Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

происхождение и семЦель: выявить специфику номинаций жанров современной рок-музыки.
Достижение цели предусматривает решение ряда исследовательских задач:
1. Изучить номинации и их виды;
2. Изучить краткую историю рок-музыки;
3. Провести семантический анализ номинации жанров рок-музыки;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………4-6
Глава 1. «Теоретические основы исследования». 7-29
1. «Номинация и ее виды». 7-15
1.1.«Предмет номинации». 7-8
1.2.«Структура и функции номинации». 8-9
1.3.«Средства номинации». 9
1.4.«Автономная и неавтономная номинация». 9-10
1.5.«Первичная и вторичная номинация». 10-12
1.6.«Косвенная номинация». 12
1.7.«Субъективно-модальный компонент». 12-13
1.8.«Распространение». 13-15
2. «Краткая история рок-музыки». 15-29
1.1. «Идеологическая составляющая». 16-17
1.2. «Музыка для подростков». 17
1.3. «Рождение рок-н-ролла». 17-18
1.4. «Классика рока». 18-19
1.5. «Новый стиль». 19
1.6. «Английский рок». 19-20
1.7. «Закат эпохи». 20-21
1.8. «Прогрессивный рок». 21
1.9. «Панк-рок». 21-23
1.10. «Вторая половина 1960-х: в роке — «золотой век музыки». 23
1.11. «Психоделический рок». 23-24
1.12. «Конец 1960-х, 1970-е». 24-25
1.13. «Краут-рок». 25
1.14. «Глэм-рок». 25
1.15. «Рок 90-х». 26-28
1.16. «2000-е». 28-29
Глава 2. «Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки» 30-88
1. «Семантика жанров современной рок-музыки.» 30-67
2. «Происхождение номинаций жанров современной рок-музыки.» 67-88
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки.docx

— 151.24 Кб (Скачать файл)

Переосмысление значений в процессах вторичной номинации  протекает в соответствии с логической формой тропов (метафоры, метонимии  и т. п.) и функционального переноса. Например: «ручка» (для письма), «вершина» (счастья), «острый» (о восприятии), «белая ворона» — метафора, «класс» (об учениках), «глупый» (вопрос, поступок), «до петухов» — метонимия, «гореть» (о лампочке) — функциональный перенос  и т. д.

Смысловые компоненты, переходящие  при переосмыслении имени во вторичное  значение, образуют внутреннюю форму  этого значения. В зависимости  от сохранения или забвения внутренней формы различают мотивированные или немотивированные значения слов или фразеологизмов. (Ср. стершуюся  внутреннюю форму слов «узы», «волновать», сочетаний «красный товар», «точить  лясы» и еще живую — в  «спутник», «притеснять», «точить зубы»).

     3.  Вторичная номинация характерна не только для лексического состава языка, но также для аффиксальных средств и синтаксических конструкций. Она существует везде, где произошло переосмысление языковой сущности — автономной или неавтономной. [ Русская разговорная речь, 1973: стр.75]

 

    1. «Косвенная номинация».

Особый случай номинации  представляет собой косвенная номинация  в т. н. косвенных, или интенсиональных  контекстах (например, в предложениях, вводимых союзом «что»: «Он сказал/поверил/сомневался, что…»). Этот вид номинации исследуется  в теории референции.

    1. «Субъективно-модальный компонент».

Отображение при номинации  не только элементов объективной  действительности, но и прагматического, субъективного отношения именующего создает экспрессивную окраску  языковых единиц за счет субъективно-модального компонента значения.

Акты номинации могут  происходить при непосредственном взаимодействии с прагматическими  факторами. Эти факторы оставляют  след также в сигнификате —  как то или иное отношение именующего к обозначаемому:

-  эмоциональное (ср. «солнце» и «солнышко», «маленький» и «малюсенький»);

-  оценочное («главарь», «кляча», «тащиться»);

-  ориентацию именующего на социальные условия речи или формы существования языка, его социально-стилистическую дифференциацию (ср. пометы в специальных словарях типа «прост.», «спец.», «торж.», «поэт.» и др.).

По мере отвлечения от субстанциональных  свойств возрастает степень абстрактности  номинаций (ср. «тяжелый» и «весомый», «идти» и «двигаться», «стройка»  и «строительство»). Наибольшая отвлеченность  присуща номинациям, обозначающим време́нные, причинно-следственные, условные и  т. п. отношения; служебным и строевым средствам («причинять», «по мере того», «как», «дом» в сочетаниях типа «дом обуви» и т. п.). Признаковые имена  имеют форму прилагательных, глаголов, наречий и существительных с  абстрактным значением.

Характерной чертой таких  имен является наличие в их значении семантических валентностей, синтаксически  заполняемых в речи именами носителей  признака — субъекта, объекта, орудия. Например: «грузный» кто / что (лицо / предмет); «строгать» кто (лицо) / что (предмет) / чем (орудие); «надежда» чья (лицо) / на (событие) и т. п.

Промежуточное положение  между именами предметов и  признаков занимают функциональные и реляционные имена лиц, обозначающие их по роду занятий, отношений к другим лицам, предметам («учитель», «внук» «хозяин»); общие имена («человек», «вещь»); имена  результатов процессов или состояний («открытие», «разруха», «землетрясение»). [Языковая номинация, 1977: стр.32]

    1. «Распространение».

Номинации, соответствующие  внутренним закономерностям развития языка и удовлетворяющие потребности  языкового коллектива в новых  номинативных средствах, обычно входят в общеупотребительный словарный  запас. За его пределами остаются номинации, возникающие для нужд узкоспециальной терминологии, в  социально замкнутых коллективах (жаргонные и т. п. номинации), в  индивидуально-авторском языковом творчестве. Анализ номинации и номинативного аспекта значения языковых единиц определяет закономерности их употребления в речи, так как в процессах номинации формируется и семантика языковых единиц, и их знаковые функции (то есть их способность указывать на элементы действительности в речевых актах). Полное лингвистическое описание лексических единиц языка невозможно без обращения к теории номинации, к настоящему времени сложившейся в языкознании. Теория номинации связана, прежде всего, с выяснением того, как соотносятся между собой понятийные формы мышления, каким образом создаются, закрепляются и распределяются наименования за разными фрагментами объективной реальности.  Наименование долгое время изучалось на уровне парадигматических отношений. В философском периоде античные мыслители встали на материалистическую точку зрения в понимании механизма номинации, признав в ней сложное многообразие соотношений между словом, вещью и понятием (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Августин). В период признания ономасиологического и семасиологического аспектов рассмотрения наименования особое место занимает признание условной грани между понятиями "значения" и "обозначения" при отсутствии целостного системного описания слов. Представители Пражского лингвистического кружка внесли вклад в развитие теории номинации тем, что определили язык как систему знаков, служащих для реализации конкретной цели. Объектом номинативного аспекта знаковой теории языка являются все номинативные средства языка, образованные разнообразными способами; в свете теории номинации исследуются вопросы системности слов не только в их прямых, но и переносных значениях. Несмотря на высокую частотность употребления термина "номинация" в современной лингвистической литературе, его содержание до сих пор остается многозначным, что вносит некоторую путаницу. Во-первых, одно и то же название - номинация - обозначает как процесс создания, закрепления и распределения наименования за разными фрагментами действительности, так и значимую языковую единицу, образованную в процессе называния. Во-вторых, у разных исследователей часто не совпадает содержание терминов "первичная" и "вторичная" номинация. Так, Т.В.Булыгина, В.Г.Гак, А.А.Уфимцева под первичной номинацией понимают языковое означивание посредством слов и словосочетаний, а под вторичной - языковое означивание при помощи предложений. При этом разграничение двух разных видов языкового означивания - как слов и словосочетаний, с одной стороны (первичная номинация), и предложений, с другой (вторичная номинация), нашло свое выражение у этих исследователей в бинарных противопоставлениях:

          1) как два вида знаков - номинативные  и предикативные, знаки-наименования и знаки-сообщения, частичные и полные знаки;   

          2) как два вида семиологических значимостей - значение и смысл. номинативная и синтагматическая ценность знака;

          3) как два принципа означивания  системных средств - семиологический и семантический. [Языковая номинация, 1977: стр.58]

              2. «Краткая история рок-музыки».

Рок-музыка (англ. Rock) — обобщающее название многих направлений современной  музыки, существующих с 1950-х годов. Также  роком называют своеобразный образ  жизни некоторых почитателей  рок-музыки, переросший в субкультуру. Термин не является полностью однозначным, так как принадлежность некоторых  стилей музыки к рок-музыке оспаривается. Рок-музыка имеет большое количество направлений: от танцевального рок-н-ролла до метала. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки - с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х - начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-), индийской музыкой (рага, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются метал (хард-рок), панк-рок, соул, фанк, рок-авангард. В 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя его появление связано и с рядом групп конца 60-х годов), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала - дэт-метал, блэк-метал, грайндкор. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х) и брит-поп (появляется в середине 60-х). Основные центры развития рок-музыки — западная Европа (особенно Великобритания) и США. Вследствие этого большинство текстов песен написано на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР ещё в cередине 1960-х и достигла пика своего развития в 1980-х.

    1. «Идеологическая составляющая».

Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии  развлечений. Эта двойная природа  и обуславливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. По сути дела, вся история  рока состоит из схожих циклов, в  начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и  новых ценностей, возникновение  групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем —  постепенный процесс «приручения», коммерциализации, возникновения вторичных  рок-групп, адаптации к образу жизни. Рок-это не только стиль музыки, это и философия, и образ жизни, и субкультура. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности. С другой стороны, человек, увлечённый рок-культурой, может окончательно оградиться от внешнего мира, усугубляя положение приёмом алкоголя и наркотиков, что способствует разрушению личности. Нередко это явление ставят в вину рок-музыкантам. "Безобразная, порочная, губительная" - такими эпитетами награждала белая Америка новый музыкальный стиль – рок-н-ролл. Но последующие десятилетия показали, что это направление, уходящее корнями в глубь истории, - не преходящая мода, а музыкальная культура нескольких поколений. Стиль "рок-н-ролл", впитавший в себя элементы как европейской, так и африканской культуры, мог появиться только в Америке. Иммигранты из разных стран Европы, хлынувшие в Новый Свет в XVII-XVIII вв., везли с собой не только свою музыку, но и инструменты. Сохранили свои музыкальные традиции и рабы, завезенные из Африки, но ввиду запрета на игру на национальных инструментах им приходилось довольствоваться пением и танцами. В течение следующих двух столетий сосуществование двух музыкальных культур не могло не привести к их взаимному обогащению, несмотря на предрассудки, протесты и попытки оградить их друг от друга. В результате такой эволюции появились рэгтайм, джаз, свинг и блюз. Со временем блюз, характерный для сельской местности южных штатов, проник на север и в большие города, где эволюционировал в ритм-энд-блюз - предтечу рок-н-ролла.

    1. «Музыка для подростков».

Подобно джазу и блюзу, ритм-энд-блюз был поначалу черной музыкой  и белую аудиторию интересовал  мало. Однако после Второй мировой войны о себе заявила новая социальная формация - тинейджеры. Пресытившись музыкой своих родителей, белые подростки стали повально скупать пластинки с ритм-энд-блюзовыми композициями. К началу 50-х годов записи Мадди Уотерза, Рэя Чарлза, The Drifters и других исполнителей блюзов и ритм-энд-блюза стали занимать в чартах верхние позиции рядом с Эдди Фишером, Перри Комо и другими "безупречно белыми" артистами.

    1. «Рождение рок-н-ролла».

Ритм-энд-блюзовые композиции начали исполнять и белые, среди  которых был певец в стиле  кантри и вестерн по имени Билл Хэйли. В 1953 г. он записал две-три  вещи, ранее ставшие хитами других музыкантов, в том числе Crazy Man Crazy. В следующем году он записал диск с двумя песнями: Thirteen Women и Rock Around the Clock. После этого в его исполнении вышли Shake, Rattle and Roll, Mambo Rock и Birth of the Boogie. Но, несмотря на название последней песни ("Рождение буги-вуги"), на свет появилось совсем другое дитя. Как пел в одной из своих песен Мадди Уотерз, "ритм и блюз родили крошку и назвали рок-н-ролл". Позже песня Rock Around the Clock прозвучала в фильме "Школьные джунгли". Картина имела у американских и британских подростков ошеломительный успех. Ее показ в кинотеатрах сопровождался беспрецедентными сценами: тинейджеры выламывали стулья в зале, поскольку проходы между рядами не вмещали всех желающих танцевать. Песня вошла в американские чарты в мае 1954 г., а с июля целых шесть недель возглавляла хит-парад. Продержавшись в рейтинге сорока лучших песен ("Топ-40") 24 недели, девятнадцать из которых она входила в Топ-10, композиция стала одним из вечных шлягеров поп-музыки. Молодежь, знавшая Хэйли по его песням, была очень удивлена тем, что ее кумир оказался круглолицым коротышкой с кокетливым, зачесанным на лоб хохолком. Тривиальная внешность, тем не менее, никак не сказалась на невиданных тиражах его пластинок. В 1957 г. Хэйли стал первым рок-музыкантом из США, который гастролировал в Великобритании. По прибытии в Лондон он 20 минут не мог пробиться сквозь встречавшую его толпу, а на концерте в "Доминион-тиэтр" его фанаты так разошлись, что некоторые члены парламента даже попытались добиться правительственного запрета на рок-н-ролл. Со временем, конечно, его песни исчезли из хитпарадов, но к моменту своей смерти в 1981 г. он продал более 60 млн. пластинок, что, несомненно, свидетельствует о его славе рок-звезды первой величины. [Голевский А.Ю,2009: стр. 234]

 

    1. «Классика рока».

Среди прочих гигантов ранней эпохи рок-н-ролла был Литтл  Ричард, выступивший вместе с Хэйли  в Rock Around the Clock; Фэтс Домино - исполнитель  ритм-энд-блюза, начинавший пианистом  в новоорлеанском баре за три доллара  в неделю; Джерри Ли Льюис, родители которого в 1949 г. заложили дом, чтобы  купить своему одаренному 16-летнему  сыну пианино. Семь лет спустя Льюису с отцом пришлось на время стать  уличными торговцами, чтобы собрать  деньги на поездку в Мемфис для  записи песни Whole Lot of Shakin' Coin' On. Признанная сегодня классикой рок-музыки, тогда  эта "вульгарная" песня попала под запрет на большинстве радиостанций. Ярлык "вульгарный" часто клеили и на молодого человека, записавшего Rock Around the Clock за год до Хэйли, но очень  малым тиражом. Три года спустя, после  выхода в марте 1956 г. хита Heartbreak Hotel, о нем заговорили все газеты, а  еще через месяц 40 миллионов американцев  увидели исполнение этой песни по телевизору. Молодежь сразу воспылала  к певцу горячей любовью, а  старшее поколение отзывалось о  нем не иначе, как "отвратительный, порочный", "деревня", "позор  рода человеческого", "маньяк с  немытой шевелюрой и грязными песнями", "растлитель молодежи". Звали его Элвис Пресли. Со временем Элвис стал бесспорным королем рок-н-ролла. В его репертуаре было много песен, которые сегодня по праву считаются классикой рока, в том числе Jailhouse Rock, Hound Dog и All Shook Up, и баллады Love Me Tender и Can't Help Falling in Love. На фильмы с его участием народ валил толпами. Когда в 1977 г. Пресли умер, миллионам людей, чьи юношеские годы пришлись на 50-е и 60-е, а также их детям казалось, что с их кумиром умер и рок-н-ролл.

    1. «Новый стиль».

В начале 60-х произошла  новая сенсация, когда Чабби Чеккер пригласил всех потанцевать под The Twist и Let's Twist Again. Примерно в то же время  хит-парады стал завоевывать новый  стиль, родившийся в автомобильном  сердце (Motor Town) Америки Детройте и получивший название "motown". На вершине популярности оказались The Supremes, The Temptations, Марвин Рэй, The Miracles, Мэри Уэллс и "Малыш" Стиви Уандер. Впоследствии Дайана Росс из The Supremes и Стиви Уандер стали легендой музыкальной индустрии.[ rock-gubaha.narod.ru]

    1. «Английский рок».

Термином «Британское  вторжение» принято называть проникновение  популярной британской музыкальной  культуры на территорию США. Началом  этого явления принято считать  «высадку» группы The Beatles на американский берег в феврале 1964 года. К этому  моменту их музыка была уже крайне популярна — в начале 1964 года пять синглов этой группы занимали пять первых позиций американского  чарта. Через две недели после выхода в США дебютного сингла группы The Supremes, Buttered Popcorn, четверка молодых людей - Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Пит Бест, назвавших свою группу The Beatles, - начала регулярные выступления в ливерпульском клубе "Каверна". Год спустя, уже после того как Беста заменил новый ударник Ринго Старр, группа записала песенку Love Me Do. После этого вышли Please Please Me, She Loves You, I Wanna Hold Your Hand и целый ряд других песен, ставших хитами.Магазин радиоуправляемых моделей: радиоуправляемые модели. В 1964 г. The Beatles отправились на гастроли в Нью-Йорк, где их встречали тысячи экзальтированных поклонниц. Шестидесятые годы прошли под знаком безраздельного доминирования "битлов", и со временем, продав более миллиарда пластинок и кассет, они стали самой популярной группой всех времен и народов. Влиятельный музыкальный еженедельник "Роллинг стоун" писал, что "звучание The Beatles сочетает в себе Чака Берри и Литтл Ричарда, Элвиса и кантри-рок, вокальную гармонию от дувопа до Everly Brothers и Beach Boys, романтизм Бадди Холли и сладенький поп для старшеклассниц Фила Спектора". The Beatles быстро возглавили рейтинг ливерпульских звезд, куда входили и Gerry and The Pacemakers, Freddy and the Dreamers. Billy J. Kramer and The Dakotas и Силла Блэк. Британский рок завладел миром благодаря The Rolling Stones, The Yard birds. The Hollies, The Searchers, The Kinks и другим гигантам, лидировавшим в хит-парадах по обе стороны Атлантики. . [Голевский А.Ю,2009: стр. 289]

Информация о работе Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки