Немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:34, доклад

Описание работы

Немецкая классическая философия, несомненно, является одним из самых выдающихся этапов развития философской мысли. Объем и глубина этой философии до конца не понята и до сегодняшнего дня. Само название, закрепившееся за определенным этапом и типом европейской философии, вполне показательно. Она удостоилась звания «классической» (единственная после древнегреческой классики).
Обычно, говоря о классическом, предполагают нечто образцовое, первоклассное, то, что имеет непреходящую ценность. Классическими называют те продукты творческой деятельности человека, которые не исчезли вместе со своей эпохой, а стали ее выражением в дальнейшем развитии культуры. Такова немецкая философия конца 18 – начала 19 веков.

Содержание работы

I. Условия возникновения и наиболее важные особенности немецкой классической философии.
1. Мировоззренческое и теоретическое своеобразие немецкой классической философии.
2. Социально-политический контекст немецкой классики.
3. Немецкая классика и идеи Просвещения.
II. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта.
1. Философия докритического периода.
2. Учение Канта о разуме.
3. Моральная философия Канта.
4. История, общество, право в воззрениях Канта.
5. Особенности кантовского рационализма.
III. Субъективный идеализм Готлиба Фихте.
1. Своеобразие философии Фихте.
2. Учение об «Абсолютном Я».
3. Сущность и назначение человека.
4. Теория «замкнутого торгового государства».
5. «Абсолютное знание» как «Абсолютное Я».
IV. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга.
1. Особенности жизни и творчества Й. Шеллинга.
2. Натурфилософские взгляды.
3. Учение об Абсолюте.
4. Позитивная философия откровения.
V. Объективный идеализм Фридриха Гегеля:
1. Особенности гегелевского рационализма.
2. Ранняя философия (народная религия и феноменология духа).
3. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.
4. Философия истории и государства.

Файлы: 1 файл

Немецкая классическая философия.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

Достаточно справедливая ирония по отношению к Гегелю не стала, к сожалению, основой для  некоторой самоиронии, когда марксизм предложил отменить гегелевскую  систему, для подлинной модернизации гегелевского метода. Диалектику предлагалось отыскивать в самой материальной (природной и исторической) действительности, и использовать диалектические закономерности как собственные инструменты для того, чтобы наконец начать «преобразовывать» действительность, вместо того, чтобы ее бесконечно «обменять». Опыт советской жизни выявил порочность недостаточно критического понимания собственного мировоззрения. А в отношении философии Гегеля – недопонятую значимость его системы абсолютной идеи.

Развитие философии  Гегеля условно можно разделить  на три этапа:

1. Ранняя философия,  разрабатывающая в основном проблемы  народной религии; («Народная религия и христианство»).

2. Период создания  «Феноменологии духа», в которой  предпринимается попытка показать восхождение человека и его сознания по лестнице абсолюта.

3. Создание и разработка  системы диалектики абсолютного  духа («Наука логики» и «Энциклопедия философских наук»). Завершением этого явилась разработка отдельных областей философского знания: философия истории, философия права, философия религии т. п. и написание соответствующих работ.

2. Ранняя философия. (Народная религия  и феноменология духа.)

С самого начала важнейшими характеристиками философии Гегель полагает тотальность (целостность) и  спекулятивность (особого рода созерцательность). Именно они противопоставляют философию обыденному прагматически деятельному, делают философию рефлексисей на основе осмысления, а не опыта. Он полагает, что всякое подлинное знание – спекулятивно.

Исходя из этих позиций, он пишет ряд очерков и исследований, критикующих христианство, анализирующих его социальную роль и связь с развитием общества. Религия, массовое религиозное сознание рассматривается им как несущая конструкция духовной жизни, поэтому главным понятием в этих исследованиях становится понятие жизни. Это понятие не имеет в себе никакого биологического содержания, а является спекулятивным выражением ее духовной основы. Она понимается как осуществление духовного смысла. В этом осуществлении жизнь всегда проходит три этапа. 1. Исходное единство жизни; 2. диалектическое превращение единства в свою противоположную идею гегелевской (Гегель называет это «судьбой»); 3. преодоление раздвоенности и возвращение к единству, что обеспечивает жизни максимальное богатство и конкретность.

Раздвоение жизни преодолевает любовь, которая усмиряет судьбу. Любовь – «цвет жизни». Раздвоенная и попранная жизнь в любви приходит к высшему единству и к осознанию этого единства. Силой дополняющей и поддерживающей любовь является разум, который имеет с любовь «общий корень». Цвет жизни всегда дополнен смыслом жизни, и этим достигается полное единство.

В соответствии с этим и религия как конструктивное начало имеет определенную модель для  своего развития. Она возникает как  непосредственная народная религия, основанная на любви, претерпевает испытание атеизмом и дорастает до «Философии религии». Этим открывается, что мир определяется не столько персонифицированным Богом, сколько абсолютным надличностным началом мира, которое познает само себя. Традиционные религиозные представления – лишь неадекватная идея самопознания абсолютного духа. Адекватной формой такого сознания может быть лишь философия.

«Феноменология духа»  и посвящена формулированию такой  философии. Причем здесь такое сознание предстает преимущественно как индивидуализированное, а не социокультурное. Он заявляет, что абсолютное начало реальности должно быть родственным характеру нашего мышления, иначе его нельзя было бы фиксировать мыслью. И разрабатывает тезис о том, что познание является самопознанием абсолютного начала самой реальности, «пронизывающей» человека и потому соотнесенной с его сознанием.

С точки зрения такого абсолютного начала философия окажется не философией субъективного субъект-объекта, как у Фихте, и не философией объективного субъект-объекта, как у Шеллинга, а философией рационально понимаемого единого субъект-объекта как такового.

Важнейшей идеей в  этом случае становится идея абсолютной реальности. Абсолютная реальность и  есть этот субъект-объект как таковой. И реальность эта по своей природе духовна. Она должна быть духовна, чтобы обладать способностью познать себя. И тогда эта реальность – истинное. Гегель говорит: «Абсолютное – вот что истинное».

В этом случае абсолютная реальность оказывается в необычных отношениях с человеком. Она – объект стремлений человека, поскольку истинное – объект его стремлений. Она родственная с нашим познанием, потому что она духовна и самосознательна. Она дается человеку путем восхождения его разума к абсолюту, поскольку дух «хочет» самопознания, которое реализуется в усилиях человека.

Ступени, которые проходит, приближаясь к духу, сознание человеческое – это чувственная достоверность, восприятие и рассудок. Чувственная достоверность – это наивная детская убежденность в адекватности сознания. Это даже не убежденность, а нерефлексивное принятие того, что просто существует. Это наивное целостное состояние не может долго сохраняться, оно становится несчастным, музыкальным, разорванным сознанием.

Сначала это происходит в форме восприятия, когда вещь понимается как самостоятельная единица, представленная в чувственности, но представленная как то, что находится вне чувственности. Затем это происходит в более организованной форме рассудка, который стремится сделать эту отдаленность предмета от сознания объектом теоретического рассмотрения и обоснования. Любой предмет описывается на основе внечувственных сил и законов, которые познаются лишь интеллектуально.

И в восприятии и в  рассудке предмет и сознание предмета оказываются разорванными, чуждыми друг другу. Но это определяется не реальным положением дел, а недостаточными усилиями сознания. Если мы посмотрим на чувственную достоверность, восприятие и рассудок не как на самодостаточные характеристики сознания, а как на этапы более фундаментального процесса познания абсолюта, то тогда станет ясно, что все эти формы – лишь начальные этапы самопознания духа. Они предшествуют подлинному самопознанию как этапы «полагания» предмета. Сознанию в этом состоянии кажется, что предмет является самостоятельным и внешним, но это всего лишь иллюзия. На самом деле абсолют сам «полагает», как бы кладет перед собой частички самого себя в качестве внешних предметов, для того, чтобы тщательнее провести свой собственный анализ.

В этот момент дух действительно  переходит на стадию самосознания, начинает мыслить, понимает, что все предметы мира – не что-то внешнее для него, а «внешнее-внутреннее», им же самим и для себя созданное внешнее. На этой стадии субъективные возможности человеческого мышления должны быть полностью подчинены объективной разумности Абсолюта.

Высшая доблесть человеческой мысли соответствовать разуму абсолютной идеи, для чего есть два способа. Во-первых, теоретическое постижение тонкостей диалектики, которая описывает способ действия, развития, правила жизни, логику Абсолюта. В результате и становится возможным создание системы, способной описывать мир. Истина мира должна предстать в форме системы. Во-вторых, постижение смысла исторического общественного и культурного развития, потому что история и культура – это тот язык, на котором Абсолют может обратиться к человеку. История понимается как способ бытия субъекта, призванного Абсолютом.

В результате человеку откроется  область объективного духа, он станет способен понять ее сущность как саморазвитие абсолютной идеи, а на основе этого понять все многообразнейшие аспекты собственной жизнедеятельности. Так в центре философской системы Гегеля оказывается учение о саморазвитии абсолютной идеи.

3. Учение о саморазвитии абсолютной  идеи.

Это учение раскрывается в гегелевской философии через диалектику и ряд фундаментальных идей философско-культурологического свойства и завершается разработкой специальных отделов философского знания.

Схематично структуру  философской теории Гегеля можно  представить следующим образом:

 

Саморазвитие абсолютной идеи

(диалектика)



 

 

Тождество

бытия и

мышления

Объективация,

отчуждение

Наука как рациональность духа

Человек, его обязанность к подлинному просвещению



 

 

Философия истории,

философия права,

философия религии

и т. п.

история философии


 

Гегель утверждает абсолютную творческую силу мирового разума и  создает универсальную схему этой творческой деятельности, которой и является абсолютная идея и ее динамика. Во многом пафос такого философствования определяется специфическим состоянием современной Гегелю Германии, которое Гейне заклеймил как «скотскую неподвижность». Научно-теоретическим самосознанием этой идеи является Логика, которую Гегель и создает.

Абсолютная идея обозначает универсум во всей его полноте, безусловную и конкретную, личностную всеобщность, субстанцию и субъект одновременно. Содержанием абсолютной идеи является процесс ее собственного развития, развертывания в виде последовательного движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

В этом развертывании  идея проходит три этапа. 1. Логика, или  изображение Бога в его вечной сущности. Логика разворачивается в  системе категорий, она является их абсолютно-конкретным единством, своеобразным миром смыслов. Это – дух в себе. Завершение логики – это единство идеи жизни (практической идеи) и идеи познания (теоретической идеи), данное в форме понятия, постигающего себя.

2. Природа, понимаемая  как «отпустившая» себя в инобытие  абсолютная идея. Это – инобытие духа. При этом «природа не есть сама жизнь, а есть жизнь, фиксированная рефлексией... наблюдающая природу мыслящая жизнь ощущает... данное противоречие... И эта мыслящая жизнь извлекает из формы... живое... извлекает не единство, мысленную соотнесенность, но жизнь во всей ее полноте... и называет ее богом». Потому что во всем мире присутствует скрытая духовность, во всем присутствует созвучная людям жизнь, созвучная через мысль. Поскольку природа положена самой абсолютной идеей, то абсолютная идея восходит по ступеням природы (механика, физика, органика), создавая высший природный объект – человека, природа которого уже не природна.

3. Самопознание духа, раскрытие абсолютной идеи. Это  дух, включающий в себя субъективный, объективный и абсолютный дух. Субъективный дух – человек в его душевных и духовных проявлениях. Объективный – вся социокультурная сфера: история, государство, право, мораль, гражданское общество. Абсолютный – собственно духовное: искусство, религия и философия. Абсолютный дух – свободное, сознательное, бесконечное и беспрепятственное самотворчество. Философия – вершина этого творчества, она есть «тотальность знания», идеал разума. Она воплощает собой спекулятивный, порождающий «истинную целостность» дух.

Это развертывание и  предстает как выявление творческой силы мирового разума и показывает становление этой силы как историю духовной культуры. Фундаментальной характеристикой этого процесса является универсальный методологизм. Мышление является субъектом всего духовного богатства, поэтому оно является вечной вневременной схемой творческой деятельности. Оно является выражением внутренней закономерной необходимости. И открывает и закрепляет универсальную диалектику мира.

Эта диалектика – прежде всего диалектика понятия. «Все движение философии как методическое... есть не что иное, как полагание того, что уже содержится в понятии». Понятие раскрывает свое содержание, самоуглубляясь, порождает бесконечное многообразие других понятий, а затем и многообразие универсума. Все подчинено методу последовательного порождения понятий друг другом и методу восхождения от абстрактного к конкретному.

Абсолютная идея раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы диалектических категорий, начиная от самых общих и бедных определением (бытие, небытие, наличное бытие) и кончая самыми конкретными (действительность, химизм, телеология и т. п.). Система категорий строится по принципу субординации, соподчинения понятий и «есть форма истины». Между категориями существует сложное диалектическое взаимоотношение. И вся эта система подвижна и жизненна. Она предвосхищает и передает не все богатство реального мира, но мир в сущности и целостности.

Чем более абстрактной  является категория, тем большая  «мощность» того бесконечного множества, которое она породит. Наиболее абстрактной  является категория бытия. Именно бытие – исходное понятие мира и диалектики. Только это понятие не требует для себя сопоставления с чем-то другим. В своем исходном состоянии – оно полное отсутствие определений. Это «чистая мысль», «совокупность всех реальностей» и т. п. Но значит, оно тождественно чистому ничто. Исходная диалектика бытия и ничто порождает все цветущее многообразие мира, производит наличное бытие, в котором многократно увеличивается и воспроизводится изначальная диалектика универсальных «Есть» и «Нет».

Эта диалектика трех основных закономерностей. Во-первых, неизбывным является единство и борьба противоположностей, поскольку главным движущим элементом универсума является противоречие. Противоречие – высшая действительность, «корень всякого движения и жизненности», а не ошибка мысли. Во-вторых, сложная взаимосвязь количественных и качественных сторон действительности. И, в-третьих, реализация особого типа преемственности в развертывании мирового духа и познании.

Не возможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому действительным целым и завершенным является не «голый результат», а результат, неотрывный от своего становления. Развитие проходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», от низшего к высшему. Структуру «спирали» развития определяет триада: тезис, антитезис, синтез.

Информация о работе Немецкая философия