Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:34, доклад
Немецкая классическая философия, несомненно, является одним из самых выдающихся этапов развития философской мысли. Объем и глубина этой философии до конца не понята и до сегодняшнего дня. Само название, закрепившееся за определенным этапом и типом европейской философии, вполне показательно. Она удостоилась звания «классической» (единственная после древнегреческой классики).
Обычно, говоря о классическом, предполагают нечто образцовое, первоклассное, то, что имеет непреходящую ценность. Классическими называют те продукты творческой деятельности человека, которые не исчезли вместе со своей эпохой, а стали ее выражением в дальнейшем развитии культуры. Такова немецкая философия конца 18 – начала 19 веков.
I. Условия возникновения и наиболее важные особенности немецкой классической философии.
1. Мировоззренческое и теоретическое своеобразие немецкой классической философии.
2. Социально-политический контекст немецкой классики.
3. Немецкая классика и идеи Просвещения.
II. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта.
1. Философия докритического периода.
2. Учение Канта о разуме.
3. Моральная философия Канта.
4. История, общество, право в воззрениях Канта.
5. Особенности кантовского рационализма.
III. Субъективный идеализм Готлиба Фихте.
1. Своеобразие философии Фихте.
2. Учение об «Абсолютном Я».
3. Сущность и назначение человека.
4. Теория «замкнутого торгового государства».
5. «Абсолютное знание» как «Абсолютное Я».
IV. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга.
1. Особенности жизни и творчества Й. Шеллинга.
2. Натурфилософские взгляды.
3. Учение об Абсолюте.
4. Позитивная философия откровения.
V. Объективный идеализм Фридриха Гегеля:
1. Особенности гегелевского рационализма.
2. Ранняя философия (народная религия и феноменология духа).
3. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.
4. Философия истории и государства.
Поэтому действительно четкое уяснение актов самосознания – это уяснение «объективного», которое обнаруживается субъективным. Субъективное потенцирует объективное, поскольку изначально мы имеем дело не собственно с природой, а с самим процессом познания. Но в какой-то момент мы «настигаем» естественнонаучную форму познания. Это момент, в котором структура познания становится очевидно зависима от структуры предмета. Благодаря этому нам открывается самостоятельность природы. Всякое развитое взрослое сознание есть преодоление субъективизма. «Наш дух чувствует себя свободнее, возвращаясь из состояния умозрения (спекуляции) к наслаждению природой и ее исследованию».
2. Натурфилософские взгляды
Возвращение природе (в философском размышлении) ее исконных прав – исходное теоретическое устремление Шеллинга. Само его представление о свободе изначально было более связано с концепцией «естественного права», а не с радикальными политическими идеями. И сам термин «естественное право» Шеллинг часто толкует в самом буквальном смысле как «право природы».
Вопрос и совместимости
Достоинство естественных наук в том, что они исходят из объективного, а не вытесняет его. При этом, стремясь проникнуть на все более глубокие слои объективного, они начинают улавливаться в мире нечто само по себе прогрессирующие, некоторые аналоги интеллекта, намеки на разумность. Тем самым открывается эволюция форм и степеней сознания, возникающего постепенно из досознательных природных форм. Все эволюционные теории, по мнению Шеллинга, говорят о том, что природа «своим умом» намечает себе вехи собственного развития, завершением которого является развитие сознания. Естествознание эволюционных идей есть подлинное возрождение натурфилософии.
Натурфилософия отстаивает приоритет «идеализма природы» над «идеализмом Я», а не просто материи над духом. Натурфилософия – своеобразная теория познания, которая учит, что не человек познает природу с помощью какой-то особой, отличной от природы познавательной способности. Наоборот, природа познает в нем себя, познает заключенные в ней естественные потенции. Через человека она заглядывает в свои собственные истоки, «возвращается в себя», мыслит, осознает себя. «Человек – это творящий взгляд природы на себя самое». (Шлегель)
Природа не познаваемое нами, а самопознающее. Она не нуждается в наделении ее душой. Душа в ней изначально есть, гораздо вечнее, чем в человеке. Человека и природу объединяет общий принцип. И этот общий принцип – принцип природы, а не человека.
Постоянное возвращение
Поэтому насильственное отношение к природе, понимание ее только как препятствия недопустимы. (Если только не иметь в виду «ветхой» природы человека). Любая, даже кажущаяся совсем «косной» материя не является только безжизненным препятствием для утверждения человека. Материя – это «общее семя вселенной», которое в процессе бессознательного развития восходит к духу.
Материя - это всеобщий зародыш универсума. Из нее выводится все сущее, вся природа. Но сама природа как универсум неизмеримо превосходит материю. Она чудо, для описания и постижения которого недостаточно не только естествознания, но и натуральной философии. Для этого необходимо еще искусство, поскольку природа одухотворена. «Это всеобщий дух природы, который постепенно формирует для себя грубую материю. От порослей мха, в котором едва заметен след организации, до благородных образов, которые как бы сбросили оковы материи, господствует всюду один и тот же порыв, который устремлен к одному и тому же идеалу целесообразности, приближаясь бесконечно вперед к одному и тому же прообразу, воспроизводящему чистую силу нашего духа.
Никакая организация немыслима без продуктивной силы. Хотелось бы мне знать, как подобная сила может проникнуть в материю, если рассматривать ее как вещь саму по себе. Не надо бояться определений. Нельзя сомневаться в том, что ежедневно происходит на наших глазах. В вещах вне нас есть продуктивная сила. Но такая сила может быть лишь силой духа. Вещи не могут быть вещами самим по себе. Они могут быть лишь продуктами духа».
Ступенями развития природы от материи
к духу являются механизм, химизм и
организм. Каждая из них возникает
и развивается благодаря
Шеллинг приходит к убеждению, что «природа со всеми своими ощущениями и качествами – застывшая разумность». И это представление определяет его трансцендентальный эстетический идеализм. Натурфилософия и естествознание начинают пониматься как часть широкой философской системы, которая определяется эстетическими координатами искусства. Это особое единство естествознания, философии и искусства, направленное на постижение универсума. В нем естествознание дает конкретные знания, которые систематизируются философией и одухотворяются искусством. (Для реализации этой задачи начинается издаваться «Журнал умозрительной физики»).
В раннем творчестве Шеллинга создается философско-художественная картина живого пульсирующего мироздания. Величественность процесса этой пульсации может понята и описана только по законам красоты и на основе эстетического чувства. Роль художника в сознании такой картины не меньшая, а даже большая, чем ученого и философа. Он говорит об этом так:
«Если эстетическое созерцание есть
лишь объективировавшееся
Представление о природе, которое искусственно строит философ, для искусства изначально и естественно. То, что мы называем природой, - поэма, скрытая от нас таинственными, чудесными письменами. И если бы загадка могла открыться, мы увидели бы одиссею духа, который, увлекательным образом заблуждаясь, в поисках себя бежит от самого себя, ибо сквозь чувственный мир за полунепроницаемой дымкой тумана лишь мерцает, как мерцает смысл в словах, некая страна фантазии, к которой мы стремимся.
Каждая прекрасная картина возникает как бы благодаря тому, что устраняется невидимая преграда, разделяющая действительный мир и мир идеальный; она служит нам просветом, в котором отчетливо встают образы и области мира фантазий, лишь тускло просвечивающие сквозь покров действительного мира. Для художника природы не есть нечто большее, чем для философа; она есть идеальный мир, являющий себя только в постоянном ограничении, или несовершенное отражение мира, который существует вне художника, а в нем самом.»
Описание объективного, т.е. природы, у Шеллинга обладает как высокой творческой, художественной энергетикой, так и отсутствием склонности к подлинным естественнонаучным конкретизациям и констатациям. О стиле шеллинговского философствования Гете говорил следующее: «Как будто идешь в сумерках по знакомой дороге, ориентируешься безошибочно, хотя окружающих предметов не видно.» Именно этот стиль создает специфический образ трансцендентного.
Этот стиль был не просто капризом или личным предпочтением Шеллинга. Он был определен и обстоятельствами развития естествознания. Наиболее «знаковые» научные открытия были сделаны уже после написания Шеллингом его н6атурфилософских трудов. Он знал только идеи предвосхищавшие важнейшие научные открытия (например, идея о единстве электрической, магнитной и химической активности.) Поскольку эти идеи не могли еще подкрепляться опытом, то уверенность в их бесспорности определялась не естествознанием, а другим духовным и мыслительным источником, разделяющим цели и пафос естественных наук.
3. Учение об Абсолюте.
Таким источником, по мнению Шеллинга, является трансцендентальный идеализм, теоретическое оформление и систематизация которого и должны стать главным философским делом.
Суть этого идеализма можно представить двумя способами. Более краткий связан с известным рукописным фрагментом, называемым «Первая программа системы немецкого идеализма», авторство которой до сих пор не установлено. Многие исследователи склоняются к мнению, что это текст Шеллинга, предшествующий его работе «Система трансцендентального идеализма». Основные идеи здесь следующие:
1. В будущем вся метафизика
сольется с моралью. Этика
2. Исходной идеей этой системы будет идея об абсолютно свободном существе.
3. Эта идея будет базисом для
создания «большой физики»,
4. Только реальность реального
мира дает возможность
5. Идея человечества раскрывается не через идею государства и права, а через идею истории.
6. Средоточием идеи истории
7. Высший акт разума – акт эстетический. Философ, подобно поэту, должен обладать эстетической силой. Философия духа – эстетическая философия.
8. Поэзия станет наставницей человечества. «Не станет более философии, не будет истории, одна поэзия переживет все науки и искусства».
9. Этот единый процесс развития
духа завершится созданием
10.«Только тогда станет возможным равное развитие всех сил как каждого, так и всех индивидов, воцарится всеобщая свобода и равенство духа. Высший дух – посланец неба – создаст среди нас эту новую религию, которая станет последним, самым великим деянием человечества».
Развернутое теоретическое изложение сути трансцендентального идеализма, данное в работе Шеллинга, представляет этот идеализм как основу философии тождества, и философии искусства (творчества, свободы).
Трансцендентальная философия понимается Шеллингом как выражение трансцендентального субъекта. Она его универсальное самосознание. Поэтому в теоретическом отношении она есть идеализм, а не материализм, но идеализм реальный. Первой идеей такой системы является «идея абсолютного свободного существа». Эпицентром существования такого существа является самосознание. В практическом же отношении она есть манифестация совершенно особой необходимости, определяющей исторические и политические реальности.
В соответствии с этим он понимает
и структуру трансцендентальног
Представления о вещах могут быть либо отражениями вещей, либо целями (образцами) для них. На представлениях первого порядка основывается знание, на представлениях второго – свободная деятельность. Первые образуют теоретическую часть трансцендентальной философии, вторые – практическую. Теоретическая философия – учение о природе. Практическая - об этике. Их единством является философия искусства, рассуждающей о феноменах, соединяющих реальность и идеал, то, что есть, и то, что должно.
Универсальной, все определяющей дилеммой
трансцендентальной философии является
дилемма «свобода-