Субкультура социальных сетей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание работы

Человеческий вид всегда нуждался в общении, в контакте, во взаимодействии друг с другом. На ранних этапах развития необходимость и роль в социальном сосуществовании, была на уровне выживаемости человеческого вида. Ведь информация о том или ином явлении, переданная в различных формах (устно, жестами, письменно и прочее) могла значительно облегчить жизнь индивида.
Сейчас процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, значительно изменился. С развитием компьютерных интернет-технологий появляется новая реальность, некая социальная среда, где люди совершают различные действия: общаются, учатся, развлекаются, зарабатывают деньги и т.п. Наличие виртуальной реальности позволяет современному человеку осуществлять все те же формы деятельности, что и в реальной жизни.

Содержание работы

Введение
. Субкультура социальных сетей
.1 История зарождения понятия «социальная сеть»
.2 Социальная сеть в веб-пространстве
.3 Web 2.0 как платформа социальных сетей
.4 Зарубежный и Российский опыт в создании социальных сетей в хронологическом порядке
.5 Классификация типов социальных сетей
. Особенности социальных сетей
.1 Особенности и влияние социальных сетей
.2 Достоинства и недостатки социальных сетей
. Анализ основной информации в социальной сети «Вконтакте»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 132.47 Кб (Скачать файл)

Одним из главнейших инструментом анализа социальных сетей является математическая теория графов. Благодаря  математической теории графов социальную сеть можно изобразить графически. Для построения и изучения графических  схем социальных сетей используются специальные термины, такие как  граф, ребра, дуги, связи, ортографы  и прочее. В данной работе подробное  изучение терминов нецелесообразно, так  как работа посвящена не изучению теории математических графов. С другой стороны, вклад теории математических графов в изучение процессов социальных отношений бесценен, и поэтому  общие аспекты данного вопроса  необходимо осветить.

Информацию о связях получают с помощью опроса, наблюдения, эксперимента, из архивов, справочников, каталогов, дневников, а также непосредственно из социальных сетей в интернете (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Пример графического изображения социальной сети

 

Появление компьютеров позволило  существенно оптимизировать и автоматизировать процесс построения подобных графических  схем. Сегодня существует большое  количество специализированного программного обеспечения, позволяющего решать широкий  спектр задач во время изучения сетевых  схем. Так же появление социальных сетей в сети интернет на порядок  увеличило возможности изучения социально-сетевых отношений. Опыты, которые не возможны были в прошлом  в связи с техническим трудностями  сегодня осуществимы благодаря  появлению многомиллионных веб-сервисов социальных сетей.

В 21-м веке термин социальные сети используется в разы чаще, чем  в годы зарождения понятия. С появлением современных социальных сетей в  веб-пространстве понятие принимает  более обыденный оттенок, ведь если раньше термин «социальная сеть»  в основном использовался учеными  в области социологии, то сегодня  данное понятие используется практически  каждым человеком. Следующим этапом работы следует более подробно изучить  понятие «социальная сеть» в  виртуальной среде - интернет.

 

1.2 Социальная сеть в  веб-пространстве

 

Для более точного изучения феномена субкультуры социальных сетей, необходимо выполнить краткий обзор  технологий, благодаря которым стало  возможно использование интернета (веб-пространства) как площадки для  функционирования социальных сетей  в современном виде. Процесс развития и становления социальных сетей  в виртуальной среде шел постепенно, также как и процессы взаимоотношений  в реальной жизни. Современные механизмы  общения в материальном мире имеют  свои корни, так и виртуальные  социальные сети, которые привычны современнику, имеют свои этапы развития. Всему свое время, но ничто не может  существовать без предпосылок, каждое явление под пристальным рассмотрением  имеет какие-либо предшествующие события.

Главными целями первых телекоммуникационных сетей были совместные вычисления, а также доступ к компьютерным базам данных, т.е. изначально не предполагалось создание сети как средство общения. Однако независимо от того какие первоначальные цели преследовали разработчики первых телекоммуникационных сетей, по ходу эксплуатации стало очевидным, что два или  более компьютерных терминалов, объединенных в сеть, могут быть использованы в целях обмена информацией между  людьми, а значит и для общения. Так появился термин «computer-mediated communication» (CMC) - т.е. «коммуникация посредством  компьютера», сущностной характеристикой  которой являются цифровая опосредованность и отделенность от реального физического  мира, т.е. общение, которое реализуется  через цифровые сети передачи информации. Естественно подобный вид коммуникации был во многом отличен от живого общения с людьми, но обмен информации между субъектами выполнялся, а это  в свою очередь главная цель любого общения. Итак в истории человечества появляется новая форма дискурса (речь, процесс языковой деятельности) - компьютерный дискурс. Компьютерный дискурс есть многостороннее общение, опосредованное электронными средствами коммуникации.

Первой массово-используемой коммуникацией посредством компьютера стала электронная почта e-mail. Появившись в середине 60-х годов, e-mail в сжатые сроки утвердился как основное средство коммуникации посредством компьютера между людьми. Услуга внедрения списков  рассылки позволила вывести компьютерную коммуникацию за пределы сугубо межличностного (диалогового) общения и, как результат, обнаружило неисчерпаемый потенциал  компьютерного общения. Электронная  почта пользуется популярностью  и сегодня благодаря своему простому замыслу в своем использовании.

В 1980 году в США появилась  компьютерная сеть Usenet. Это событие  ознаменовало следующий этап в развитии компьютерного дискурса. Usenet стала  первой массовой компьютерной сетью. Usenet могли пользоваться значительно  более широкие круги населения  в отличие от ограниченной для  доступа сети ARPANET. Отличительной  чертой сети Usenet является принцип публикации контента так называемых newsgroups (телеконференции) или групп новостей.

Особенности телеконференций:

хранение сообщений и  предоставление доступа ко всей истории  обмена;

группировка сообщений в  «нити», направления обсуждений. Телеконференции  стали прообразом многих современных  технологий, в частности форумов  и гостевых книг.

Примечательной чертой среды Usenet является наличие программы, известной  как «убойный файл» (killfile), позволяющей  исключать из своего поля зрения определенные слова, сообщения конкретных людей  или даже целые темы обсуждений, т.е. удалять ненужную, засоряющую информацию («флуд»).

В 1988 году финский студент  Ярко Ойкаринен создал Internet Relay Chat (IRC) - сервисную систему, позволившую  пользователям общаться в реальном времени (online) как в формате «многие  ко многим» (групповое общение), так  и «один к одному» (межличностное  общение, диалог) Простое слово «Чат»  взятое из названия аббревиатуры IRC скажет больше современному читателю, чем  все справочные определения.

Для использования IRC-сети требуется  установка специального ПО. После  установки пользователь может перемещаться между виртуальными тематическими  «комнатами», называемыми каналами. IRC оказалась более востребованной для более легкого, живого общения. Одна из главных причин, почему пользователь посещает IRC-сети, это попытка найти  собеседника на интересующую тему или  стать участником в рамках этого  ресурса в какой-либо тематике. Зачастую общение в чатах на определенную тематику сопровождается бесцельным времяпрепровождением. Впрочем подобным словосочетанием (бесцельное времяпрепровождение), можно  охарактеризовать практически все  формы современных компьютерных дискурсов, однако это не значит, что  все человечество тратит свое время  впустую находясь в интернет-пространстве. IRC имеет пользователей и в  наше время, однако бум чатов уже  прошел, уступив место более современным  формам компьютерного дискурса.

Современные сервисы обмена короткими сообщениями, таких как  «ICQ» (в России многие называют «Аська»), «Skype», Odigo» и другие, в основе своей  имеют систему чатов. Установив  программу-клиент, пользователь формирует  список контактов (базовый набор  контактов переходит из повседневного  окружения в материальной жизни) и в реальном времени общается с другими участниками сервиса - как в группе, так и в диалоговой форме. С развитием медиа-технологий общение в подобных сервисах не ограничивается текстовой информацией, используются аудио-визуальные средства.

Главным отличием таких сервисов от классического интернет-чата является то, что активность пользователей  не концентрируется в рамках специализированного  интернет-сайта - она децентрализована таким образом, что каждый пользователь имеет возможность общаться лишь с теми, кого он добавил в свой контакт-лист. Как правило, сервис мгновенных сообщений используется для коммуникации между уже сложившимся кругом людей. Использование подобных сервисов дает возможность общаться посредством  интернета в рамках той системы  социальных связей, которая сложилась  вокруг человека в реальной жизни.

Однако подобное утверждение  не стоит воспринимать априори, ведь вариации использования программ различны, в том числе и вариации использования  сервисов обмена короткими сообщениями. Например сегодня многие молодые  люди такую программу как «Skype», используют в целях общения во время компьютерных игр, причем собеседником может являться абсолютно незнакомый человек. Подобного рода использование  сервисов обмена короткими сообщениями  возможно и противоречит изначальной  задумке, но запрета на другого рода использование таких программ нет  и не должно быть.

В том или ином виде социальные сети существуют в виртуальной среде  практически с того момента, когда  стала возможным общение посредством  компьютеров. И все же ни одна из рассмотренных технологий в полной мере не обладает тем набором признаков, который позволил бы рассматривать  ее как виртуальное воплощение социальной сети в современном понимание. Чтобы  сервис можно было считать виртуальным  воплощением действительной социальной сети, он должен отвечать некоторым  признакам.

