Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

происхождение и семЦель: выявить специфику номинаций жанров современной рок-музыки.
Достижение цели предусматривает решение ряда исследовательских задач:
1. Изучить номинации и их виды;
2. Изучить краткую историю рок-музыки;
3. Провести семантический анализ номинации жанров рок-музыки;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………4-6
Глава 1. «Теоретические основы исследования». 7-29
1. «Номинация и ее виды». 7-15
1.1.«Предмет номинации». 7-8
1.2.«Структура и функции номинации». 8-9
1.3.«Средства номинации». 9
1.4.«Автономная и неавтономная номинация». 9-10
1.5.«Первичная и вторичная номинация». 10-12
1.6.«Косвенная номинация». 12
1.7.«Субъективно-модальный компонент». 12-13
1.8.«Распространение». 13-15
2. «Краткая история рок-музыки». 15-29
1.1. «Идеологическая составляющая». 16-17
1.2. «Музыка для подростков». 17
1.3. «Рождение рок-н-ролла». 17-18
1.4. «Классика рока». 18-19
1.5. «Новый стиль». 19
1.6. «Английский рок». 19-20
1.7. «Закат эпохи». 20-21
1.8. «Прогрессивный рок». 21
1.9. «Панк-рок». 21-23
1.10. «Вторая половина 1960-х: в роке — «золотой век музыки». 23
1.11. «Психоделический рок». 23-24
1.12. «Конец 1960-х, 1970-е». 24-25
1.13. «Краут-рок». 25
1.14. «Глэм-рок». 25
1.15. «Рок 90-х». 26-28
1.16. «2000-е». 28-29
Глава 2. «Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки» 30-88
1. «Семантика жанров современной рок-музыки.» 30-67
2. «Происхождение номинаций жанров современной рок-музыки.» 67-88
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки.docx

— 151.24 Кб (Скачать файл)

Звуковые установки —  не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой  между этими ди-джеями за лучший звук, лучший репертуар и так далее.

Для стиля характерен раскачивающийся  ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас  или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба, тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить  джазовые мелодии.

Ска-панк

Ска-панк — переходный музыкальный  стиль, который объединяет в себе элементы Ска и панк-рока.

Группы, пытающиеся смешивать  в своем творчестве ска и панк, впервые появились в конце  семидесятых (The Specials, The Selecter, The Beat). Дальнейшее развитие смешение этих двух жанров получило в 80-е годы, во время третьей волны  ска. Популярность ска-панк начал приобретать  в начале 1990-х годов в США.

Особенности стиля

В ска-панке к традиционным атрибутам панка добавляются  типичные элементы ска, такие как  используемые в исполнении духовые  инструменты или эксцентричные  ударные партии.

Ска-панк чаще всего играется вживую в небольших музыкальных  клубах, нов последние годы приобретают  популярность и ска-панк-концерты. Также  ска-панк команды все чаще становятся участниками крупных музыкальных  фестивалей.

 

Альтернативный  рок

Альтернативный рок (англ. Alternative rock) — термин в современной  музыке, под которым понимают различные  жанры рок-музыки, противопоставляющие  себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество  жанров, берущих своё начало в панк-роке, постпанке и др. В настоящее время альтернативный рок разделяют на две стадии: первая — это группы 1980-х гг. с широким диапазоном музыкальной самоидентификации; вторая — группы 1990-х гг., получившие после коммерческого успеха американского гранжа в 1991—1993 гг. такую же поддержку крупных лейблов и раскрутку, как и традиционные эстрадные и рок-коллективы (сам альтернативный рок в те годы стал ассоциироваться в основном с гранжем и постгранжевыми группами, сам, таким образом, став жанром), при этом более бескомпромиссные ансамбли ушли в андерграунд.

Термин «альтернативный  рок» наиболее употребителен в США. В России и Великобритании чаще используют названия «альтернативная музыка»  и «альтернатива». Также в Великобритании эту музыку называют словом «инди». .[ Яных, 2009: 156]

 

Альтернативный  метал

Альтернативный метал  вместе с гранжем начал набирать популярность в начале 1990-х. Жанр является слиянием хэви-метала с альтернативным роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метала характерны и тяжёлые гитарные риффы, присущие металу, и черты альтернативной музыки — нетрадиционные тексты песен, необычные технические приемы, неприятие  условностей и традиций тяжёлой  музыки, соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами. Так же этим термином можно назвать  соединения альт рока и метала или  утяжелённый альт рок.

В большинстве случаев  альтметал-группы появились из сочетания  метала с хардкором, постпанком (Melvins), готик-роком (Jane’s Addiction), нойз-роком, гранжем (Soundgarden), индастриалом (Ministry, Nine Inch Nails) и другими альтернативными жанрами. Эти группы объединяло влияние традиционного  хэви-метала и экспериментирование  с его формой — смешиванием  метала с различными жанрами, необычные  подходы. Например, группа Faith No More сочетала метал с фанком и рэпом, а Melvins отрицали хэви-метал 1970-х. .[ Яных, 2009: стр167]

 

 

Фанк-метал

Фанк-метал - это пограничный  жанр музыки, который появился в 80-х.Как  правило, он включает элементы фанка  и метала. Это проявляется в  сочетании тяжёлых рифов метала с характерным для фанка звучанием  баса (слэп-техника). Нередким для жанра  является использование элементов  рэпа и альтернативного рока, из-за чего он часто пересекается с рэпкором и рэп-металом. Примеры: Hot Action Cop, Infectious Grooves, Primus, Red Hot Chili Peppers (ранние), Incubus (ранние), Living Colour, Rage Against the Machine и Faith No More.

 

Готик-рок

Готик-рок (англ. gothic rock) —  музыкальный жанр, являющийся поджанром  альтернативного рока. Первые музыкальные  коллективы, играющие в этом жанре  были тесно связаны с английским панк-роком и пост-панком. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением. В музыке преобладают мрачные  темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм, нигилизм, а  также готическое направление в  искусстве Нового времени. Лучшими  примерами групп, исполнявшими готик-рок  могут служить Bauhaus, The Cure, Siouxsie & the Banshees, The Sisters of Mercy и The Mission. Готик-рок  стал основой для готической субкультуры, которая впоследствии существенно  расширилась.

Инди-рок

Инди-рок (англ. Indie rock) — жанр альтернативного рока, существующий преимущественно в андерграунде, в независимом информационно-коммерческом пространстве. Берет своё название от английского слова «независимый» (англ. independent). Это не своеобразный отдельный  стиль музыки, но обобщающий термин для широкого диапазона музыкантов и стилей, объединённых причастностью к андерграунду, контркультуре, и (обычно) имеющих некоторое отношение к рок-музыке.

 

Пост-рок

Пост-рок (англ. Post-rock) — жанр рок-музыки, для которого характерно использование инструментов, связанных  с рок-музыкой, а также ритма, мелодий, тембра и последовательности аккордов, которые не характерны для традиционного  рока. Представители жанра в основном играют инструментальную музыку. Музыка пост-рока объединяет в себе элементы разнообразных музыкальных жанров, таких как эмбиент, джаз, электронная  музыка, рок.

Как и многие другие музыкальные  термины, «пост-рок» описывает самые  разнообразные варианты звучания. Например, группы Don Caballero и Tortoise классифицируются как пост-рок, хотя между ними мало общего, кроме того факта, что основная роль уделяется барабанам и гитарам.

Музыкальная характеристика

Пост-рок является синтезом различных музыкальных жанров, включая  эмбиент, джаз и электронику. Звучание гитар особенно для атмосферы  каждого трека. Традиционное звучание и темы песен, характерные для  рока, неприемлемы для пост-рока. В большинстве своём пост-рок  группы используют элементы различных  стилей, не ограничиваясь чем-нибудь одним. Для пост-рока традиционно, что  музыканты избегают конкретного  музыкального жанра, стараясь выразить свои идеи любыми средствами. Однако ранний пост-рок сформировался под воздействием приёмов краут-рока, таких, как «моторик».

Композиторы пост-рока зачастую используют повторение мотивов и  изменений в структуре с чрезвычайно  широким диапазоном динамики композиции. Эти приёмы похожи на приёмы Стива  Райха, Филиппа Гласса и Брайана Ино — пионеров минимализма. Композиции пост-рока в большинстве своём длительны и инструментальны.

Вокальные партии не характерны для пост-рока, однако это не означает, что он отсутствует полностью. Если же вокал и используется, то не в  традиционном употреблении: некоторые  пост-рок группы дают вокалу инструментальное значение для получения случайных  звуков и эффектов, а не традиционное, где вокал важен для воспроизведения  лирики. Группа Sigur Ros известна неординарными  вокальными партиями на языке, называемым критиками «Hopelandic», который, по описанию самой группы, является формой тарабарщины  и идеально подходит на роль ещё  одного инструмента. .[ Яных, 2009: стр. 170]

         

Спэйс-рок

Спэйс-рок (англ. Space rock) —  музыкальный жанр. Первоначально  так называли музыку британских прогрессивных  и психоделических групп 1970-х, таких  как Hawkwind и Pink Floyd. Для этой музыки были характерны использование синтезаторов, научно-фантастические тексты, продолжительные, медленные инструментальные мелодии.

Позднее так стали называть музыку британских альтернативных групп 1980-х, более мелодичную по сравнению  с ранним спэйс-роком 1970-х. Спэйс-рок  также оказал большое влияние  на такой альтернативный жанр, как  шугейзинг.

 

Сэдкор

Сэдкор (англ. Sadcore) или слоукор (англ. Slowcore) — направление в альтернативном роке. Сэдкор вышел из мрачных мелодий  инди-рока конца 1980-х. Это медленная, грустная музыка; основные темы текстов  — горе, потери и страдания.

Эти два понятия очень  похожи, но иногда их разделяют. Слоукор  считается более инструментальной музыкой, в то время как в сэдкоре  большее внимания уделяется лирике и вокалу.

 

Прогрессивный рок 

Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) — амбициозный, эклектический и часто величественный стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.

Характеристика  прогрессивного рока

Единственной универсальной  характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжелым  роком, хард-энд-хэви и рокабилли  последующих периодов).

Однако можно перечислить  характеристики, не универсальные, но типичные для тех или иных прогрессивно-роковых  исполнителей, альбомов и отдельных  произведений.

Удлиннение и усложнение музыкальных пьес, тяготение их макроформы к циклическим формам академической  музыки, формирование альбомов (иногда многодисковых) как целостных произведений.

Концептуальные альбомы, в которых тема или повествование  разворачивается на протяжении всего  альбома в манере, аналогичной  литературному повествованию, фильму или опере. В альбомы могут вкладываться подробные буклеты и плакаты, продолжающие концепцию.

Соло почти у каждого  инструмента. Особенно знамениты в  этом смысле гитарист Стив Хау, клавишник  Рик Уэйкмен и ударник Нэйл Пирт.

Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста  и ударника). Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в  сцепке с остальной группой. Заметные примеры — музыканты группы Yes Крис Сквайр и Билл Бруфорд или  Тони Левин и Билл Бруфорд из King Crimson.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Происхождение  номинаций жанров современной  рок-музыки.»

Музыкальный жанр - многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики - взаимосвязь между внемузичними факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр есть одним из важнейших средств художественного отождествления. Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком говорят о оперном, симфоническом, камерном жанре и т.д. В более узком различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т.п. Ряд исследователей (в частности В. Цукерман) различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связанны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства. Е. Назайкнисский выделяет три исторических формы функционирования жанров - синкретическую, эстетическую и виртуальную. В синкретической форме, которая характеризуется синхронностью творчества и восприятия, музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, который обеспечивает воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. В эстетической форме, появившейся с распространением нотной записи, музыка становится эстетическим феноменом и на первый план выходят семантические функции. В виртуальной форме, которая благодаря распространению звукозаписи характеризуется возможностью воспринимать музыку в различных условиях, на первый план выходят структурообразующие функции жанра, что нередко приводит к путанице терминов музыкального жанра и стиля, особенно в рок- музыке.

В этом параграфе мы выделили отдельные  номинации современных жанров и  поджанров рок-музыки и попытались определить, откуда они произошли, и  чем обусловлены названия.

      Дэт-ме́тал (также дэф-; англ. death metal, от death — «смерть»), иначе прото-дэт метал(«перво-дэт,пра-дэт метал). Окончательно стиль отделился от трэша во многом благодаря раннему творчеству группы Death с первопроходцем Чаком Шульдинером (Chuck Schuldiner), который нередко называется «отцом дэт-метала»), и таким группам вроде Morbid Angel или Obituary, которые являются первопроходцами и пионерами жанра. В конце 80-х годов и в ранних 90-х годах дэт-метал занял значительное место в релизах популярных метал-лейблов, таких Earache Records и Roadrunner Records. Ориентация на тему смерти и экстремальная природа музыки, а также названия песни одного из дебютных альбомов (Seven Churches) в этом жанре Death Metal, и одной из первых групп стиля — Death, скорее всего и породили название жанра. . [Виды и жанры музыки, 1966: стр. 176]

Традиционный  дэт-метал (англ. Old school death metal), олдскульный дэт-метал, дэт-метал старой школы. Название обусловлено временемвозникновения.

Брутальный дэт-метал(от англ. brutal death-metal). Группа Cannibal Corpse, родоначальники брутального дэт метала. Группы, играющие этот поджанр, акцентрируют внимание прежде всего на скорость и тяжесть ударных, агрессивности вокала (в частности, иногда может использоваться гуттарал, нетипичный для дэта, или несколько вокалов) а также на другие эффекты, которые придают поджанру значительно более тяжёлое и скоростное звучание, чем у традиционного дэт-метала. Все эти критерии обуславливают название жанра.

Техничный дэт-метал (от. англ. Technical death-metal)- высокотехничное направление внутри дэт-метала. Добавление клавишных или других нетипичных инструментов, сложнейшие гитарные партии или микс, добавление кусков других, весьма далёких от традиционного дэта стилей, включая и не относящиеся к рок-музыке, техничная игра музыкантов обуславливают название жанра.

Мелодичный дэт-метал(от англ. melodic death-metal).Поджанр отличается выраженной мелодичностью. Помимо гроулинга, часто используется и чистый вокал (обычно оба поочерёдно), поджанр отличается большим разнообразием гитарных риффов, малочисленностью бласт-битов, а также значительно менее тяжёлой тематикой. Именно мелодичность музыки, по отношению к другим поджанрам дэт-метала обуславливает название данного поджанра. [Виды и жанры музыки, 1966: стр. 180]

 

Дэт/Дум-метал(от англ. death(«смерть»)/doom(«рок, погибель, судьба») metal)- — это гибрид традиционного дэта и дум-метала. От дума поджанр

перенял обречённость, диссонанс  и пониженный темп, от дэта — двойные  ударные, вокал гроулинг, жестокое звучание и скорость. Слияние двух жанров (дэта и дума) обуславливает название поджанра.

Информация о работе Происхождение и семантика номинаций жанров современной рок музыки