Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций
Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.
Есть несколько основных форм бытия: бытие природы, бытие человека, бытие сознания, бытие общества. Выделяют два основных подхода к изучению бытия - физический и метафизический. Суть физического - описание наблюдаемого через органы чувств. Метафизический подход связан с познанием того, что скрыто за наблюдаемым - познание сущности явления. Эти походы используются наукой и философией; наука делает акцент на физическое изучение бытия, философия - на метафизику. Наука всегда, и в этом ее назначение, стремится получить не только истинные знания, но знания, которые были бы полезны для практики человека - наука предназначена для того, чтобы давать практическую отдачу, пусть и не сейчас, а в дальнейшем. Природа - это самостоятельная форма бытия. Люди - бренны; человечество существовало не всегда и со временем исчезнет. Природа же останется. Говоря о бытие человека, для науки главное - повысить эффективность эксплуатации (физический подход). Для метафизики (по Канту) человек не средство, а цель. То же самое и для бытия сознания - для философии сознание самобытно, не может подвергаться манипуляции и эксплуатации.
Категория материи и эволюция представлений о ней в философии и науке. Основные структурные уровни организации материального бытия. Нас интересует именно материальное бытие. А что такое материя? Единой системы представлений об этом не было и нет. Вспомним основные вехи в развитии идеи о материи. Основное понимание материи в европейской традиции - натурофилософское, где материя понималась как первовещество (милетская школа). Следующий шаг - атомизм (Левкип, Демокрит, Эпикур). Затем идеи Платона, который оперирует понятием "материя". Материя для него - это небытие, то, что было до бытия, то, из чего возникает мир идей. Затем принцип гилеоморфизма у Аристотеля, момент единства материи и формы. Аристотель уже понимал материю не как вещи, которые нас окружают. Эти идеи Аристотеля дошли до рубежа XVI-XVII в. Там возникает классическая наука. Она возникает в форме классической механики Галилея-Ньютона. У Ньютона материя рассматривается как конкретные вещественные тела, состоящие из вещественных атомов. Эти тела обладают свойством инерции, непроницаемы для излучения. Это представление о материи продолжало господствовать до конца XIX в. Такое понимание материи было распространено и на человека, и на общество, которые рассматривались как определенные механизмы. В 1890-х гг. начинается революция в естествознании, связанная с рядом научных открытий, взорвавших представления о материи:
1. 1894 - Томпсон открывает существование электрона, тем самым представления о том, что последним кирпичиком материальных объектов является атом, приходится пересмотреть
2. Открытие явления радиоактивности, рентгеновских лучей - проницаемость материи
3. Дискретный характер излучения (Планк)
4. 1895 - теория фотонов Эйнштейна
5. 1895 - создание СТО
Тогда приходится проводить перестройку понимания материи. Дается новое понимание материи как объективной реальности - все то, что существует вне сознания человека и вне зависимости от него. Материя - это не что-то конкретно-чувственное, а то наиболее общее, что характерно для предметов объективной реальности. Современное материальное бытие неоднородно. Принято выделять три основные сферы материального бытия:
1. неживая природа
а) микромир (мельчайшая единица - кварки (одна из концепций))
б) макромир
в) мегамир (величайшая единица - метагалактика)
2. живая природа
а) нуклеопротеиды
....
я) биосфера
3. общество
а) личность
б) малые социальные группы
в) большие социальные группы
г) социум
Развитие как атрибут бытия. Диалектика как теория развития. Принцип глобального эволюционизма. Можно выделить следующие атрибуты: движение, развитие, пространство, время и отражение. Движение определяют как изменение вообще - любое изменение. Еще Аристотель пытался классифицировать основные формы движения. Приведем простейшую (Энгельс):
1. механическое (перемещение тела в пространстве)
2. физическое (движение молекул)
3. химическое (материальный носитель - атомы)
4. биологическое (процессы жизнедеятельности)
5. социальное (процессы в обществе)
Особый вид движения - это развитие. Развитие характеризуется обязательным переходом от одного качественного состояния к другому. Развитие не обязательно предполагает прогресс - улучшение состояния; может быть и регресс. Изучение специфики развития изучался давно. Есть несколько основных исторических форм диалектики как учения о развитии. Его генезис связан с Платоном (майэфтика Сократа), затем теория развития вообще. Формы диалектики:
1. Стихийная диалектика древних мыслителей (идеи развития, характерные, н-р, для древнего Китая (учение о Дао, инь-ян), Греции(Гераклит, Платон, Аристотель)). На этом этапе не происходит теоретическое разработки
2. Немецкая идеалистическая диалектика. В НКФ эта форма диалектики представлена в тв-ве Фихте, Канта, Шеллинга, Гегеля. Для Гегеля первичным является развитие мировой идеи, мирового разума.
3. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Работа Энгельса "Людвиг Фиербах и конец классической философии": "Диалектика у Гегеля стояла на голове, ее нужно поставить на ноги", т.е. указать на первичность материи, а не сознания
4. Критическая диалектика в неомарксизме, где ведущая роль принадлежала франкфуртской школе социальной философии. Основная идея в том, что надо усилить активную деятельность по преобразованию мира опираясь на современные реалии.
Диалектика - это теория развития. Она имеет свою структуру, которая включает в себя основные принципы:
1. развития (все развивается)
2. всеобщей связи (все взаимосвязано)
Эти принципы получают конкретизацию в конкретных законах диалектики:
1. единства и борьбы противоположностей (отвечает на вопрос: почему в мире есть развитие?)
2. взаимного перехода количественных и качественных изменений (характеризует механизм развития, вопрос: как?)
3. закон отрицания отрицания (характеризует поступательность развития, его спиралеобразную форму)
Идея развития, эволюции возникла в философии очень давно. Еще у древних китайцев она очень активно разрабатывалась. В науке же она возникает весьма поздно. Сама классическая наука возникает на рубеже XVI-XVII вв. В физике идея развития появляется только в XX в. Первая наука, где эта идея получила разработку - биология (сер. XIX в.). Лишь русский ученый Фридман в 1920-е гг. указал Энштейну, что из его теории относительности следует принцип развития мегамира. Последний штрих - это теория синергетики, которая возникает в 1970-80-х гг. в сфере нелинейной термодинамики. Главная идея в том, что в любых хаотических казалось-бы процессах есть своя закономерность, обосновывающая возможность качественно-количественного перехода. Синергетика легла в основу концепции глобального эволюционизма.
Философия природы
Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. Среди атрибутов бытия выделяются пространство и время. Есть две основные концепции:
1. субстанциальная
2. атрибутивная
Суть субстанциальной: пространство и время есть самостоятельные сущности. Согласно Ньютону пространство и время абсолютны. Пространство - это пустое вместилище. Вне зависимости от объектов пространство и время Ньютона существуют. Пространство можно представить как казарму, где могут быть солдаты, а может и не быть - от их наличия существование казармы не зависят. Время - это чистая длительность, которое течет само по себе. Если объект в потоке, то время для него течет. Но даже если объектов нет, то время течет - оно абсолютно. Это понимание, субстанциальное, было характерно для всей классической философии и базировалось на геометрии Евклида.
Возникновение неклассической геометрии вводит понятие кривизны пространства (положительной или отрицательной). Появление в 1895 г. работы Эйнштейна с изложением основ СТО переносит понятие кривизны пространства в физику. Именно СТО Эйнштейна заложила основу современной атрибутивной концепции пространства и времени. Создание ОТО (она же теория гравитации) дорабатывает идеи СТО. Возникают различные понятия: астрономического, биологического и социально-исторического пространства-времени. Одно из центральных понятий социально-исторического пространства-времени - это эпоха. Она характеризуется не длительностью, а качественными изменениями, темпом в развитии общества.
Природа как предмет философского анализа. Биосфера и ноосфера. Природа для социально-исторического развития понимается как местобытие человека, но можно понимать ее и как материальный мир. Сферы природы:
1. геосфера
2. биосфера
3. техносфера
4. ноосфера - сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития
Проблема человека в философии и науке
Особенности философской антропологии и основные стратегии осмысления природы человека в философии. Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии, но, как ни парадоксально, человек очень мало знает о самом себе: он хорошо изучил живую и неживую природу, знает закономерности развития общества, но что касается себя самого - здесь до сих пор актуальны слова Сократа: "Человек, познай самого себя". Взгляды на человека, его природу, место в мире, возникли в глубокой древности и запас знаний постоянно расширялся. К началу XX в. люди задумались - а что мы знаем о человеке? Накоплен огромный материал сведений об анатомии, физиологии, морфологии человека. Но исчезло самое главное: целостное представление о том, что такое человек. Один из видных немецких философов конца XIX - начала XX вв. Макс Шеллер делает следующий вывод: существование человека стало для него проблемой; он больше не знает о том, что он такое; но об этом он знает. Человек утерял комплексное представление о себе, но отдает отчет в собственном незнании и стремится вернуть утраченное знание о самом себе: "Я знаю, что я ничего не знаю..." (Сократ). Шеллер подводит своеобразный итог представлениям о человеке, которые сложились в философии, в культуре в целом за всю их историю. Он говорит: есть пять основных идей человека, пять основных систем взглядов на человека, его сущность.
Первая идея человека, сложившаяся в глубокой древности - это идея божественной сущности человека; человек - это создание Бога, а его существование подчиняется божественному провидению. В этой связи можно говорить о сакральной идее человека. Вторая идея человека - это идея homo sapiens, идея "человека разумного", которая оформляется в древнегреческой философии и мифологии и смысл ее: человек разумное существо, а разум человека - это частичка мирового разума (Логоса; Логос в этой традиции есть своего рода демиург, мировая душа и разум, который наводит порядок в хаосе, делая его частью упорядоченного космоса). Человек в этой концепции может познать окружающий мир. Эта идея имеет сквозной характер и характерна и для Возрождения, Нового времени, НКФ. Третья идея человека - это идея homo faber, человека действующего (создающего). Эта идея, по Шеллеру, характерна для Дарвина, Маркса; суть ее в том, что, в конечном счете, человек значен не столько как разумное существо, а как реализующее свои замыслы - действующее - существо. Четвертая идея - это идея декаданса, упадка человека. Она получила распространение у многих, н-р Шопенгауэра, Ницше (человек- впавшая в детство обезьяна). В отличие от других живых существ человек утерял большинство биологических приспособительных механизмов, получив вместо них разум. Вопрос: как человек пользуется разумом? Часто он делает одно, получает второе, замышляет третье. Поэтому вывод: человек - это тупиковый путь развития, ошибка природы. Пятая идея, высказанная Шеллером и характеризующая комплекс представлений о человеке - это идея атеистического человека. Шеллер рассматривает позицию Ницше с его предложением "убить Бога", как иллюстрацию этой идеи. Ницше говорит о том, что христианство обезоружило человека, поставило его на колени; возвеличив Бога, христианство унизило человека, лишив его импульса к развитию. Надо убить Бога, чтобы человек поднялся с колен, поверил в собственные силы, рассматривал себя как первоочередную задачу совершенствования и развития.
Выделив эти основные идеи человека, Шеллер говорит, что есть выход из тупика - антропологический поворот в философии. Надо специально анализировать и разрабатывать комплексную картину человека, создать философскую антропологию - философское учение о человеке. Чем это учение должно отличаться от всех существующих научных знаний о человеке? Оно должно носить системный, целостный характер, а также философия должна рассматривать смысложизненные проблемы человека: смысла жизни, ценности смерти и т.д., которые игнорируются наукой. Подводя итог, укажем, что в современной философской антропологии можно выделить четыре стратегии.
Первая - натурализаторская, т.е. такая стратегия, когда человек рассматривается как природное существо (Фиербах). Второе - рационализаторская стратегия, т.е. стратегия, рассматривающая человека как разумное существо, разум которого создает и объясняет его поведение в обществе (Гегель). Третье - это экзстенциально-персоналистское направление, наиболее видными представителями которого являются Сартр, Комю, Хайдегер, Ясперс, Бердяев. Смысл этой стратегии в том, что человек рассматривается как субъект социально-культурных отношений, как существо, которое стремится к свободе, но испытывает постоянные проблемы в отношениях с другими людьми или обществом в целом. Четвертая стратегия - это социологизаторская стратегия, представленна у Маркса. Человек рассматривается как член общества и как существо, которое входит в различные общественные группы - классы, этносы, страты.
Проблема происхождения человека в философии и науке. Современные концепции антропогенеза. Вопрос о происхождении человека - это вечный вопрос. Он имеет важное мировоззренческое значение для человека. Первая версия решения этой проблемы - креационизм. Суть креационизма достаточно проста: человек есть результат акта творения. Однако более развернутой является эволюционистская традиция решения проблемы происхождения человека. Эволюционизм представлен прежде всего концепцией эволюции Чарльза Дарвина, которая получила название теории естественного отбора. По Дарвину (сер. XIX в.) человек является продуктом развития животного мира, а именно - естественного отбора, борьбы за выживание биологических видов. При этом побеждает сильнейший вид, который смог адаптироваться, приспособиться к условиям окружающей среды. Долгое время Дарвин не рисковал ставить в эволюцию человека, поскольку нравы того времени были очень жесткими, пуританскими; лишь к концу жизни он вставил человека в эту лестницу. Дарвин говорит о том, что во многом человек и анатомически, и функционально наследует те особенности, которые характерны для высших животных - приматов. Идеи Дарвина и других антропологов (н-р Моргана) были использованы Энгельсом, который заложил основы трудовой теории антропогенеза в работе "Роль труда в превращении обезьяны в человека". Энгельс говорит о трех основных факторах биологического характера антропогенеза (гоминидная триада: переход к прямохождению, формирование способной к трудовым операциям руки, формирование человеческого мозга), а также социальных факторах антропогенеза. Здесь он обращает внимание на то, что "сначала труд, а затем и вместе с тем членораздельная речь", т.е. труд и речь сформировали человека.