Немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:34, доклад

Описание работы

Немецкая классическая философия, несомненно, является одним из самых выдающихся этапов развития философской мысли. Объем и глубина этой философии до конца не понята и до сегодняшнего дня. Само название, закрепившееся за определенным этапом и типом европейской философии, вполне показательно. Она удостоилась звания «классической» (единственная после древнегреческой классики).
Обычно, говоря о классическом, предполагают нечто образцовое, первоклассное, то, что имеет непреходящую ценность. Классическими называют те продукты творческой деятельности человека, которые не исчезли вместе со своей эпохой, а стали ее выражением в дальнейшем развитии культуры. Такова немецкая философия конца 18 – начала 19 веков.

Содержание работы

I. Условия возникновения и наиболее важные особенности немецкой классической философии.
1. Мировоззренческое и теоретическое своеобразие немецкой классической философии.
2. Социально-политический контекст немецкой классики.
3. Немецкая классика и идеи Просвещения.
II. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта.
1. Философия докритического периода.
2. Учение Канта о разуме.
3. Моральная философия Канта.
4. История, общество, право в воззрениях Канта.
5. Особенности кантовского рационализма.
III. Субъективный идеализм Готлиба Фихте.
1. Своеобразие философии Фихте.
2. Учение об «Абсолютном Я».
3. Сущность и назначение человека.
4. Теория «замкнутого торгового государства».
5. «Абсолютное знание» как «Абсолютное Я».
IV. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга.
1. Особенности жизни и творчества Й. Шеллинга.
2. Натурфилософские взгляды.
3. Учение об Абсолюте.
4. Позитивная философия откровения.
V. Объективный идеализм Фридриха Гегеля:
1. Особенности гегелевского рационализма.
2. Ранняя философия (народная религия и феноменология духа).
3. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.
4. Философия истории и государства.

Файлы: 1 файл

Немецкая классическая философия.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)


Немецкая классическая философия

 

 

I. Условия возникновения и наиболее важные особенности немецкой классической       философии.

1. Мировоззренческое и теоретическое  своеобразие немецкой классической  философии.

2. Социально-политический контекст  немецкой классики.

3. Немецкая классика и идеи  Просвещения.

II. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта.

1. Философия докритического периода.

2. Учение Канта о разуме.

3. Моральная философия Канта.

4. История, общество, право в  воззрениях Канта.

5. Особенности кантовского рационализма.

III. Субъективный идеализм Готлиба Фихте.

1. Своеобразие философии Фихте.

2. Учение об «Абсолютном Я».

3. Сущность и назначение человека.

4. Теория «замкнутого торгового  государства».

5. «Абсолютное знание» как «Абсолютное  Я».

IV. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга.

1. Особенности жизни и творчества  Й. Шеллинга.

2. Натурфилософские взгляды.

3. Учение об Абсолюте.

4. Позитивная философия откровения.

V. Объективный идеализм Фридриха Гегеля:

1. Особенности гегелевского рационализма.

2. Ранняя философия (народная религия и феноменология духа).

3. Учение о саморазвитии абсолютной  идеи.

4. Философия истории и государства.

 

I. Условия и наиболее важные особенности немецкой классической философии.

 

1.Мировоззренческое и теоретическое  своеобразие немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия, несомненно, является одним из самых  выдающихся этапов развития философской  мысли. Объем и глубина этой философии  до конца не понята и до сегодняшнего дня. Само название, закрепившееся за определенным этапом и типом европейской философии, вполне показательно. Она удостоилась звания «классической» (единственная после древнегреческой классики).

Обычно, говоря о классическом,  предполагают нечто образцовое, первоклассное, то, что имеет непреходящую ценность. Классическими называют те продукты творческой деятельности человека, которые не исчезли вместе со своей эпохой, а стали ее выражением в дальнейшем развитии культуры. Такова немецкая философия конца 18 – начала 19 веков.

Тип философствования немецкой классики имеет универсальный характер. Это действительно высокая философская теория, характеризующаяся глубиной, многоплановостью, системностью, категориальной проработанностью философской проблематики самой «высшей пробы». Именно она придает философии облик специальной системы дисциплин, идей и понятий, а также специально разрабатывает философскую методологию. Сама же философия приобретает самостоятельное академическое место, и впервые, призвание «философ» и социальный статус «университетский преподаватель» совпадают в лице великих представителей этой философии.

Крупнейшими представителями  немецкой классической философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Но своим формированием эта философия обязана не только им.

Характеризуя истоки этой философской  культуры, необходимо назвать хотя бы следующие имена: немецкий философ-мистик 16-17 веков Якоб Бёме, иррационалист Иоганн Георг Гаман, которого называли «северным магом» или «немецким Сократом», рационалист Христиан Вольф, определивший лицо академического курса по философии в немецких университетах и, наконец, немецкие просветители Готфрид Эфраим Лессинг и Иоганн Готфрид Гердер.

Кроме того, на взгляды великих философов повлияло духовное и теоретическое «соседство» некоронованного короля немецкой культуры Иоганна Вольфганга Гёте движение романтизма: Йенские романтики – братья Шлегель (Август и Фридрих), Фридрих Гёльберлин, Николас Новалис (Фридрих фон Харденберг), Фридрих Шлейермахер, и Гейдельбергские романтики: Франц Брентано и братья Гримм (Якоб и Вильгельм).

Но дело не только в системности, фундаментальности и теоретической  добротности этой философии. Немецкую классику отличает совершенно особый философский дух, незамутненный альянсами с другими формами духовной деятельности, самодостаточный, мощный, хорошо организованный. Философская рефлексия здесь соотнесена не столько с тем или иным аспектом бытия, а, прежде всего, с бытием разума, понимаемым как всеохватное универсальное бытие. Это рефлексия о духовной сущности мира – Духе, Разуме, равнозначными Богу. Поэтому приоритетным «внешним» предметом этой философии является целостность культуры и ее историческая динамика. Не случайно, согласно Гегелю, «философия есть… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».

Мыслителей, причисляемых к немецкой классике, объединяло сходное понимание  роли философии в истории человечества, в развитии культуры. Философии они вверяли высочайшую духовную миссию – быть критической совестью культуры. Поэтому она организуется вокруг задачи проследить и объяснить единую нить становления и развертывания духа человеческой культуры, историю духа, его судьбу.

А интересы и настроения духовно-культурного  окружения немецкой философии еще более усиливали в ней доминанту Духа и Разума, так что ее стали еще часто называть немецким классическим идеализмом. Правда, каждая система являет свой тип идеализма. Философия Канта во многом дуалистична, философия Фихте сориентирована субъективистски, Объективный идеализм Шеллинга пантеистичен и эстетичен, а объективный идеализм Гегеля логичен, рационалистичен и историчен.

Идеалистическая направленность не означает, однако, что немецкая философия не имеет в себе никакого материалистического содержания, не случайно она породила к жизни материалистическую философию Людвига Фейербаха, которого часто также относят к этой философии.  Практически все немецкие философы проявляли глубокий интерес к философии природы и к научному пониманию мира. И работы этих философов наполнены множеством материалистически прочитываемых смыслов  и идей.

Показательным является также определение  этой философии, так сказать, по национальному признаку. Есть особая преемственность систем немецкой классики, их особое тематическое единство, определяемое не только историей развития философии, но и особенностями развития Германии того времени. Понятие национальный дух, нация были очень важными для немецких мыслителей, впервые осознавшихх тему национального как самостоятельную и значительную в философском размышлении.

2. Социально-политический  контекст немецкой классики.

Состояние Германии того времени определялось как внутренними обстоятельствами: раздробленностью, экономической отсталостью, наполеоновским нашествием, так и внешними: Французской революцией и господством французского духа во всей Европе. В целом, это был период мучительного рождения товарно-денежных, капиталистических отношений в патриархально-феодальной стране.

Думающим и переживающим судьбы страны немцам этот период казался еще более мучительным и безнадежным на фоне бурных событий во Франции. Германия воспринималась ими как разрушающаяся цитадель монархизма, бюрократизма и филистерства (мещанство, с оттенком воинствующего невежества, лицемерия и ханжества), разбавленного неумеренной сентиментальностью и неотесанным хамством мелкого бюргерства в обыденной жизни.

Сильной страна виделась только в  одном – в «области мечты», как  тогда говорили. Культурная жизнь Германии соединяла в себе действительно глубокие и мощные прорыва в области искусства (Гете, Шиллер, Гейне, Бетховен, Шуберт, Шуман, уже названные романтик и др.) с достаточно пошлым мировоззрением мечтательной сентиментальности и экзальтации, избыточным самоанализом душевных переживаний и движений, романтических грез, переплетенных с неопределенной тоской по определенной деятельности. Германия того времени являет собой классический пример возможности совпадения в развитии народов и государств социально-политических минимумов и духовно-творческих максимумов.

Вследствие всего этого предметные, событийные основания для немецкой мысли черпались в соседней Франции. Немецкая мысль оказалась своеобразной рефлексией  по поводу бурной социально-политической жизни Франции. Дух французской революции удивительным образом трансформировался в абстракции немецких философских систем.

При этом отношение к революции было двойственным. Первоначальное бурное сочувствие сменилось с установлением якобинской диктатуры на сдержанное неприятие. А последующее нападение Наполеона на Германию усилило консерватизм взглядов и даже придало обветшалому феодализму оттенок национального достояния.

Будучи уже известным и именитым, именно в1894 году, Кант пишет работу под примечательным названием «Конец всего сущего». В ней он говорит о предпринимаемых людьми попытках время от времени радикальными средствами усовершенствовать собственную жизнь и, в целом, мир. Горькая ирония пробивается в словах, комментирующих эти попытки: «Я слишком хорошо сознаю свою неспособность внести какое-нибудь новое счастливое предложение и хочу лишь дать совет, для чего, конечно, не нужна большая изобретательность, - оставить все в том состоянии, которое уже сложилось и на протяжении почти поколения сносно проявило себя в своих последствиях. Естественно это не может быть мнением мужей великого или предприимчивого духа, но да будет мне позволено скромно обратить внимание не на то, что они намеревались совершить, а на то, что им придется преступить, чтобы не действовать вопреки своим (пусть даже самым лучшим) намерениям».

Можно сказать, что историческая действительность по-разному демонстрировала в  Германии и Франции ту печальную очевидность, что абсурдность и бесчеловечность изживающих себя жизненных порядков преодолевается в действительность, к сожалению, также абсурдно, с трудом, а часто, с трагедиями и ужасом.

Поэтому в Германии утвердилось  убеждение, что главные изменения могут быть связаны только с духовным развитием. Действительность можно преобразовывать только силами духа и гуманистической философии. Вместо социальной активности развивалась активность в области мышления. В виде компенсации за неразумность, иррациональность социальных отношений создавались философские теории, в которых принцип рационализма становился главенствующим. Осторожность в реальном политическом поведении странным образом взращивала глубокий критицизм умонастроений.

3. Немецкая классика  и идеи Просвещения.

Немецкое просвещение не было столь  радикальным, как французское. Идеи французских просветителей имели  продолжением революцию, идеи немецких – классическую философию, воспринимавшуюся как революция в философии.

Для Просвещения источником всех надежд человечества является разум и историческое распространение разумности как  единственной возможности достижения человеческого счастья и прогресса. Немецкая философия доводит до логического завершения эту просвещенческую установку, становится своеобразным постпросвещением и закладывает основы для принципиально непросвещенческой мировоззренческой традиции.

В философии Просвещения, опирающейся  на гипотезу «гносеологической робинзонады», разум лишен характеристик самостоятельности и историчности. Он понимается как способность следовать природе, отражать ее, соответствовать ей. У него нет собственного осязаемого пространства, самостоятельного бытия, «умственной материи» как говорили древние греки, и нет собственного осязаемого времени, он лишен исторических характеристик. Разум рассматривается в связи с человеческим мозгом, в соотношении с природой, самое большое, в связи с поведением и нравственностью индивида, но практически вне социально-культурного контекста.

Немецкая классика, в отличие  от Просвещения, понимает разум как  самую значительную и важную ипостась бытия. Она четко обозначает «пространство» его проявления – культуру и «время» – историю. Поэтому создается предельно универсальный образ Разума, который наделен самостоятельным существованием, творческой созидающей сущностью. Разум – самое деятельное и активное начало мира, не просто вмешивающееся в ход событий, а определяющее их. Разум реализует в культуре и истории собственные требования разумной жизни, благодаря чему и человек получает с разумом возможность раскрытия собственной творческой свободы. Только в этом случае разум способен справиться с той миссией, которую ему вручило Просвещение.

Немецкая философия отстаивает идеи единства разума и истории, так что разум приобретает черты всемирного творческого преобразующего осмысления миром самого себя. Все, что составляет культуру: наука, искусство, религия, философия и др., – это формы жизни разума, его присутствия в мире. Поскольку же культура является закономерным продолжением эволюции природы, то разум есть и природное явление, но самого универсального свойства. Такие представления критически рассматриваются в философии Канта и реализуются в абсолютной полноте в философии Гегеля.

Вследствие этого немецкая философия  не только гносеоцентрична, но и рациоцентрична, а в гегелевской философии и логоцентрична. Она завершает прежде всего рационалистическую традицию Просвещения и дает различные варианты рационалистического толкования исторического процесса, культуры, общества и человека.

При этом проблема человека, его творческих возможностей и свободы становится для философов-классиков не менее важной, чем теория Разума. Говоря о человеке через призму этой тории, немецкая классика всегда имеет в виду зрелого, возмужалого, взрослого человека. В этом отношении они, безусловно, являются продолжателями и возрожденческих идей, но многократно усиливают внимание к состоянию духовной возмужалости и зрелости.

Разум, история, культура, свобода, творчество, человек – важнейшие темы этой философии. В осмыслении этих тем немецкая философская мысль осознает себя подлинной альтернативой прежней религиозной духовности, понимаемой как неоправданный и необоснованный догматизм. С другой стороны, она стремится выступать от лица подлинной науки, понимает себя как средство дальнейшего развития и универсализации научного знания.

Информация о работе Немецкая философия