Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций
Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.
адаптации - любой живой организм существует в природной среде за счет приспособления к этой среде, использования ресурсов среды.
целедостижение - любой живой организм, даже самый примитивный, ставит перед собой некую цель, задачу действий.
интеграция - любое животное существует не изолированно, а в определенном коллективе, где занимает какую-то свою нишу.
латентность - способность к воспроизводству рода, к наследованию.
Эти функции в обществе выполняются четырьмя различными подсистемами общества:
адаптация = экономика
целедостижение = политика
интеграция = право
латентность = культура, воспитание, образование
Люди, занятые в различных сферах, стремятся к различному:
экономика - богатство
политика - власть
право - влияние
культура - признание
Концепция общества Маркса. Она основана на концепции универсализма, общество - большее, чем совокупность его составных частей. Маркс исходит из материалистического понимания истории. Суть материализма в понимании истории коротко выражается так: "Не общественное сознание определяет общественное бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание", т.е. общественное бытие (материальная жизнь общества) играет ведущую роль. Основу общественного бытия по Марксу составляет материальное производство. Какова материальная жизнь, такова и жизнь духовная. Общество по Марксу - это система отношений между большими социальными группами по поводу удовлетворения жизненных интересов. Общественные отношения Маркс разделяет на две группы: производственно-экономические отношения, они же материальные (базисные), и политические, правовые, нравственные, художественные, научные, философские, религиозные, они же все в комплексе идеологические (надстроечные). Надстроечные отношения складываются в процессе осознания их людьми, а вот базисные существуют всегда. Базис и надстройка имеют три основные компонента: отношения, учреждения и идеи. Эти компоненты характерны и для базиса, и для надстройки. Маркс постулирует, что состояние надстройки прямо зависит от базиса. При этом надстройка имеет относительную автономность, не всегда состояние базиса оказывает прямое и немедленное влияние на надстройку. Более того, есть и ограниченное влияние надстройки на базис: те же межнациональные противоречия оказывают прямое влияние на экономику.
Концепция общественного действия в концепции Юргена Хабермаса. Хабермас - один из наиболее известных современных немецких философов, который в свое время принадлежал к неомарксизму, но с 1970-х гг. пустился в вольное плавание и создал свою либерально-демократическую модель общества. В этой модели он использовал все три подхода, все три методологические стратегии. Все социальные действия людей он подразделяет на 4 типа( (методологический индивидуализм):
телеологическое (телеос - цель). Впервые этот тип социального действия охарактеризовал Аристотель. Это - действие, направленное на получение конкретного практического результата. Его особая разновидность - стратегическое действие, особенностью которого является направленность на другого человека.
нормативное - действие, которое совершается с учетом тех норм, ценностей и идеалов, которые существуют в обществе. У Вебера этому типу социального действия соответствует ценностно-рациональное действие.
драматургическое - в современном обществе исключительно важным является доверие. Дело в том, что и в экономике, и в политике доверие много значит. Если я доверяю, то это значит значительное сокращение бумагооборота в экономике и саму возможность действия в политике. Драматургическое действие - презентация себя таким, какой я есть. Не лучше, не создавая улучшенный образ, а такой, какой есть. Почему? Потому что правда все равно вскроется.
коммуникативное - нахождение общего языка, что есть основа взаимопонимания в обществе. Это действие подразумевает наличие общего дискурса - системы общих смыслов и значений, которыми руководствуются люди.
Выделив эти четыре действия, он размышляет о том, что представляет собой общество современной демократии Запада (общество незавершенного модерна). Он говорит о двух основных компонентах этого общества:
система - это:
государство - оно пытается подмять под себя крупный бизнес, т.к. оно заинтересовано в стабильности общество, что достижимо при социально-ориентированной политике, т.е. перераспределении доходов
крупный бизнес - пытается воздействовать на государство, чтобы получить преференции, госзаказ и т.п., чтобы получить выгоду.
жизненный мир (гражданское общество)
коллективное гражданское общество - это негосударственные политические ассоциации (н-р партии), негосударственные общественные организации (н-р профсоюзы), негосударственные СМИ, негосударственная система образования, церковь.
индивидуальное гражданское общество - это Я как самостоятельная суверенная личность.
Государство и крупный бизнес, коллективное и индивидуальное гражданское общество находятся во внутреннем конфликте, ограниченном системой сдержек и противовесов. Есть два основных канала влияния системы на жизненный мир - это канал бюрократизации общества (от государства) и монетаризации общества (крупный бизнес). Действия со стороны системы являются телеологическими, а со стороны гражданского общества - коммуникативным. Современное западное общество основано на противоречиях, но противоречиях преодолимых.
Общество как социальная система. Социальная структура общества и ее основные типы. Слово "система" мы используем в нашей разговорной речи часто. А что понимать под системой? Система - это что-то целое, состоящее из частей-элементов и связей между ними. Общество - это сложноорганизованная система. Общество - это социальная структура. Есть два основных понятия социальной структуры, мы возьмем одно. СС - это совокупность социальных общностей и групп, между которыми существуют относительно устойчивые связи и отношения. Структуры в обществе выделяют разных уровней:
микроструктуры - малые структуры - семья, небольшие учебные коллективы и т.п., где активно проступают интимно-личностные отношения
макросоциальные - большие структуры - в них роль интимно-личностных отношений исчезает
демографическая структура (народонаселенческая структура)
этносоциальная структура
социально-классовая структура
стратификационная структура
Социально-классовая структура - это разделение на классы. Классы выделяются по отношению к средствам производства. У Маркса это буржуазия (владеет) и рабочий класс (собственности лишен, но отношение к ней имеет), а также неосновные классы, н-р класс землевладельцев, который живет за счет земельной ренты. В советском обществе обычно выделялось два класса: рабочих и крестьян, причем оба этих класса постулировались как владеющие средствами производства. Интеллигенция рассматривалась как социальная прослойка на том основании, что отношения к собственности не имеет. Потом возникла концепция нового класса (Гоулднер, Килпатрик): в современном обществе научно-техническая интеллигенция способна создавать такие технические и технологические средства, которые, будучи внедренными в производство, приносят прямую прибыль. Классовый подход хорош, но он обладает малой гибкостью. В противовес ему возникает стратификационный подход. Первым модель стратификации применил Вебер. Его идея в том, что для систематизации общества можно брать любой критерий или группу критериев. Чаще всего берут три признака: уровень дохода, уровень образования, престиж профессии. Недостаток стратификации - субъективизм в выборе ее признаков.
Основные проблемы политической философии
Феномен власти в жизни общества. Философские концепции власти. Власть многолика и проявляется во всех сферах жизни общества. Философию интересует вопрос о том, что есть власть как явление, в чем ее суть. Среди множества представлений о власти можно выделить две основные группы. Это представление о власти в классической философии и культуре и представление в современной философии и культуре. Власть по разному представляется в разные эпохи. В классической философии и культуре эти представления были характерны для Аристотеля, Августина Блаженного, Макиавелли, Гоббса, Локка, Гегеля. Заключительный штрих к этим представлениям принадлежит Максу Веберу, который хотя и жил на рубеже XIX-XX вв., но разделял классическое понимание власти. Он выделял четыре основные параметра понимания власти в классической философии и культуре:
инструментальный характер власти. Власть вышеназванными мыслителями рассматривалась как средство, инструмент влияния одних субъектов на другие с целью удовлетворения своих потребностей и интересов.
рациональный характер власти. Власть рассматривалась как такое средство, которое человек использует осмысленно, продуманно, на основе расчета. Человек, стремящийся к власти, заранее продумывает, как достичь желаемых результатов, какие властные рычаги использовать.
конфликтный характер власти. Власть рассматривается как явление, которое обязательно связано с непримиримой борьбой и никаких соглашений между противоборствующими силами быть не может.
поляризация власти. У названных мыслителей речь идет о том, что есть силы (люди, группы), которые целиком владеют потенциалом власти, а есть силы, начисто ее лишенные - есть субъекты и объекты власти.
Современные представления отличаются весьма существенно от классического понимания власти. Для них характерно следующее:
субстанциальный характер власти. Власть рассматривается как самоценность. Она составляет основу общественной жизни: "Все есть власть" (Жиль де Лез).
нерациональный характер власти. Власть укоренена в самой природе всего живого, не только существования человека. У Ницше речь идет о том, что все живое обладает волей к жизни и волей к власти - эти два стремления любых организмов взаимосвязаны: если я хочу жить, я должен бороться. Власть, таким образом, носит врожденный характер, причем по Ницше у человека эта воля к власти сильнее, чем у любых животных.
диффузный характер власти. В современном демократическом обществе все люди обладают пусть малой, но толикой власти. В том случае, если в обществе существует электоральная система, то человек уже влияет на распределение властных функций. Власть распылена в обществе.
консенсусный характер власти. В современном обществе важнейшим становится не ставка на конфликт и упорное отстаивание собственных интересов, а ставка на всеобщее соглашение, подчинение своих интересов интересам всего общества в целом.
В рамках современной философии есть несколько основных концепций власти. Структуралистская концепция лучше всего описана Мишелем Фуко - видным французским философом вт. пол. XX в. С его т.з. власть - это структура, нематериальное. Власть - это отношение в обществе, которое характеризуется неоднородностью, асимметрией, напряженность отношений между различными субъектами. Это неравенство локализуется, объективируется, воплощается в конкретных субъектах. Власть может объективироваться в отношениях между заключенным и надзирателем, больным и пациентом, учеником и учителем и т.д. Власть может выражаться в разных субъектах, но сама власть - одна и именно она первична.
Вторая концепция власти - постструктуралистская. Одним из ее выразителей является Жиль де Лез. "Все есть власть", "Все есть речь". Смысл второго высказывания в том, что люди не могут без языка и речи. Язык может и убить человека, и вылечить его. Язык создает реальность, в которой мы существуем. В постсруктурализме обращают внимание на репрессивный характер языка. Существуют т.н. бинарные оппозиции в языке: мужчина-женщина, взрослый-ребенок, заключенный-надзиратель и т.п. Уберем из языка бинарные оппозиции - уберем и противоречия из общества. И уберем, таким образом, и власть.
Третья концепция - это социобиологическая (Конрад Лоренц). Эта концепция гласит, что власть характерна для любых животных, является естественным биологическим механизмом. Четвертая концепция - это психологическая концепция власти, которая восходит к Габриелю Тарду. Власть связана не только и не столько с возможностью влияния на других людей, сколько с возникновением у человека чувства обладания возможностью этого влияния - главное не влиять, а чувствовать себя влиятельным.
Пятая концепция власти - психоаналитическая (Зигмунд Фрейд). Она исходит из того, что власть является результатом наличия у человека особой сексуальной энергии, которая привлекает к нему людей. Лидер, обладающий либидозной энергией, объединяет людей на основе этого явления. Политическая власть - результат преобразования сексуальной энергии в политическую деятельность.
Политическая организация общества. Ее структура и роль в развитии социума. Нет такой сферы в жизни общества, где властные отношения не были бы значимы, но особую роль власть играет в политике - особой сфере в жизни общества, связанной с отношениями между социальными группами и выражающими их интересы социальными институтами по поводу власти в обществе. Политическая жизнь общества не хаотична, она организована и систематизирована. Имеется в виду, что вся политическая жизнь осуществляется в рамках политической системы, в которой выделяется четыре основные элемента политической системы - подсистемы политики:
политические отношения (реляционная подсистема)
политические институты (институциональная подсистема)
нормы (нормативная подсистема), т.е. те правила и законы, которые регулируют отношения между политическими институтами
идеология (идеологическая подсистема), т.е. идеи, взгляды, ценности, идеалы, которые придают смысл политическим отношениям
По своей сущности политические отношения - это отношения господства и подчинения, которые могут осуществляться в форме насилия либо минуя его. Власть на насилии не очень привлекает политиков. У Талейрана есть фраза: "Власть на штыках можно принести, но долго удерживать власть на штыках невозможно, т.к. на штыках сидеть неудобно". Существует потребность в том, чтобы распределение властных функций было признано всеми членами общества, всеми социальными группами; существует проблема легитимации господства. Легитимное господство - это власть, основанная на добровольном признании справедливости status quo. Макс Вебер выделял три основные типа легитимного господства:
традиционное господство - это власть, основанная на обычаях, ритуалах, обрядах; в ее основе лежит принцип "не нами придумано - не нам отменять"
легальное (рационально-легальное) господство - это власть на основе узаконенного официального решения