Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

1. Основні концепції походження філософії. Предмет і завдання філософії.
2. Культурно-історичні передумови виникнення філософії.
3. Головні функції філософії як способи вирішення її завдань.

Файлы: 1 файл

фил.docx

— 474.73 Кб (Скачать файл)

Базисом називається сукупнiсть ycix виробничих вiдносин, що складаються  в суспiльствi. Можна дотримуватися  й iншого ви¬значення: базис є  сукупнiсть наявних у суспiльствi економiчних укладiв. Надбудова - це вiдображення базисних вiдносин в iдеалiзованiй формi.

Вона існує для захисту  базису i складається з трьох елементів:

1.сукупностi iдей, теорiй;

2. наявностi вiдповiдних iнститутiв  та органiзацiй, якi культи¬вують  цi iдеї,тeopiї     (центральною  серед них є держава);

3. наявностi iдеологiчної  спрямованостi - забезпечення функ¬цiонування  панiвного ладу.  Мiж базисом  та надбудовою існує дiалектичний  зв'язок, в якому провiдне мiсцепосiдає  базис. Для правильного розумiння  життєдiяльностi суспiльства велике  значення має його соцiальна  структура. Це сукупнiсть соцiальних  спiльностей, класiв, нацiй, соцiальних  груп, прошаркiв тощо. Кожна з цих  спiльностей має свої об'єктивнi й суб'єктивнi чинники утворення  та функцiонування

  1. Суб’єкти суспільно-історичного розвитку: людина, партія, народ, нація
  2. Песимістична концепція суспільства О.Шпенглера. культура і цивілізація

Философия истории О. Шпенглера  строится на основе специфического истолкования культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как разделенная на восемь культур, каждая из которых вырастает  на основе своего уникального "прафеномена" - способа "переживания жизни": египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура; во-вторых, как подчиненная жесткому биологическому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и "закат"1. На основе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции в каждой из упомянутых культур выделяются два  главных этапа: восхождение культуры (собственно "культура") и ее нисхождение ("цивилизация") [96].

Первый из этих этапов характеризуется "органическим" типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, религиозной и  этической, художественной и научной; второй - "механическим" типом  эволюции, представляющим собой "окостенение" органической жизни культуры и ее распад. Эпоха "закостеневания" творческих начал культуры в механически-безжизненных формах "цивилизации" сопровождается, по О. Шпенглеру, процессами "омассовления", проникающими во все сферы человеческой жизни. Символами этого "омассовления" являются огромные города, приходящие на место разбросанных по земле (и  живущих в неразрывном единстве с нею) деревень и небольших городов. Процесс "омассовления", означающий развитие "цивилизации" на основе количественного принципа, заменившего  качественный принцип "культуры", находит дополнение в "глобализации" форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки  и т. д. Это, в свою очередь, свидетельствует  о господстве в жизни человека "цивилизации" принципа пространства над принципом времени, что находит  концентрированное выражение в  мировых войнах, цель которых - глобальное господство над миром государства-победителя - является высшим смыслом существования "цивилизации" и олицетворяющего  ее "Цезаря" (фигуры, согласно О. Шпенглеру, неизменно возникавшей во всех культурах  на стадии "цивилизации") [96].

  1. Соціальна філософія А.Тойнбі

Главным трудом жизни А. Тойнби является, как отмечалось, "Исследование истории", представляющее собой обозрение  всемирной истории в форме, по его словам, "культурно-исторической монадологии", т. е. на основе представления  о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которые  он называет "цивилизациями" [96]. Хотя представление А. Тойнби сложилось  под влиянием О. Шпенглера, оно отличается двумя аспектами. Во-первых, наряду с естественной необходимостью А. Тойнби признает за человеком способность  к свободному самоопределению; во-вторых, циклическую модель исторического  процесса О. Шпенглера он модифицирует признанием объединяющей роли мировых  религий (буддизм, христианство, ислам), которые, по его мнению, и являются высшими ценностями и ориентирами  исторического процесса [96].

По А. Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, надлом, упадок и разложение) определяется "законом  вызова и ответа", согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным "ответом" на "вызов" исторической ситуации. Адекватный "ответ" - заслуга "творческого меньшинства" (элиты), которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в "господствующее меньшинство". Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Банкротство "господствующего меньшинства", его неспособность справиться с обстоятельствами и непрестанно возникающими новыми проблемами приводит к "надлому", а затем (если "болезнь" не получает своевременного лечения) - к окончательной гибели цивилизации [96].


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"