Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

происхождение и семЦель: выявить специфику номинаций жанров современной рок-музыки.
Достижение цели предусматривает решение ряда исследовательских задач:
1. Изучить номинации и их виды;
2. Изучить краткую историю рок-музыки;
3. Провести семантический анализ номинации жанров рок-музыки;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………4-6
Глава 1. «Теоретические основы исследования». 7-29
1. «Номинация и ее виды». 7-15
1.1.«Предмет номинации». 7-8
1.2.«Структура и функции номинации». 8-9
1.3.«Средства номинации». 9
1.4.«Автономная и неавтономная номинация». 9-10
1.5.«Первичная и вторичная номинация». 10-12
1.6.«Косвенная номинация». 12
1.7.«Субъективно-модальный компонент». 12-13
1.8.«Распространение». 13-15
2. «Краткая история рок-музыки». 15-29
1.1. «Идеологическая составляющая». 16-17
1.2. «Музыка для подростков». 17
1.3. «Рождение рок-н-ролла». 17-18
1.4. «Классика рока». 18-19
1.5. «Новый стиль». 19
1.6. «Английский рок». 19-20
1.7. «Закат эпохи». 20-21
1.8. «Прогрессивный рок». 21
1.9. «Панк-рок». 21-23
1.10. «Вторая половина 1960-х: в роке — «золотой век музыки». 23
1.11. «Психоделический рок». 23-24
1.12. «Конец 1960-х, 1970-е». 24-25
1.13. «Краут-рок». 25
1.14. «Глэм-рок». 25
1.15. «Рок 90-х». 26-28
1.16. «2000-е». 28-29
Глава 2. «Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки» 30-88
1. «Семантика жанров современной рок-музыки.» 30-67
2. «Происхождение номинаций жанров современной рок-музыки.» 67-88
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки.docx

— 151.24 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………4-6

Глава 1. «Теоретические основы исследования». 7-29                                           

  1. «Номинация и ее виды». 7-15

          1.1.«Предмет номинации». 7-8

    1.2.«Структура и функции номинации». 8-9

    1.3.«Средства номинации». 9

    1.4.«Автономная и неавтономная номинация». 9-10

    1.5.«Первичная и вторичная номинация». 10-12

    1.6.«Косвенная номинация». 12

    1.7.«Субъективно-модальный компонент». 12-13

          1.8.«Распространение». 13-15

     2. «Краткая история рок-музыки». 15-29

    1. «Идеологическая составляющая». 16-17
    2. «Музыка для подростков». 17
    3. «Рождение рок-н-ролла». 17-18
    4. «Классика рока». 18-19
    5. «Новый стиль». 19
    6. «Английский рок». 19-20
    7. «Закат эпохи». 20-21
    8. «Прогрессивный рок». 21
    9. «Панк-рок». 21-23
    10. «Вторая половина 1960-х: в роке — «золотой век музыки». 23
    11. «Психоделический рок». 23-24
    12. «Конец 1960-х, 1970-е». 24-25
    13. «Краут-рок». 25
    14. «Глэм-рок». 25
    15. «Рок 90-х». 26-28
    16. «2000-е». 28-29

Глава 2. «Происхождение и  семантика номинаций жанров современной  рок музыки» 30-88

  1. «Семантика жанров современной рок-музыки.» 30-67
  2. «Происхождение номинаций жанров современной рок-музыки.» 67-88

Заключение.

Библиография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования: в настоящее время в таком направлении, как рок музыка появляется все больше и больше номинаций жанров и поджанров. И различение этих номинаций, их происхождение и семантика представляет собой интересный объект для исследования. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки - с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х - начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-), индийской музыкой (рага, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются метал (хард-рок), панк-рок, соул, фанк, рок-авангард. В 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя его появление связано и с рядом групп конца 60-х годов), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала - дэт-метал, блэк-метал, грайндкор. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х) и брит-поп (появляется в середине 60-х).

Перечисленные номинации  жанров и поджанров представляют собой небольшую часть среди  огромного количества номинаций. Данная научная работа направлена на выявление  семантики и происхождения номинаций  современной рок музыки. Она подчеркивает уникальность каждой номинации.

Объект: номинации жанров современной рок-музыки.

Предмет: происхождение и семантика номинации жанров современной рок-музыки.

Цель: выявить специфику номинаций жанров современной рок-музыки.

Достижение цели предусматривает решение ряда исследовательских  задач:

  1. Изучить номинации и их виды;
  2. Изучить краткую историю рок-музыки;
  3. Провести семантический анализ номинации жанров рок-музыки;
  4. Определить истоки номинаций жанров современной рок-музыки

На решение этих задач направлена вся структура  данной работы, в каждой из глав которой  решается конкретная группа исследовательских  задач.

В первой главе мы выделили общие особенности номинации в целом, т.е. дали общую характеристику номинации, определили ее виды и элементы. Также в данной исследовательской работе мы дали  краткое описание истории рок-музыки.

Вторая глава  посвящена происхождению и семантике номинации жанров рок-музыки. Была выявлена специфика происхождения номинации жанров и, собственно, жанров современной рок-музыки и их семантику.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. «Теоретические  основы исследования".

1. «Номинация и ее виды».

Номина́ция (лат. nominatio —  называние, именование).

1) Образование языковых  единиц с номинативной функцией, то есть служащих для именования и вычленения фрагментов действительности, формирования соответствующих понятий о них в форме слов, словосочетаний, фразеологизмов, предложений. В этом смысле, термином «номинация» обозначают также результат процесса номинации — значимую языковую единицу.

2) Совокупность проблем  при изучении актов именования, рассматриваемых в теории референции. В этом смысле противопоставляется  семантике.

3) Общий комплекс лингвистических  проблем, связанных с именованием,  со словообразованием, полисемией  и фразеологией в номинативном  аспекте.

Некоторые ученые употребляют  термин «номинация» для обозначения  раздела языкознания, изучающего структуру  актов наименования. В этом смысле номинация — то же что ономасиология, и противопоставляется семасиологии. [Маслова-Лашанская,1973: стр. 29]

 

    1. «Предмет номинации».

Предметом теории номинации  как особой лингвистической дисциплины является: изучение и описание общих  закономерностей образования языковых единиц; изучение взаимодействия мышления, языка и действительности в процессах  именования; роли (прагматического) фактора  в выборе признаков, лежащих в  основе номинации; исследование языковой техники номинации — ее актов, средств и способов; построение типологии  номинации, описание ее коммуникативно-функциональных механизмов. В зависимости от отправной точки исследования различают ономасиологический подход к проблемам номинации (когда за исходное берется отношение реалия (денотация) — смысл (сигнификат) имени), или семасиологический, при котором смысл имени рассматривается как способ вычленения и называния реалии (или класса реалий, денотата). Процессы и структуру актов номинации принято описывать исходя из трехчленного отношения (т. н. «семантического треугольника») «реалия — понятие — имя». Каждый компонент этого универсально-логического отношения номинации в ее конкретно-языковом воплощении обогащается признаками, характерными для определения мира в данном языке:

  1. реалия предстает как денотат имени, то есть как совокупность свойств, вычлененных в актах номинации у всех обозначаемых данным именем реалий (класса объектов);
  2. понятие, вбирая в себя категориальные признаки, выступает как сигнификат (смысл) имени, в который могут входить экспрессивные признаки;

      3.имя осознается как звукоряд, расчленяемый в языковом сознании в соответствии с организацией конкретного языка. [Маслова-Лашанская,1973: стр. 68]

    1. «Структура и функции номинации».

Базовая структура номинации  задается соотношением сигнификата  и денотата имени; направлением этого  отношения (в составе высказывания) от смысла имени к денотируемому  объекту (реалии). Результаты номинации, обозначающие элементы действительности, служат строительным материалом для предложения. В процессах номинации, элементы языка приспосабливаются к идентификации элементов действительности или к сообщению об их признаках. К функции идентификации приспособлены:

-  имена «естественных  родов» — предметов и живых  существ,

-  имена артефактов  — предметов, созданных человеком.

Семантика таких номинаций, воплощенных в форме конкретных существительных, отображает субстанциональный, чувственно ощутимый образ обозначаемого («куст», «забор», «песок», «соцветие»).

К функции предикации, или  сообщения о свойствах субстанции, приспособлены:

  1. имена признаков, называющие субстанциональные или отвлеченные от субстанции свойства — признаки, качества, состояния, процессы (ср. «объемный» и «значительный», «худеть» и «скучать», «строить» и «творить»),
  2. имена абстрактных понятий, конструируемые человеком («совесть», «истина», «надежда»).
  3. Номинация также служит для создания так называемых номинативных пространств, представляющих собой совокупность единиц с определенным значением. [ Колшанский, 1975: стр.47]
    1. «Средства номинации».

По типу средств номинации  разграничиваются:

  1. словообразование как регулярный способ создания новых слов и значений;
  2. синтаксическая транспозиция, при которой морфологические средства указывают на смену синтаксической функции при сохранении лексического значения (ср. «друг», «дружить», «дружба»);
  3. семантическая транспозиция, при которой материальный облик переосмысляемой единицы не изменяется, но образуются многозначные слова и фразеологизмы различных типов.
    1. «Автономная и неавтономная номинация».

По характеру указание именем на действительность различаются  два типа номинации — автономная и неавтономная (косвенная).

Автономная номинация  происходит на базе одного имени. Напр.: «кожа» — 1) наружный покров тела человека или животного, 2) оболочка некоторых  плодов, кожура; «крутой» — 1) отвесный, обрывистый, 2) с резким внезапным  изменением направления. Вторичные  значения слов, обретая самостоятельную  номинативную функцию, способны указывать  на действительность автономно. Закономерности выбора и комбинации лексических единиц зависят только от присущего им значения (которое поэтому определяется как свободное).

Отличительным признаком  неавтономной номинации является использование  при образовании новой языковой единицы комбинаторной техники  языка. Такая единица будет всегда соотноситься со своим обозначением косвенно — посредством семантически опорного для данной комбинации наименования. Например, в сочетаниях «крутой нрав», «крутые меры» прилагательное «крутой» соотносится с обозначаемым «суровый», «строгий» только при посредстве опорных наименований «нрав», «меры», без них теряя это значение; в сочетании «раб страстей» существительное  «раб» обозначает носителя признака, названного опорным наименованием.

Вторичные значения этого  типа не могут указывать на мир  автономно, ср. «твердый» о консистенции предмета и «твердый» в значении «непоколебимый», которое реализуется  только в сочетании со словами  «характер», «воля», «решение» и  т. п. Ср. также «приходить куда-либо»  и «приходить в восторг»; «червь»  и «червь сомнения»; «крушение» и  «крушение надежд»; «черный» и «черный  день».

  1. Выбор слов, обладающих значением этого типа, зависит от выбора семантически ключевых для них слов, в сочетании с которыми первые реализуют закрепленное за ними значение (которое поэтому определяется как связанное). Формирование фразеологизмов-идиом протекает как семантическое переосмысление словосочетания в целом, и представляет собой особый случай вторичной неавтономной номинации. (Существуют и первообразные идиомы типа «скрутить в бараний рог», «после дождичка в четверг» и т. п.). [ Русская разговорная речь, 1973: стр.36]
    1. «Первичная и вторичная номинация».

Изначальные, или первичные  процессы номинации в современных  языках представлены редко (например, в коммерческой номинации). Номинативный инвентарь языка пополняется преимущественно посредством заимствований или вторичной номинации — то есть использования в акте номинации существующей единицы в качестве имени для нового обозначения.

Результаты первичной  номинации осознаются носителями языка  как первообразные: «мое», «пить», «моргать», «квас», «черный». Производность таких  номинаций может быть раскрыта только при этимологическом или инструментальном анализе.

Результаты вторичной  номинации воспринимаются как произвольные по морфологическому составу, или по смыслу. Способы вторичной номинации  различаются в зависимости от языковых средств, используемых при  создании новых имен, также от характера  соотношения «имя — реальность».

В основе всех видов вторичной  номинации лежит ассоциативный  характер человеческого мышления. В  актах вторичной номинации устанавливаются  ассоциации по сходству или по смежности  между некоторыми свойствами элементов  внеязыкового ряда (такие элементы отображены в уже существующем значении имени) и свойствами нового обозначаемого (такое обозначаемое именуется путем  переосмысления его значения).

Ассоциативные признаки, актуализируемые  в процессе вторичной номинации, могут соответствовать 1) компонентам  переосмысляемого значения, 2) таким  смысловым признакам, которые, не входя  в состав дистинктивных признаков  значения, соотносятся с фоновым  знанием носителей языка о  данной реалии или о внутренней форме  значения.

Информация о работе Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки