Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих
общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),
призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из
направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник
значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте
экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное
представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием
менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и
инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для
достижения целей организации.
призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы
регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного
законодательства, социального регулирования.
В рамках
организации возможны
административных методов:
1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
2) договорные методы (консультация, разрешение компромисса);
3) рекомендации,
пожелания (совет, разъяснение,
т.п.).
Организационно-
адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний; их
невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской
дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Это — преимущественно
методы принуждения, которые сохраняют свое значение до тех пор, пока труд
не превратится в первую жизненную потребность.
Одной из
главных задач современной
наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой
системы, которые появляются благодаря использованию разных методов
управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных
субъектов самоуправления.
Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового
коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый
вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в
пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и
совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих
реальное соединение работников со средствами производства и распределение
по труду, т.е. осуществляющих ключевые организационно-экономические
процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление,
иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений
между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой
деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать
подходом "снизу". Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те
направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут
быть распространены и на более "высокие" ступени управления.
Преобразование хозяйственного механизма организации объективно
предполагает демократизацию управления (самоуправление). Сегодня решать
вопросы повышения эффективности управления можно только через
заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших
себя полноправными и реальными участниками управления производственными и
социальными процессами. Новый хозяйственный механизм предусматривает
высокую степень децентрализации управления, является гарантом становления и
развития самоуправления на разных уровнях социальной организации. При этом
самоуправление не антипод управления, а реальное средство вовлечения в
управленческую деятельность не только большого числа работников, но и всех
уровней управления.
В сложившихся условиях не стоит рассуждать о том, насколько следует
ослабить или усилить централизм. Нужен такой подход к централизации и
децентрализации в управлении, при котором централизация обеспечит
гармоничное, системное развитие в целом, а децентрализация — принятие и
реализацию "свободных решений" каждым субъектом управления, работающим на
принципах самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав
субъекта управления не только за государственными органами и общественными
организациями, но и за социальными группами и трудовыми коллективами.
Следует учитывать и то, что "прямые" демократические принципы имеют свои
пределы эффективности и не могут влиять на решение всех без исключения
управленческих вопросов. В итоге выявляются функции (обязанности) и такое
их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может
быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию
руководства, где возникли и получили распространение различные формы
прогрессивной организации труда и всей общественной жизни. В этих условиях
принцип демократического централизма воплощается в демократическом
управлении, что в идеале соответствует самоуправлению.
Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его
проявления объективно способствует развитию и совершенствованию
самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого
участника производственного процесса ставится в зависимость от
эффективности управления организацией в целом. Коллективная материальная и
моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать
в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации
управленческих решений на коллективной основе. Обязательным становится и
участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления,
сохранением товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля
трансформируется в самоконтроль.
Самоуправление
предусматривает не только
субъектом управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение.
Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за
выполнение решений. С одной стороны, самоуправление предполагает
определенную
самостоятельность организационно-хозяйственных
учреждения по отношению к высшим органам управления, т.е. наделение правом
принимать самостоятельные решения по ряду Вопросов (в данном случае речь
идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а с другой — полную
самостоятельность. За термином самостоятельность скрываются неоднозначные,
разнородные явления. Так, в преобладающем большинстве случаев расширение
самостоятельности в определенных ее формах означало усиление экономической
власти администрации на разных уровнях, а не развитие самоуправления. Это
одно из основных противоречий самоуправления в организации.
Анализ участия в управлении коллективом показывает, что одна часть
работников занимается управлением активно, а другая (большая часть) —
пассивно. Это объясняется их неравным доступом к управленческой
деятельности из-за различий в компетентности, предполагающей, кроме
профессиональных качеств, и информированность членов трудового коллектива о
течении производственно-хозяйственных процессов. Не имея достаточного
количества информации, общество, трудовой коллектив (отдельные его члены)
лишены возможности не только принимать управленческие решения, но и
участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию
контроля.
В целом техника комплексной мотивации людей включает три основные группы
приемов:
1) приемы, ориентированные на работников: постановка перед работником
четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму
выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение
наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка
(прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет
организации);
2) приемы, ориентированные на работу: усовершенствование рабочих мест и
расширение сферы деятельности работников (т.е. такое распределение
обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше
ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т.е.
такой режим труда, когда работники могут самостоятельно планировать время
начала и окончания работы); телекоммуникация и домашние офисы (т.е. работа
на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом);
сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ
минимизировать число увольнений;
3) приемы, ориентированные на организацию: расширение полномочий
сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в
повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение
регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной
работы) и др.
В целом очень важно понять, что возможности использования различных
методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем,
которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все
большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.
Важно отметить,
что использование сложной
на саморазвитие управляющей системы, возможно: а) с помощью совокупности
методов (экономических,
административно-
политических, духовно-культурных); б) с наполнением их научным содержанием,
прежде всего социальным проектированием.
Большие возможности оптимизации управления раскрывает кибернетическое
моделирование. Как считают крупные ученые, характерная черта
кибернетического подхода — тенденция к упрощению (аппроксимации) сложных
объектов с целью изучения их основных параметров и раскрытия на этой основе
их глубокой сущности. Основной путь современной научной характеристики
таких объектов связан с построением моделей для них с последующим
увеличением их информационной содержательности.
Процесс совершенствования
моделей полезно рассматривать
постепенного обогащения или проработок. Начинают обычно с самых простых
моделей.
В настоящее
время наука и практика
характеру и предназначению методами и формами моделирования. В данном
случае нас интересуют те модели, которые непосредственно обслуживают
управление, создают предпосылки к его оптимизации. Для управления сложными
системами следует выработать качественно новые модели, но полезно
использовать и семантические и прагматические отношения.
Важное место в управлении социальными системами в настоящее время
занимает прогнозирование. Всякое, даже элементарное решение предполагает
определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в
будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального и
стратегического характера, требует верно предвидеть главные направления
развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их
закономерностями. При прочих равных условиях чем больше вероятность
появления в будущем определенного события, тем, естественно, солиднее база
для принятия решения. Только на основе верных, научно обоснованных
прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности
субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом
государственной политики,
с преследуемыми субъектом
Прогноз как
форма социального
достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При
этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно не
управляемые (стихийно протекающие) процессы.
Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную,
предупредительную и др. Они нацеливают органы управления на решение
перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать
прогностическую модель,
предупреждают о возможных
образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса
управления, содействуют его оптимизации.
Прогнозирование,
как и моделирование, —
и логико-конструктивная деятельность. Она должна быть организована так,
чтобы давать необходимую информацию при подготовке управленческих решений.
Значение прогнозов в управлении социальными процессами заключается прежде
всего в том, что они выступают предплановыми документами. Задачи
прогнозирования — не констатировать возможное будущее, а помогать плановой
деятельности, содействовать ее оптимизации. Следует иметь в виду, что для
выполнения этой функции необходима серьезная теоретико-прикладная работа,
посредством которой знание, содержащееся в прогнозе, трансформируется так,
что может служить основой оптимального планирования.
В современных
условиях в связи с
Информация о работе Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления