Философия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций

Описание работы

Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.

Файлы: 1 файл

Конспект философия за 2 семестра.doc

— 96.99 Кб (Скачать файл)

     Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания. Мышление и сознание идеальны по своей природе, не содержат ничего вещественного. Как мысль передается человеком, как мысль существует вне этого человека? Одна из важнейших форм, в которых воплощается мысль человека - это язык. Есть и другие формы: созданные людьми предметы, которые имеют материю, но воплощают идею человека. Наиболее распространенной формой проявления мышления является язык, языковые структуры. Мышление - это идеальная форма отражения действительности и мышление имеет образный характер. Язык отражает действительность опосредовано, через те формы мышления, которые обозначаются языковыми структурами. В XX в. большой популярностью пользовалось творчество Жана Пиаже, который прославился изучением особенностей становления и развития детского мышления. В России этой же проблематикой занимался Выготский. Пиаже выделил три периода в развитии мыслительной деятельности человека, причем он обратил внимание на то, что эти три периода развития отдельного человека (онтогенеза) повторяют три основные этапа развития мышления человечества в целом (филогенеза). К 1,5 годам у ребенка начинают складываться механизмы наглядно-действенного мышления - мышления, которое проявляется в моторике, в действиях, которые носят видимый осознанный характер, но при этом издаваемые звуки имеют отрывочный и непривязанный к совершаемому характер. Второй этап - это этап наглядно-образного мышления, навыки которого складываются к 5 годам. Его смысл в том, что ребенок начинает мыслить, используя визуальные образы. Третий этап - это абстрактно-логическое мышление, которое формируется к 10 годам, для которого характерна отвлеченность, отсутствие принципиальной важности опоры на действие и наглядные примеры.

     Связь языка и абстрактно-логического мышления проявляется в лингво-логическом единстве. Есть три основные формы абстрактно-логического мышление: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объекта. Понятие в языке выражается словом. Суждение - это форма мысли, в котором объекту приписывается некое свойство, н-р "человек смертен" (Платон). В языке суждение выражается предложением. Умозаключение - это форма мысли, в которой на основе сопоставления двух или более суждений можно вывести новое суждение. Знак, каким явялется слово, и понятие, имеющее образную природу, не одно и то же. Значение образа присутствует в самой его конструкции, тогда как знак не имеет прямой связи с образом, который в себе содержит. Любой знак имеет двойную природу - обладает материальным телом (звуки, буквы и т.д.) и значением. Языки бывают вербальные и невербальные (язык жестов, музыки и т.д.). Самым большим искусством в языке является искусство паузы.

     Структура сознания. Сознание и бессознание. В разговорной речи мы часто в качестве синонимов используем три слова: психика человека, сознание человека и мышление человека. На практике это разные явления. Обратим внимание на структуру психики, которая характерна для классического психоанализа Фрейда. В мироздании действуют два космических инстинкта Эроса и Танатоса. Инстинкт Эроса - это инстинкт созидания, инстинкт любви. Танатоса - смерти и разрушения. Эти инстинкты характерны и для жизнедеятельности человека, причем в организме человека действие этих двух инстинктов имеет определенную базу, психоэнергетическую основу. Основой Эроса является либидо, представляющее собой прежде всего сексуальную энергию человека. Основа Танатоса - это мортидо, то же, но со знаком минус. Психика по Фрейду имеет три основные компонента. Первый компонент - это бессознательное (Оно, Id), "огромный резервуар бессознательных влечений и желаний". Именно оттуда зарождаются все импульсы, побуждающие человека к действию. Второй элемент - это сознание (Я, Ego). Третий компонент - это сверх-сознание (Сверх-Я, Super-Ego). Все три элемента руководствуются различными принципами. Сознание руководствуется принципом реальности. Сверх-сознание у Фрейда - это усвоенные человеком нормы поведения в обществе, усвоенные ценности общества. Из сферы Id действуют импульсы, подталкивающие к действию. Для реализации импульсы проходят двойную цензуру - быть осознанными (ego), а затем пройти цензуру super-ego на соответствие нормам общества. При наложении табу одним из фильтров возможно два варианта: 1) вытеснение обратно в бессознательное, следствием чего является возникновение неврозов и психозов 2) сублимация, т.е. направление либидозной энергии по другим каналам, в другие виды деятельности. Фрейд обращает здесь внимание на художественное творчество и политическую деятельность. Бессознательно человек в опасной или незнакомой ситуации старается выглядеть глупее, чем он есть, поскольку с дурака меньше спрос. Это подсознательный механизм, есть и другие. Сознание человека включает в себя чувственно-эмоциональный компонент, который осознается человеком. Второй компонент - это рационально-дискурсивный элемент, когда мы действуем по определенным схемам. Третий элемент - это элемент интуитивно-творческий.

 

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

 

     Проблема познаваемости мира и ее философские интерпретации. Проблема познания составляет предмет гносеологии (гносеос - знание, логос - знание), т.е. теории знания. Центральная проблема гносеологии - это проблема познаваемости мира, над которой думали еще древние. Это важная проблема, поскольку от ее решения зависит мироощущение человека. Есть разные учения. Первое из них - это гносеологический оптимизм, который дает положительный ответ на вопрос познаваемости мира. В этом учении нет предела познанию мира, просто то, что мы не знаем сегодня, мы узнаем с течением времени. Начало этой теории было положено Демокритом и Аристотелем. У Аристотеля речь идет о том, что процесс познания - это процесс отражения внешнего мира в сознании психикой человека и что если мы достигаем соответствия наших знаний действительности, то мы постигаем эту действительность. Вторая концепция говорит, что в своей основе мир не познаваем - это концепция гносеологического пессимизма (агностицизма). Эта концепция указывает, что человек может лишь получить некие знания о том, как вжиться в мир. Сущность мира, главное, основное, фундаментальное не познаваемы. Есть разные разновидности. Самая простая форма - это агностицизм естествоиспытателей, которые при неудаче опытов делают вывод о принципиальной непознаваемости. Философский агностицизм представлен у Канта, который указывает, что материальный мир существует сам по себе независимо от нашего сознания и вне его. Мы же можем познать его лишь частично из-за априоризма нашего сознания, т.е. наличия неких априорных форм, которые просеивают любую внешнюю информацию. Третья из основных концепций гносеологии - это гносеологический скептицизм. Он особенно характерен для Беркли и Юма. Беркли задается вопросом: перед нами предмет, который мы называем "яблоко", но откуда мы знаем, что это яблоко? Вероятно по ощущениям. А что, если убрать ощущения? Вещи не будет? Отсюда вывод - вещь это комплекс ощущений. У Беркли и другой вывод: "существовать значит быть ощущаемым". Суть этой концепции в том, что если я не уверен что объект есть сам по себе вне моих ощущений, как я могу сказать, истинны ли мои знания об объекте.

     Диалектика объекта и субъекта познания и ее интерпретация в основных программах гносеологии. Человек познает действительность и внешний мир. Должен быть субъект (познающий) и объект (тот, что познают). Субъектом может быть отдельный человек или коллектив, даже человечество в целом. Объектом может быть сторона явления, явление, мир в целом. Как связаны между собой субъект и объект познания? Каков характер субъект-объектных отношений. Есть несколько гносеологических программ, которые по разному решают вопрос о диалектике субъекта и объекта познания. Первая программа - это программа созерцательная. Она сложилась в древнем мире и она существовала вплоть до конца XVIII в. Суть ее в признании того, что сам процесс познания не требует активности субъекта познания. Более того, всякая активность вредна. Вторая концепция - активного субъекта - принадлежит Канту. В активности субъекта и есть гносеологическая революция Канта. Эта концепция получила дальнейшее развитие у Маркса (учение о практике). Маркс выделяет понятие средства познания, из которых особо выделяется методология познания. Практика по Марксу - это материальная преобразующая деятельность людей, она для познания является основой, средством познания (Энгельс: "Когда возникает практическая потребность, она двигает науку быстрее десятков университетов"), критерием истины.

     Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Человек познает с помощью или органов чувств, или мышления - соответственно две основные формы познания: 1) чувственное 2) рациональное. Чувственное - это познание, которое осуществляется в чувственно-наглядных образов и на этом уровне мы познаем внешние характеристики объекта. Чувственное познание дает знание, не являющееся глубоким. Рациональное познание осуществляется в мысленных образах и уже позволяет углубиться в изучение предметов, явлений и раскрыть сущность.

     Чувственное познание воплощается в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение несет в себе определенное знание об объекте, которое отличается непосредственностью возникновения, односторонностью знания об объекте. Ощущение возникает лишь в случае прямого контакта объекта с органом чувств наблюдателя. Односторонность - мы всегда ощущаем только какое-то одно свойство объекта. Вторая, более сложная форма чувственного познания - это восприятие. Восприятие - это тоже чувственный образ объекта. Для него характерны две особенности: непосредственность возникновения, целостность образа объекта. Когда мы воспринимаем объект, мы воспринимаем его в комплексе. Восприятие - это комплекс ощущений. Представление - это тоже образ объекта, образ опосредованный, тогда как ранее был образ непосредственный. Представление - это образы памяти, того, что мы когда-то воспринимали. Представление - это обобщенный образ. В образах памяти у нас возникает образ объекта, с которым мы чаще всего имеем дело.

     Рациональное познание заключается в понятии, суждении и умозаключении. Они же предстают как формы мышления, но здесь они - формы знания. Понятие всегда фиксирует общие и существенные признаки объекта. В новое время существовало два противоположных учения о связи чувственного и рационального познания, абсолютизирующие одно из них. Чувственное познание абсолютизировал сенсуализм. Его сторонниками были многие мыслители, н-р Локк, Фиербах. Джону Локку принадлежит кредо сенсуализма: "в разуме нет ничего, чего бы не было в органах чувств". С т.з. сенсуализма все знание получается уже на уровне органов чувств, а разум только перекомбинирует знания, полученные через органы чувств. Противоположная концепция - рационализм. Его сторонники - Спиноза, Лейбниц и др. Лейбниц сформулировал кредо рационализма, его суть в вопросе о важнейшем для познания. Лейбниц поступил достаточно своеобразно, он повторяет Локка ("в разуме нет ничего, чего бы не было в органах чувств"), но добавляет ", кроме самого разума". Чувства по Лейбницу дают сырье для знания, но не само знание. Чувствам доверять нельзя.

     Сейчас мы говорим о синтетических формах познания. Первая из них - это воображение, связанное с созданием новых чувственно-наглядных образов на основе определенной идеи, замысла. Образы, которые никогда не существовали в реальности. Вторя из таких форм - это фантазия, связанная с оперированием образами воображения на основе определенных логических замыслов. Интуиция - третья из синтетических форм познания. У нее есть два основных вида: 1) интеллектуальная интуиция 2) эйдетическая (эйдос - образ; чувственная) интуиция. Интеллектуальная основана на использовании чувственно-наглядных образов для получения нового научного знания. Все формы познания взаимосвязаны, не могут существовать одна без другой.

     Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Познание всегда ориентировано на то, чтобы получить знание, которое можно было бы использовать в практической деятельности, давало определенный эффект. Познание всегда ориентировано на то, чтобы получить истинное знание. Что есть истина? В классической философии была концепция истины. Первый ее вариант был разработан Аристотелем. Согласно его определению есть соответствие наших знаний действительности. Это - корреспондентская концепция истины. Соответствие знаний об объекте субъекту,связь между ними, корреспонденция между ними. К корреспоондентской концепции близки и многие иные концепции истины. Истинным здесь считается знание, которое соответствует действительности. Корреспондентская концепция имеет один недостаток - когда мы познаем объект, мы используем чувства и разум; проверка полученного знания возможно тоже только через чувства и разум; мы в одном лице совмещаем следователя и судью. Нет ли более весомых определителей истинности?

     В постклассической философии возникли альтернативные классической концепции истины. Первая из них - когерентная (когеренция - волна, имеющаяся одну конфигурацию, но разную фазу). Когерентная концепция возникла в неопозитивизме. Истинным здесь является то знание, которое сформулировано логически непротиворечиво. Если мы смогли непротиворечиво сформулировать наблюдаемое - значит эти знания, описания справедливы. Вопрос об истине, по сути, снимается в этой концепции. Следующая - прагматическая (прагма - действие) концепция. Это характерно для концепции прагматизма, возникшей в конце 19 в. в США. Истинным является то знание, которое практически полезно. Третья из альтернативных концепций - это конвенциальная (конвенция - соглашение, договор) концепция. Она стала известной благодаря Анри Пуанкаре, который основатель эвристики - науки о творческом мышлении. Истина здесь это то, что мы договоримся считать истиной. При всем разнообразии этих концепций определяющее значение продолжает играть классическая, корреспондентская концепция истины.

     Видов и форм познания множество, но особую роль играет научное познание.

 

Наука. Ее когнитивный и социально-культурный статус

 

     Понятие науки. Генезис и основные этапы исторического развития науки. Наука выступает как особым образом организованная познавательная деятельность, которая осуществляется в форме концептуальных образов, имеет рациональный характер и целью которой является получение объективно-истинного знания, имеющего практическое значение. Есть три компонента науки: как деятельность, как результат, как институт.

     Как деятельность наука представляет собой целенаправленную деятельность по получению истинного знания, которая специфична в том смысле, что она осуществляется с помощью особых методов и средств познания. Наука как результат - это научное знание, которое отличается от обыденного знания тем, что это знание должно удовлетворять ряду требований - канонам научной рациональности. Оно должно 1) иметь рациональную форму, т.е. быть результатом абстрактно-логической деятельности, 2) быть логически непротиворечивым 3) иметь аргументированный характер 4) быть фактически обоснованным. Наука - это общественный институт, результат деятельности массы ученых. Есть несколько классификаций видов науки. Выделяют 1) академическую науку - занимается фундаментальными исследованиями 2) вузовская наука - ее задача ведение научных разработок и использование в педагогическом процессе научных новаций, привлечение к наук студентов, магистрантов, аспирантов 3) ведомственная наука - решает научные прикладные задачи в рамках определенных отраслей. Другую классификацию предложил Бекон, у которого шла речь о существовании светоносного и плодоносного опыта - науки, дающей свет (фундаментальная наука) и дающие плоды, практический результат (прикладные науки). У него четко выражена мысль о том, что эти группы должны дополнять друг друга.

Информация о работе Философия как социокультурный феномен