Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций
Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.
Очень важная проблема - это начало и основные этапы развития науки. Есть разные мнения по возникновению науки: 1) наука берет начало на Древнем Востоке, в Вавилоне (асстрономия) или Египте (геометрия). Но наука это времени - это протонаука, которая носила вычислительный характер. 2) возникновение науки связано с возникновением натурфилософии в Греции. Но наука этого времени была созерцательной, эксперимент не был известен 3) наука возникает в позднем средневековье - начале Ренессанса, когда возникли университеты со своими дисциплинами, эксперимент как основной метод исследования природы. 4) Наука возникает на рубеже XVI-XVII в. XVII в. - это время возникновения классической науки. Это самая аргументированая т.з. Возникает система научных коммуникаций, научных организаций. В это время начинают очерчиваться контуры новой, индустриальной цивилизации. Ее окончательное оформление произойдет чуть позже, после промышленной революции.
В новое время возникает первая фундаментальная теория - классическая механика. На ее основе в этот период формируется механистическая картина мира. Ее суть в том, что не только механические процессы, но все другие физические процессы объяснялись исходя из законов и особенностей классической механики. В это же время и другие процессы - биологические, социальные и т.д. - тоже рассматривались по аналогии с законами классической механики. Второй этап в развитии науки - это неклассическая наука, которая охватывала период 1900-1970-х гг. В это время механистическая картина мира заменяется электродинамической в физике, возникают такие фудаментальные теории, как теория относительности, квантовая механика. Среди наиболее известных ученых этого времени нужно назвать Эйнштейна, Бора, Борна и др. В этот период возникает генетика, которая радикальным образом изменяет представления о жизнедеятельности организма. Оформляется кибернетика - наука о процессах информационного управления в обществе. Третий этап - это постнеклассический этап, который начинается с 1970-80-х гг. и длится по сей день. В это время возникают проблема существования человека в обществе и проблема синтеза наук. Для этого этапа характерно возникновения новой, междисцилинарной методологии науки, в роли которой выступает синергетическая методология. Синергетика оформляется в 1970-80-х гг. и один из ее создателей, бельгийский физик Илья Пригожин получил за ее создание Нобелевскую премию. Возникнув в термодинамике, синергетика вышла за ее пределы и как теория развития получила распространение и в биологии, и в экономических, и в исторических науках.
Специфика научного познания, его структура и динамика. Наука в жизни современного общества играет очень значимую роль. Для научного познания характерна своя специфика. Для ее выделения научное познание обычно сопоставляют с обычным:
Признак Научное познание Обыденное познание
Предмет и объект познания Специфичен предмет научного познания, нас интересуют более скрытые пласты действительности, более глубинные и сложные явления. Предмет научного познания нельзя взять из ниоткуда, его нужно создать. Объект/предмет берется из окружающего мира
Субъект познания Субъектом может быть лишь подготовленный человек, имеющий определенные знания, умения, квалификацию Субъектом является любой человек
Процесс познания Научное познание - целенаправленный процесс с использованием определенных приемов (научных методов)
Точность результатов Научно-
Точность языка Язык науки. В науке используется и естественный язык, и специальный конструкт - язык науки. Этот конструкт лишен образности, красочности, взамен приобретая высочайшую точность. Научный язык лишен оценок, это язык фактов. Он более информативен, нежели естественный язык.
Наука обладает способностью к рефлексии, т.е. изучает саму себя для того, чтобы лучше работать, лучше знать тенденции своего развития, лучше знать свои методы
Научное познание имеет свою структуру. В ней выделяют две ступени. Первая ступень - эмпирическое познание. Эмпирическое познание непосредственно изучает объекты в их конкретной, чувственной форме. Результаты эмпирического познания - это опытные данные и эмпирические зависимости, которые характеризуют связь этих данных. Второй уровень - это теоретическое познание. Здесь познаются уже не сами материальные объекты в их конкретной чувственной форме, а их идеальные заместители: знаковые модели, мысленные модели, математический формализм, идеалистические объекты науки. Теоретическая ступень познания связана с раскрытием принципов и теоретических законов действительности.
Научное познание - это процесс, который предполагает усложнение познания, определенную преемственность в познании. Есть два основных учения, которые объясняют процесс развития научных знаний. Первая концепция - кумулятивная. Она наиболее распространена и говорит о том, что в развитии науки есть четкая последовательность и каждый следующий этап в развитии науки вырастает из предыдущего, включая его в себя. Такая т.з. характерна для всей классической науки. Выражением этой концепции является фраза Ньютона: "Мы видим так далеко, потому что стоим на плечах титанов". Вторая концепция - антикумулятивная. Она признает элементы преемственности, но вместе с тем постулирует, что каждый следующий этап в развитии науки представляет собой научную революцию. Эта т.з. получила обоснование в концепции научных революций американского методолога Томаса Куна. Согласно его концепции научные революции означают смену парадигм, образцов, моделей развития общества. Все развитие науки в этом случае обозначает смену этих образцов научного знания.
Понятие метода и методологии. Основные общелогические приемы познания и методы научного исследования. Метод научного познания - это познавательное средство, это приемы, которые способствуют целенаправленному исследованию интересующих исследователя процессов и явлений. В том случае, если мы изучаем сложные объекты, целые области действительности, используются методологии научного познания - системы взаимосвязанных приемов, принципов и методов познания. Научные методы принято классифицировать. Мы обратим внимание на одну из классификаций. В ней выделяется три группы методов: 1) общелогические методы познания 2) эмпирические методы 3) теоретические методы. Общелогические методы - это те приемы познавательной деятельности, которые применяются как в науке, так и за ее пределами. Основные из них следующие:
Анализ и синтез.
Анализ - это метод мысленного расчленения объекта на составные части и их изучение в отдельности.
Синтез - это метод мысленного воссоединения изученных частей и изучение функционирования целого.
Индуктивный и дедуктивный методы познания
Индуктивный - это мышление от частного к общему
Дедуктивный - это мышление от общего к частному
Метод аналогии
Метод выделения абстракции - знания об одном свойстве, принадлежащем объекту
Эмпирические методы:
Метод измерения - позволяет установить количественные характеристики объекта путем сравнения его с эталоном
Наблюдение - изучение объекта в естественных для него условиях
Эксперимент - предполагает изучение объекта в искусственно созданных условиях
Теоретические методы:
Метод идеализации. Является основным для свей теоретической науки. Он связан с методом абстрагирования (выделения абстракции). Здесь выделенное путем абстракции свойство мы превращаем в отдельный идеальный объект.
Метод мысленного эксперимента.
Метод формализации. Его смысл: мы абстрагируется, отвлекаемся от содержания процессов, которые нас интересуют, мы оперируем только формой этих процессов для получения итогового знания - формулу, которую потом нужно интерпретировать.
Метод интерпретации - придание физического смысла математическим формулам.
Основные формы научного познания. С помощью методов мы получили знание. Его нужно закрепить, оформить. Есть 4 основные формы:
Научный факт - мы используем наблюдение/эксперимент, получаем опытные данные, проверяем их неслучайность (повторяем наблюдение/эксперимент несколько раз), объясняем их, получаем научный факт. Научный факт - это форма знания, которая является константой и соответствует существующей теории.
Научная проблема - это знание о незнании, т.е. о том, что существующих знаний недостаточно для решения существующего вопроса.
Научная гипотеза должна объяснять те опытные данные, которые объясняла старая теория, и новые, которые та не может объяснить. Гипотеза - это всегда вероятностное знание, нуждающееся в проверке.
Научная теория может возникнуть на основе научной гипотезы. У нее две особенности: внешнее оправдание и внутреннее совершенство
Природа социальной реальности
Общество как предмет философского анализа, понятие социальной реальности и основные стратегии ее исследования. Существует четыре основные сферы бытия: бытие природы, человека, сознания, общества. Бытие природы носит стихийных характер, законы природы действуют однозначно и очень жестко. Человек не может не то что отменить законы природы, но и изменить их действие. Общество - второй вид реальности. Общество - это объективно-субъективная реальность, в противоположность природе - объективной реальности. В обществе тоже действуют объективные законы - это общие объективные необходимые повторяющиеся связи событий и явлений, определяющие порядок их существования. Законы общества объективны в том смысле, что они существуют независимо от сознания людей. Один из фундаментальных законов общества - это закон социального противоречия. Общество неоднородно, в нем живут и действуют люди, каждый из которых уникален. Каждый человек имеет свои потребности и интересы. Не случайно, что между ними есть социальные противоречия. Государство является одним из механизмов разрешения этих социальных конфликтов, смягчающим ситуацию в обществе. Но пути и эффективность действия государства определяются субъективным фактором. Противоречия объективны, решения субъективны. В природе объективные законы жестки и однозначны, в обществе они действуют как тенденции, задающие общее направление развития.
Единого ответа на то, что представляет собой общество, нет. Есть разные традиции ответа. Первая - это социоприродное понимание общества. Второе понимание общества - деятельностное. Общество здесь рассматривается как мир человеческой деятельности и взаимодействий между людьми и социальными группами. Есть еще структурно-функционалистская традиция, где общество понимается как структурно-функциональная система. Есть также автономистическая традиция, рассматривающая общество как совокупность 4 основных независимых сфер: экономической, политической, социальной и духовной, каждая из которых связана с удовлетворением неких потребностей.
Есть три стратегии рассмотрения общества, которые сформировались в новое время. Первый подход - это методологический индивидуализм. Его суть: каждый человек, каждый типичный человек той или иной исторической эпохи репрезентирует собой общество, в котором он живет. Это социальный атомизм, который впервые использовал Адам Смит. Он известен тем, что он был видным представителем т.н. "шотландской школы" в философии. Второй подход - это методологический универсализм. Во многом диаметрально противоположная позиция: общество нельзя свести к индивидам, общество в целом больше, чем сумма составляющих его частей. Это концепция холизма (whole - целое). Коллектив здесь определяет суть цивилизации, не отдельный индивид. Этот подход хорошо работает с Китаем и т.п. обществами. Третья стратегия - это партикуляризм. Суть методологии партикуляризма очень проста - общество не что-то абстрактное, не совокупность отдельных индивидов, оно реально присутствует только в группах, корпорациях. Нужно исследовать конкретные группы, классы, страты, этносы.
Феномен обществ в концепции социального действия М. Вебера. Макс Вебер - выдающийся немецкий социолог, философ, культуролог, который жил во вт.пол. 19 - нач. 20 вв. (умер в 1920 г.). Прожил он немного, но оставил огромное творческое наследие. Вебер - типичный представитель индивидуализма в методологии. Вебер говорил, что общество - это результат действий самих людей, которые являются активными, деятельными существами и все действия людей можно подразделить на обыденное и социальное. Социальные действия должны удовлетворять двум основным требованиям: иметь четко означенный смысл, по которому более поздние исследователи могут ответить на вопрос "почему человек поступил так, а не иначе"; второе требование - это ориентация на другого. Человек в обществе живет и действует не в одиночку и предпринимая действия должен ожидать ответной реакции в широком спектре. Ориентация на другого может быть разной. Ориентация на другого в прошлом - реакция на прошлые действия, влияющая на настоящее. Ориентация на другого в настоящем - ответное действие на нынешнее действие. Ориентация на другого в будущем - это ожидание будущей реакции на текущее действие. Все социальные действия Вебер делит на 4 типа:
традиционное - действие людей на основе обычая, ритуала; того, что так заведено не нами и не нужно нарушать традицию.
аффект - это действие в состоянии определенного эмоционального подъема или упадка, оказывающего влияние на его совершение.
ценностно-рациональное - это действие, которое предпринимается для достижения каких-то определенных результатов, но обязательно учитывает ценности, нормы, идеалы существующие в этом обществе или каких-то его слоях.
целе-рациональное действие - это действие, суть которого в том, что главным ориентиром становится достижение практически значимого результата. Человек рассчитывает оптимальные средства достижения цели и не взирая на любые условности добивается своего.
Для человека индустриального общества по Веберу типичным является именно целе-рациональное действие. В обществе господствует "экономический человек". Еще Смит и Локк использовали это понятие, смысл которого коротко охарактеризовал Милль - по Миллю это человек, для которого есть только одна ценность - богатство. По Веберу современное общество - бюрократическое. Плюсом бюрократии является то, что бюрократы - хранители традиции управления. Минусом - потеря за формальной технологией управления человека. Вебер указывает, что каков типичный человек в обществе, таково и общество в целом.
Концепция общества в структурном функционализме Талкотта Парсенса. Это еще одна хрестоматийная концепция общества. Парсенс - классик американской социологии 20 в. Школа структурного функционализма возникает в 1950-60-е гг. и является очень популярной, переживая новый взлет на рубеже веков. Парсенс начинал как сторонник методологического индивидуализма, но затем перешел к стратегии методологического универсализма. Для него общество не сводимо к индивидам, а выступает как целостный феномен, единый живой организм. Парсенс говорит о том, что общество можно рассматривать по аналогии с живым организмом. Разные сферы общества могут нормально функционировать только тогда, когда они взаимодействуют с другими сферами, дополняют их. По Парсенсу общество - это живой организм. Любой живой организм выполняет четыре основные функции: