Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций
Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.
Постклассическая философия
Формирование, основные стратегии развития и концептуальные особенности. К середине XIX в. классическая философия вступила в период серьезного кризиса, что во многом было вызвано обстоятельствами социально-экономического характера. По выражению Гегеля: "философия - это духовная квинтэссенция эпохи", т.е. слепок с той эпохи, в рамках которой она существует. Для этой эпохи (кон. XVIII - п.п. XIX в.) было характерно довольно радикальное изменение самой экономической жизни общества. Это время, когда происходит экономическая революция и следствием ее становится крупное машинное производство, владельцы которых заинтересованы в получении максимальной прибыли. Для этого он начинает присваивать труд рабочих. Те консолидируются и объединяются, происходит концентрация капитала и трудовых ресурсов. И рабочие начинают борьбу за собственные права. В итоге отмеченный период (особенно 1830-40-е гг.) характеризуется массовыми выступлениями рабочего класса.
XIX век - это век институционализации науки, когда возникает большинство ныне существующих наук о природе и обществе. Конец XVIII - начало XIX в. - возникновение классической политэкономии и комплекса наук на ее основе. В 1830-40-е возникает социология как комплекс наук об обществе. В 60-е гг. возникает историческая наука, научная историография. В это время возникает сперва общая, а потом и социальная психология. Оформляется политическая наука как профессиональный вид деятельности. Ученые объединяются и начинают профессионально разрабатывать круг проблем социологии, политэкономии и т.д. Философия в это время оказывается в ситуации короля Лира, который раздал все свои владения дочерям и остался ни с чем. Классическая философия раздала свои традиционные области новым наукам. Провозглашается лозунг: "Наука сама себе философия".
Философия оказывается вынуждена искать новый предмет своего исследования. Философы начинают с пересмотра принципов классической философии. Первый из пересматриваемых принципов - это принцип рационализма, который указывает, что человек (как разумное существо) может понять этот мир (устроенный разумно) и разумно существовать в нем (принцип optimus mundus, гегельянское "все действительное - разумно"). Второй критикуемый принцип - это принцип системного рассмотрения мира. Дело в том, что начиная с Платона, Аристотеля, Августина Аврелия и кончая Гегелем философы пытались создать целостную картину мироздания, где все было бы подогнано и отточено. Новые философы считают, что дать законченную картину нельзя, т.к. нельзя объять необъятное. Отсюда критика третьего принципа - принципа определяющей роли субстанции в философии. Теперь считают, что мир устроен намного более сложен и нельзя обосновать его разнообразие беря за основу одну субстанцию. Возникает несколько основных стратегий, магистральных направлений развития. Их три.
Первая
из них - это социально-критическая стратегия.
Она, в частности, представлена различного
рода анархистскими концепциями, которых
как минимум четыре разновидности, троцкистскими
концепциями, но прежде всего - классическим
марксизмом, неомарксизмом и постмарсизмом.
Общество в этой стратегии рассматривается
как несовершенное и требующее изменений.
Аналитическая стратегия - это второе
направление, которое берет за основу
философское рассмотрение развития науки
и научного познания, анализ строения
науки, исторического развития науки с
тем, чтобы помочь науке повысить эффективность
ее развития - это направление еще называют
"философией науки". Третье магистральное
направления - экзистенциально-
Социально-критическая постклассика. Марксизм и неомарксизм. Марксистское учение и марксистская философия возникают в середине XIX века. В 1848 г. была написана и через год опубликована небольшая совместная работа Маркса и Энгельса, которая называлась "Манифест Коммунистической партии". Существуют три т.н. составные части марксизма. Первая - это марксистская политическая экономия, на формирование которой особое влияние оказала классическая английская политэкономия Смита и Рикардо. У тех центральным было учение о стоимости, тогда как у Маркса центральным стало учение о прибавочной стоимости, которая создается работником и присваивается владельцем капитала. Вторая часть - это теория научного социализма. На ее возникновение особое влияние оказал утопический социализм, наиболее видными представителями которого были Ш.Фурье, А.Сен-Симон, Р.Оуэн. У Маркса и Энгельса здесь идет речь о теории научного социализма, где говориться о необходимости перехода к справедливому обществу и указывается путь - через социальную революцию, радикальную перестройку существующей системы социально-экономических отношений.
Для философии Маркса прежде всего характерно:
1. Маркс и Энгельс первыми распространили материализм на общество. Материализм в понимании природы возник давно - но только марксисты перенесли материалистические взгляды на общество. Суть этого понимания истории в том, что "общественное бытие определяет общественное сознание", т.е. экономика в принципе определяет духовную жизнь общества.
