Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих
общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),
призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из
направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник
значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте
экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное
представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием
менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и
инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для
достижения целей организации.

Файлы: 1 файл

соц упр 1.docx

— 142.85 Кб (Скачать файл)

которыми пользуются, чтобы склонить партнера  к принятию  нужного варианта

решения.

  Словом,  существует  много  приемов  и  методов   принятия  и   реализации

эффективных решений. Их набор и комбинация во многом зависят от  сложившейся

проблемной ситуации, где необходимо не только  искусство  управления,  но  и

знание общих  принципов, наработанных веками технологий, открытых наукой

закономерностей.

  Естественным  стремлением  является  предпочтение  чего-либо  лучшего  по

сравнению с хорошим, что означает применение оптимального критерия.  Поэтому

везде, где оптимизация  решений не наталкивается на  особые  трудности,  люди

стремятся  к  оптимальным  решениям,  а  где   это   слишком   сложно,   они

ограничиваются  удовлетворительными решениями.

  Оптимизация  решения возможна,  когда,  во-первых,  количество  вариантов,

среди  которых  выбирают,  не  слишком   большое.   Во-вторых,   оптимизация

облегчается,  когда  есть   только   один   критерий   выбора,   поддающийся

количественному  выражению,   или   количественные   показатели   нескольких

равнозначных критериев  являются соизмеримыми.

  Когда люди  принимают важные управленческие  решения,  они  не  могут   себе

позволить поиск  решений путем "проб и ошибок", ибо цена таких поисков  может

быть слишком  велика.  Лучше понести значительные  расходы на  разработку

решений, но уменьшить  риск ошибки.

 

  3. Социальный  контроль и эффективность управления

 

  Недостаточно  принять  грамотное  управленческое  решение,  добиться  его

реализации. Необходим  социальный контроль за  его выполнением,  оценка  его

эффективности и  внесение  необходимых  коррективов,  чтобы  следующий  цикл

управленческой  работы был еще более  эффективным,  чем  предыдущий.  Поэтому

осуществление социального  контроля  и  оценка  эффективности  управления  —

последние стадии управленческого  труда, необходимые  для  начала  следующего

его  непрерывного  цикла,  без  которых  эффективное социальное  управление

невозможно.

  В широком  смысле слова социальный контроль  — это совокупность  средств   и

приемов, с помощью  которых общество гарантирует, что  поведение  его  членов,

отдельных  субъектов  управления,  социальных  групп  будет  соответствовать

установленным общественным нормам и ценностям. Порядок в  обществе  означает,

что  каждая  личность,  каждый  субъект  деятельности,  принимая   на   себя

определенные обязанности, в свою  очередь  вправе  требовать  от  других  их

выполнения  в  собственных  целях.  Выделяют   три   способа   осуществления

социального контроля:

   Эффективное   воспитание  и  социализация,  в   процессе   которых   люди

 сознательно  принимают нормы и ценности  общества,  его  отдельных   групп  и

 социальных институтов.

   Принуждение,  применение определенных санкций.  Когда  отдельный  индивид,

 группа,  субъект   управления  не  следуют  законам,  нормам,  правилам,  то

 общество  прибегает   к  принуждению,  которое   направлено  на   преодоление

 отклонений от  нормы, принятых ценностей. В  этом смысле социальный  контроль

 тесно связан  с категориями свободы и ответственности.  В самом деле,

 эффективное  управление предполагает  проявление  инициативы  и  творчества,

 самостоятельности   со  стороны  всех  субъектов   управления,   но   свобода

 невозможна без ответственности за социальные последствия деятельности.

   Политическая,  нравственная,  юридическая,  финансовая  и  другие   формы

ответственности. Эффективность  социального  контроля  целиком  и  полностью

зависит от характера  и степени продвижения страны к гражданскому  обществу,

институты и организации  которого  способны  поддерживать  и реализовывать

интересы и потребности  своих членов, защищать их вне и помимо государства.

