Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:34, доклад
Немецкая классическая философия, несомненно, является одним из самых выдающихся этапов развития философской мысли. Объем и глубина этой философии до конца не понята и до сегодняшнего дня. Само название, закрепившееся за определенным этапом и типом европейской философии, вполне показательно. Она удостоилась звания «классической» (единственная после древнегреческой классики).
Обычно, говоря о классическом, предполагают нечто образцовое, первоклассное, то, что имеет непреходящую ценность. Классическими называют те продукты творческой деятельности человека, которые не исчезли вместе со своей эпохой, а стали ее выражением в дальнейшем развитии культуры. Такова немецкая философия конца 18 – начала 19 веков.
I. Условия возникновения и наиболее важные особенности немецкой классической философии.
1. Мировоззренческое и теоретическое своеобразие немецкой классической философии.
2. Социально-политический контекст немецкой классики.
3. Немецкая классика и идеи Просвещения.
II. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта.
1. Философия докритического периода.
2. Учение Канта о разуме.
3. Моральная философия Канта.
4. История, общество, право в воззрениях Канта.
5. Особенности кантовского рационализма.
III. Субъективный идеализм Готлиба Фихте.
1. Своеобразие философии Фихте.
2. Учение об «Абсолютном Я».
3. Сущность и назначение человека.
4. Теория «замкнутого торгового государства».
5. «Абсолютное знание» как «Абсолютное Я».
IV. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга.
1. Особенности жизни и творчества Й. Шеллинга.
2. Натурфилософские взгляды.
3. Учение об Абсолюте.
4. Позитивная философия откровения.
V. Объективный идеализм Фридриха Гегеля:
1. Особенности гегелевского рационализма.
2. Ранняя философия (народная религия и феноменология духа).
3. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.
4. Философия истории и государства.
В каждом предмете выделяются три момента: 1 – непосредственное сплошное единство (предмет в себе); 2 – объект как сложность, множество, расчлененность, рефлексия (предмет для себя); 3 – воссозданное единство, в котором не теряются выявленные различия (предмет в себе и для себя).
Эту же универсальную триадичность можно видеть и на каждом этапе развертывания абсолютной идеи: 1 – полагание некоторой определенности; 2 – ее раскол на противоречащие смысловые полюса; 3 – «снятие» противоречия в общности более высокого порядка. Именно таким образом идет движение от понятия к человеку и к духу.
Логические формы и законы не являются только пустой оболочкой внешней формой, а составляют средоточие объективного духовного мира, систему его своеобразного «организма». Важнейший лозунг этого «организма» - «Достойно гибели, все то, что существует». Невозможно достижение абсолютной окончательности, абсолютного результата. Единственным абсолютным является только сама диалектическая жизнь мировой идеи.
Знание этой диалектики
достигается разработкой
Саморазвитие абсолютной идеи невозможно понять без предположения тождества бытия и мышления. Целостный динамичный субъект-объект возможен только в мире, определяемом таким тождеством. Сама по себе эта идея не нова, она восходит к Пармениду. Но до Гегеля тождество понималось как символ статики, неводвижного величия. Гегель делает тождество законным элементом диалектики (развивая и теоретически утверждая идеи Шеллинга).
Если саморазвивается не что-нибудь, а абсолютная идея, то такое саморазвитие есть самопознание. И наоборот, самопознание абсолютной идеи есть саморазвитие. Она сама для себя есть предмет. Но в качестве предмета для себя никогда не бывает абсолютной. Ее бытием является мышление, т. е. процесс представления себя в форме противоположного ей предмета. Суть всякого тождества и абсолюта в том, что он открывается для себя только через нетождественное и неабсолютное.
Абсолют сам «полагает»,
как бы кладет перед собой частички
самого себя в качестве внешних предметов,
для того, чтобы максимально полно
и точно осуществить
Поэтому тождество бытия и мышления не есть натурально данное тождество мысли и предмета, такое же натуральное производство мышлением реальных предметов и живых организмов. Гегель понимает, что такое производство невозможно. Речь идет о смысловом единстве и производстве. Совпадают смыслы бытия и мышления и способы их реализации, диалектические по своей сути.
Бытие и мышление образуют единый диалектический поток мира, который возникает благодаря диалектике бытия и небытия, сложного теоретического мышления и домыслительной чувственной простоты. (Абсолютный идеализм Платона сопоставим с объективным идеализмом Гегеля также как древние космологии с теорией относительности Эйнштейна).
Это тождество характерно для действительности (в отличие от недействительности). Все, что мы называем действительным, действительно лишь в том смысле, что олицетворяет собой смысл, суть, абсолют, его действия. Любой феномен действителен лишь как «отблеск» абсолютного. («Существуют дурные, неистинные в себе существования, но не дело философии заниматься этими существованиями»). То, что не имеет в себе этих отблесков – недействительно.
Из этого рождается
известная гегелевская
Такое понимание тождества неизбежно вводит в понимание мира феномен отчуждения. Абсолют все время «отчуждает себя» - делает себя чуждым для себя в виде той или иной реальности, действительности.
Отчуждение имеет много смыслов. В самом широком смысле отчуждение – это делание себя чужим для себя. В более узком – инобытие духа. Дух отчуждает себя, а затем снимает это отчуждение в самопознании. Этим и достигается истина. Такое отчуждение главный механизм абсолюта и мышления. И, наконец, в самом узком смысле отчуждение предстает как историческое, социальное, политическое, и т. п. отчуждение человека. Для обозначения первых двух типов отчуждения Гегель использует термины: «выхождение во вне или «Овнешение» и «объективация». И только третий тип называет собственно отчуждением, понимая его как отчуждение человеческой сущности в природной, но прежде всего в социальной и исторической реальностях.
«Примерами отчуждения личности, - пишет Геоель, - служат рабство, крепостничество, неспособность обладать собственностью и т. п. Отчуждение разумности, интеллекта, морали, нравственности, религии происходит в суеверии, в признании за другими авторитета и правомочия определять за меня и предписывать мне, какие поступки я должен совершать, что я должен считать долгом совести, религиозной истины и т. п.».
Социальное отчуждение – вещь неизбежная, поскольку человек, как считает Гегель, живет не своими непосредственными чувствами и органической связью с другими людьми. Чем дальше движется история, тем более живая ткань межчеловеческих отношений «объективируется» в виде чуждых человеку форм, структур и сил, - «технологизируется». До определенной степени такая ситуация является «нормальной».
Энергия, воля, знания человека,
воплощаясь в создаваемых им духовных
и материальных ценностях, естественно
утрачивает свою связь с создателем,
переходит в собственность
Недопустимым и трагическим отчуждением этот процесс становится тогда, когда человек теряет всякую власть над этим процессом. Тогда результатами его труда распоряжается хозяин, администрация, министерство, корпорация и т. п., причем с ущербом для самого человека. Гражданскими правами человека – чиновничество, государство, суд и т. п., причем с ущемлением свободы человека. Совестью – церковь, идеология, партия и т. п., причем с ущемлением свободы мысли. Чувствами – различные формы того, что именуется «общественным мнением», так что общество в конце концов становится болезненно невротическим.
Современное ему общество
Гегель считает апогеем отчуждения.
И рассматривает такое
Венцом деятельного блестящего «овнешения» человека Просвещения является революция. Она поднимает людей в благородном порыве борьбы за свободу. Но у отчужденного человека сам этот порыв также оказывается отчужденным, и революция становится в конечном итоге «абсолютной свободой и ужасом», т. е. террором. Здесь отчуждение достигает максимально мыслимого апогея, поскольку «биение сердца для блага человечества переходит в неистовство безумного самомнения».
Отчуждение есть плата за многосторонность, многоформие бытия человечества, за прогресс и просвещение. Отчуждение оказывается такой платой потому, что жизнь человека и история человечества в своей сути есть труд, а не беззаботность. Для них характерно не изящество, легкость, непосредственность, гениальное проникновение в тайны или блеск остроумия, а непрерывная созидательная деятельность, напряжение, терпение, дисциплина, - Голгофа.
Как истинный диалектик Гегель полагает, что отчуждение преодолевается там же и с помощью того же, где и посредством чего возникает: в мышлении и в истории. Отчуждение может быть преодолено усилиями подлинного мышления человека, которые составляют глубинную суть истории. А значит и долгими усилиями следования закономерностям истории, скрытой целью которой и является конечное снятие отчуждение и полное воплощение абсолютного духа.
Мыслительные усилия человека по преодолению отчуждения предполагают две важнейшие вещи. Во-первых, внутреннюю страстную устремленность человека к подлинному просвещению, т. е. к определенной психологической, интеллектуальной и культурной организованности человека. Во-вторых, создание и широкое использование рационального теоретического инструментария науки, который в своих предельных возможностях является диалектическим и философским.
Представления о науке
в гегелевской философии
Но постепенно Гегеля начинает все больше интересовать собственно методологическая сторона науки. Для понимания сути науки важны не ее конкретные положения, постулаты, законы, а ее логика, приемы и способы понимания мира. Важным в науке являются не столько знания, информация, сколько ее логика, скрытая в ней философия. Усилия научного познания и развертывание абсолюта синхронны.
Следует дать достойное завершение размышлениям Канта о теоретическом научном разуме, т. е. не ограничивать его, а, напротив, придать ему универсальный характер. Нужно не ограничивать науку, а ввериться ей. Но не традиционному естествознанию, которое Гегель часто называет «ползучим эмпиризмом», а подлинной науке, способной выразить рациональность духа и дать многоплановую картину мира как реализации абсолюта. Наука есть постигающее незнание абсолютного духа.
Усилиями именно такой науки формируется наиболее адекватный задачам абсолюта способ постижения истины. Подлинная наука – та, которая дает рациональное обоснование не только природы, но и человека, общества, истории, их взаимосвязи и динамики. Тогда она действительно, а не априорно и во многом произвольно осуществляет мыслительный синтез, вершиной которого является объединение различных дисциплин.
Главной наукой является «Наука логики», в которой соединяются традиционное естествознание и философия. Причем так, что философская система абсолютной идеи, логика ее развертывания этой идеи будет саморефлексией науки. Научные же знания – содержанием и инструментом философии. Такая наука будет универсальной и способной постичь истину. Она включает в себя три части: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.
Понятно, что саморефлексия науки не является исследованием индивидуальных познавательных возможностей человека, а является наукой о системном теоретическом развертывании мысли. На определенном этапе развития конкретных наук возникает необходимость теоретических систематизаций, которые становятся самостоятельным предметом исследования. Поэтому возникает наука логики. Это логика в собственном бытии. Она есть ключ для понимания научного познания и поэтому становится сама для себя предметом исследования.
Смысловым центром логики как раз и является теоретическое развертывание мысли, безотносительное к своему онтологическому содержанию и практически – нравственному контексту, но предельно внимательное к способу своего развертывания и категориальной структуре. Такая логика (собственно диалектическая) начинается с диалектического взаимодействия трех важнейших категорий: бытие, ничто, становление и затем предстает в системе категорий и законов как в своих «ликах». Благодаря науке логики мы видим как «овнешается» духовное.
Нужно заметить, что сегодня
такое понимание науки
Такая наука есть теоретическое дело исторического человека. Человек, творец и исполнитель такой науки, становится действительно универсальным, способным соответствовать целям и задачам абсолюта и выражать их.
Человек в философии Гегеля завершает «философию природы» и открывает» «Философию духа». (Эти работы составляют «Энциклопедию философских наук».) Роль природы в философии Гегеля во многом служебная – произвести то существо, которое обладает даром мысли и понятия, т. е. духом, - человека. Человек своими усилиями довершает самопознание идеи и является таким образом, орудием самообнаружения идеи. Абсолютная же идея является для человека целью и той силой, которая образует для него лестницу восхождения к своей собственной сути.
Поэтому человек у Гегеля выступает не как телесное и психофизическое существо, но как существо чисто духовное, обреченное на историю и философию. Очевидно присущая человеку телесность определяется Гегелем как его конечность, ограниченность надломленность. В человеке всегда присутствует противоречие телесной единичности и бесконечной духовной субстанциональности. Воплощением ее является родовое начало. Неизбежна смерть человека как конечного телесного существа при бессмертии родового начала.