2. Была создана материалистическая диалектика. Диалектика существовала и раньше. Но, скажем, у Гегеля она носила идеалистический характер. Первичным же в диалектике марксизма объявляется объективное развитие материального мира.
3. Учение о человеке. Маркс создал марксистскую антропологию, которая признает главной ценностью общества человека. Человек по Марксу не свободен в обществе, т.к. он отчужден от своего труда, его результатов, от власти, ценностей культуры. Главная задача по Марксу - освободить человека, что достижимо через изменение формы собственности.
4. Для классического марксизма характерным является разработка учения о практике, т.е. материальной преобразующей деятельности людей. Маркс прямо говорит о том, что мало познать мир и общество, а "дело заключается в том, чтобы изменить его" - главная задача созданной философии есть способствовать созданию справедливого общества.
После Маркса существовало несколько течений. Первое из них - аутентичный марксизм. В России это направление было представлено Г.В. Плехановым, а суть а.м. в том, что все основные положения теории Маркса нужно соблюдать, нельзя допускать ревизии фундаментальных положений Маркса. В этой связи Плеханов остро отрицательно отнесся к Октябрьской революции, считая ту преждевременной, опираясь на тезис Маркса о том, что капитализм будет сменен коммунизмом только тогда, когда исчерпает все свои возможности, что не произошло в России.
Второе основное направление - это т.н. "легальный марксизм". Он развивался Н.Бердяевым, П.Струве и др. Это направление отказывалось от идеи социалистической революции с переходом к социализму легальными средствами, прежде всего через парламентскую трибуну. Третье направление - радикальный марксизм, представленный в работах Ленина и его сторонников. Ленин исходил из того, что Маркс жил в иную эпоху. С его т.з. наступивший XX век - это век империализма и пролетарских революций и Маркса нужно переосмыслить в связи с этими новыми условиями. Отвергается тезис Маркса о необходимости одновременной социалистической революции - вводится тезис о "слабых звеньях" капитализма.
Особая форма философии после Маркса - это т.н. неомарксизм. Наиболее известной школой неомарксизма является франкфуртская школа социальной философии, которая возникла в Германии в 1920-х гг. и существовала вплоть до 1970-х гг. Среди ее представителей Х.Хаймер, Т.Одорна, Г.Маркуззе, Э.Фромм, Ю.Харбермас. С т.з. франкфуртской школы современное общество (и СССР, и Запада) репрессивно, что определяется репрессивным характером культуры, которая репрессивна поскольку она задает определенные нормы поведения. Одна из основных задач франкфуртцев - демократизировать культуру. С их т.з. классический марксизм устарел в том, что рабочие уже не могут рассматриваться как изменяющий общество передовой класс. С франкфурской т.з. современному рабочему есть что терять - а вот ставку делать нужно на студенчество и творческую интеллигенцию, которым нечего терять, поскольку они асоциальны по своей сути. С т.з. франкфуртской школы нужно радикально изменить сознание обывателя. У Маркса речь шла о том, что для угнетенного рабочего характерно угнетенное сознание, поскольку он существует в обстановке отчужденности; теперь же с т.з. франкфуртцев ситуация радикально иная - у обывателя счастливое сознание. Счастливое - потому что одномерное, стремящееся к материальному благополучию любой ценой.
Позитивистская традиция и аналитическая стратегия развития философии. Ее суть в том, чтобы обратить фокус внимания на науку, ее структуру и содержание. В наибольшей мере аналитическая стратегия представлена в философии позитивизма. Позитивизм возникает в 30-40-х гг. XIX в. и проходит четыре основные этапа в своем развитии.
Первая форма позитивизма - это классический (он же ранний) позитивизм. Его творцами являются Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль. Все три родоначальника позитивизма были и основоположниками науки социологии. Для классического позитивизма предмет философии должен быть сведен к созданию обобщающей синтетической картины мира на основе тех знаний, которые предоставляются конкретными науками. Второй этап позитивизма охватывает вт.пол. XIX - нач. XX вв. Для этого периода характерно развитие эмпириокритицизма - критики опыта. Наиболее видные представители - Эрнст Мах и Рихард Авенариус. Свою задачу Мах и Авенариус видели в том, чтобы очистить науку от философских метафизических проблем, которые нужно вынести за скобки.
Третий этап - неопозитивизм. Он охватывает период 1910-1970-х гг. Видные его представители - Людвиг Витгенштейн, Морис Шлик, Бертран Рассел и др. Для философии неопозитивизма характерно видение своей задачи в очищении языка науки от псевдопроблемм, от общих понятий - тех терминов и понятий, которым мы напрямую ничего не можем противопоставить. Был предложен принцип верификации, суть которого в том, что любые наблюдения в науке всегда фиксируются в виде протокольных предложений, которые фиксируют то, что мы наблюдаем в опыте. Если мы потом смогли свести общие понятия к тому, что непосредственно наблюдаем - то термин имеет право на существование. Принцип верификации оказался излишне жесток. Тогда был предложен принцип физикализма. Суть довольно простая: многие ошибки связаны с тем, что люди-исследователи вкладывают разный смысл в одно и то же понятие. Было предложено использовать один и тот же язык значений. В роли общего языка значений было предложено использовать язык физики, поскольку именно та была лидером в естествознании. Но и этот принцип не прижился и был заменен принципом конвенционализма, суть которого в том, что нужно договориться об истинности понятий, т.е. договорно признать их. Свою главную задачу неопозитивизм видел в логическом анализе науки, ее строения; изучении анатомии научного знания.
Четвертый этап - это постпозитивизм. Постпозитивистов интересовала динамика развития науки; их интересовал социально-культурный фон развития науки. Позитивистов раннего периода, неопозитивистов интересовала наука сама по себе, вне зависимости от того, какое положение наука занимала в обществе, как это общество влияет на науку. С 1960-70-х гг. обращается внимание на то, что наука испытывает на себе сильнейшее влияние социально-политических и экономических условий - наука существует в какой-либо эпохе, которая определяет ее развитие. Здесь хороший пример - ядерная наука, которая является и политическим феноменом. Также вопрос вмешательства в геном человека, который имеет важнейший социально-культурный и моральный аспект. Крупнейшие постпозитивисты - это Томас Кун, Имре Лакатос, Тулмин. Все они были объединены в рамках т.н. бостонской школы научных исследований. Они рассматривали две проблемы: как развивается наука и научное знание и как на это развитие влияет эпоха, в которой эти ученые существуют.
Наиболее известный представитель постпозитивизма - это Томас Кун, автор очень популярной работы "Структура научной революции". В этой работе было возрождено появившееся еще в Древней Греции слово "парадигма" - стандарт, образец осуществления некой деятельности. Кун указывает, что в развитии науки выделяются два этапа. Первый - это этап нормальной науки, когда та развивается спокойно, без потрясений. Второй - это этап научной революции. Возникновение первого этапа связано с классической механикой Галилея-Ньютона, которая задала некий стандарт для развития научного знания. По этой парадигме развивалась вся наука до рубежа XIX-XX в. Но на рубеже веков открывается ряд новых явлений, которые нельзя было объяснить в рамках этой модели. Парадигма перестает работать, начинается поиск новой модели для новых процессов - процесс научной революции. С нахождением новой парадигмы научная революция кончается, возобновляется поступательное развитие науки на основе новой парадигмы.
Экзистенциально-
Название - от слова экзистенция. Экзистенция - это существование. Философия существования. Есть сущность и существование. Эссенция и экзистенция. Экзистенциализм интересует существование человека в обществе, которое всегда враждебно ему. Человек, по экзистенциализму, всегда существует в условиях враждебности общества. Экзистенциализм возникает в Германии в 1920-х гг. и во Франции в кон. 1930-х - нач. 1940-х гг. Время возникновения - не случайно. Германия 1920-х - ситуациия очень сложная, в стране царит хаос и разруха, психологическая обстановка в стране очень сложная, что связано с поражением страны в ПМВ. В этих условиях возник вопрос: как в этих херовых условиях существует человек, что для него должно быть главным. Главные представители: Мартин Хайндегер и Карл Ясперс.
Экзистенциализм во Франции возникает в начале ВМВ, где французы потерпели сокрушительное поражение, а Франция была оккупирована. В это время возникает тема существования человека в условиях тоталитарного режима Виши. Крупнейшие представители: Жан Поль Сатр и Альбер Камю. Философия экзистенциализма имеет ряд основных положений - сконцентрируемся на трех основных. Первое - это проблема взаимосвязи сущности и существования человека. Смысл этой проблемы в том, что человек обладает сущностью (вероятно) - можно выделить в человека его "я", его самость - то, что определяет его существование. Но вопрос: как связаны сущность и существование? Классическая философия определяет ответ на этот вопрос как то, что сущность определяет существование и проявляется в конкретных его ситуациях (аспектах). Философия экзистенциализма: "Человек - это открытый проект" (Ж.П. Сатр), т.е. человек существует и формируется, пока он живет. Никогда нельзя сказать, что сущность человека сформировалась - он загадка для самого себя, что там для других. Сущность человека зависит от существования. Человек непредсказуем, он живет в ситуациях существования. Лишь на склоне лет человек может кое-что о себе сказать - но именно что кое-что. Существование по экзистенциализму предшествует сущности и определяет ее.