Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:15, шпаргалка
1. Основні концепції походження філософії. Предмет і завдання філософії.
2. Культурно-історичні передумови виникнення філософії.
3. Головні функції філософії як способи вирішення її завдань.
Базисом називається сукупнiсть
ycix виробничих вiдносин, що складаються
в суспiльствi. Можна дотримуватися
й iншого ви¬значення: базис є
сукупнiсть наявних у
Вона існує для захисту базису i складається з трьох елементів:
1.сукупностi iдей, теорiй;
2. наявностi вiдповiдних iнститутiв та органiзацiй, якi культи¬вують цi iдеї,тeopiї (центральною серед них є держава);
3. наявностi iдеологiчної
спрямованостi - забезпечення функ¬цiонування
панiвного ладу. Мiж базисом
та надбудовою існує
Философия истории О. Шпенглера
строится на основе специфического истолкования
культуры, которая рассматривается,
во-первых, не как единая общечеловеческая
культура, а как разделенная на
восемь культур, каждая из которых вырастает
на основе своего уникального "прафеномена"
- способа "переживания жизни":
египетская, индийская, вавилонская, китайская,
греко-римская, византийско-арабская,
культура майя, а также пробуждающаяся
русско-сибирская культура; во-вторых,
как подчиненная жесткому биологическому
ритму, определяющему основные фазы
ее внутреннего развития: рождение
и детство, молодость и зрелость,
старость и "закат"1. На основе этой
биологической ритмики в
Первый из этих этапов характеризуется
"органическим" типом эволюции
во всех сферах человеческой жизни - социальной
и политической, религиозной и
этической, художественной и научной;
второй - "механическим" типом
эволюции, представляющим собой "окостенение"
органической жизни культуры и ее
распад. Эпоха "закостеневания" творческих
начал культуры в механически-безжизненных
формах "цивилизации" сопровождается,
по О. Шпенглеру, процессами "омассовления",
проникающими во все сферы человеческой
жизни. Символами этого "омассовления"
являются огромные города, приходящие
на место разбросанных по земле (и
живущих в неразрывном единстве
с нею) деревень и небольших городов.
Процесс "омассовления", означающий
развитие "цивилизации" на основе
количественного принципа, заменившего
качественный принцип "культуры",
находит дополнение в "глобализации"
форм и способов человеческого существования
- хозяйства, политики, техники, науки
и т. д. Это, в свою очередь, свидетельствует
о господстве в жизни человека
"цивилизации" принципа пространства
над принципом времени, что находит
концентрированное выражение в
мировых войнах, цель которых - глобальное
господство над миром государства-
Главным трудом жизни А. Тойнби
является, как отмечалось, "Исследование
истории", представляющее собой обозрение
всемирной истории в форме, по
его словам, "культурно-исторической
монадологии", т. е. на основе представления
о самозамкнутых дискретных единицах,
на которые распадается
По А. Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, надлом, упадок и разложение) определяется "законом вызова и ответа", согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным "ответом" на "вызов" исторической ситуации. Адекватный "ответ" - заслуга "творческого меньшинства" (элиты), которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в "господствующее меньшинство". Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Банкротство "господствующего меньшинства", его неспособность справиться с обстоятельствами и непрестанно возникающими новыми проблемами приводит к "надлому", а затем (если "болезнь" не получает своевременного лечения) - к окончательной гибели цивилизации [96].