Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

происхождение и семЦель: выявить специфику номинаций жанров современной рок-музыки.
Достижение цели предусматривает решение ряда исследовательских задач:
1. Изучить номинации и их виды;
2. Изучить краткую историю рок-музыки;
3. Провести семантический анализ номинации жанров рок-музыки;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………4-6
Глава 1. «Теоретические основы исследования». 7-29
1. «Номинация и ее виды». 7-15
1.1.«Предмет номинации». 7-8
1.2.«Структура и функции номинации». 8-9
1.3.«Средства номинации». 9
1.4.«Автономная и неавтономная номинация». 9-10
1.5.«Первичная и вторичная номинация». 10-12
1.6.«Косвенная номинация». 12
1.7.«Субъективно-модальный компонент». 12-13
1.8.«Распространение». 13-15
2. «Краткая история рок-музыки». 15-29
1.1. «Идеологическая составляющая». 16-17
1.2. «Музыка для подростков». 17
1.3. «Рождение рок-н-ролла». 17-18
1.4. «Классика рока». 18-19
1.5. «Новый стиль». 19
1.6. «Английский рок». 19-20
1.7. «Закат эпохи». 20-21
1.8. «Прогрессивный рок». 21
1.9. «Панк-рок». 21-23
1.10. «Вторая половина 1960-х: в роке — «золотой век музыки». 23
1.11. «Психоделический рок». 23-24
1.12. «Конец 1960-х, 1970-е». 24-25
1.13. «Краут-рок». 25
1.14. «Глэм-рок». 25
1.15. «Рок 90-х». 26-28
1.16. «2000-е». 28-29
Глава 2. «Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки» 30-88
1. «Семантика жанров современной рок-музыки.» 30-67
2. «Происхождение номинаций жанров современной рок-музыки.» 67-88
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки.docx

— 151.24 Кб (Скачать файл)
    1. «Закат эпохи».

В 1970 г. The Beatles распались и  стали работать поодиночке. Вопреки  слухам, они так никогда и не выступили вместе. Их сольные альбомы  и так отлично продавались. В 1980 г. в Нью-Йорке маньяком был застрелен  Джон Леннон. Как и смерть Пресли, его гибель стала началом конца  эпохи для целого поколения. Отчасти, секрет колоссального успеха The Beatles заключался в том, что их лиричные и напевные баллады полюбились родителям подростков, шалевших под их же более громкий роковый бит. The Rolling Stones - другая знаменитая британская рок-группа, соперничающая по популярности с The Beatles, - отнюдь не пользовалась успехом у поколения родителей. Благодаря своему жесткому и подчас режущему ухо звучанию, эти долгожители рока, выступающие уже почти 40 лет, олицетворяли собой рок-н-ролл для миллионов тинейджеров. Это относилось и к группе The Who, основанной Роджером Долтри, Питом Таунсэндом и Джоном Энтуистлом в 1962 г. Их неистовые и часто непристойные выходки, как на сцене, так и в жизни вызывали категорическое осуждение старшего поколения. Сегодня в рок-группе чаще всего играют две соло-гитары, бас-гитара, ударные, нередко - клавишные, а иногда и духовые инструменты, особенно саксофон. Все более совершенные технологии звукозаписи и электронные средства позволяют нынешним исполнителям добиваться невероятно объемного звучания и потрясающих эффектов не только в студии, но и на концертах. Среди пионеров применения этих эффектов были и The Beatles.

    1. «Прогрессивный рок».

Рок-музыка, отличающаяся мастерством  и сложностью исполнения и предназначенная  больше для слушания, чем для танца, получила название "прогрессивный  рок". Композиции Pink Floyd, Genesis и других "прогрессистов" поражали виртуозностью исполнения, богатством звучания и драматизмом. Часто их концерты превращались в яркое шоу с фантастической игрой света и звука. Другие группы, в частности Cream, предпочитали не усложнять свою музыку, полагаясь преимущественно на невероятно высокую технику игры в длинных, насыщенных и громких импровизациях. Это направление со временем породило новый стиль, названный "хэви-металл", в котором ведущую партию, как правило, играет электрогитара, как, например, в композициях Led Zeppelin. . [Голевский А.Ю,2009: стр. 145]

    1. «Панк-рок».

Еще одним ответвлением жанра  стал панк-рок (punk - по-английски "рвань", "хулиганье") - значительно более  прямолинейный и незамысловатый, но столь же оглушительный. Группы The Clash и Sex Pistols пользовались особой популярностью  у панковских группировок и единодушной  антипатией у их родителей. Некоторых  из пионеров рок-н-ролла уже нет  в живых. Многие группы, положившие начало целым направлениям и стилям, давно распались. Но их музыка живет  в записи. Непрерывно рождая новых  звезд и новое звучание, рок-н-ролл продолжает оказывать существенное влияние на всю современную музыку. Музыку, пришедшую на смену панк-року, назвали пост-панком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла не от негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. Ослепленная роком аудитория не заметила подмены, и в 80-е пост-панк под псевдонимом "новая волна" триумфально прошагал по Европе. И почему-то только в Европе прижился. Одним из первых вполне пост-панковских коллективов стала группа "Паблик имидж лимитед". Группа была составлена из осколков двух величайших групп предыдущего поколения - "Секс пистолз" и "Клэш". Голос Лайдона, который в пистолзовский" период вызывал ассоциации с расхулиганившимся паровозным гудком, неожиданно оказался довольно приятным и коктейль, замешанный "П.И.Л." понравился. Шумной славы "П.И.Л." не снискала, но именно эта группа стала толчком, который заставил развиваться музыку всего последующего поколения. Первыми и громче всех заявили о себе "Ю-2". Начинали они с исполнения простеньких рок-н-ролльчиков, постепенно совершенствуя технику игры, они записали три альбома и стали довольно известными на родине. В 1982 году они встречаются с продюсером Брайном Иноу. Пройдя его школу, "Ю-2" выпустила в 1984 году свой знаменитый альбом "Незабываемый огонь", который только в Штатах разошелся тиражом в 9 миллионов. Для группы, практически неизвестной, это был триумф. Следующий диск вышел только в марте 1987 года и уже в апреле стал золотым и занял первую строчку во всех хит-парадах, а все 10 его композиций возглавляли 10 таблиц популярности журнала "Мелодию мэйкер" - случай неслыханный со времен "Битлз". Пост-панк достиг своей вершины, потрясенная Америка наградила "Ю-2" титулом лучшей группы 80-х. Это была победа, но она что-то надломила в пост-панке, и он стал на глазах разваливаться. Но к счастью на поп-роке весь рок не основывается, еще со времен хард-рока рок раздваивается на два направления: собственно рок и тяжелый рок, впоследствии породивший некую своеобразную металлическую культуру. Так вот, в тяжелой музыке дела складывались как нельзя лучше, и она завоевывала все новые рубежи. Но, к сожалению, с момента появления хэви-метал она стала так называемым "андеграундом", т.е. подпольной музыкой, предназначенной не для всех. Поп-музыка, не имеющая ярко выраженной стилистической окрашенности, в основном черпает свои элементы из других стилей - соул, фолк, кантри и вестерн, пытаясь таким образом угодить всем.[ rock-gubaha.narod.ru]

    1. «Вторая половина 1960-х: в роке — «золотой век музыки»

Золотой эрой рок-музыки стала  вторая половина 1960-х — период «человеческого потепления», ознаменовавшийся созданием  множества музыкальных коллективов, движением хиппи в Америке  и молодёжной революцией в Европе. Борис Гребенщиков, в своей радиопередаче  «Аэростат» назвал это время «Золотым веком музыки». Это было время  отвержения социальных ценностей и клише, ярким примером чего являются более экспериментальные, отчасти психоделические и нестандартные музыкальные композиции, существенные изменения во внешнем виде и поведении рок-музыкантов. Например, участники группы The Beatles, сначала носившие аккуратные причёски и костюмы, отпустили длинные волосы, усы и бороды, и стали носить карнавальные костюмы и одежды в стиле хиппи. Музыка рок-групп вышла за прежние рамки и стала свободно развиваться в разных направлениях. . [www.paranoid.com.ru]

    1. «Психоделический рок».

Сильное воздействие на изменения  в музыке оказали психоделики, особенно ЛСД и мескалин, а так же марихуана, активно потребляемые многими рок-музыкантами. В середине 60-х годов в Калифорнии, США, на волне распространения психоделиков возникло новое направление рок-музыки — психоделический рок. Эта музыка взяла за свою основу блюз-рок, североамериканский фолк-рок и привнесла в него яркую экспрессию, характерное узнаваемое звучание, удлинённые соло ведущих  инструментов и многое другое. В  скором времени психоделия стала  не только выражением наркотических  впечатлений, но и начала добиваться похожих эффектов музыкальными средствами. Живее всех отреагировала на появление  психоделического рока культура хиппи, которая сделала психоделию неотъемлемой частью себя. К концу 1960-х в Америке  появились свои рок-легенды, такие  как The Doors, Джими Хендрикс, Grateful Dead, Jefferson Airplane, музыка которых местами завораживающе  гипнотична. Апогеем американской психоделии конца 1960-х и рок-музыки вообще стал легендарный фестиваль в Вудстоке (начавшийся 15 августа 1969) — «три дня  мира и музыки». Параллельно с американской психоделией развивался и её английский вариант. К 1965 году психоделический рок проник и в Европу, прежде всего в Великобританию. Здесь употребление галлюциногенов носило скорее экспериментальный характер и не имело такой протестной окраски, нежели в США. В авангарде психоделического движения в Англии встала группа The Beatles. Начиная с альбома Rubber Soul песни Битлз начинают принимать всё больший психоделический оттенок и в итоге кардинально меняются от изначального биг-бита с романтическими текстами в сторону оркестрово-цирковой психоделии со сложными, и местами фантасмагорическими текстами. Похожие изменения произошли и в других группах (The Rolling Stones, Hollies, The Yardbirds и др.). Атмосфера этого времени хорошо запечатлена в музыкальном фильме «Рок-н-ролльный цирк Роллинг Стоунз» (1968). [ www.paranoid.com.ru]

    1. «Конец 1960-х, 1970-е»

Хард-рок

К концу 1960-х годов на основе британского бита и психоделии окончательно сформировывается новое направление  рок-музыки — хард-рок. Основоположниками  стиля принято считать три  британские группы: Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin, однако отдельные черты хард-рока прослеживаются в творчестве ранее  образовавшихся команд, таких как The Who, The Kinks, Yardbirds, The Rolling Stones. Максимально  приблизились по звучанию к хард-року группы Iron Butterfly, Blue Cheer и, особенно, Cream — эту британскую группу часто  называют самой первой группой хард-рока. Наиболее известными группами хард-рока являтся: AC/DC, Black Sabbath, Deep Purple, Grand Funk Railroad, Led Zeppelin, Nazareth и Uriah Heep. Основным инструментом хард-рока остаётся, как и прежде, электрогитара, но часто лидируют или совмещаются с гитарами и клавишные. От психоделии хард-рок перенял длинные сольные партии электрогитары, получившей большую свободу в мелодике и гармонии. Характерной чертой стиля является увеличившееся значение ритм-секции. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль. Вместе с этим стали широко использоваться риффы — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары — ставшие отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. Обычно риффы играются на протяжении всей композиции, прерываясь только для исполнения соло, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Все это, вместе с возросшей громкостью и драйвом, привело к ощущению «тяжести» звучания музыки. Мелодически упрощённый и облегчённый для восприятия, или смешанный с другими стилями рок-музыки хард-рок стал отправной точкой таких направлений как глэм-рок, хэви-метал, грандж и хардкор.

    1. «Краут-рок».

В Германии чуть позже (конец 1960-х — начало 1970-х) возникло направление  краут-рок, также имеющее отношение  к прогрессивному року и психоделии. Будучи по своей сути структурно усложнённым  психоделическим роком, краут-рок, в  отличие от классического прогрессива, взял намного меньше элементов из классической музыки. С другой стороны, на его развитие повлиял немецкий музыкальный авангард середины XX века (в том числе Карлхайнц Штокхаузен), и в музыке намного чаще использовались синтезаторы, что заложило основу будущей  школе германской электронной музыки. Среди самых известных групп  краут-рока: ранние Kraftwerk, Can, Amon Düül II, Neu! и Guru Guru.

    1. «Глэм-рок».

Параллельно с хард-роком  развивалось и другое новое направление  рок-музыки — глэм-рок. В некоторой  степени он стал противоположностью усложнённого и трудного для восприятия неподготовленным слушателем прогрессивного рока. Главной целью, преследуемой этим стилем, было упрощённое восприятие музыки, легко запоминающиеся мелодии, яркий  сценический образ, а так же эффектные  и красочные шоу, сопровождающие исполнение музыки. Несмотря на все  это, в музыкальном плане глэм-рок  относительно разнообразен, из-за сочетания  черт различных направлений рок  — и поп-музыки. В 1970-х годах, с появление глэм-рока, стал известным один из наиболее влиятельных рок-музыкантов — Дэвид Боуи. Боуи удаётся на протяжении почти 40 лет подстраиваться под новые направления в музыке, смело экспериментируя с различными стилями, но при этом сохранять элементы своего собственного узнаваемого стиля. Другие известные группы и исполнители глэм-рока: T. Rex, Гэри Глиттер, Элтон Джон, Род Стюарт, Элис Купер, Queen, Slade, Sweet и Kiss. [Голевский А.Ю,2009: стр. 286]

    1. «Рок 90-х».

           Рок 90-х можно охарактеризовать одним направлением и одной группы гранж и "Nirvana". Уставши от долгого засилья поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок. Гранж отличает вызывающее поведение и скорость игры панк-рока и присутствие несложных мелодий поп-рока. Формироваться гранж началв конце 80-х (хотя еще в конце 70-х группа "The Go-Go's" преподносила публике нечто похожее), его родителями были "Nirvana", "Pearl Jam", "Soundgarden". Хотя "Pearl Jam" и "Soundgarden" играли намного лучше чем "Nirvana", молодежь приняла именно последнюю за и х вызывающую зажигательность. Практически "Nirvana" держалась за счет своего лидера Курта Кобейна, который больше впечатлял молодых людей как личность, а не музыкант. Он вел беспорядочную, безмятежную жизнь, ни о чем не заботился, вел себя как заблагорассудится. Он мог спокойно раздеться догола на сцене, плевать в камеры и в публику, громить на концерте инструменты на глазах изумленной публики, чрезмерно увлекался наркотиками и не раз хотел покончить жизнь самоубийством. Этим он и прельщал молодежь, в ее глазах он был неким рубахой-парнем, которому до всего нет дела. После трагической гибели Курта Кобейна группа распалась, но их музыка звучит до сих пор. После распада группы "Nirvana", возрос интерес к техничному и профессиональному гранжу, получили известность такие группы "Pearl" и "Soundgarden", которые в корне отличаются от "Nirvana". Эти группы владеют инструментами и их творческий потенциал не исчерпывается простенькими мелодиями, к тому же в их текстах поднимается серьезная проблематика окружающего мира. Говоря про тенденции развития рок-музыки 90-х, нужно отметить её многогранность. Жёстких рамок не существовало, а «настроения» расширились и развивались. Оно колебалось от депрессивно-грустных «Placebo», «The Verve» и «Radiohead» до задорно-озорных «неопанков» в лице «Green Day», «Offspring» и «H-Blockx». Соответствующим образом поменялась и стилистика команд. К жёстким и мрачным «Rammstein», «Marylin Manson», «White Zombie» и «революционерам» из «Rage Against The Machine» добавились загадочные и романтичные «U2», «REM», «Silverchair» и амбициозные «Smashing Pumpkins». «Женский рок» получил в своём развитии прекрасный резонанс. Помимо индивидуально ярких и развитых личностей типа Аланис Мориссетт, Шерил Кроу, Джоан Осборн и Мередит Брукс появилась масса интересных групп с наличием женского вокала: «Cranberries», «Garbage», «No Doubt», «Republica», «Skunk Anansie», «Guano Apes», «Cardigans», «K's Choice» и другие. 1990-е стали в рок-музыке, с одной стороны — периодом экспериментов со стилями, но с другой — самоповтором и окончательной коммерциализацией. Так возникли популярные и коммерчески успешные стили, активно использовавшие элементы британской рок-музыки 1960-х (Брит-поп, во главе с Oasis и Blur), панк-рока 1970-х (Garbage, Green Day), уже давно существующей электронной музыки (Prodigy, Chemical Brothers). Возникли новые направления на основе метала, в том числе т. н. альтернативный метал и ню-метал (англ. Nu Metal), с такими группами, как Korn, System Of A Down, Queens of the Stone Age, Linkin Park, Slipknot. Одним из успешных направлений является построк, с такими группами как Sigur Ros, Mogwai, Godspeed You, Black Emperor!, Explosions In The Sky.

    1. «2000-е».

В 2000-х годах имеют большой успех группы, всё больше тяготеющие к традиционной рок-музыке, и всё меньше новаторские, среди которых Arctic Monkeys, Kaiser Chiefs, Velvet Revolver, The White Stripes, Franz Ferdinand, The Strokes, The Vines, Black Rebel Motorcycle Club, Sapgir Band. Что же ждет рок в будущем ? Если посмотреть на его повторяющуюся историю, то можно с уверенностью сказать, что впереди у рока новые буйства и протесты, новые взлеты творчества и эксперименты по скрещиванию музыки разных направлений, подчас противоположных. Рок не стоит на месте, он постоянно развивается. Отвергая прошлое и одновременно вбирая в себя самое интересное и выразительное прошлого будут появляться новые направления, новые группы, новые движения. И так же постоянно будет конфликт детей и отцов, отцы будут запрещать детям слушать эту "бесовскую", "грязную" музыку, а дети назло родителям будут ее слушать.Одним из основных явлений в рок-музыке 1990-х является гранж, представителями которого являются группы Nirvana, Alice In Chains, Soundgarden. С элементами готической музыки экспериментируют в 1990-х Crematory, Lacrimosa. Некоторые группы стали смешивать тяжёлую рок-музыку с хип-хопом (Limp Bizkit, P.O.D., Clawfinger). [Голевский А.Ю,2009: стр. 376]

Вывод: в данной главе мы раскрыли понятие номинации в лингвистике: ее предмет, структуру, функции и т.д. Мы выяснили, что предметом теории номинации как особой лингвистической дисциплины является: изучение и описание общих закономерностей образования языковых единиц; изучение взаимодействия мышления, языка и действительности в процессах именования; роли (прагматического) фактора в выборе признаков, лежащих в основе номинации; исследование языковой техники номинации — ее актов, средств и способов; построение типологии номинации, описание ее коммуникативно-функциональных механизмов; номинация выполняет функции идентификации и функции предикации, или сообщения о свойствах субстанции; что по типу средств номинации разграничиваются: на

-словообразование  как регулярный способ создания  новых слов и значений;

-синтаксическая  транспозиция, при которой морфологические  средства указывают на смену  синтаксической функции при сохранении  лексического значения (ср. «друг», «дружить», «дружба»);

-семантическая  транспозиция, при которой материальный  облик переосмысляемой единицы  не изменяется, но образуются  многозначные слова и фразеологизмы  различных типов.

По характеру указание именем на действительность различаются  два типа номинации — автономная и неавтономная (косвенная), первичная и вторичная номинация; особый случай номинации представляет собой косвенная номинация в т. н. косвенных, или интенсиональных контекстах.

Информация о работе Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки