Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих
общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),
призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из
направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник
значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте
экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное
представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием
менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и
инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для
достижения целей организации.
которыми пользуются, чтобы склонить партнера к принятию нужного варианта
решения.
Словом, существует много приемов и методов принятия и реализации
эффективных решений. Их набор и комбинация во многом зависят от сложившейся
проблемной ситуации, где необходимо не только искусство управления, но и
знание общих принципов, наработанных веками технологий, открытых наукой
закономерностей.
Естественным стремлением является предпочтение чего-либо лучшего по
сравнению с хорошим, что означает применение оптимального критерия. Поэтому
везде, где оптимизация решений не наталкивается на особые трудности, люди
стремятся к оптимальным решениям, а где это слишком сложно, они
ограничиваются удовлетворительными решениями.
Оптимизация решения возможна, когда, во-первых, количество вариантов,
среди которых выбирают, не слишком большое. Во-вторых, оптимизация
облегчается, когда есть только один критерий выбора, поддающийся
количественному выражению, или количественные показатели нескольких
равнозначных критериев являются соизмеримыми.
Когда люди
принимают важные
позволить поиск решений путем "проб и ошибок", ибо цена таких поисков может
быть слишком велика. Лучше понести значительные расходы на разработку
решений, но уменьшить риск ошибки.
3. Социальный
контроль и эффективность
Недостаточно
принять грамотное
реализации. Необходим социальный контроль за его выполнением, оценка его
эффективности и внесение необходимых коррективов, чтобы следующий цикл
управленческой работы был еще более эффективным, чем предыдущий. Поэтому
осуществление социального контроля и оценка эффективности управления —
последние стадии управленческого труда, необходимые для начала следующего
его непрерывного цикла, без которых эффективное социальное управление
невозможно.
В широком
смысле слова социальный
приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов,
отдельных субъектов управления, социальных групп будет соответствовать
установленным общественным нормам и ценностям. Порядок в обществе означает,
что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя
определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их
выполнения в собственных целях. Выделяют три способа осуществления
социального контроля:
Эффективное воспитание и социализация, в процессе которых люди
сознательно принимают нормы и ценности общества, его отдельных групп и
социальных институтов.
Принуждение,
применение определенных
группа, субъект управления не следуют законам, нормам, правилам, то
общество прибегает к принуждению, которое направлено на преодоление
отклонений от нормы, принятых ценностей. В этом смысле социальный контроль
тесно связан с категориями свободы и ответственности. В самом деле,
эффективное управление предполагает проявление инициативы и творчества,
самостоятельности со стороны всех субъектов управления, но свобода
невозможна без ответственности за социальные последствия деятельности.
Политическая, нравственная, юридическая, финансовая и другие формы
ответственности. Эффективность социального контроля целиком и полностью
зависит от характера и степени продвижения страны к гражданскому обществу,
институты и организации которого способны поддерживать и реализовывать
интересы и потребности своих членов, защищать их вне и помимо государства.
Таким образом, ясно, что социальный контроль не может быть сведен ни к
учету, ни к отчетности, а складывается из сложных управленческих отношений,
которые пронизывают всю систему снизу доверху. В то же время контроль может
быть рассмотрен как завершающая часть управленческого процесса. В этом
смысле он — та часть управленческого труда, которая связана с наблюдением и
проверкой соответствия процесса функционирования объекта принятым
управленческим решениям, а не только законам, нормам, правилам. Когда
решение принято, управляемая и управляющая системы приведены в порядок,
отрегулированы с целью его поддержания и совершенствования, системой
контроля подводятся результаты деятельности. Затем принимается новое
решение или остается прежнее, начинается новый цикл управления. Снова
совершаются действия, операции по реализации функций управления. При этом
все функции управления находятся в единстве, во взаимодействии, особенно
его контрольная функция, которая пронизывает все стадии управления,
выступает как интегрирующая, руководящая и объединяющая их в единый
ансамбль. Поэтому проблемы контроля не могут быть сведены только к
организационной деятельности.
Контроль занимает важное место в обеспечении стабильности общества, в
воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных
структур. По существу контроль — один из главных механизмов регулирования
отношений между обществом и личностью, обществом и государством,
государством и социальными институтами. Все общество, его граждане
посредством социального контроля проверяют действия отдельных субъектов
управления в соответствии с социальными нормативами, ценностными
стандартами, идейными ориентирами. Механизм социального контроля не
сводится только к воздействию на отдельного человека, к учету работы,
статистической и бухгалтерской отчетности, вообще к количественной и
качественной оценке имеющихся ресурсов. Его функция гораздо шире —
обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие
упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций. Меры социального
контроля тем эффективнее, чем шире в его осуществлении участвуют все
общество, его гражданские институты. В этом смысле средствами контроля и
социального регулирования выступают формы непосредственной демократии
(референдумы, запросы граждан, общественное мнение, органы представительной
власти и т.п.). В процессе контроля первоначальные цели организации могут
модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной
дополнительной информации о выполнении принятых решений.
С помощью контроля не только выявляются отклонения от программы, но и
определяются причины этих отклонений. Можно сказать, что социальный
контроль — это одна из основных функций регулирующего воздействия со
стороны общества, которая реализуется в управленческой деятельности
общества как субъекта управления. Общество пока слабо прогнозирует
ожидаемые отклонения от нормы и вносит своевременную коррекцию в
деятельность отдельных субъектов управления, прежде всего государства.
Можно выделить и другие функции, которые решаются с помощью контроля
исполнения (схема 2).
1. Диагностическая функция — главная ведущая функция контроля. В любом
случае сначала необходимо четко представить подлинное состояние дел, или
поставить диагноз.
Знание об объекте
отсутствует
представление о нормальном
системы. Именно
представление о норме
поведении социальной системы, субъекта управления, личности, ту или иную
социальную болезнь или патологию. На этой основе разрабатываются программы
упреждающего воздействия или коррекции по отношению к диагностируемому
объекту.
2. Функция обратной
связи, без которой
выполнения поставленных задач и по сути выпускает из рук бразды правления,
лишается возможности оказывать влияние на ход работы.
3. Ориентирующая функция проявляется в том, что те вопросы, которые чаще
контролируются субъектом управления, как бы сами собой приобретают особое
значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на
объект повышенного внимания. Вопросы, которые выпадают из поля зрения
руководителя, часто не решаются подчиненными.
4. Стимулирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает.
Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле
зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение
в процесс труда всех неиспользованных резервов и в первую очередь резервов
человеческого фактора.
5. Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, побуждает
исполнителей к добросовестному труду.
6. Корректирующая
функция связана с теми
решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная
психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу
подчиненного, на самом же деле тот уже проверил на практике эффективность
решения руководителя. Словом, контроль уже состоялся, причем по самому
надежному критерию — по соответствию решения практике.
В практике
управления организацией
контроля:
предварительный
— предшествует принятию
— дать более глубокое обоснование принимаемому решению;
текущий —
с его помощью вносят
решений;
последующий — служит для проверки эффективности принятия решений.
Таким образом, контроль является объективной необходимостью, так как даже
оптимальные планы не могут быть реализованы, если не будут доведены до
исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный
контроль.
Суть эффективности состоит в том, что управление обеспечивает решение
поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах
ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т.п.
Неправомерно эффективность рассматривать как результаты разных видов
конкретной управленческой деятельности. В обществе интегрирующим является
социальный результат, повышение качества жизни граждан при наименьших
затратах всех остальных средств. Именно качество жизни — основная цель
общественного развития и главный критерий эффективности.
Для оценки качественных параметров эффективности управленческой
деятельности прежде всего необходимо иметь в виду цели, всю систему
целеполагания, ведущее место в которой занимают социальные задачи, задающие
вектор развития всем остальным, и имеющиеся затраты на их осуществление,
полученный конечный результат. Эффективность в данном случае оценивается
как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень
приближения к выполнению социальных нормативов.
Центральная проблема методологии эффективности — согласование целей
(общих и частных, стратегических, среднесрочных и близлежащих), выбор
приоритетов, учет сроков и достижения и получения тех или иных результатов.
Поэтому необходимым условием получения эффективности являются, во-первых,
согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями
развития социальной системы (общества), особенно в период его
реформирования или модернизации; во-вторых,
ориентация на человека, человеческий ресурс как цель и решающий фактор всех
перемен, накопления потенциала развития. При этом нельзя не учитывать
трудности такого расчета:
1) разные
эффекты не могут быть
2) эффекты
могут иметь разную
отрицательную);
3) не существует в полной мере стоимостных оценок некоторых результатов
деятельности, например цены человеческой жизни, потери культурных
ценностей, гениальных идей, художественных образцов и т.п.;
4) практическая
значимость всех действий
счете определяется результатами развития общества, сбалансированностью
интересов его членов, качеством их жизни в соответствии с существующими
образцами (нормами)
социального прогресса и
социокультурными) данной цивилизации, страны. Универсальная схема оценки
Информация о работе Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления