Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций
Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.
харизматическое господство - это власть человека, наделенного определенными общественно-привлекательными свойствами
Он указывал, что в чистом виде ни один из типов господства не существует, они существуют совместно.
Среди основных политических институтов особое значение имеет государство. Среди других институтов - партии и массовые политические организации, которые хотя и выполняют свои специфические функции, участвуют и в политической деятельности. Понятие государства имеет два основных смысла - узкий и широкий. В узком - это система учреждений и организаций с характерными для них штатами, которые призваны обеспечивать управление обществом. В широком - это общность людей, проживающих на определенной территории, стабильное существование которой призвана обеспечивать система организаций и учреждений, а также характерный для них аппарат.
Третья подсистема - это нормы. Существуют три основные группы норм, которые призваны регулировать отношения между людьми:
нормы морали и нравственности
политико-правовые нормы
внутриполитические нормы
Четвертая подсистема - идеология. Она представляет собой систему взглядов, ценностей, идеалов, призванных дать представление об обществе, в котором мы существуем, об интересах тех или иных социальных групп на перспективу. Идеология исключает метод проб и ошибок, дает цель развитию общества. В целом обратим внимание на то, что все четыре системы общества представляют собой единство, обеспечивая целенаправленное развитие общества.
Философские проблемы социальной динамики
Проблема источника социальной динамики. Как и все в этом мире, общество развивается. А почему оно развивается? Что является внутренним двигателем развития? Ответ на этот вопрос известен давно. Из диалектики вытекает, что основным источником любого развития является борьба противоположностей - социальные противоречия. Они бывают антагонистическими - непримиримые между группами, интересы которых исключают друг друга - и неантагонистическими. Если мы абсолютизируем антагонистические противоречия, то мы получаем первое решение проблемы источника социальной динамики - социальный радикализм (Маркс). Это решение разделяет концепция "друг-враг в политике", автором которой является один из классиков политологии Карл Шмидт. Шмидт в период Веймарской республики выступил с предложением запретить НСДАП, т.к. она по своим программным установкам - враг существующего государства. Социальный радикализм настаивает, что противоречия всегда полезны для общества, а особо благоприятны радикальные противоречия, которые ведут к революциям - локомотивам прогресса. Второе решения - социальный солидаризм (Огюст Конт, Дюркгейм, Парсонс), суть которого в том, что общество лучше всего развивается не в условиях противоречий, а при всеобщем сотрудничестве. Третье решение представлено в концепции социального конфликта (Козер, Дарендорф). Ее суть в том, что социальные противоречия всегда будут в обществе; конфликты в обществе неизбежны, т.к. люди не одинаковы и у двух людей всегда есть различие не только в облике, но и в интересах. Но конфликты бывают разные: конфликт конфликту рознь. Дарендорф, чтобы пояснить свою позицию,использует ролевой подход: человек есть существо с многими ролями в обществе. Один и тот же человек исполняет несколько ролей на работе: по отношению к равным по статусу, к подчиненным, к начальнику. Конфликты между людьми по определенным ролям даже полезны: если существует конфликт по конкретному поводу - это не плохо, это просто показывает, что что-то нужно менять. Плохо, когда конфликт по одной роли разрастается до глобального, по всем ролям. Поэтому развитие противоречий нужно контролировать, не допускать глобальные конфликты.
Эволюция и революция в общественном развитии. Революция - это особый тип социального конфликта. В развитии общества можно выделить несколько основных форм развития - эволюционную и революционную. Суть социальной эволюции - это форма развития общества, предполагающая постепенное и поэтапное развитие качества общества. Основной механизм социальной эволюции - это целенаправленные реформы. Социальная революция предлагает мгновенное и всеобщее изменение качества общества, самих его основ. Есть несколько концепций социальной революции, объясняющих причины ее возникновения. Выделим пять основных концепций:
демографическая концепция. В основе лежит учение английского экономиста XIX в. Томаса Мальтуса, который сформулировал закон убывающего плодородия почвы, из которого вытекала следующая закономерность - производство продуктов питания осуществляется в арифметической прогрессии, а рост народонаселения - в геометрической прогрессии. Возникает ситуация "ножниц" - начинает катастрофически не хватать продуктов питания, следствием чего является расширение недовольства, от чего недалеко и до социального взрыва. В XX в. эта концепция получила развитие в работах неомальтузианства. И сейчас проблема опережающего роста населения является одной из основных, стоящих перед человечеством. В докладе Центрального разведовательного совета США говорится о реальности ситуации, когда положение в мире обострится в связи с нехваткой ресурсов.
элитистская концепция. Согласно элитизму, в обществе две неравные части - элита, которая включает в себя те группы общества, которые оказывают реальное, сильное влияние на развитие общества, и неэлита (массы). Между ними есть каналы связи: неэлита содержит в себе активных молодых людей, которые имеют высокое образование и навыки, которые достойны входа в элиту; обратный путь для недостойных из элиты. Но эти каналы могут засорятся, в котором случае активная часть неэлиты может создавать группу контрэлиты, которая пойдет на конфликт с элитой ради получения доступа к привилегиям.
концепция массового общества. Она возникает в начале XX в. и в ней речь идет о том, что процессы демократизации общества приводят к тому, что человек массы начинает претендовать на лидерство в обществе, а для массы характерно не опора на рациональное понимание происходящего в обществе, а руководствование коллективным бессознательным, что прорывается в случае конфликтов в обществе в виде социальной революции.
концепция тупиковой модернизации. Общество требует обновления всегда, но модернизация может принимать разные формы. Есть первичная модернизация - модернизация первопроходцев. Вторичная - по стопам первопроходцев. Догоняющая - как в СССР после Октября. А есть тупиковая модернизация - обновление требуется, оно начинает происходить, но люди хотят получить новое быстрее - возникает синдром революционного нетерпения, суть которого хорошо передают слова Алексиса де Таквиля "Революции происходят не тогда, когда в обществе плохо и еще хуже, а тогда, когда в обществе плохо, но становится лучше, а люди хотят подогнать темп развития общества".
концепция Маркса. По Марксу в основе развития общества лежит смена способов материального производства. Материальное производство включает в себя производительные силы (средства производства и люди как работники) и производственные отношения, причем силы развиваются намного быстрее производственных отношений, в основе которых лежат отношения собственности. Когда разрыв достигает огромной величины, наступает время социальной революции, вызванной конфликтом между производительными силами и производственными отношениями.
Социальная революция означает радикальное изменение всех сторон жизни общества, поэтому она предполагает революцию в сфере хозяйства, революцию в государственном строе, включает революционные, радикальные изменения в культуре и менталитете общества.
Проблема факторов и субъекта общественного развития. Источником развития является социальное противоречие. А что влияет на развитие? Какие факторы его ускоряют/замедляют? Все они делятся на две группы:
объективные - те обстоятельства, которые не зависят от воли и желания людей
гео-климатический - фактор природной среды. Впервые на роль климата, почв, географического положения в развитии общества обратили внимание Парменид и Аристотель. Аристотель выделил пять основных климатических зон в ойкумене, говоря о том, что расцвет цивилизации Древней Греции обуславливается тем, что Греция расположена не в холодной и не в жаркой зоне, а в умеренной, где есть баланс между холодом - который заставляет людей заботится лишь о выживании - и жарой, которая размягчает людей. В эпоху возрождения на этот фактор обратил внимание Жан Боден, который говорит о том, что северные народы имеют преимущество перед южными, а горные - перед равнинными. Северные - потому что для нормального существования они должны заниматься инновационной деятельностью. Горные - потому что горные условия являются более сложными для проживания. На этот фактор обращали внимание Монтескьё, Руссо, которые одними из первых связали форму правления с размером территории: большие земли требуют сильной монархии, а малые - удобны для республиканского правления.
фактор народонаселения - численность и плотность, соотношение горожан и сельчан, возрастная структура могут оказывать большое влияние на развитие общества.
производственно-экономический - состояние материально-технической базы, особенности хозяйствования, традиции отношения к собственности сказываются на развитии того или иного общества.
технико-технологический - если делается ставка на постоянное обновление технико-технологического парка, то это способствует быстрому развитию общества, его экономики и культуры.
субъективные - связанные с сознанием, волей, деятельностью людей. Здесь есть момент: кого считать творцом истории. На него есть два ответа:
великую личность, или народные массы, или великую личность и народные массы.
Именно личность - творец истории. Подобное решение легло в основу героической концепции истории. Основы героической концепции были заложены в середине XIX в. шотландским мыслителем Томасом Карлеем, который поставил вопрос: если мы посмотрим на письменную историю, то в глаза бросается изобилие имен полководцев, царей, государственных деятелей, с именами которых обычно и связывается ход истории - это не случайно, продолжает он, т.к. именно герои, великие личности могут осознать происходящее в истории, поставить цели развития общества и направить к ним народные массы. В России эта концепция получила развитие в работах философа Лаврова и социолога-народника Михайловского, который говорил, что герои - это отличающиеся от масс и что среди них есть особая категория вождей, которые влияют на ход истории. Для него в качестве вождей могут выступать не признанные мировые лидеры, но интеллигенты, которые пойдут в народ просвещать крестьян, показывая им возможные пути для изменения их положения к лучшему.
Массы - творец истории. Эта т.з. получает особый импульс в XVIII в. и во многом связана с событиями Великой Французской Революции. Среди известных сторонников этой концепции Гракх Бабёф, Огюст Бланки, историки Минье, Тьерри, Гизо. В наибольшей мере эта т.з. получила развитие в классическом марксизме, где три основные массы: 1) массы создают общество 2) массы создают реальные изменения в обществе 3) массы создают культуру общества.
И личность и массы - творцы истории. Так считал Гегель, который имеет работу "Лекции по философии истории", которая была составлена на основе его лекций его слушателями. Гегель указывает, что ход истории подчиняется мировому разуму и в целом является разумным, осуществляясь через народные массы. Но время от времени, в переломные периоды истории, мировой разум призывает к себе людей, которые совершают прорыв в развитии общества. Массы отвечают за поступательное развитие, а великие люди - за революционное.
Элиты - творцы истории. Элита - эта та часть общества, которая оказывает влияние на развитие общества, ведет за собой все общество. Элита отличается не умом, не выдающимися способностями, не происхождением, но способностью к самоорганизации, сплочению для проведения в жизнь своих интересов. Элитизм как теория возникает в начале XIX в. Выделяют трех классиков - Парето, Моска, Михильс. Наиболее известна концепция элит Вильфредо Парето. С его т.з. в любом обществе в любые эпохи можно выделить несколько элит. Эти элиты характерны для каждой сферы жизни общества: экономические, политические, культурные, военные, научные и т.д. элиты. В каждой сфере жизни общества всегда есть как минимум две конкурирующие элиты. В экономике существуют две конкурирующие элиты - элита спекулянтов и элита рантье. Спекулянты в терминологии Парето - это люди, готовые идти на риск предпринимательской деятельности, не довольствующиеся малым. Рантье - это готовые на меньшую, но гарантированную прибыль. В политике выделяются элиты львов и лис, названия которых Парето заимствовал у Макиавелли. Элита львов включает в себя политиков таранного типа - людей идущих напролом, на риск для того, чтобы достаточно радикально изменить ситуацию. Элита лис объединяет политиков, для которых характерно умение идти на соглашение, компромиссы - это мастера интриги. Происходит циркуляция элит - власть переходит от львов к лисам и назад в зависимости от ситуации в обществе. В кризисе нужны мастера компромиссов, которые смогут его разрешить. Когда же в обществе спокойно, приходит время политиков таранного типа. У Бернарда Шоу есть такое сравнение: "власть подобна бревну - ее тяжело нести", но сбросить бревно элита никогда не решится, максимум - переложить на другое плечо (другую элитную группу)
Понятие исторической реальности. Становление, предмет и структура философии истории. Историческая реальность - узловое понятие философии истории. Это - не прошлое, но явления прошлого, которые воспринимаются современными историками. Историческая реальность своя для каждого поколения историков, поскольку каждое из них ориентируется на свои ценности. Понятие исторической реальности обозначает интерпретацию понимания прошлого исходя из современных представлений. Историческое познание приобретает диалогический характер.
Философия истории возникает в XVIII в. Этот термин впервые употребил Вольтер и тогда же философия истории выделилась как отдельная часть философского знания. Ее становлению предшествовало длительное понимание развития общества как циклического. Для древнего мира (как Востока, так и античности) было характерно понимание развития общества как круговорота. Такой подход имеет простое объяснение: для древних была характерна космоцентрическая картина мира, согласно которой человек и общество - части единого природного космоса, развивающиеся по тем же законам круговорота одних и тех же состояний. Прорыв в понимании исторического развития общества связан с именем Аврелия Августина - с периодом патристики. Он выпрямляет кривую, особзначает три основные вехи в линейной истории - прошлое, настоящее и будущее. Он создал теологию истории, в которой существовало понятие небесной и земной истории. Он указывает, что земная история - частный эпизод сакральной небесной истории, имеющий свое начало и конец.
Светские же взгляды на историю возникают лишь в XVIII в. Философия истории прошла три этапа в своем развитии:
Классическая философия истории (XVIII - пп. XIX вв.). Для этого периода наибольшее значение имели взгляды Тюрго (видный политэконом, который занимал пост генерального контролера финансов Франции), Кондорсе, Вико, Гердера. В их понимании существует единая мировая история. Существуют закономерности в развитии этой единой истории. Развитие мировой истории подчиняется прогрессу, является прогрессивным - это восходящая ветвь развития. Здесь возникает понятие "цивилизация", которая включает в себя только западноевропейское общество, которое рассматривалось как стандарт, образец для подражания. Шиллер ввел представление о лестнице истории, по ступенькам которой должны пройти все народы вслед за лидером - Западом.
Неклассическая философия истории (вт. пол. XIX в. - 80-е гг. XX в.). Ее наиболее видные представители - Ницше, Маркс, Шопенгауэр, Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс. Для этого периода в развитии философии истории характерно наступление кризиса и завершение классической философии истории. Во взглядах на развитие общества происходит переворот. В работах названных мыслителей высказываются следующие идеи: