Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих
общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),
призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из
направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник
значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте
экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное
представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием
менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и
инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для
достижения целей организации.
процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор
используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор
и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А.
Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом
науки управления, "администрирования" (отсюда и название административная
школа).
Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему:
разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство
руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса
общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и
децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок;
справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.
Другие представители административной школы: М. Блюмфилд, разработал
концепцию управления рабочей силой (1917), М. Вебер, предложил концепцию
рациональной бюрократии (1921). Он также дал характеристику идеальных типов
господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок,
устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой
организации.
Основная черта классической школы (научной и административной)
заключается в утверждении, что существует только один способ достижения
эффективности производства. Поэтому цель классических управленцев состояла
в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод
управления.
Определенный
прорыв в области управления,
школы человеческих отношений (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-
х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о
человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе
управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а
не на его задании.
Родоначальником принято
что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные
системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно
улучшить, считал он, результаты труда.
А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей личности:
физиологические; безопасности существования; социальные (принадлежность к
коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные
(авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства,
самоуважение); самовыражения, полного использования своих возможностей,
достижения целей и личного роста.
Не менее
популярно в школе
(1960). В основе
его теории (X и У)
лежат следующие
работников: теория Х — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от
труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать,
контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им
руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о
собственной безопасности; теория У — люди от природы не пассивны, а стали
такими в результате работы в организации. У данной категории работников
затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы,
как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя
ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со
стороны, так как способен сам себя контролировать.
IV. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). Более поздние
теории управления разработаны в основном представителями количественной
школы, часто называемой управленческой. Ее появление — следствие применения
математики и компьютеров в управлении. Представители этой школы
рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен
математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций
управления, опирающихся на использование математического аппарата, с
помощью которого достигается интеграция математического анализа и
субъективных решений управленцев.
В современных
условиях математические
всех направлениях управленческой науки.
Системный подход в управлении связан с применением общей теории систем для
решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны
рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов,
таких, как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея
системной теории такова: ни одно действие не предпринимается в изоляции от
других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.
В 70-е годы появилась идея открытой системы. Организация как открытая
система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней
среде. Такая система не является самообеспечивающейся, зависит от энергии,
информации и материалов, поступающих извне, имеет способность
приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
С точки зрения
экономики организации
методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода:
формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в
зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать
ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на
организацию в данное конкретное время.
Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной,
многоструктурной и массовой с точки зрения как объекта воздействия, так и
его субъекта, появляется особый тип управленца — рыночный. Каждый
муниципальный менеджер становится своего рода предпринимателем в сфере
управления, успешно конкурирующим с государственным управлением, что
создает необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий
аппарат на всех уровнях управления бюрократизируется, вырождается и
деградирует. Как показал мировой опыт, это главный механизм формирования
ответственной и профессиональной команды не только менеджеров, но и
государственных органов управления.
В результате буржуазной революции появился класс менеджеров взамен
капиталисто. Стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в
обществе. Наряду с менеджментом усиливается и государственное управление.
Подлинная история
менеджмента начинается с
стояла группа передовых западных инженеров конца XIX — начала XX вв. К ним
относят Ф. Тейлора (тейлоризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их
внимания стояли вопросы повышения производительности труда и налаживания
социальных отношений на предприятии. Теоретический фундамент современного
менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Майо, П. Дракера, которые
послужили исходной точкой для практических разработок в области гуманизации
труда и новых форм организации управления, стали основой специальной
управленческой функции, называемой управление персоналом или, более широко,
управление человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию
социальный менеджмент.
Основные суждения по управлению, высказанные в трудах этих ученых и всех
их последователей вплоть до настоящего времени, посвящены управленческой
деятельности — соединению в управлении научного знания, технических
средств, трудовых и эвристических способностей человека. Именно этими
исследователями были открыты и введены в действие огромные резервы
рационализации систем управления, а на этой базе и с помощью управления —
всей общественной и частной жизнедеятельности людей. Управленческой
деятельности посвящена обширная и разноплановая научная литература, которую
полезно и необходимо изучать каждому управленцу.
История мирового социального управления насчитывает несколько
управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и
практике управления.
Первая управленческая
революция привела к
зарождению письменности в результате делового общения и калькуляции.
Вторая связана с именем вавилонского царя Хаммурапи, давшего образцы
сугубо светского аристократического стиля
управления.
Основным итогом третьей революции в управлении, относимой по времени к
царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых
методов регулирования с производственной деятельностью.
Четвертая
совпала с зарождением
прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что
чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или
технические.
Пятая управленческая
революция ознаменовалась
силы — профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал
господствующим в сфере управления материальным и духовным производством.
Начало развития управленческой науки в России было положено в XVII в. и
преимущественно в рамках теории государственного управления. В развитии
этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший
попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах
России. А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев,
поставившим вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического
(на микроуровне) управления,
Особую эпоху в развитии российской теории управления составляют
петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг
управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летосчисления
до создания
нового государственного
конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно
выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:
развитие крупной
промышленности и
производств;
содействие развитию сельского хозяйства;
укрепление финансовой системы;
активизация развития внешней и внутренней торговли.
Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, инструкции и контроль
за их исполнением
— регулировали различные
по сути это
было государственным
Особую роль в сфере управления в России сыграл М.М. Сперанский (1772-
1839). Цель преобразований
он видел в придании
конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М.
Сперанский предложил разделить на три части: законодательную,
исполнительную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в
ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления
государством
— в ведении министерств,
Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских
учреждениях", которым вводилось всесословное самоуправление.
4. Принципы социального управления.
Под принципами
социального управления
положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в
социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к
системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы
управления представляют собой результат обобщения людьми объективно
действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных
фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.
Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи,
исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.
Взаимосвязь принципов,
законов и закономерностей
последовательности: законы социального развития - социальные законы
соответствующего периода (этапа) социального развития - законы и
закономерности социального управления - принципы социального управления.
При этом важное различие между принципами и методами социального управления
состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.
К основным
принципам социального
• принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их
обсуждении;
• единства воздействия всех методов управления для поддержания
Информация о работе Современные теоретические подходы к проблематике социологии управления