Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций
Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.
Философия Нового времени. Конец XVI - XVII вв. - это время, когда возникает классическая наука. Как и любое новое явление наука возникает достаточно тяжело и трудно и перед философией ставится задача помочь классической науки в ее возникновении и оформлении. Одна из важнейших задач на этом пути - помочь науке найти универсальный метод познания. В XVII в. разрабатываются два метода, авторы которых претендуют на то, что каждый из этих методов может задать путь дальнейшего развития науки. Первый из них - индуктивный, который разрабатывался прежде всего выдающимся ученым и философом Френсисом Бэконом. Он считал, что природу изучать надо, опираясь на наблюдение, эксперимент, измерение. Согласно Бекону нужно идти опытным путем. Надо, иными словами, рассматривать конкретные явления, процессы, а потом уже выводить некие общие знания - обобщающие законы. В основе индуктивного метода лежит т.н. умозаключение по индукции, т.е. от частного к общему. Такое познание получило название эмпирического.
Конкурировал с индуктивным дедуктивный метод. Он был разработан Рене Декартом, выдающимся французским ученым, известным как скептик. Он обращал внимание на то, что одной из существенных трудностей науки являются те знания, которые пришли из более ранних времен и не были верифицированы. Он считал, что все имеющиеся в науке знания нужно подвергнуть сомнению. Согласно Декарту, есть единственное знание, в котором человек уверен интуитивно - "Cogito, ergo sum". По Декарту надо идти от общих знаний к частным, которые будут их подтверждать. Дедуктивный метод опирается на умозаключение по дедукции. Дедуктивный метод лежит в основе второй теоретико-познавательной программы, которая получила названия рационалистической.
Вторая проблема, которая активно разрабатывалась в Новое время - это идея естественных прав человека и концепция общественного договора, которые разрабатывались в XVII-XVIII вв. В XVII в. достаточно остро стал вопрос о свободе человека в обществе и в этой связи очень актуальной стала идея естественных прав человека, которая зародилась еще в античности и в частности эта идея присутствует в работах Аристотеля, Полибия, Цицерона и др. В эпоху Возрождения эту идею проводили Жан Боден, Франциск Скорина. В полной мере внимание к этой проблеме пробуждается в Новое время и осмысление этой идеи связано с именами Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жана Жака Руссо. Сама идея естественных прав человека говорит нам о том, что человек обладает рядом прав от природы, исполнение которых не зависит от государства: право на жизнь, свободу, частную собственность, реализацию своих потребностей и интересов. Если у человека есть естественные права, которые не даны государством, напрашивается вывод, что не все в обществе подчинено государству. Первым, кто высказал мысль о том, что общество и государство не есть одно и тоже, был еще Макьявелли, которого считают автором современного понимания термина государство. Мысль о различии общества и государства легла в основу договорной теории образования государства (концепции общественного договора), которая исходит из того, что был период в развитии общества, когда государства не существовала, однако затем возникла потребность в его создании и люди учреждают оное на основании конвенции (соглашения).
Томас Гоббс в ряде работ (основная - "Левиафан") излагает свою версию возникновения государство. Согласно Гоббсу до появления государства в обществе существовала ситуация, которую можно охарактеризовать словами "homo homini lupus est" и это общество, в котором существует борьба всех против всех, которая не удовлетворяет всех людей, которые учреждают государство с целью обеспечить стабильность общества, создать институт, предотвращающий конфликты. Люди делегируют государству все свои права и в результате то превращается в Левиафана - библейское сказочное чудовище, обладающее исключительной силой, т.е. государство своей властью охватывает все общество. У Гоббса идеалом реально существующих типов государства является абсолютная монархия. Гоббс считается основоположником классического этатизма - концепции, абсолютизирующей роль государства в обществе.
Вторая разновидность концепции общественного договора связана с именем Джона Локка, который тоже разделяет мысль о том, что государство возникает путем договора. Согласно Локку догосударственное общество не было ареной ожесточенных противоречий, но это было общество, в котором соблюдались естественные права - прежде всего на свободу и частную собственность. Проблема по Локку состояла в том, что право никто не гарантировал - государство учреждается для того, чтобы гарантировать мир и право на собственность в обществе. При этом люди в процессе договора делегируют государству незначительную часть своих прав. Кроме государства существует и гражданское общество, которое связано с тем, что оно решает проблемы экономики, культуры. Государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества. Позиция Локка легла в основу классического английского либерализма, для которого интересы человека превыше интересов государства. Крайняя позиция либерализма нашла отражение в течении либертализма с его формулой "Государство - ночной сторож".
Свою теорию общественного договора породил и Ж.Ж.Руссо, который придерживался иных взглядов на развитие общества. Он считал, что был длительный догосударственный период, когда, как он считал, человек жил счастливо - первобытный дикарь обладал естественными свободой, равенством и братством. Все люди от природы были свободны, ничто не сдерживало их естественной свободы. Все изменилось с появлением частной собственности, что породило общественное неравенство - исчезают естественные свобода, равенство и братство. Для их восстановления люди и учреждают государство. Его цель - восстановить утраченные свободу, равенство и братство. Руссо не утопист - он понимает, что восстановить свободу, равенство и братство нельзя, но можно учредить политические права на свободу, равенство и братство, которые будут обеспечиваться государством, которое должно заботиться о соблюдении того, чтобы все были равны, свободны в своей деятельности. Если же государство делает это плохо, нужно заставить его выполнять свои договорные обязательства. В крайнем случае - радикально изменив само государство. Руссо считают одним из мыслителей, что подвели теоретический фундамент под ВФР. Руссо является ярким выразителем идей эгалитаризма (от фр. эгалитэ - равенство), где основное требование к государству - равенство в правах.
Немецкая классическая философия. Идея "гносеологической революции" в философии Канта. Немецкая классическая философия хронологически охватывает период вт.пол. XVIII - п.п. XIX вв. Для этого времени для Германии было характерно отсутствие единого государство (более 150 независимых государственных образований), застой в экономике (при господстве прусско-юнкерской системы хозяйствования, феодальной в своей основе), филистерство (прим. перев. обывательство; филистеры - это люди, которые хотят сделать жизнь лучше, но боятся всего). Германия была болотом, окруженным государствами, где активно развивались буржуазные отношения. Немцы направили свою творческую энергию не в политику и экономику, как их соседи, но в литературу и искусство (высокое развитие получил т.н. "немецкий романтизм"), естествознание, философию. Поэтому появление немецкой классической философии как высшей формы классической философии в общем совсем не случайно.
Известный ее представитель - это Фихте - многоплановый философ, который писал много работ по философии в общем, его любимым "коньком" была философия экономики. Шеллинг тоже был многоплановым философом, который специализировался на философии культуры. Он еще до Гегеля попытался создать всеобщую единую схему развития мира. Третья ключевая фигура - Кант. О нем ниже. Четвертая фигура - это Гегель, который считается вершиной мировой классической философией, который однажды заявил, что после него философии больше делать будет нечего - и он во многом был прав, поскольку именно он завершил развитие классической философии. Еще одна фигура - Феербах, который в отличие от всех остальных дал развернутую материалистическую картину мира, куда поместил и человека. В качестве краткого резюме укажем, что в НКФ было создано развернутое идеалистическое понимание мира и тут основные штрихи этой картины были сделаны Фихте, Шеллингом, Кантом и Гегелем; в НКФ была дана и развернутая материалистическая картина мироздания, которую создал Феербах; еще одно достижение НКФ - это создание идеалистической диалектики как учения о развитии всего.
Очень важное значение имело творчество Иммануила Канта, который почти всю жизнь прожил в Кенигсберге, сердце юнкерской Пруссии, почти всю жизнь занимаясь преподаванием в Кенигсбергском университете, где он был ректором в течение длительного времени. Кант был иностранным академиком Петровской академии наук (Россия), где его философия была весьма уважаема. В его творчестве выделяют два периода. Рубеж между ними - 1770 г. Первый период творчества получил название докритического. В этот период Кант выступает в основном как натурфилософ, его интересовали философские проблемы природы. Наиболее известным результатом этого периода его творчества стало создание им т.н. небулярной гипотезы. За этим названием скрыта модель возникновения Солнечной системы, где он изначальным состоянием считал распыленную материю (небула - туманность), которая оформилась в объекты под воздействием центростремительных сил. Пьер Лапласс потом придал этой гипотезе математическую форму.
Второй период его творчества называется критическим. В этот период, который начинается с 1770 г. и заканчивается со смерть Канта, он написал три крупных работы. В "Критике чистого разума" он рассматривает процесс познания человеком мира. В "Критике практического опыта" он в большей мере обращает внимание на проблемы нравственности, морали и в частности приводит формулировки своего знаменитого категорического императива. Третья работа - "Критика способности суждения" - продолжает то же направление. Основная из них - "Критика чистого разума". В целом в этих работах он подверг весьма основательной критике всю предшествовавшую философию, сделав, по его словам, "коперникианский переворот" в философии. На могиле Коперника были выбиты слова: "Остановил Солнце, двинул Землю". По мысли Канта, ошибка всей предшествовавшей философии была в том, что неправильно понимался процесс познания мира. У них познание выступало как процесс созерцания объекта познания субъектом. Кант же указывает, что познание не пассивно - сознание человека влияет на то, что он познает. Кант вводит понятие трансцендентального субъекта, т.е. субъекта, который имеет свой, особый путь познания. По Канту мир существует объективно, т.е. вне нас вне зависимости от нашего сознания существуют явления, объекты, процессы. Но он ставит вопрос: "что я могу сказать об этих объектах до того, как начну их познавать?" Кант выводит положение о наличии в сознании априорных форм знания, которые существуют трех видов: формы чувственности, категории рассудка, идеи разума. Формы чувственности - это матрица, где выделяются такие положения, как длина, ширина, высота, цвет и т.д. В результате опыта получается апостериальное знание.
У Канта все добрые поступки людей подразделяются на два вида: легальные и моральные. Различие между ними в том, что легальные поступки - это когда человек делает добро осознанно с какой-либо финальной целью. Моральные поступки - это когда человек делает добро потому, что иначе поступить не может. Иными словами, потому что у него в сознании есть установка делать добро - категорический императив (безусловное повеление). Кант указывал: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть взята в качестве закона (т.е. образца) для всех", Поступай так, чтобы твоя модель поведения стала стандартом для всех. Еще одна особенность Канта - это его агностицизм, т.е. учение (концепция) о том, что сущность мира, сущность объектов непознаваема. Кант указывает на существование предела познания - человек не может познать то, что ему не является через органы чувств. Познать же сущность, скрытую глубоко за явлениями, нельзя. Когда Кант говорит про познаваемость, он указывает категорию "вещь для нас"; что касается сути, он использует категорию "вещь в себе". Философия Канта явилась мировым достоянием и породила множество последователей. Наиболее известна в этом плане школа неокантианцев.
Диалектическая философия Гегеля и антропологический материализм Феербаха. Феербах по своим философским взглядам был материалист. Он дает картину природы, существующей по своим законам. Центральная фигура мироздания - это человек, который трактуется как высшее создание природы - антропологический материализм. Человек у Феербаха даже в обществе ведет себя по природным законам - Феербах не дошел до идеи о разнице природного и социального. Для Феербаха главный закон развития общества - это закон всеобщей любви человека к человеку. Когда этот закон будет положен в основу развития всего общества, наступит коммунизм. Для Феербаха существование этого материального мира в основном составляет воспроизводство уже существующих форм организации общественной жизни и каких-то новых качественных состояний в развитии мира он не предвидит - в этом смысле он не принял диалектику Гегеля. В этой связи Феербаха можно отнести к метафизикам.
Гегель - вершина мировой философской классики. Для его философии прежде всего характерно то, что Гегель - создатель развернутой картины объективного идеализма. У Гегеля объективный идеализм и картина мира в его понимании достигла совершенства - она была создана с опорой на непостижимо обширный материал из разных наук. Гегель создал свой вариант идеалистической диалектики - учения о развитии. У Гегеля его материалистическая модель мира и диалектика тесно связаны. Гегель в основу своей философии положил принцип тождества бытия и мышления. Принцип этого тождества в том, что мир един и его бытие есть одновременно бытие мышления. Существует только мировая идея, мировой разум. Всё - это и есть разумность. Его знаменитая фраза: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Мир по Гегелю можно представить так:
Мироздание
Логика, т.е. исходное, начальное состояние мироздание - мышление само по себе (Чистый разум), которое включает в себя чистые мысли, между которыми есть противоречие, которое рождает развитие Логики, которое приводит к переходу во второе состояние
Природа,когда Логика "отелесывается", по словам Белинского. Природа - продолжение Логики, и как и та - разумна и логична. В Природе тоже есть свои противоречия, чтобы на ее основе возникла третья форма Дух - это различного рода мыслительная деятельность людей -общество в конечном счете
Существуют два основных принципа диалектики по Гегелю: "все развивается" и "все взаимосвязано". Есть три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположеностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Гегель говорит и о категориях (общих понятиях) диалектики: единичное, особенное и общее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; содержание и форма; часть и целое. В целом же у Гегеля картина мироздания, которая находится в постоянном развитии.