На сегодняшний день не существует общепринятых признаков, по которым определяют социальные сети в интернете. Тем не менее можно  выделить несколько общих признаков, по которым возможно отличить социально-сетевые  сервисы. С другой стороны современный  активный пользователь (актор) социальных сетей в интернете, независимо от наличия или отсутствия общепринятых признаков социально-сетевых сервисов, интуитивно понимает, как опознать такие сервисы. Даже не изучая дополнительного  материала относительно социальных веб-сервисов, современный пользователь социальных сетей, например, легко определит, что сервис «Вконтакте» - это социальная сеть в сети интернет, тогда как  «Skype» - не социальная сеть, а просто удобное приложения для общения (в особенности для телефонных разговоров в режиме диалога или  конференции). Однако, если существуют хотя бы 10% от населения страны, которые  не имеют возможности без дополнительного  материала различать, что есть социально-сетевые  сервисы в сети интернет, то дальнейшее исследование становиться актуальным. Справедливо утверждать, что даже в наш век компьютерных технологий существуют люди для которых подобная тема не освещена.

Итак, основными признаками социальных сетей в веб-пространстве, можно считать следующие:

возможность создания интернет-образа, виртуального портрета пользователем  на сайте. Как правило, профиль оформляется  в виде подробной анкеты, где пользователь указывает информацию о себе, которую  смогут видеть другие участники сети. Степень подробности размещения информации о себе зависит от пожеланий  пользователя и от возможностей сервиса. Информация освещаемая в своей самопрезентации  систематизируется по категориям. Для  полноты приведем категории личной информации на примере сетевого проекта  «Вконтакте»;

«основное» здесь пользователь указывает - «Ф.И.О». «пол», «дату рождения», «семейное положение», «родной город», «языки», «родственников». Интересно  отметить тот факт, что наличие  такой подкатегории личной информации как «семейное положение» играет не маловажную роль в любой социальной сети. Если в реальной жизни в  момент знакомства с противоположным  полом есть риск, что субъект замужем/женат, влюблен в другого, помолвлен  и прочее, то в виртуальных социальных сетях подобный риск менее встречаем. Так же, когда перечень вариантов  семейного положения (рисунок 2) не ограничиваются банальными «Замужем-Не замужем»/«Женат-Не женат»;

Рисунок 2 - Перечень вариантов  семейного положения

 

Например, если человека заинтересовал(а) девушка/парень, и в личной информации субъекта в категории семейного  положения указан вариант «в активном поиске», такого рода информация дает зеленый свет для «завязывания»  знакомства. В реальной жизни у  людей нигде не отображается фактическое  семейное положение и готовность активного поиска (исключение кольцо на пальце женатого/замужнего человека). По крайне мере для многих людей  такого рода нюансы имеют значение;

«контакты» - возможно указать  «Страну», «город», «домашний/мобильный  телефон», «Skype», «личный сайт»;

«интересы» - размещается  информация о своей «Деятельности», «Любимой музыки», «Любимом телешоу», «Любимых книгах» и т.д. Предварительно изучив интересы потенциального собеседника, можно значительно обогатить  знания о своем собеседнике и  в последствие построить непринужденное общение. Опять же, с точки зрения знакомства, в сравнении с реальной жизнью, наличие прописанных интересов  значительно облегчает процесс  общения в виртуальных социальных сетях. И даже если список контактов  пользователя состоит целиком из людей, которые составляют его окружение  в реальной жизни, то зачастую множество фактов из интересов своих друзей неизвестны, а изучение и использование в дальнейшем общении новых предпочтений друзей из их личного профиля может способствовать укреплению связей;

«образование» состоит из основных вех в образование индивида - «школа», «Вуз», «Факультет», «Специальность»  и прочее. Все достаточно подробно, не хватает лишь темы дипломной, диссертационной, докторской работы, ведь возможно информация перечисленных тем способствовала созданию новых групп по выбранной  тематике темы работы;

и прочее, основные категории, которые возможно указать в личном профиле пользователя в социальном проекте «Вконтакте» демонстрирует  рисунок 3.

 

Рисунок 3 - Основные категории  информации в личном профиле

 

Некоторые указывают практически  всю «подноготную» о своей  личности, не забывая упомянуть адрес  и телефон, чем как правило  пользуются злоумышленники. Кроме личной информации в текстовом виде пользователям  социальных сетей доступны функции  размещения медиа-информации: фото, аудио, видео. Количество выкладываемых личных фотографий не прямо пропорционально  будущему количеству друзей в социальных сетях, и все же, некоторые не ограничиваются несколькими фотографиями. Всегда актуально  чувство меры у человека независимо от того, где его применять, будь то виртуальное пространство или  повседневная жизнь. Впрочем, никаких  ограничений по количеству размещаемых  фотографий для создания своего виртуального портрета не имеется. Существуют возможность  ограничения доступа к фотографиям  в настройках сервиса социальной сети.

Информация о работе Субкультура социальных сетей