Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Новое время: история теряет сакральный смысл, логика истории определяется не Провидением, а человеческой деятельностью, разумом. Смена исторических эпох – следствие прорывов человеческого познающего мышления. История становится управляемой человеком.

18-19 вв. Философия истории становится самостоятельной областью философии, наукой с собственной методологией. 
Гегель подводит теоретический фундамент под исторический процесс. Историю рассматривал как процесс развития в человечестве абсолютного духа, который постепенно вырабатывает знания о самом себе. Действия отдельных людей сугубо индивидуальны и не подчинены глобальной цели. Однако в результате следования всех людей в истории своим индивидуальным целям проявляется развитие того, что за всем этим стоит — абсолютного начала, духа. Вводит понятие конца истории – произойдет когда самопознание духа завершится. Но это не конец света, просто смена исторических этапов перестанет происходить.

Кантианство. Философия истории становится самостоятельной областью философии, наукой с собственной методологией.

Маркс: конец истории. Но Гегель говорил о логически перетекающих друг в друга формах – реализация потенциала общества. Маркс говорил о чем-то реальном  - наивысшая форма развития общества. Исторический процесс - эволюция видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе труд очень примитивен, орудий труда нет, и потому все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба 
Проблемы философии истории:  цели и задачи исторического процесса,  факторы влияющие на него, место человека в историческом процессе, проблема конца истории.

  • 56) Проблема социального прогресса, его факторы и критерии.

Понятие прогресса происходит из понятия  движение, переход из предыдущего  состояния в последующее более  продвинутое (но не цикл).  Понятие  прогресса можно применить не ко всем сферам, т.к. выделить состояния  или сравнить их можно не всегда.  К социальной сфере применение понятия прогресса идет из марксистской философии. Социальный прогресс рассматривается, как форма устройства общества, при которой происходит движение к коммунизму.  Это определение - полная хуйня, марксисты – лохи. 

При анализе можно использовать количественные и качественные методы оценки. Например, в области познания мы можем определить прогресс, т.к. можно качественно и количественно оценить стадии (допустим по количеству знаний и их сложности, полезности…), а в нравственности, в реальных социальных слоях возникает проблема.  Количественный метод в данной области – решаем, можно оценить например с экономической стороны, как рост доходов населения или рост самого населения, или по количеству девушек с большой грудью, количество которых как известно увеличивается с каждым поколением. Применение качественных методов – невозможно, т.к. невозможно выделение структурных составляющих повседневной жизни, или оценка, что справедливо, хорошо и т.д. ведь эти характеристики относительны.

Если по каким-то заданным параметрам каждая следующая фаза лучше предыдущей, то это критерий прогресса. Для социальной области сложно даже разделить эти фазы.

Факторы определяют то, что входит в структуру социального пространства. Могут быть экономическими, политическими и т.д.

Прогресс производства не влечет за собой улучшения качества. Например – скрипки.  Прогресс не всегда хорошо.

Прогресс - вид поступательного движения, от предыдующего к последующему состоянию. В отличие от цикла.

Социальный прогресс - вид движения общества (антропотока), способствующий улучшению состояния общества (уменьшению совокупных страданий членов общества).

Движение общества бывает как количественным (чугуна и стали на душу населения), так и качественным (усложнение или упрощение социальных структур).

Обычно социальный прогресс связывают с понятием справедливости. Считается, что в более справедливом обществе меньше страданий.

 

Так вот, ПРОБЛЕМА социального прогресса в том, что каждое общество понятие о справедливости имеет своё. И когда в одном народе сосуществуют несколько разных обществ, то прогресс одного означает страдания для другого.

Например, общество "новых русских" (т.н. "жлобов") обеспечивает свой социальный прогресс за счёт разрушения общества "лохов", в котором растут страдания. Жлобы считают обнищание и даже умертвление лохов вполне справедливым, поскольку не рассматривает их как членов своего общества или вообще людей.

 

Обеспечить социальный прогресс для всех одновременно НЕВОЗМОЖНО. Кем-то придётся жертвовать

С.п. - тип развития соц. сист., при кот. она или ее элементы переходят на более высокую - в соответствии с объективными критериями - ступень зрелости, например, к упрочению социальных связей, смягчению социальных противоречий, улучшению условий жизни людей.

Идея с.п. – 18 в. Тюрго, Кондорсе – представления об идеальном обществе.

Трактовки:

1) рационалистическая  – прогресс как утверждение  разума

2) идеалистическая –  развертывание целей мирового  духа

3) материалистическая  – закономерная смена общественно-экономических  формация

4) историко-культурная – смена культур и цивилизация

5) культурно-критическая  – отрицание возможности прогресса

Тенденция прогресса - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации

С.п. – процесс снятия соц. отчуждения

Передача культурного  наследия:

1) предметно-теоретическая  – передача технологий

2) этико-воспитательная  – передача норм, предписаний,  табу

3) аксиологически-идеологическая  – передача целей, идеалов,  установок

Факторы, определяющие прогрессивное развитие:

1) производство и техника

2) система общественных  отношений

3) специфика и закономерности  духовной жизни людей

Параметры социального  прогресса: тип, цель, направление, способ соотнесения необходимого и случайного, индивидуального и общественного, власти и ответственности и т.п.

Критерии: степень социальной защищенности всех слоев общества, освобождение человека от всех форм угнетения, предоставление ему условий для достойной жизни

 

Вопрос о с.п. - открытий и дискуссионный. потому что соц. формы тяжело сравнивать. Говорится не только о закрепленных формах – типа брака, но и о не закрепленных – нравственность.

Если технический прогресс несомненен, то социальный прогресс – под вопросом

Тенденции социальные, внешние, внутренние

Говорить о критериях с.п. еще более проблематично, чем о нем самом.

Коммунистический вопрос - по той доктрине все было ясно и определено

  • 57)  Общественное сознание и его основные формы.

Деятельность сознания каждого человека порождает ощущения, восприятия, эмоции, идеи и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст и др. В процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.

 

В общественном сознании содержатся представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. Общественное сознание, направленно на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение. В него входят такие вещи как менталитет, коллективное тело (толчок в толпе), и т.д..

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в нем  только  идей, перспективных в  практическом смысле, общество функционирует  как целое, то есть оно представляет не просто стихийно сложившиеся отношения, но содержит сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, закрепляющиеся в общественном сознании — это не просто отражение  действительности, это еще и практическое приспособление человека к миру. Такое  приспособление осуществляется за счет выработки новых форм социальных связей, утверждения новых социальных норм и идей, необходимых для их воспроизводства.

Формы общественного сознания – это способы его проявления. Они разделяются по типам социальной активности. Можно выделить  экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, научные, философские формы общественного сознания. Примерами форм являются гражданская позиция, выборы,  общественная мораль и т.д..

У сознания должен быть носитель. Возникает вопрос: является ли общество или какая-либо его часть таким носителем. В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей(класс, национальность, государство, человечество). Однако мыслительный процесс не может быть присущ ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое является исключительным свойством личного бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой более общей группы.

  • 58. Этика и нравственное сознание.

Этика - философская дисциплина занимающаяся исследованием сущности, целей и причин морали и нравственности.  
Мораль и нравственность охватывают жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, милосердием и жестокостью 
Нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. 
Человек обладает нравственным сознанием и без знания этики, а знание этики не гарантирует нравственных поступков.

В ходе истории этические модели строились на разных принципах. 
Древняя Греция – принцип справедливости (наказание = нанесенному ущербу) 
Христианство – «золотое правило» - поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой. Оно базируется на ряде установок:

  1. Люди одинаково устроены (неверно – например мазохист)
  2. Человеку свойственно стремиться к счастью (не очевидно)
  3. Если все будут следовать этому правилу наступит рай на земле (утопия)

Кант – золотое правило не оставляет пространства свободе и понятие счастья не имеет отношения к этике – оно у всех разное. Вся моральность заключается в доброй воле исполнить нравственный закон. Сам закон должен отличаться абсолютной всеобщностью. Кант был первым кто определял этическую модель не на эмпирически определенном содержании. Также разделил понятия мораль и нравственность. Трудность Кантовской этики: никто кроме меня не может сказать нравственно я поступил или нет.

Этика как предметная область работает со всеми отношениями в обществе и отношениями между человеком и обществом. Этика начинается когда у конкретного человека появляются нравственные проблемы. Понимание этики в теории не движет действиями конкретного человека, но может указать, где может возникнуть нравственная проблема. Т.е существует конфликт между этикой как наукой и нравственным сознанием конкретного человека.

  • 59. Эстетика и художественное сознание

Эстетика (греч. чувствующий, чувственный) - наука о становлении и развитии человеческой чувственности. Основным предметом изучения является эстетическое знание и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (наряду с прекрасным — возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т. д.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении.

Категории: прекрасное и  безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное

Красота, гармония, мера

Изучает: сферу эстетического  освоения мира и сферу худ. дейстельности

  • <h2 class="Head

    Информация о работе Шпаргалка по "Философии"