Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"
Со свободой теснейшим образом
связана и ответственность
Ответственность - сознательная установка, готовность
личности отвечать за себя и свои действия
на предъявляемые со стороны общества,
группы, других индивидуумов требования. Без свободы нет и ответствености. Впервые
связь свободы и ответственности появляется
в этике Канта.
Ответственность, как и свобода, целостна, она либо есть, либо ее нет. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экологической и т.д. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность.
Кант: Свобода не имеет отношения к опыту. Всегда можно придумать объяснение, оправдание, цель (пример – нац. Германия, мужик из отряда штурмовиков разбил тарелку). На этом пути вопрос о нравственности не стоит. Поэтому следует принимать решения не основываясь на опыте.
Поэтому существует феномен бегства от свободы (от ответственности). Например конформизм - абсолютно некритическое принятие всех социальных норм, установлений, шаблонов и следование им в своей каждодневной жизненной практике.
Ценность — это понятие, указывающее на культурное, обшественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Конкретная система ценностных ориентации и их иерархия выступают регуляторами развития личности.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Все эти 4 понятия принадлежат к человеческой деятельности, ее формы
Труд - форма чел. деятельности, направленная на создание продукта, имеет цель, предполагает орудия труда. Характеристика человеческой активности в которой проявляются навыки, умения.
Игра – вид
деятельности, направленной на удовлетворение
потребностей в развлечении, удовольствии,
снятия напряжения, а также на развитие
определенных навыков и умений.
Можно попытаться выделить характерные
черты игры.
1. Человек различает игру и реальность
2. Участвует добровольно
3. Принимает правила игры
4. Действует не только ради результата,
но и ради процесса.
Игра и труд являются основными видами человеческой активности
Творчество – (не обязательно искусство) способность находить нестандартное, новое решение, актуальное ситуации. Отличает человека от животного. Для творчества необходима свобода познавательных способностей (воображения, разума). Отличие от производства – уникальность результата
Любовь
У греков – благорасположенность одного
человека к другому.
В Христианстве любовь к ближнему это
механизм объясняющий поведение человека.
Любовь - одно из фундаментальных
свойств человеческого существа, таких
же, как совесть, ум, честь, свобода. Любовь
- это бытийное определение человека, поскольку
она не имеет никаких внешних причин для
своего существования.
Платонизм: три влечения: к телу (желание), к душе (дружба), к уму (уважение)
Соловьев: «Любовь для человека есть пока то же, чем был разум для мира животных». Настоящая любовь возможно не встречалась
Кант: нельзя заставить чел. делать дело с любовью, а что не с любовью, то плохо
Хайдеггер: мысль сердца – основание рассудочной мысли
Фрейд: инстинкты: Эрос и Танатос
Розанов: чувственная любовь=Бог связывает мир
Бердяев: л. – свободное творчество
Видах любви: любовь к Родине, любовь к детям и пр.
Слову культура можно дать очень
много определений.
Можно выделить четыре основных смысловых
составляющих слова культура в современных
европейских языках:
1) абстрактное обозначение
общего процесса
2) обозначение состояния
3) абстрактное указание на
особенности способа
4) абстрактное обозначение
форм и продуктов
Интерпретация культуры в истории философии шла в известном смысле параллельно изменениям этих "общекультурных" значений слова.
Природа и культура.
Культура – все чего нельзя обнаружить
в природе: все виды человеческой деятельности
(наука, религия, искусство, производство),
социальные нормы… Культура – буферная
зона между человеком и природой.
Понятия Культуры и цивилизации часто смешиваются.
Цивилизация – организованная жизнь людей
в ограниченном пространстве (город, село,
... ). Цивилизация определяет степень развития
культуры. Различие состоит в том, что
под цивилизацией понимаются – все конкретные
способы организации материальной жизни
людей, а культура включает в себя принципы
на которых строятся эти способы организации.
Сложно разделить: пример - древняя монета
– когда ходила – была частью цивилизации,
сейчас в музее – часть древней культуры.
Культура удовлетворяет запросам человеческого общества, изменяется под влиянием этих запросов, но и в свою очередь влияет на развитие общества. Без общества говорить о культуре было бы нельзя.
Виды:
1) мировая – синтез
достижений всех культур
2) национальная
3) массовая
4) элитарная – к.
привилегированной части
5) субкультура. Распределение
знания и опыта в обществе
неравномерно, опыт, актуальный для
одного социального слоя, не будет
актуальным для другого –
Структура:
1) материальная (удовл. первичной потребности чел. – к. труда, повседневности, места поселения)
2) духовная (религиозная, нравственная, правовая, политическая, педагогическая)
3) художественная (творческий тип деятельности)
4) физическая (творческий тип деят. в телесной форме)
Формы и разновидности культуры различны. Обычно ценности субкультуры не противоречат ценностям доминирующей культуры, но так же в рамках культуры могут существовать течения противоречащие ей самой. Культуру можно разделить на элитарную и массовую.
Элитарная культура– это творческий авангард, её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком и не рассчитана на широкую аудиторию. Именно в ней создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития.
Массовая культура– это
Если понимать "элитарное" и "массовое" не только в аспекте искусства, но и в плане всей культуры, то элитарная культура может пониматься как субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход ее к иному качеству. Массовая же культура – субкультура, обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества и противостоящая элитарной.
В начале 20в Ортега-и-Гассет вводит понятие «восстание масс». Обнаруживается смена отношения общества к элите. Если до этого элита воспринималась человеком как нечто недосягаемое, ведущее его к цели. То в 20в намечается новая тенденция. Массовое сознание не стремиться достичь состояния элиты, а стремиться принизить его до своего уровня. Этот процесс начинает захватывать все виды элит. Массы двигаются из положения ведомых в руководство. Это приводит к тиражированию смыслов, т.к. массы начинают работать со смысловыми конструкциями, но при этом не понимают их. Пример – любовь. И как следствие к усреднению.
Г. – особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая систему управлени и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Г. – полит. сист. власти на определенной терр., страна – относ. к культ., общегеограф. факторам
Теории происхождения:
1) теологическая (Фома Аквинский), г. – продукт Божьей воли, божественная природа власти
2) патриархальная (Аристотель), отец-члены семьи = монарх-подданные
3) общественного договора
- передача некоторых прав
4) насилия, причина г. – завоевание, насилие, порабощение других племен
5) марксистская – появление
ЧС, раскол общества на классы,
г.– продукт классовый
6) психологическая (Фрейд)
– деление общества по
Функции:
Внутренние:
1) правовая - обеспечение правопорядка, установление правовых норм
2) политическая - обеспечение политической стабильности
3) организаторская - контроль за
исполнением законов, коорд.
4) экономическая - регулирование эк. процессов с помощью налоговой и кредитной политики
5) социальная - защита интересов тех категорий граждан
6) экологическая – гарант. здоровой среды обитания
7) культурная – форм. высокой духовности, гражданственности
8) образовательная
Внешние:
1) национальная безопасность -
защита территориальной
2) поддержание мирового порядка
- участие в развитии системы
международных отношений,
3) функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Отчужде́ние — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним.
Понятие
отчуждения появилось еще в 18 веке, но
отчуждение как острую социальную проблему
впервые в своих ранних работах выделил
Маркс.
Для Маркса отчуждение —
это потеря смысла существования рабочим
в процессе труда в эпоху капитализма.
Маркс выделял 4 вида отчуждения:от процесса
труда, от продукта труда, от своей собственной
сущности и людей друг от друга. Работник
в капиталистическом обществе,
вследствие развития машинного производства и разделения труда, превращается
в «деталь» огромного машинного механизма
(отчуждение от процесса труда). Рабочая сила превращается
в товар, который продается за заработную плату.
Рабочему для существования необходимо
работать на капиталиста,
имеющего в собственности средства производства.
Произведенный работником продукт отдается
владельцу средств производства, и вследствие
этого представляет собой как бы чуждый,
отделённый от работника предмет.
Марксов анализ отчуждения труда обнаруживает,
что в нем заключены наряду с отчуждением
рабочего от продукта его труда, также
и отчуждение от природы и от собственной
сущности, а, следовательно, и человека
от человека.
Человек является существом сознательным, а потому и свободно действующим. Он не сливается с собственной жизнедеятельностью, а управляет ею. Но в условиях отчуждения труда человек превращает свою жизнедеятельность лишь в средство для поддержания собственного существования. Преобразуя окружающую природу, человек может наблюдать в ней отражение самого себя. Но если у него отбирают результаты труда, то это невозможно. И таким образом человек отделяется от самого себя.
Отчуждение людей друг от друга происходит вследствие классового расслоения общества.
Концепции философии истории много. Кратко охарактеризуем основные.
Философия истории – направление философии, которое рассматривает причины, формы, условия, цели исторического процесса, его закономерности и тенденции.
Античность: время понимается циклично – все когда-нибудь повторится, нет направленности, а следовательно нет и истории.
Средние века: в христианстве было линейное понимайние истории – от сотворения мира, к судному дню, движение человечества от грехопадения к совершенству. История имеет сакральный смысл, все происходит по замыслу божьему. Таким образом история необратима, неуправляема. Первая концепция – святой Августин.