Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:57, реферат
Несмотря на огромное количество публикаций, посвященных жизни и творчеству Иосифа Бродского, судьбу его поэтического наследия трудно назвать счастливой. В России лирика лауреата Нобелевской премии и одного из самых талантливых поэтов ХХ века с самого начала вынужденного переселения в США вызывала больше вопросов, чем понимания, а уж тем более восхищения. Даже если откинуть вызывающе злобные эпитеты, надо признаться, что попытки разобраться в поэзии Бродского, найти стержень, понять суть и проблематику его творчества часто заходят в тупик даже при самом заинтересованном и благожелательном подходе со стороны читателей и критиков.
Введение -------------------------------------------------------------------------- 03
Юные годы------------------------------------------------------------------------ 05
«Столетняя война»--------------------------------------------------------------- 07
Суд. Ссылка.----------------------------------------------------------------------- 26
После ссылки---------------------------------------------------------------------- 27
Эмиграция ------------------------------------------------------------------------- 29
Учитель поэзии-------------------------------------------------------------------- 36
Новые жанры в творчестве------------------------------------------------------ 39
Путь к мировой славе------------------------------------------------------------ 41
Бродский и политика------------------------------------------------------------- 42
Размышления----------------------------------------------------------------------- 44
Нобелевская премия--------------------------------------------------------------- 45
В Швеции---------------------------------------------------------------------------- 47
Признание поэта-------------------------------------------------------------------- 48
Отношение к Украине------------------------------------------------------------- 48
Последние годы жизни------------------------------------------------------------ 51
Значение творчества Бродского------------------------------------------------- 53
Литература--------------------------------------------------------------------------- 54
"Столетняя
война", как и весь цикл, насыщена
словами-сигналами. В сложных
смысловых сочетаниях во всех
частях цикла возникают
Летела птица. В этот миг под ней
был только остров...
И далее понятие "остров" пронизывает весь текст - островом кажется и сам гонец, и луна, отраженная в воде, и весь материк, на котором разворачивается действие. Этот мотив яростно нагнетается к финалу:
Все острова - поля, кусты, холмы,
дома, ручьи, огни, кресты погостов,
их метры, акры, грезы, сны, умы,
глаза, уста и сердце - остров, остров...
Мы острова - вокруг одна вода
и мы, склонясь, глядим в нее устало...
Драматизм уподобления всего в мире разбросанным среди огромных вод островам восходит к тому же Джону Донну, которого открыл в это время для себя Бродский. Ибо Донну принадлежат великие строки: "Ни один человек не может быть островом, так, чтобы ему хватало самого себя; каждый человек - это кусок материка, часть целого; если даже один ком земли будет смыт в море, Европа станет меньше, так же, как если бы смыт был мыс или поместье твоего друга, или твое собственное; смерть каждого человека уменьшает меня, ибо я един с человечеством; и потому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол; он звонит по тебе".
Человеческое одиночество, отъединенность от общности, трагизм и глубинный смысл смерти - все это страстно волновало молодого Бродского. Остров -- как символ отъединенности, одиночества, встреченный им у Донна, пришелся как нельзя более кстати.
Внешнее содержание "Столетней войны" чрезвычайно просто - измученный гонец рыщет по мрачному ночному пространству, в поисках сражающихся армий, чтобы объявить о подписанном мире и остановить кровопролитие. Но когда он наконец находит поле битвы, то ничего предотвратить невозможно - исступленные противники уничтожают друг друга...
Антивоенный пафос "Столетней войны" очевиден и сегодня не очень понятен. Но в начале шестидесятых он таковым не казался. Атомная война представлялась вполне реальной. В 1962 году мир пережил Карибский кризис, который мог стать роковым для человечества. Через несколько месяцев после него Бродский писал в "Шествии":
Кошмар столетья - ядерный грибок,
но мы привыкли к топоту сапог...
всегда и терпеливы и скромны,
мы жили от войны и до войны,
от маленькой войны и до большой,
мы все в крови - в своей или чужой.
Последняя строка неоднократно варьируется в "Столетней войне" – в описании битвы. И смысловая многослойность "большого стихотворения" - от политической реальности до вечных проблем - была бы внятна современникам.
Не только ключевые понятия, слова-сигналы "Столетней войны" берут начало в ранних стихах, но и сама фигура главного героя. В 1962 году Бродский пишет несколько стихотворений о всадниках, с таинственной целью пересекающих земное пространство.
Кто там скачет в холмах... я хочу это знать,
я хочу это знать.
В "Столетней войне" по холмам скачет гонец, тщетно пытающийся предотвратить трагедию самоуничтожения людей...
Помимо всего прочего "Столетняя война" чрезвычайно важна для исследователей творчества Бродского еще и потому, что в ней пересеклись культурные импульсы, дающие представление о том, чем жил в это время поэт.
Известно восхищенно-
Увидел крепость. Въехал. Там закат
один царил на узких красных шпицах... –
рифмующийся с адским городом Дит, чьи башни окрашены "багрецом", и поле битвы, где "мертвецы ушли по горло в снег", где все покрыто ледяным панцирем, слишком напоминает тридцать вторую песнь "Ада" с ледяным озером, в которое вмерзли грешные души...
Но главное - в "Столетней войне" есть грандиозное описание преисподней, подземного царства, жутко-пародийно повторяющего надземный мир. Именно оттуда - еретический парадокс - появляется ангел, принесший некоему государю ложный, бесполезный мирный договор, ради которого гонец проделал свой тяжкий бессмысленный путь... Огромный ангел, пришедший оттуда, "где Тартар воет страшно", безусловно,
восходит к апокалипсическим грозным ангелам Иоанна Богослова...
Начало шестидесятых годов - время наибольшего влияния на Бродского Пушкина. Быть может, именно пушкинские студии Ахматовой сыграли в этом главенствующую роль. Любимой статьей Ахматовой в ее пушкинском цикле была статья о "Золотом петушке".
С "Золотым петушком" перекликается и "Столетняя война".
Быть может, одним из толчков к написанию "Столетней войны" стала поэма в прозе Райнера Рильке "Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке", которую Бродский в 1963 году читал и слушал в переводе К. Азадовского.
Песнь начинается так:
День и ночь в седле, день и ночь в седле, день и ночь.
В седле, в седле, в седле.
В "Столетней войне" пересеклись самые разные линии и влияния, важные в то время для поэта, и, будучи переплавлены его темпераментом и уникальным мировидением, привели к созданию сочинения, которое даже в незавершенном виде чрезвычайно много говорит об одном из путей, лежавших перед Бродским. Он не пошел этим путем. "Столетняя война" - последняя крупная вещь, построенная по принципу потока, напора несущихся на читателя слов и предметов, стержень которой – движение сквозь пространство. Но в "Столетней войне" содержались и те принципы, которые были развиты в "Горбунове и Горчакове".
Система перекличек прочно объединяет "Столетнюю войну" с другими частями эпоса. Кроме многочисленных деталей, совпадающих строк, есть и черты более принципиальные. - В финале странствий Исаака и Авраама появляется ангел, разрешающий трагическую коллизию. В "Столетней войне" ангел, явившийся из земных глубин, своим появлением в финале знаменует провал, неудачу миссии гонца, крушение надежды. В "Горбунове и Горчакове" отчаявшийся Горбунов тщетно призывает Бога прислать ему ангела. И это возвращает нас к наивно-пророческим строкам из "Пилигримов":
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
...И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
В "Столетней войне" дорога оказывается бессмысленной, а иллюзия умиротворения оборачивается кровавой драмой.
"Столетняя
война" завершается
Одна земля, одна земля всегда
была у нас - и вот ее не стало.
Мы острова - вокруг одна вода
и мы, склонясь, глядим в нее устало.
Что ж видим, братья. Кто в воде возник.
Что зрит вода в упорном нашем взгляде.
Как остров в ней дрожит наш смутный лик
и ветер гонит тучи в небе сзади. -
с очевидностью восходят к первым строкам Ветхого Завета: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою".
Человек смотрит в водное зеркало, где должен отражаться Божий Лик, но видит только собственное одинокое отражение. Он остался один в мире.
Пафос и "Столетней войны", и "Горбунова и Горчакова" – крушение привычной, спасительной иллюзии.
"Столетняя война" - рубежное сочинение. С 1964 года начинается новый период работы Бродского. Возможно, потому он и не вернулся к работе над этим удивительным произведением. После вынужденного перерыва оно казалось ему пройденным этапом.
1
С той глубиной, в которой оспа спит,
в двух пятнышках, с предплечьем слиться силясь,
земля была изрыта тьмой копыт.
Но всадники давно исчезли, скрылись.
и след - верней бы молвить - "борозда"
пошла туда, где три холма лысеют.
Но он смотрел на глубину следа.
Хоть сыпь зерно. Но что он мог посеять.
Себя, должно быть... Слишком след глубок.
Он оглянулся, в мыслях этих роясь,
потом втянул повыше свой сапог
и спрыгнул в грязь, увязнув в ней по пояс.
Здесь будет легче так пройти коню.
Сухой бугор найдя вблизи глазами,
он веток наломал, и вот к огню
придвинулись кусты, как будто сами.
2
Теперь когда копыта дробный стук
прервали вдруг, когда о тонкий вереск
уж больше не елозит здесь каблук
и ветер не свистит, стал слышен шелест.
Он разрастался и стихал. Но там,
где он смолкал, вперед его толкая,
темнел сосняк, - и тот по всем холмам
вперед катился, как волна морская.
Гонец был остров. Он был только тем,
где этот вал со всем своим разбегом
кончал свой путь у столь высоких стен.
Какой он был... Вернее, конь был брегом.
И вправду остров. Вон торчат кресты.
На досках лак: должно быть раньше стол был.
Он подошел, ловя рукой кусты,
"Не привилась к ним оспа", - вслух промолвил.
3
Конь отскочил, как будто он от сна
очнувшись, понял: рядом с ним зараза.
А рядом вдруг открылись два пятна,
похожие на два закрытых глаза...
Как будто он почуял вдруг вблизи
опасности смертельной злое жало.
На самом деле -рядом с ним в грязи
упавшая туда оса жужжала.
Он отскочил, и в этот миг седло
(ослаб ремень, когда поджалось тело)
на тощий бок ему тотчас сползло, -
единственное то, что здесь блестело...
За исключеньем сих гнилых кустов...
Горел костер, взлетали хлопья сажи.
Но всадник медлил возле двух крестов,
один в грязи, один во всем пейзаже.
4
Летела птица. В этот миг под ней
был только остров. Поле было влажно.
Чуть-чуть спустись, и все вдвойне видней
ей стало б тут. Но сесть ей было страшно.
И он рукою сделал резкий жест
(закашлявшись уснувшей в складках пылью)
и облакам достался третий крест,
каким она была, расправив крылья,
Уж нет ли для нее зерна здесь вдруг...
Вернее, нет ли в море этом рыбы...
Слетев бы к борозде, что сделал плуг,
она нашла б лишь темной грязи глыбы.
Нет, борозда была пустым-пуста.
И вот уж крест почти исчез в просторе.
На материк... вперед... в кольцо гнезда...
Хотя и он - всего лишь остров в море..
5
Он поднял взгляд. Здесь все сулило снег.
Клубилась туча. Было б слишком слепо
пытаться тут устроить свой ночлег.
"Не медли здесь" - ему шепнуло небо.
И конь вздохнул, вдыхая едкий дым.
Слезился глаз (еще людское свойство).
Но горизонт, как прежде, был пустым.
Он вздрогнул и подумал: где же войско.
Где войско - закричал он. Но в ответ
упали в грязь с небес пушинки снега,
и вереск зашумел; за ним вослед,
во всех оврагах отдаваясь, - эхо.