Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих
общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),
призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из
направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник
значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте
экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное
представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием
менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и
инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для
достижения целей организации.
продукции, услугах, качестве социальных связей исходя из реальных
возможностей
их наиболее полного
Подчеркнем,
что в социальных системах
воздействие субъекта
объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но,
напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности,
целесообразности и последовательности. Содержание социального управления в
основном, главном
определяется качеством
очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и
полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его
отдельных социальных
групп, определяющие мотивы
Источником активности, как известно, являются стимулы. Стимулы могут быть
внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и
субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в
любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому,
создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо
жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с
поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами,
социальным поведением.
Итак, стимулы
неразрывно связаны с
к нему имеет отношение мотив. Мотивация к деятельности — это качественно
иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы
личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п.
Поэтому важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности
необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса
личности в управлении.
Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих
индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны
достигать наилучших результатов в управлении общественными делами,
обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных
систем. Поэтому управление — это особый вид профессиональной деятельности,
который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и
представляет собой средство поддержания целостности любой сложной
социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.
Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. В
самом деле, в течение многих веков управление из бессознательной
деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с
помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение
передавала навыки управления.
Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных
организаций.
Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой
деятельности — одной из разновидностей человеческой деятельности вообще.
Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций
управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих
решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных
историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений,
способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере
управления.
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием,
поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую
реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение
общественных процессов,
уровень использования
Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать
имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные
способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.
Во многом
управленческая деятельность
получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и
прежде всего управленческой, информации. Управленческая деятельность в
основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной
информации.
Каждый человек,
занятый управлением,
волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды
и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-
психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства,
жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и
деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности,
дисциплинированность, подчинение собственного "я" управленческой функции —
вот естественные компоненты,
которые присущи
нормальном органе управления.
В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы
управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие
отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом
информации, постановкой целей и организацией их достижения.
Организационные
отношения — необходимый
элемент механизма
подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.
Помимо субординации типа "руководитель — подчиненный" существуют
отношения координации между находящимися на одном иерархическом уровне
членами организации, направленные на взаимное согласование действий исходя
из совместных задач руководства или исполнения.
Система управления
подразделяется на две
и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно
самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую,
иерархическую структуру. Анализируя далее систему управления, необходимо
выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управления,
организационных и управленческих отношений и соответствующих видов
деятельности в нее входят функции управления. Под ними понимают конкретные
направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их
общим значениям, подразделяя их на целевые и организационные. Назначение
целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы,
которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку
суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются
определяющим элементом управленческой деятельности.
Процесс целеполагания
— определяющее условие
управления. Целеполагание всегда содержит элемент прогнозирования —
предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития
данной социальной системы.
Итак, основные
задачи управления и его
составной части —
решает система управления. Конечный результат ее функционирования —
принятие и реализация грамотного управленческого решения.
3. История управленческой социальной мысли
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искусство и наука
управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где
люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого
общества:
социальной — необходимость установления и поддержания порядка в группах,
в социальных сообществах;
экономической — необходимость в производстве и распределении ресурсов;
оборонительной — защита от врагов и диких зверей.
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые
координировали бы и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство
жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды — это памятник
управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких
уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы
великого множества людей, контроля за их деятельностью.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько
исторических периодов.
I. Древний период. Наиболее длительным был первый период развития
управления — начиная с 9-7 тысячелетий до н.э. и примерно до начала XVIII
в. Прежде чем выделить управление в самостоятельную область знаний
человечество тысячелетиями по крупицам накапливало его опыт.
Первые самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации
совместного труда отмечались на стадии первобытно-общинного строя, когда
управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины.
Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало во
всех видах деятельности.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным
хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно
развитый для
того времени государственный
обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
II. Индустриальный период (1776—1890). Переворот в теории и практике
управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В
1833 г. английский математик Ч. Бэббидж разработал проект "аналитической
машины" — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью
которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
III. Период систематизации (1856—1960). Наука об управлении находится в
постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения,
совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их
взгляды. С течением времени управленцы переориентировались от потребностей
своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их
окружении. Некоторые из них решали управленческие проблемы старыми
способами, которые срабатывали прежде, другие искали более
систематизированные под ходы к управлению. Их индивидуальные успехи и
неудачи могут послужить уроком для современных управляющих.
В сущности то, что мы сейчас называем управлением, зародилось во времена
промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа
производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей
означали, что индивидуальные владельцы не могли уже наблюдать за
деятельностью всех работников. Лучших работников стали обучать тому, что
они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были
первые менеджеры.
Основные школы управления.
Самые первые
исследования в области
школой.
Первых управленцев в основном волновал вопрос эффективности производства
(технический подход).
Свою деятельность они
адаптации рабочих: разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты
времени на различные операции и т.п.
В те времена управление считали искусством. Это, видимо, было связано с
тем, что не все люди по своим качествам подходят для управленческой работы.
Было замечено, что всем преуспевающим управленцам свойственны определенные
черты характера и навыки. Поэтому считалось, что достаточно установить
качества, свойственные управленцу, и можно подобрать людей, обладающих ими.
Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф.
Тейлором, который возглавил движение научного управления. Он
заинтересовался не эффективностью деятельности отдельного человека, а
деятельностью организации, что и положило начало развитию школы научного
управления. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель
"школы научного управления" разработал методологические основы нормирования
труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные
подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший
вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области
управления.
Разновидностью классической школы управления стала административная
школа, которая занималась изучением вопросов о роли и функциях управления.
Считалось, что
достаточно определить суть
можно выявить наиболее эффективные методы руководства.
Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль. Он разделил весь
Информация о работе Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления