Субкультура социальных сетей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание работы

Человеческий вид всегда нуждался в общении, в контакте, во взаимодействии друг с другом. На ранних этапах развития необходимость и роль в социальном сосуществовании, была на уровне выживаемости человеческого вида. Ведь информация о том или ином явлении, переданная в различных формах (устно, жестами, письменно и прочее) могла значительно облегчить жизнь индивида.
Сейчас процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, значительно изменился. С развитием компьютерных интернет-технологий появляется новая реальность, некая социальная среда, где люди совершают различные действия: общаются, учатся, развлекаются, зарабатывают деньги и т.п. Наличие виртуальной реальности позволяет современному человеку осуществлять все те же формы деятельности, что и в реальной жизни.

Содержание работы

Введение
. Субкультура социальных сетей
.1 История зарождения понятия «социальная сеть»
.2 Социальная сеть в веб-пространстве
.3 Web 2.0 как платформа социальных сетей
.4 Зарубежный и Российский опыт в создании социальных сетей в хронологическом порядке
.5 Классификация типов социальных сетей
. Особенности социальных сетей
.1 Особенности и влияние социальных сетей
.2 Достоинства и недостатки социальных сетей
. Анализ основной информации в социальной сети «Вконтакте»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 132.47 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа

Субкультура социальных сетей

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Субкультура социальных  сетей

.1 История зарождения понятия  «социальная сеть»

.2 Социальная сеть в  веб-пространстве

.3 Web 2.0 как платформа социальных  сетей

.4 Зарубежный и Российский  опыт в создании социальных  сетей в хронологическом порядке

.5 Классификация типов  социальных сетей

. Особенности социальных  сетей

.1 Особенности и влияние  социальных сетей

.2 Достоинства и недостатки  социальных сетей

. Анализ основной информации  в социальной сети «Вконтакте»

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческий вид всегда нуждался в общении, в контакте, во взаимодействии друг с другом. На ранних этапах развития необходимость и  роль в социальном сосуществовании, была на уровне выживаемости человеческого  вида. Ведь информация о том или  ином явлении, переданная в различных  формах (устно, жестами, письменно и  прочее) могла значительно облегчить  жизнь индивида.

Сейчас процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, значительно изменился. С развитием компьютерных интернет-технологий появляется новая реальность, некая  социальная среда, где люди совершают  различные действия: общаются, учатся, развлекаются, зарабатывают деньги и  т.п. Наличие виртуальной реальности позволяет современному человеку осуществлять все те же формы деятельности, что  и в реальной жизни.

Для удовлетворения в потребности  самовыражения, общения, нахождения новых  деловых контактов и прочих потребностей в виртуальной среде были созданы  различные сервисы - социальные сети.«Социальной  сетью» называют услугу, помогающую людям  поддерживать связь с друзьями и  коллегами. Такая сеть предоставляет  своим пользователям возможность  делиться и обмениваться информацией  точно так же, как они это  делают в реальной жизни.

Каждый день в интернете  миллионы людей рассказывают о себе. Социальные сети - стали для многих новым способом самопознания и развития личности, они стали важной частью жизни для большинства людей. Популярность феномена социальных сетей  исчисляется миллионами, для примера  достаточно привести количество пользователей  в социальной сети «Facebook», размер которой  достигает около 850 млн. человек. Если сравнивать с реальным населением стран  в Мире, то «страна Facebook» занимала бы 3 место, после Китая и Индии. В России такие популярные сети как  «Одноклассники» и «Вконтакте»  насчитывают около 120 млн. зарегистрированных пользователей. В 2012 году около 55% Россиян  подключены или используют глобальную сеть - интернет. Из тех, кто пользуется интернетом более 82% имеют аккаунты в социальных сетях. Опираясь на количественные данные, безусловно можно утверждать о популярности виртуальных социальных сетях среди людей всего Мира. Сегодня многие специалисты изучают  социальные сети повседневной жизни, некоторые  из них считают, что социальные сети которые окружают любого человека, представляют собой некий живой  саморазвивающийся и самовосстанавливающийся  организм. Но по существу все то, что встречается в виртуальных социальных сетях, есть прямое отражение человеческой деятельности в обыкновенных сетях. Социальные сети в интернете - это не просто форма развлечения и общения, это такое же глобальное явление, которое необходимо изучать.

Отсюда следует актуальность дипломной работы - необходимость  изучения социальных сетей.

Объект исследования: социальный ресурс «Вконтакте».

Предмет исследования: социальные сети.

Цель работы: исследовать  социальные сети с точки зрения формирования новой субкультуры.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

изучить историю понятия  «Социальные сети»;

изучить процесс развития и становления социальных сетей  в виртуальной среде;

выявить основные признаки социальных сетей;

рассмотреть веб-платформу  на основе которой, существуют современные  социальные сети в интернете;

проанализировать зарубежный и Российский опыт в создании социальных сетей в хронологическом порядке;

классифицировать социальные сети по типам;

проанализировать особенности  социальных сетей;

проанализировать особенности  влияния социальных сетей на пользователя;

выявить достоинства и  недостатки социальных сетей;

проанализировать основное содержание социальной сети «Вконтакте» («Статус», «Стена», коллекция материалов и т.д.) и на основание полученных данных сделать соответствующие  выводы.

1. Субкультура социальных  сетей

социальный сеть информация

Для более полноценного изучения какого-либо вопроса, необходимо рассмотреть  предмет изучения со всех временных  ракурсов. История предмета (прошлое) отражает лишь некоторую часть, без  которой неточен детальный анализ любого вопроса. В последствие, изучив корни, возможно двигаться далее  к настоящему состоянию предмета изучения - социальных сетей и только после рассмотрения ситуации на данный момент логично переходить к перспективам развития изучаемого вопроса. Исторические факты не дают панацею от проблем  настоящего и будущего, они просто есть и их лучше знать. Историческое повествование рассказывает то, что  свершилось, то, что забыли или, то, чего не знали.

 

1.1 История зарождения  понятия «социальная сеть»

 

Социальные сети возникли с формированием общества как  такового, однако идея о том, что  сосуществование и взаимодействие людей друг с другом можно представить  в виде сети, возникла позже.

В конце XIX - начале XX вв. немецкий социолог и философ Георг Зиммель  рассматривал социальную жизнь в  аспекте социального взаимодействия. Зиммель рассматривал общество как  модель, в которой взаимодействуют  отдельные индивиды и группы. Чтобы  понять это взаимодействие необходимо начинать с простейших форм взаимодействия. Г. Зиммель изучал случай, когда к  традиционному понятию в социологии «диады», т.е. отношения, предполагающие двух субъектов, добавляется третий субъект, превращая ее в «триаду».

В итоге возникают качественно  новые «социальные формы», невозможные  там, где взаимодействие происходит в рамках только одной пары субъектов. К данным формам относят: действия двух партнеров против третьего, попытку  поссорить партнеров, чтобы получить преимущества против каждого по отдельности, посредничество и принятие коллективного  решения путем голосования.

Увеличивая число участников в общей ситуации взаимодействия, Зиммель выводит понятие «сети  взаимодействий». Он воспринимает общество как «ткань», сотканную из неисчислимых взаимодействий невидимых нитей (связи), которые связывают людей.

В 1930-е гг. американский социолог Джекоб Морено опубликовал метод  описательного анализа межличностных  отношений в малых группах. Он предложил способ измерения отношений - тест. Тест измерения отношений включал в себя вопросы о связях разного типа, о предпочтениях, о дружбе, о неприязни, о доверии, так же тест имел средства визуализации этой структуры (социограмма). Социаграмма есть визуальная диаграмма, в которой отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий. В работах «Социометрия, экспериментальный метод и наука» и «Основы социометрии» Д. Морено доказал, что психическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Основным средством решения социальных проблем он считал упорядочивание непосредственных отношений между людьми.

В конце 40-х гг. британский антрополог Альфред Радклиф-Браун  определил понятие социальной структуры  как «сложную сеть реально существующих социальных отношений».

Радклиф-Брауни утверждал, что  каждое общество вырабатывает свою культурную модель социальных отношений. Социализация (приобщение индивида в процессе социального  взаимодействия к определенным нормам, ценностям и взглядам) людей посредством  этих моделей вырабатывает сходные  формы поведения и благодаря  этому каждый человек по отношению  к сети социальных отношений и  исполняет свою определенную социальную роль. Вводит новое понятие «социальная  структура».

До 50-х гг. интерес ученых ограничивался связями между  индивидами в малых группах. Несмотря на то, что исследователи оказали  серьезное влияние на изучение социальных взаимодействий, понятия «социальная  структура», было недостаточно для  отображения изменчивых отношений  в обществе. И все же размышления  и изучения социальных отношений  между людьми создали благоприятную  почву для зарождения понятия  «социальная сеть», которое сегодня  воспринимается как должное. Однако для возникновения понятия «социальная  сеть» потребовался все тот же умственный труд ученых.

Термин «социальная сеть»  был введен в 1954 г. социологом Джеймсом Барнсом. В своем исследовании «Классы  и собрания в норвежском островном  приходе» Барнс развил существовавший ранее подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм (метод социограмм ввел вышеупомянутый ученый Д. Морено). Основная причина  обращения к термину «социальная  сеть» для Д. Барнса заключалась  в следующем: «...Я предложил использовать понятие социальной сети для того, чтобы описывать и анализировать  те системы взаимоотношений, которые  нельзя было определить как явные, устойчивые и регламентированные группы...».

Основываясь на оценке степени  развития человеческого мозга, Д. Барнс  пришел к выводу, что размер социальной сети вокруг одного индивида составляет примерно 150 человек (среднее количество «друзей» в современных виртуальных  социальных сетях может значительно  превышать данное число). Возможно ограниченность индивидуальных каналов коммуникации между людьми (отсутствие мобильных  телефонов, компьютеров и т.д., т.е. отсутствие современных технологических  новшеств) способствовала подобному  выводу ученого.

В 1959-1968 гг. венгерские математики П. Эрдос и А. Реньи в своих  работах описали принципы формирования социальных сетей. Д. Уоттс и С. Строгач  развили теорию социальных сетей, ввели  термин коэффициента кластеризации - степени  близости между неоднородными группами.

В 1970-е годы все больше идет процесс систематизации исследований и теорий, которые были накоплены  за время изучения социальных сетей. Выявление базовых размеров социальной сети является одним из ключевых направлений  в изучении теории сетей.

Сегодня изучение социальных сетей - это активно развивающееся  направление в социологии. В данной области накоплен богатый математический аппарат, позволяющий строить сложные  модели социальных взаимодействий, описывающие  практически любые социальные системы. Современные методы анализа социальных сетей активно используют вышеупомянутые термины, «диады», «триады», «кластеризация».

С первого взгляда, проследив  возникновение понятия «социальная  сеть» с точки зрения социологии, становиться очевидным пристальный  интерес исследователей в области  человеческих отношений. За всю историю  существования человечества люди объединялись в семьи, группы, государства, что  образовывало социальную сеть, ведь изучение вопроса взаимоотношений людей  является актуальным во все времена. Однако на основании исторических фактов возможно сделать вывод, что наука  изучающая социальные отношения  общества молода. Если считать основной вехой 1954 г, когда ввели термин «социальная  сеть», то с этого момента прошло 58 лет, что для истории является незначительным промежутком времени. Похвально знать историю, но для  полноты следует знать и современную  интерпретацию термина «социальная  сеть».

Современное понятие социальная сеть формулируется следующим образом - социальная структура, состоящая из узлов, которыми являются социальные объекты (люди, организации, города, страны и  т.д.) и связей между ними (т.е. совокупности отношений).

Расширяя содержание понятия  «связи» в социальной сети, ученые пришли к новому понятию, которым  необходимо характеризовать социальную сеть - «поток ресурсов». Отсюда понимание  социальной сети таково: социальная сеть - это объединение трех составляющих:

совокупности позиций;

отношений между позициями;

потоков ресурсов.

Следовательно любое социальное объединение, в котором нет вышеописанных  трех составляющих, не является социальной сетью. Изучению понятия «поток ресурсов»  посвящена теория обмена, в ней  важным понятием является понятие капитала. Капитал - это ресурсы, которые могут  быть использованы социальными объектами  для реализации своих интересов. Выделяют экономический и социальный капитал.

Социальный капитал - это  связи между людьми, которые человек  может использовать для достижения своих целей, в частности для  наращивания своего финансового  и/ или человеческого капитала. Чем  больше капитал, тем более значительных целей возможно достичь. Так же социальный капитал определяют как накопление чужих обязательств. Если упростить  суть - это знакомства.

В свою очередь социальный объект, узел и базовый элемент  взаимодействия в сети называется актором (в некоторых работах «актор»  заменяется другим термином, например Д.А. Губанов в своей книге «Социальные  сети: модели информационного влияния, управления и противоборства», использует термин «агенты»). Различные теории определяют актора по-разному. Изначально под термином «актор» понимался  человек, участвующий в социальном взаимодействии, т.е. субъект деятельности. Позже сформировалось понятие актора как - позиции, места индивида в социальной структуре. Современное обществоведение  к акторам относит:

индивидов;

семьи;

формальные и неформальные группы;

организации и их структурные  подразделения;

социальные институты, поселения  и регионы;

локальные рынки;

государства.

Переосмыслив определение  социальных сетей с точки зрения акторов, возможно сделать следующие  определение. Социальная сеть - это  совокупность отношений акторов. Под  отношением понимают совокупность связей определенного типа между акторами, например: дружба, знакомства, сотрудничества, симпатии и антипатии, физических контактов, родства, членства в группах, коммуникации. Связи могут быть направленными  и ненаправленными, неозначенными  и означенными, сильными и слабыми, единичными и множественными. Сильная  связь - близкий друг, слабая связь - знакомый.

Информация о работе Субкультура социальных сетей