, содействуют  его оптимизации.

  Прогнозирование,  как и моделирование, — сложная  научно-исследовательская

и логико-конструктивная деятельность.  Она  должна  быть  организована  так,

чтобы давать необходимую  информацию при подготовке  управленческих  решений.

Значение прогнозов  в управлении социальными  процессами  заключается  прежде

всего  в  том,  что  они   выступают   предплановыми   документами.   Задачи

прогнозирования —  не констатировать возможное будущее, а  помогать  плановой

деятельности, содействовать  ее оптимизации. Следует иметь в  виду,  что  для

выполнения этой функции необходима  серьезная  теоретико-прикладная  работа,

посредством которой знание, содержащееся в прогнозе,  трансформируется  так,

что может служить  основой оптимального планирования.

  В современных  условиях в связи  с  возросшей   сложностью  управленческого

Информация о работе Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления