Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.
Ядро деятельностного
Если деятельность описывает способ отношения человека к объективированной действительности, то общение характеризует сферу межличностных, субъект-субъектных отношений. Следует различать категории "общение" и "коммуникация". Коммуникация выступает как более широкое понятие, обозначающее процесс обмена информацией. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие двух как минимум субъектов взаимодействия, обсуждаемую ситуацию как своего рода тему или предмет коммуникации, ее цели, сообщения-тексты и средства их трансляции.
Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. В феномене общения акцент делается не столько на информационных, сколько на экзистенциально-личностных аспектах. Собеседник здесь представляет интерес не в плане "средства" получения полезной информации, а как личность, способная понять и оценить твою жизненную позицию.
Поведение человека – предмет исследований современной психологии, включающей способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни.
8.3.Проблема сознания
в философии и основные
Сознание – это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах.
Существенные признаки феномена сознания (исходя из определения):
1)сознание как психическое
Сознание, действительно, является функцией головного мозга человека. Это подтверждается экспериментальными данными медицины, психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук. Хорошо известно, что различные физические или иного рода поражения головного мозга приводят к нарушениям в структуре сознания, которые проявляются в неправильной мыслительной или речевой деятельности, в частичной или полной потере способности ориентироваться в пространстве и т.д.
Так, поражения задней трети первой лобной извилины левого полушария приводит к тому, что больной теряет способность говорить, хотя может понимать речь других людей. Поражения же первой височной извилины наоборот, приводит к утрате способности понимать речь других людей, при сохранении возможности говорить.
Кроме этого, можно напомнить и о том, как деградирует человек, когда он попадает в зависимость от алкоголя или наркотиков, которые деформируют не только сознание, но и его материальный носитель – мозг.
2)способность сознания
3)взаимосвязь сознания и языка.
Единство языка и сознания обнаруживается в том, что язык служит средством оформления сознания и, одновременно, средством выражения и передачи продуцируемых сознанием идей. Именно в языке находят свое выражение психические состояния и мысли человека, которые воспринимает другой человек и которые оказываются существующими для него самого.
Вербальная форма сознания. В языке и речи, т.е. в словесной форме осуществляется такое свойство сознания, как способность к обобщению и абстрагированию. Обобщенное отражение действительности составляет содержание индивидуального сознания. Всякое отдельное, конкретное на уровне мышления выступает как общее, т.е. базируется на предварительном обобщении признаков однородных предметов. Так, чтобы понять, что представляет собой высшее учебное заведение, мы должны, по крайней мере, знать, что такое учебное заведение. Эти знания выражаются в языке в виде понятий.
Кроме вербальной формы, сознание выступает в образно-символической форме. Эта форма сознания связана с использованием второй сигнальной системы, которая вызывает и преобразует соответствующие сигналы-образы. Наиболее яркими примерами образного сознания человека служат искусство и литература (так в живописи не словесные формы, а рисунок, колорит, композиция выражают замысел художника).
4)активность и
Воспроизводимый сознанием образ представляет собой результат преобразующей, творческой деятельности. Поэтому он отличается от оригинала. Сознание вторит этот образ, конструирует его в соответствии с целями и задачами, обусловленными потребностями человека. В разные моменты своего бытия человек получает разные образы одного и того же предмета. Более того, в своем сознании человек может сконструировать такой образ, который соответствует не действительному, а возможному состоянию предмета. Человек мысленно изменяет предмет, предвосхищая результат того или иного реального изменения. Иначе говоря, сознание человека обладает способностью предвидеть.
Активность сознания является одним из фундаментальных его свойств, которое проявляется в том, что оно:
- отражает мир целенаправленно и избирательно;
- конструирует теоретические
- разрабатывает прогнозы
- служит основой
5) способность оценивать.
Способность сознания оценивать выражает
его избирательность, ориентацию на
выработанные обществом нравственные,
эстетические, религиозные и другие
ценности, отношение человека к этим
ценностям, а также к самому себе,
к своей собственной
Сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются:
1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
2) целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
3) самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
4) язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым коррелятам.
Выводы:
Таким образом, сознание связано с
окружающей человека действительностью
противоречивыми отношениями. С
одной стороны, сознание есть продукт
мозга, его функция. Изменения физиологических
и биохимических состояний
С другой стороны, на сознание и его развитие оказывает сильнейшее влияние природная и социокультурная среда, а также духовный мир индивида, его уникальный личный опыт собственной жизни и своих переживаний, которые являются содержанием сознания.
Есть и третья сторона этого отношения. Она связана с воздействием сознания на природу, социальный мир и духовную жизнь человека. Само сознание является источником различного рода идей и проектов, которые, будучи реализованными, изменяют действительность.
Феномен сознания исследуется и с иных точек зрения. В частности, в феноменологической гносеологии анализируются интерсубъективная смысловая значимость объектов “жизненного мира” (Гуссерль) или человеческая экзистенция (Хайдеггер), что ориентирует гносеологию на раскрытие смысловых ресурсов “жизненного мира”, его интерсубъективной потенциальности, или на семантическое поле культуры как “пространство” интеллектуальной деятельности.
Герменевтическая традиция (Гадамер) обращает внимание не только на то, что сознание является “инструментом” познания, но и на, что сознание человека “вплетено” в культурно-исторический контекст, в коммуникацию, что оно неотделимо от межличностного и межкультурного общения. Такой подход позволяет осмыслить познавательный процесс, учитывая тот факт, что когнитивное и коммуникативное в нем представляют собой, по сути дела, единую целостность.
Когниция (от лат. cognitio) – знание, познание, когнитивный – соответствующий когниции, или познанию, познаваемый. Когнитивный диссонанс – интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид отвергает или избегает новой информации, или убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует, или примиряет противоречия, или прибегает к др. мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе. Концепция, впервые предложенная в 50-х годах, послужила основанием для многочисленных исследований и дискуссий.
На современном этапе развития философии интерес к проблеме сущности сознания возрастает. Исследования в этой области концентрируются в трех основных типах программ.
1) Инструменталистские программы своей главной целью считают конкретизацию понятия “сознания”, как средства, способа и формы жизнедеятельности человек. Важнейшим аргументом при этом считается то, что нет ни одной области жизни, где не было бы необходимо знание и познавательно-информационное обеспечение.
Для реализации главной цели этих
программ создаются модели сознания,
называемые “искусственный интеллект”.
Они раскрывают операционно-вычислительный
характер мышления и компьютерные способности
человека. В этом случае человек
уподобляется мыслящей машине, в которой
сознанию отводится роль своеобразного
личного компьютера, который получает
информацию, преобразует, распознает,
оперирует, координирует и выражает
результат. При явно выраженной ограниченности
и односторонности этих программ,
они, тем не менее, вносят определенный
вклад в понимание проблем
когнитивно-информационного
2) Интенционалистские программы имеют дело с предметным изучением восприятий, воспоминаний, фантазий, грез и т.п. психических феноменов, придающих смысловое значение языковым выражениям. Особое внимание здесь обращается на изучение свойства сознания, связанного с его направленностью к предмету, к действительности.
Под интенциональностью понимают первичную
смыслообразующую “устремленность
сознания к миру, смыслоформирующее
отношение сознания к предмету”
(Молчанов В.И. Интенциональность // Современная
западная философия. – М., 1991. – С.113-114).
Другими словами, интенциональность
– это направленность сознания на
предмет, придание предмету некоторого
смысла. Э.Гуссерль, который ввел этот
термин в феноменологическую философию,
полагал, что сознание является определенной
совокупностью различных
Гуссерль Э.: “Поскольку всякое сознание есть “сознание-о”, постольку изучение сущности сознания включает в себя изучение смысла сознания и предметности сознания как таковой”.
3) Кондиционалистские программы обращают внимание на взаимосвязь, взаимозависимость сознания с особенностями телесной организации, строением и функциями психики, а также на социальные условия бытия человека. Для такого подхода к изучению сознания есть основания, т.к. все эти факторы в своей совокупности весьма ощутимо влияют на активность сознания. Оставаясь скрытыми для человека, они нередко порождают иллюзию спонтанности и беспричинности протекания процессов сознания.
Можно говорить о выделении <span class="Body_0020Text__Cha