Философия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций

Описание работы

Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.

Файлы: 1 файл

Конспект философия за 2 семестра.doc

— 96.99 Кб (Скачать файл)

     Еще одна проблема экзистенциальной философии - это проблема подлинного и неподлинного существования. Мир враждебен человеку, т.к. каждый человек неповторим, а общество представляет собой единство, которое требует, чтобы все люди подчинялись универсальным нормам и правилам - именно в этом смысле общество враждебно. Есть два пути существования в таких условиях:

1. Путь подчинения своей индивидуальности обществу. Человек утрачивает индивидуальность и свободу (я поступаю не так, как хочу, а по существующим нормам). В обмен я получаю патронаж, покровительство со стороны общества. Этот путь - неподлинное существование

2. Подлинное существование - это когда человек пытается отстоять свою свободу, не подчинить свое уникальное "я" общественным стандартам. Человек отказывается от патронажа общества, от заботы государства. Он приобретает то, что он остается самим собой, сам распоряжается своей судьбой.

Свобода - тяжелый груз. Поэтому существует феномен "бегства от свободы". Этот феномен хорошо проанализировал Эрих Фромм в своей работе "Бегство от свободы". Суть феномена: я свободен, но часто груз свободы оказывается непосильной ношей. Бегство от свободы есть отказ от независимости в пользу заботы - "бегство в тоталитаризм". Если же человек настаивает на собственной свободе, то он попадает в сеть экзистенциальных ситуаций.

     Третье положение экзистенциализма - это учение об экзистенциальных ситуациях, в которые попадает человек, если выбирает подлинное сущестование. Это - ситуации, связанные с выбором. Ж.П.Сатр: "Человек обречен быть свободным", т.е. человек всегда, во всех ситуациях, должен выбирать. Существование представляет собой череду альтернатив. С точки зрения философии э. если человек решился на отстаивание свободы, он постоянно попадает в сеть экзистенциальных ситуаций, и делать выбор в ситуациях, когда выбора по сути нет. Свобода требует жертвы за свой выбор.

     Современная философия на рубеже XX-XXI вв. Первое из течений - это структурализм. Структурализм как философское направление получил название от слова "структура", под которым понимается отношение между различными элементами общества. У истоков структурализма лежали идеи одного из основателей современной лингвистики Фердинанда де Сюссюра. Он заложил основы современной философии языка. Основная идея: язык есть система знаков. Каждый знак обозначает отдельное явление. Настоящее знание об этом предмете мы получаем только в том случае, если свяжем между собой несколько слов-знаков. Важнейшим является не изучение самих слов, а отношений между ними. Философия структурализма возникает намного позже идей де Сюссюра, уже в XX в. и один из ее создателей - это французский культуролог и историк Клод Леви-Стросс. Этот человек известен своими работами по культуре древних народов. Одна из его работ - это "Печальные тропики". Он всю жизнь изучал духовную культуру индейцев Бразилии. Он сформулировал тир основных положения структурализма:

1. примат отношений перед элементами в системе

2. примат целого над частью

3. примат синхронии перед диахронией

Еще одна крупная фигура в структурализме - это Мишель Фуко. Структурализм исходит из того, что главным является изучение не самих явлений, а связей между ними. Структурализм получил распространение в исторической науке, где особенно явно они воплотились в школе Анналов, для которой главным было не изучение текстов, а скрытых отношений между описываемыми событиями.

     Потом возник постструктурализм. Среди его наиболее известных представителей французы Эак Деррида, Жиль де Лесс. Смысл: постструктурализм становится известным после 1968 г. Возник лозунг: "Структуры на улицы не выходят". Что может быть действенным средством для изменения общества в интересах бунтующих? Нужно изменить язык, его структуру. Все есть речь и все есть власть - основные положения постструктуралистов. Язык и речь создают реальность, в которой мы существуем. С т.з. постс. наша обычная речь логоцентрична, т.е. мы обычно сначала думаем, а уже потом облекаем мысли в слова - мышление ведет за собой речь. Мышление определяет наши речевые практики, наш язык строится по линейному принципу, т.е. мысль излагается последовательно на основании логических связей. Можно двигаться и нелинейно. С т.з. постс. вся наша жизнь построена на диктате мышления и линейного письма. Нужно радикально перестроить линейную логику мышления и языка. Нужно отказаться от использования бинарных оппозиций в языке - нужно использовать иные фразы, слова. Нужно отказаться от иерархии языка. Изменяя язык, мы меняем социальный строй.

     Еще одно течение - это герменевтика. Это искусство толкование текстов, она возникает в Раннем средневековье, а ее основатель - Гермес Трисмегистр. Философская гермен. включает в себя идеи Вильгельма Дельтея, Мартина Хайдегера и Ганса Георга Гадамера. В период Реформации герменевтика получила мощное развитие как метод доказательства правоты протестантского догмата. Светская герменевтика начинает оформляться на рубеже XVIII-XIX вв. Один из ее отцов - Шлеермахер (см. Белявского). Для него главным была задача правильно понимать смыслы, вложенные в свои сочинения авторами. Шлеермахер первым обратил внимание на проблему т.н. "герменевтического круга". Суть в следующем: чтобы понять смысл того или иного литературного сюжета, нужно знать смысл произведения в целом, но для того, чтобы знать смысл произведения в целом, нужно знать смысл сюжетов, составляющих это произведение. В решении этой проблемы и возникла философская герменевтика, которая касается не только понимания результатов творческой деятельности человека, но и понимания смысла поступков человека.

     Одним из родоначальников философской герменевтики был Вильгельм Дельтей, который четко различает науки о природе и науки о духе. Различия между ними в следующем: природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем. Природные явления объяснить достаточно просто. Объяснить поступки - очень просто. Но понять их - намного сложнее. Дельтей, возвращаясь к пониманию, говорит - чтобы понять суть каких-либо явлений, нужно достичь эмпатии, что обозначает постановку себя на место другого человека. Чтобы понять, нужно остаться в той системе ценностей, в которой я сейчас существую - взглянуть на ситуацию со стороны. Сочетание методов и есть диалог между автором и читателем. Хайдегер писал, что есть возможность вырваться из герменевтического круга. Он вводит понятие трансцендирования. Для него постижение принципиально возможно постижение мотивов. Еще одна интересная фигура - это Гадамер, человек, который умудрился пожить в трех столетиях (1900-2002). Гадамер - известный герменевтик, который обратил внимание на то, что, увы, как бы мы не пытались, адекватно и точно познать прошлое мы не сможем. Мы не сможем восстановить те смыслы, которыми руководствовались люди, совершая те или иные поступки просто потому, что иногда сами эти люди свершают поступки с одними замыслами, а получают события с совсем иными смыслами. Самое лучшее, что мы можем сделать - это произвести реинтерпретацию сочинения, вложить в него новые смыслы. Любое сочинение - результат сотворчества автора и читателя.     

     Начиная с 1970-х гг. в культуре и философии возникает явление постмодернизма. Кратко скажем об идеях постмодернизма в философии. Основные представители: Лиотар, Бодриар, Рорти и др. Философия постмодерна исходит из того, что постклассическая философия во многом извратила настоящую сущность классической философии Просвещения. Ее нужно реставрировать, восстановить. Для этого надо "смеясь, расставаться с прошлым". Эта своеобразная ирония выразилась в постмодернистской философии в особом понимании реальности. Для постмодернизма реальность - это языковая реальность, где разделяется т.з. структуралистов "все есть текст". Язык не просто обозначает мир - с помощью языка мы творим реальность, но каждый из нас понимает эту реальность по своему. Существует не одна реальность, а множество реальностей - реальность есть сеть интерпретаций, а не мир, существующий независимо от нас. У каждого человека - своя реальность. История в постмодернизме понимается как хаос событий. В конечном счете история как таковая не имеет каких-то закономерностей, что связано с тем, что общество состоит из индивидов и социальных групп с различными потребностями - каждый человек и каждая группа предпринимает действия в соответствии со своими потребностями. Возникает хаос, где каждый тянет на себя. Возникает концепция постистории - хаос событий в мире каждый человек упорядочивает по своему. История - это нарратив, описание каждого отдельного человека; "история - это вымысел, с которым согласны все" (Вольтер); "история подделывается, когда она делается" (Бальзак).

 

Особенности философии национального самосознания

 

     Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси. Когда мы говорим о философской мысли Беларуси, то укажем, что профессиональная светская философия здесь возникла лишь в XX в. Но философские идеи и мотивы были характерны для многих деятелей более ранних этапов. Выделим следующие этапы:

     Этап древности, связанный с именами Е.Полоцкой, К.Туровского. Они известны прежде всего как просветители. Здесь еще нет развитых философских идей. Этап Возрождения (Скорина, Будный, Тяпинский и др.). Философские мотивы деятельности Скорины связаны с тем, что он одним из первых в это время стал отстаивать возрожденную идею естественных прав человека, что связано с его Библией, которая создавалась не как церковно-каноническое издание, а как своего рода источник по ряду наук. Он прямо указывал на то, что Библию писали люди, т.к. в ней много ошибок и неточностей, которые могли совершить только люди. Симон Будный известен прежде всего как сторонник антитринитаризма. Антитринитарии - это люди, которые отрицали догмат о троице, считая Христа простым человеком. Симеон Полоцкий известен своими работами, в которых он разрабатывал теорию государственного управления и выступал как явный представитель этатизма. В XVIII в. особое значение имела деятельность Георгия Конисского, который прославился своими проповедями. Его проповеди содержали достаточно гуманистические идеи.

     В вт.пол. XIX в. возникают различные философские течения числом три. Либерально-дворянское - Дунин-Мартинкевич. Он создал концепцию "пана-мужика", выступая за возврат к патриархальному прошлому. Для него основа будущего Беларуси - это сохранение белорусского духа с его двумя столпами: просвещенным помещиком и крестьянином, который является носителем фольклора и языка. Второе течение - народных демократов (К.Калиновский, Ф.Богушевич, Купала, Колас). Тут главная идея - идеал общества в будущем, но это идеал сельской общины, построенной на идеалах социальной справедливости. Третье течение объеидняло группу вокруг "Нашей Нивы" - национал-либеральное. Они выступали за культурно-национальную автономию, хуторское ведение хозяйства, возрождение ВКЛ. Следующий этап - это начало 1920-х гг. Период, когда создается СССР. Это период обращения к философии. Игнат Кончевский, Владимир Самойло-Сулима и др. Советский период связан с созданием БГУ, где работали над философией Вольфсон, Степанов, Лущицкий и др. Современная Беларусь - Скёркин, Бобосов, Широканов и др.

     Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Еще в период Киевской Руси известно сочинение митрополита Иллариона "О благодати...". Интересные философские идеи были в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским. Идеи, которые развивались в творчестве Ломоносова, Радищева и иных. Но профессиональная философия начинается с П.Я.Чаадаева. Чаадаев - интереснейшая фигура, человек, который одним из первых опубликовал работу, в которой очень четко поставил вопрос о прошлом, настоящем и будущем России. "Прошлое России пусто, настоящее - невыносимо, а будущего у нее вообще нет". За этот анализ и эту характеристику Чаадаев был объявлен сумасшедшим и потом, как результат, появился своеобразный ответ Чаадаева - "Апология сумасшедшего". Чаадаев поставил проблему исторической судьбы России и русского народа, которая стала основной в двух течениях, берущих от него свое начало - западников и славянофилов. Разделение последователей Чаадаева на две группы весьма условно - и те, и другие хорошо знали и Россию, и Запад, часто бывали за границей. Славянофилы - не дремучие посконные патриоты. Западники - нет низкопоклонства перед Западом. Дискуссия шла по трем основным вопросам:

вопрос славянофилы западники

православие православие должно быть государственной религией, но должна быть объявлена свобода совести, т.е. вероисповедания, т.к. РПЦ для собственного невырождения нужны конкуренты. РПЦ должна быть лишена статуса государственной и существовать в условиях свободной конкуренции с другими церквями без поддержки государства

самодержавие самодержавие должно быть сохранено, но при этом должна быть значительно усилена роль земств (гражданского общества) Самодержавие должно быть ограничено конституционной монархией

народность община - основная ячейка русского общества, но в рамках общины нельзя принижать отдельных ее представителей Община имеет большую роль, но главная ставка на либерализм, т.е. интересы отдельного человека превыше интересов общины

На основе славянофильства позже возникло почвенничество, куда относят Данилевского, Достоевского, Льва Толстого. Почвенники делали упор на то, что самобытность русского народа определяется особенностью условий его проживания, своего рода "духа земли". Еще одно направление - философия русских революционных демократов (Добролюбов, Белинский, Герцен). Они делали ставку на революционное изменение общества, но не путем привлечения пролетариата, а путем пробуждения крестьянства, чьи интересы должны быть во главе угла. Еще одно течение - русский космизм. Два направления: философский космизм (Федоров) и естественнонаучный космизм (Циолковский, Вернандский и др.). Главная идея - это идея единства человека, общества и природы. Вернандский писал, что человек - это космо-планетарный феномен. Последнее течение - это новая русская религиозная философия. Она представлена Соловьевым, Бердяевым, Павлом Флоренским, Федотовым, Розеновым, Сергием Булгаковым и др.

 

 

 

 

Метафизика и онтология

 

     Понятие метафизики и онтологии. Проблема бытия в философии и его основные формы. Среди основных разделов филосфии - раздел онтологии. Онтология - это учение о бытие. Первый, кто поставил проблему бытия в древности - Параменид, лидер и основатель школы элеатов. Он первым поставил вопрос: что значит быть? Затем эту проблему рассматривали Демокрит, Платон, Аристотель. Аристотель, в частности, заложил основы метафизики. После смерти Аристотеля возникла задача собрать и прокомментировать его многочисленные сочинения. Эту работу взялся выполнить Андроник Родосский из Александрийской библиотеки. Он прокомментировал текст работы Аристотеля "Физика", где описываются наблюдаемые процессы в природе. После "Физики" он взялся за работы по философии и космогонии. После - значит "мета". Отсюда и метафизика - путь познания, когда мы изучаем не очевидное, а сущность того, что скрыто за этими видимыми процессами. По определению Аристотеля главная задача метафизики - "дойти до предельных оснований бытия", наиболее глубокое постижение фундаментальных форм мироздания.

Информация о работе Философия как социокультурный феномен