Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:20, дипломная работа
Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности как продукции ООО «Галс», так и всего предприятия в целом. Анализ деятельности ООО «Галс» на рынке систем вентиляции и кондиционирования, выявление основных проблем, связанных с реализацией ее стратегических целей. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия и его продукции.
Введение 4
Глава 1. Анализ деятельности ООО «Галс» 7
1.1. Общая характеристика ООО «Галс» 7
1.2. Организационная структура фирмы 12
1.3. Анализ рынка систем вентиляции и кондиционирования 16
1.4. Анализ конкурентной среды ООО «Галс» 20
Выводы 24
Глава 2. Научно-практические рекомендации по обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий 31
2.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 31
2.2. Конкурентоспособность товара 35
2.2.1.Кривая жизненного цикла товара 35
2.2.2. Критерии и факторы конкурентоспособности продукции 36
2.3. Интенсивность конкуренции. Пять сил конкуренции 42
2.4. Классификация конкуренции и методы оценки конкурентоспособности 45
2.4.1. Классификация конкуренции по способам соперничества 45
2.4.2. Классификация конкуренции по состоянию рынка 48
2.4.3. Методы оценки конкурентоспособности 53
2.5. Обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг 56
Выводы 61
Глава 3. Предложения по повышению конкурентоспособности продукции ООО «Галс» 62
3.1. Состав комплекса мероприятий по обеспечению конкурентоспособности продукции ООО «Галс» 62
3.2. Обоснование затрат на мероприятия, необходимые для повышения конкурентоспособности продукции ООО «Галс» 69
3.3. Оценка экономической эффективности повышения конкурентоспособности продукции ООО «Галс» 71
Глава 4. Охрана труда 75
В отличие от монополии, олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. В олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.
Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары. Например, в США, по данным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин; 64% производства первичного алюминия и продукции самолетостроения.
Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index). Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли.
В случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Количество олигополистов на рынке зависит, прежде всего, от технологии, которая определяет минимальный масштаб производства, начинающего давать прибыль. Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба (т. е. постепенное снижение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска) сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополистическая. Спрос на продукцию данной отрасли смогут удовлетворить несколько крупных производителей лишь совместно. При такой технологии продукция большого числа мелких фирм была бы слишком дорогой и убыточной. Размер мелкой фирмы не позволит использовать эффект масштаба и понизить средние издержки до уровня, приносящего прибыль. В то же время, может оказаться неэффективным и слишком малое количество крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения общего спроса они должны будут расширить объем производства за пределы оптимального, а это приведет к отрицательному эффекту масштаба (расширение выпуска повысит средние издержки), что также приведет к убыткам.
К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу.
Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. Например, если фирма-олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как сговор воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – это тип рынка, в отличие от олигополии характеризующийся множественностью конкурентов. Сущность монополистической конкуренции в наличие большого числа конкурентов в отрасли, что не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это снижает барьеры вступления в отрасль и устанавливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистскую власть над ценой. Пусть и слабая, но эта власть существует.
В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, то есть одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т.д. Принцип их производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференцироваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Таким образом, посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается своих потребителей, как это происходит при совершенной конкуренции[9].
Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
, где
gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n – количество анализируемых параметров.
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.
Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:
, где
- групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
- единичный показатель конкурентоспособности по i–му техническому параметру;
- весомость i–го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
- число параметров, участвующих в оценке.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
, где
З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Полные затраты потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:
, где
Т – срок службы; i – год по порядку.
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:
, где
i = (1; n) – число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = (1; n) – виды продукции;
Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;
Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;
, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);
, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).
Иными словами с помощью цифр можно охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:
- продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
- продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
- продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.
Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции предполагает переход от отдельных разрозненных к совокупности постоянно действующих мероприятий – к системе обеспечения конкурентоспособности.
Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) – это совокупность объектов и субъектов оценки конкурентоспособности, задействованных по определенным принципам (правилам) в целях повышения конкурентоспособности.
Успешная предпринимательская деятельность, проявляющаяся для организации в получении прибыли, а для потребителей – в повышенном спросе на товар (услугу), предложенный организацией, зависит от эффективности сформированной и действующей СОК.
Обеспечение конкурентоспособности продукции – это, прежде всего управление двумя ее слагаемыми: качеством и стоимостью, т.е. это деятельность, направленная на достижение оптимальной пропорции качества и цены. Решения по улучшения качества, увеличивающие затраты настолько, что продукция теряет конкурентоспособность, также неприемлемы, как и решения о снижении затрат за счет ухудшения качества.
Система СОК многоаспектна. Так, по данным американских экспертов, причины коммерческих неудач товаров распределяются следующим образом: 32% - неверная оценка требований рынка; 23% - техническое несовершенство изделий; 8% - противодействие конкурентов; 10% - несвоевременное начало продажи; 14% - слишком высокая цена; 13% - неправильная политика сбыта.
В проблеме построения СОК можно выделить три главных аспекта: технический, экономический и организационный.
Технический аспект – это комплекс задач и методов их решения, направленный на совершенствование производства продукции, улучшение потребительских свойств в целях улучшения ее качества.
Организационный аспект связан с повышением качества управления всеми процессами деятельности организации.
Экономический аспект – это комплекс задач и методов их решений, направленных на обеспечение безубыточности и прибыльного производства, формирование оптимальной цены продукции, продвижение ее на рынок.
Поскольку проблема конкурентоспособности является комплексной, междисциплинарной, то СОК должна базироваться на принципах менеджмента качества, инновационного менеджмента, маркетинга, финансового менеджмента и пр.
Основными принципами системы обеспечения конкурентоспособности являются:
1. ориентация на потребителя;
2. процессный подход;
3. постоянное улучшение;
4. взаимовыгодные партнерские отношения;
5. бенчмаркетинг;
6. бренд-стратегия.
1. Ориентация на потребителя. Организация зависит от своих потребителей. Для бизнеса важнее денег их источник, а таковым является потребитель. План по проведению мерчендайзинга может быть осуществлен только если его основная цель – потребность покупателя. На стадии выхода товара на рынок важно сообщить о его конкурентных преимуществах в форме, доступной потребителю, т.е. оперировать не техническими характеристиками, а потребительскими свойствами и показателями качества.
2. Процессный подход. Основными требованиями к качеству процессов являются: результативность, эффективность, адаптивность, приоритетность.
Результативность процесса отражает степень соответствия готовой продукции как нового товара проекту и степень реализации запроектированных показателей качества.
Эффективность процесса показывает, насколько хорошо используются выделенные ресурсы. Как правило, она определяется через затраты времени и ресурсов, которые должны быть минимальными. Поэтому ее иногда приравнивают к производительности процесса, т.е. сколько человеко-часов потрачено на производство единицы продукции. Эффективность достигается оптимизацией затрат, уменьшением времени выполнения заказа (скоростью процесса). Если результативность определяет качественную составляющую конкурентоспособности, то эффективность – стоимостную (пенообразующую).
Адаптивность процесса – это реакция поставщика на изменение рынка. От гибкости стратегии зависит скорость обновления ассортимента. Адаптивность это условие выживаемости компаний. Адаптивность процесса - это проблема как управленческая, так и техническая.
Информация о работе Обеспечение конкурентоспособности продукции ООО «Галс»