  Таким образом,  ясно, что социальный контроль  не может быть  сведен  ни  к

учету, ни к отчетности, а складывается из сложных управленческих  отношений,

которые пронизывают всю систему снизу доверху. В то же время контроль  может

быть рассмотрен как завершающая часть управленческого процесса.  В этом

смысле он — та часть управленческого труда, которая связана с наблюдением и

проверкой   соответствия   процесса   функционирования   объекта    принятым

управленческим  решениям,  а  не  только  законам,  нормам,  правилам.  Когда

решение принято, управляемая  и  управляющая  системы  приведены  в  порядок,

отрегулированы  с  целью  его  поддержания  и  совершенствования,   системой

контроля  подводятся  результаты  деятельности.  Затем   принимается   новое

решение или  остается  прежнее,  начинается  новый  цикл  управления.  Снова

совершаются действия, операции по реализации функций  управления.  При  этом

все функции управления находятся в  единстве,  во  взаимодействии,  особенно

его  контрольная  функция,  которая  пронизывает  все   стадии   управления,

выступает  как  интегрирующая,  руководящая и объединяющая  их  в   единый

ансамбль.  Поэтому  проблемы  контроля  не  могут  быть  сведены  только   к

организационной деятельности.

  Контроль занимает  важное место в  обеспечении   стабильности  общества,  в

воспроизводстве  господствующего типа  социальных  отношений и социальных

структур. По существу контроль — один из  главных  механизмов  регулирования

отношений  между  обществом   и   личностью,   обществом   и   государством,

государством  и  социальными  институтами.  Все   общество,   его   граждане

посредством социального  контроля  проверяют  действия  отдельных  субъектов

управления   в   соответствии   с   социальными   нормативами,   ценностными

стандартами,  идейными  ориентирами.  Механизм   социального   контроля   не

сводится только к  воздействию  на  отдельного  человека,  к  учету  работы,

статистической  и  бухгалтерской  отчетности,  вообще  к  количественной   и

качественной  оценке  имеющихся  ресурсов.  Его  функция  гораздо   шире   —

обнаружение возможных  отклонений от заданных целей,  своевременное  принятие

упреждающих мер  по ликвидации  возникающих  диспропорций.  Меры  социального

контроля тем  эффективнее,  чем  шире  в  его  осуществлении  участвуют  все

общество, его гражданские  институты. В этом  смысле  средствами  контроля  и

социального  регулирования  выступают  формы   непосредственной   демократии

(референдумы, запросы  граждан, общественное мнение, органы  представительной

власти и т.п.). В процессе контроля первоначальные  цели  организации  могут

модифицироваться,   уточняться   и   изменяться    с    учетом    полученной

дополнительной  информации о выполнении принятых решений.

  С помощью  контроля не только выявляются  отклонения  от  программы,  но  и

определяются  причины  этих  отклонений.  Можно  сказать,   что   социальный

контроль —  это  одна  из  основных  функций  регулирующего  воздействия  со

стороны  общества,  которая  реализуется   в   управленческой   деятельности

общества  как  субъекта  управления.  Общество   пока   слабо   прогнозирует

ожидаемые  отклонения  от  нормы  и   вносит   своевременную   коррекцию   в

деятельность  отдельных  субъектов  управления,  прежде  всего  государства.

Можно выделить  и  другие  функции,  которые  решаются  с  помощью  контроля

исполнения (схема 2).

   1. Диагностическая  функция — главная ведущая  функция  контроля.  В  любом

 случае сначала необходимо четко представить подлинное состояние дел,  или

 поставить диагноз.  Знание об объекте бессмысленно  с позиций контроля,  если

 отсутствует  представление о нормальном или  должном состоянии  анализируемой

 системы. Именно  представление о норме  позволяет   определить  отклонения  в

 поведении социальной системы, субъекта управления, личности,  ту  или иную

 социальную болезнь  или патологию. На этой основе  разрабатываются  программы

 упреждающего  воздействия или  коррекции   по  отношению  к  диагностируемому

 объекту.

  2. Функция обратной  связи, без  которой  руководитель  не  знает  о  ходе

выполнения поставленных задач и по сути выпускает из рук бразды  правления,

лишается возможности  оказывать влияние на ход работы.

  3. Ориентирующая  функция проявляется в том,  что те вопросы, которые   чаще

контролируются  субъектом управления, как бы сами  собой  приобретают  особое

значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в  первую  очередь  на

объект повышенного  внимания.  Вопросы,  которые  выпадают  из  поля  зрения

руководителя, часто  не решаются подчиненными.

  4. Стимулирующая  функция близка к ориентирующей, но с ней не  совпадает.

Если ориентирующая  функция контроля при умелом  руководстве  держит  в  поле

зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и  вовлечение

в процесс труда  всех неиспользованных резервов и в  первую  очередь  резервов

человеческого фактора.

  5. Педагогическая  функция. Контроль, если он  построен  умело,  побуждает

исполнителей к  добросовестному труду.

  6. Корректирующая  функция связана с теми уточнениями,  которые вносятся  в

решения  на  основе  материалов   контроля.   Здесь   складывается   сложная

психологическая ситуация: руководитель полагает,  что  он  проверяет  работу

подчиненного, на самом  же деле тот уже проверил  на  практике  эффективность

решения руководителя. Словом,  контроль  уже  состоялся,  причем  по  самому

надежному критерию — по соответствию решения практике.

  В практике  управления организацией применяются  три основные разновидности

контроля:

  предварительный  — предшествует принятию окончательного  решения, его  цель

— дать более глубокое обоснование принимаемому решению;

  текущий —  с его помощью вносят коррективы  в процесс  исполнения  принятых

решений;

  последующий — служит для проверки эффективности принятия решений.

  Таким образом,  контроль является объективной  необходимостью, так как даже

оптимальные планы  не могут быть  реализованы,  если  не  будут  доведены  до

исполнителей и  за их исполнением не будет налажен  объективный  и  постоянный

контроль.

  Суть эффективности  состоит в том,  что  управление  обеспечивает  решение

поставленных  задач  в  возможно  короткий  срок  при  наименьших   затратах

ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных  и  т.п.

Неправомерно  эффективность  рассматривать  как  результаты   разных   видов

конкретной управленческой деятельности. В  обществе  интегрирующим  является

социальный  результат,  повышение  качества  жизни  граждан  при  наименьших

затратах всех остальных средств.  Именно  качество  жизни — основная  цель

общественного развития и главный критерий эффективности.

  Для   оценки   качественных   параметров   эффективности   управленческой

деятельности  прежде  всего необходимо  иметь в виду  цели,  всю систему

целеполагания, ведущее  место в которой занимают социальные задачи,  задающие

вектор развития всем остальным, и имеющиеся  затраты  на  их  осуществление,

полученный конечный результат. Эффективность  в  данном  случае  оценивается

как плодотворность  усилий  по  достижению  социальных  целей,  как  степень

приближения к выполнению социальных нормативов.

  Центральная   проблема  методологии  эффективности   —  согласование  целей

(общих  и   частных,  стратегических,  среднесрочных   и  близлежащих),  выбор

приоритетов, учет сроков и достижения и получения  тех или иных  результатов.

Поэтому необходимым  условием получения  эффективности  являются,  во-первых,

согласованность  результатов  с  фундаментальными,   перспективными   целями

развития   социальной   системы   (общества),   особенно   в   период    его

реформирования  или модернизации; во-вторых,

ориентация на человека, человеческий ресурс как цель и решающий фактор  всех

перемен, накопления  потенциала  развития.  При  этом  нельзя  не  учитывать

трудности такого расчета:

   1) разные  эффекты не могут быть измерены  в одних и тех же единицах;

   2) эффекты  могут иметь разную направленность, модальность (положительную,

отрицательную);

   3) не существует  в полной мере стоимостных  оценок  некоторых  результатов

деятельности,  например   цены   человеческой   жизни,   потери   культурных

ценностей, гениальных идей, художественных образцов и т.п.;

  4) практическая  значимость всех действий субъектов  управления в  конечном

счете  определяется  результатами  развития  общества,   сбалансированностью

интересов его членов, качеством их  жизни  в  соответствии  с  существующими

образцами (нормами) социального прогресса и возможностями (экономическими  и

социокультурными) данной цивилизации,  страны.  Универсальная схема оценки

Информация о работе Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления