Философия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций

Описание работы

Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.

Файлы: 1 файл

Конспект философия за 2 семестра.doc

— 96.99 Кб (Скачать файл)

Нет единой мировой истории и единой мировой цивилизации. Есть плюрализм мировых историй и мировых цивилизаций.

Развитие общества не является прогрессивным, восходящим. Такой подход был вызван мировыми войнами, тоталитарными режимами, массовым обществом и культурой и т.д.

Отказ от идеи европоцентризма. Каждая культура - самоценна и самодостаточна

Современная (постнеклассическая) философия истории (с 1970-80-х гг.). В ней есть два основные направления, которые заметно отличаются друг от друга

Философия истории постмодернизма (Мишель Фуко, Жан Бодрияк). Здесь говорится о том, что история носит негарантированный характер, что прогнозировать развитие общества в принципе невозможно. Что существует не одна, а множество историй, разная для разных ее субъектов.

Философия истории постиндустриализма. Она постулирует, что развитие общества - прогрессивно. Что общество развивается в рамках единой мировой цивилизации.

Философия истории осуществляет рефлексию над наиболее фундаментальными процессами, происходящими в обществе и наиболее общими закономерностями познания этого развивающегося общества. Философия истории включает две основные части. Первая - это онтологическая (субстанциальная) философия истории, которая и изучает наиболее фундаментальные особенности развития общества. Здесь рассматриваются проблемы источника общественного развития, взаимосвязи социальных эволюции и революции, творца истории, факторов общественного развития, смысла истории. Вторая часть - это рефлексивная (эпистимологическая) философия истории, которая изучает самые общие закономерности исторического познания. Здесь фундаментальными проблемами являются исторический факт, пониманием которого занимается историческая герменевтика и др.

     Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная парадигма в философии истории. Есть два подхода к сути исторического процесса - линейный и нелинейный. Нелинейные интерпретации истории связаны с идеей исторического циклизма, циклического развития общества, которая возникает еще в древности. В философии истории идея нелинейного развития оформляется в XIX в., когда Гёте предложил особый принцип рассмотрения исторического развития общества, в основе которого лежало использование модели развития природы. Идея Гёте была в том, что общество можно рассматривать как живой организм, а любой живой организм проходит четыре основные стадии сезонного развития: весной возникает, подпитывается соками, определяется в своем развитии; летом растет, достигает апогея развития; осенью организм "собирает урожай" - возникает все наиболее важное и значимое; зима - смерть организма. Эта модель была положена в основу трех фундаментальных теорий (Данилевского, Шпенглера, Тойнби).

     Данилевский известен как автор работы "Россия и Европа", где он разработал теорию КИТ. Он выделил 10 КИТ, каждый из которых развивается по циклу Гёте. У каждого КИТ есть свое основание, кроме русско-сибирского, у которого несколько оснований и поэтому он может избежать печального конца. Шпенглер известен сочинением "Закат Европы". Он говорит о том, что есть восемь основных типов общества, которые возникают, проходят стадию культуры и затем вступают в стадию цивилизации, которая понимается как этап вырождения культуры. Культуру он связывает с духовным творчеством, цивилизацию - с материальным потреблением. Он постулирует, чо в основе каждой цивилизации лежит душа, придающая смысл ее существованию. Арнольд Тойнби известен как автор "Постижения истории". Он выделяет 37 основных локальных цивилизаций; 21 из них он характеризует, говоря о том, что в современном обществе осталось не более 5-6 цивилизаций. С т.з. Тойнби жизнь каждой местной цивилизации зависит от активности элиты, которая ведет за собой все общество. Но рано или поздно ее силы иссякают, и тогда она должна уйтив тень от лидерства. Но рано или поздно элита хочет набраться сил - а они уже иссякли. Тогда и приходит конец.

     В линейной концепции истории есть две основные модели - прогрессивная и регрессивная. Социальный прогресс обозначает развитие общества по восходящей ветви и в целом он сопряжен с совершенствованием форм общественной жизни и улучшением жизни этого общества. Социальный регресс предполагает распад форм организации общественной жизни и ухудшение состояния этого общества. Концепция регресса проявилась еще в VIII-VII вв. до н.э. у Гесиода ("Труды и дни"), который первым изложил представления о "Золотом веке", который лучше, нежели текущее состояние, время, когда люди были как боги. Эта идея нашла свое проявление у Руссо. Для него то, что общество в целом живет лучше, не значит, что оно прогрессирует. Он указывает, что общество изначально - это свобода и независимость человека. Развитие общества ограничивает эту свободу: имущественное неравенство, культура, которая закрепощает человека. Современные регрессисты - это радикальные экологи, для которых показателем развития общества является социо-экологическое равновесие; туда же и религиозных фундаменталистов, антиглобалистов.

     Общественный прогресс как понятие появился у Тюрго и Кондарсе в XVIII в. Вместе с тем, есть разные критерии прогресса. Для французских просветителей - это знание. Для Гегеля важнейшим является свобода, характерным является уровень развития свободы: свободен один (восточные деспотии), свободны немногие (аристократия; в античном мире), свободны все. У Маркса критерием прогресса является организация материального производства. Для позитивизма критерием прогресса выступает состояние науки и техники.

     Развитие общества как цивилизационный процесс. Исторические типы цивилизации. Наряду с формационным подходом есть цивилизационный подход. Само понятие цивилизации - многозначно. Цивилизацию наиболее обще выделяют как период в развитии общества, представленный всей совокупностью материальных и духовных форм его существования. Есть три основные разновидности цивилизационного подхода. Первая разновидность - это цивилизационно-локальный подход (Тойнби, Шпенглер, Данилевский).

     Второй подход - цивилизационно-региональный. Здесь признается единая мировая цивилизация, в которой выделяют цивилизации Востока и Запада. Третий подход - это цивилизационно-стадиальный подход. Здесь есть единая мировая цивилизация, которая проходит три основные этапа в своем развитии: доиндустриальная (аграрная, традиционная) цивилизация, индустриальная (промышленная, техногенная) цивилизация, постиндустриальная (посткапиталистическая, информационная, сетевая) цивилизация.

     Феномен культуры и основные парадигмы ее философского анализа. Слово "культура" возникло в Риме (автор - Катон Старший). Первоначальный смысл - искусство возделывать почву, но уже со времен Цицерона - искусство мысли. Есть более 600 определений культуры. Самое простое: культура - система материальных и духовных ценностей, способов их создания и передачи из поколения в поколение. Культура охватывает результаты деятельности людей (молоток, станок, философская теория, научный труд), а также деятельность, ведущую к искомому результату. Культуру постигают как результаты деятельности и саму деятельность; а также как семиотическую (знаковую) систему. Также есть экзистенциально-персоналистское понимание постижения культуры, т.к. она определяет поведение человека в обществе. Последнее направление анализа культуры - это игровое направление (игра, ее место и роль в культуре).


Информация о работе Философия как социокультурный феномен