Обучение персонала как фактор повышения эффективности деятельности тойота центр г.томск (ооо элке авто)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – улучшение реализации системы обучения и повышения квалификации персонала в компании Тойота Центр Томск (ООО « Элке Авто»)
В процессе работы проводились изучение и систематизация информации по предмету и объекту исследования. Источники информации представлены в списке использованных источников.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota2.docx

— 244.06 Кб (Скачать файл)

Работая в организации, человек  постоянно должен совершенствовать свое образование, обучаясь как теоретическим  основам профессии, так и приобретая практические навыки. Через обучение персонала происходит развитие его  трудового потенциала. Мы живем в  век научно-технического прогресса, когда происходит постоянное обновление техники, появляются новые технологии, совершенствуются и гармонизируются  системы работы с документами, постоянно  обновляется информационная база3. Сегодня уже трудно представить себе рабочие места руководителей и специалистов (пока главным образом в крупных городах), не оснащенные компьютерной и оргтехникой. Рабочие места также оснащаются различными системами диагностики, станками с числовым управлением и т.п. Таким образом, происходит сближение умственного и физического труда. Поэтому обучение персонала - это целенаправленно организованный и планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения теоретическими знаниями, навыками и умениями под руководством опытных специалистов 4.

Цели обучения персонала с позиции  работника и работодателя различны.

Работодатель, способствуя обучению персонала, решает задачи организации  и формирования управленческого  персонала, адаптации персонала  на предприятии, внедрения нововведений и овладения знаниями, необходимыми для понимания и решения различного круга проблем, возникающих в  процессе производства5. С точки зрения работника он поддерживает на должном уровне и повышает свою квалификацию, приобретает профессиональные знания, находящиеся вне сферы его непосредственной профессиональной деятельности, развивает способности в области планирования и организации производства. В уже упоминавшейся нами теории «человеческого капитала» ценность сотрудника компании определяет величина финансовых средств, выделяемых для повышения его квалификации, а возможность непрерывного обучения является мотивирующим фактором для работника6.

Система обучения.

Различают три основных вида обучения 7:

  1. Подготовка кадров – процесс планомерного и организованного обучения кадров соответствующей квалификации для любой отрасли производства, обладающих необходимыми специальными знаниями, умениями и навыками.

Подготовка кадров может вестись  тремя способами: внутри организации (без отрыва от производства), т.е. в  процессе работы; вне организации (с  отрывом от производства) на специализированных курсах; самообучение (самоподготовка), заключающееся в изучении специальной  литературы или путем обучения в  системе высшего и среднего специального образования. Самообучение является важным мотивирующим фактором для работника  и должно стимулироваться руководством организации путем предоставления дополнительного времени или  повышения в должности по результатам  обучения.

2. Повышение квалификации. Это процесс  обучения кадров с целью усовершенствования  знаний и навыков в связи  ростом профессиональных требований  или повышением в должности. Примером повышения квалификации являются курсы (институт) профессиональных бухгалтеров, готовящий специалистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в течение нескольких месяцев. По окончании подобных курсов и сдачи экзаменов специалисты получают аттестат Министерства финансов РФ, дающий право заниматься подобной деятельностью на профессиональной основе.

3. Переподготовка кадров - обучение  персонала организации с целью  освоения новых знаний, умений, навыков  и способов общения в связи  с овладением новой специальностью  или изменившимися требованиями  к содержанию и результатам  работы.

Руководство организации должно планировать  потребность в обучении персонала  наряду с расчетом потребности в  персонале и планированием карьеры. То есть данный вид планирования является составной частью общего планирования трудовых ресурсов. Для объективного определения потребности в обучении целесообразно использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники; анализировать планы  технического развития организации  и обновления оборудования; диагностировать  средний уровень подготовленности новых сотрудников.

Для того чтобы мотивировать сотрудников  к процессу непрерывного образования, руководство организации должно не только предоставлять сотрудникам  дополнительное время и возможность  обучения, но и должным образом  оценивать повышение ими профессионального  мастерства по результатам аттестации, обеспечивая перспективу должностного и профессионального роста.

В современных условиях процесс  обучения постоянно совершенствуется и не ограничивается такими формами, как обучение на специальных курсах.

Современные методы обучения различаются  в зависимости от конкретной ситуации. Сводная таблица методов обучения приведена в таблице 18.

Высокую эффективность в плане  обучения управленческих кадров и специалистов играют бизнес-тренинги, проводимые различными тренинг-центрами. Тренинг-центры занимаются разработкой принципиально новых  методик подготовки и переподготовки кадров на основе инновационно – маркетинговых стратегий функционирования на рынке, позволяющих в комплексе решать экономические, организационные и финансовые задачи любой организации. Подобные центры предлагают тренинг – программы по таким направлениям, как менеджмент, маркетинг, рекламная деятельность, эффективные продажи, деловые коммуникации, конфликтология, мотивация персонала, командообразование и другие.

 

Таблица 1 Методы обучения персонала

Конкретизация потребности в обучении

Метод обучения

Специализированные  программы обучения (тренинги продаж, переговоров, креативности)

Методы  поведенческого тренинга

Программы командообразования

Активная  групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации 

Развитие  межличностной и внутрифирменной  коммуникации, формирование навыков  преодоления конфликтов

Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры

Управленческая  подготовка

Лекции, семинары, практические занятия, учебные  деловые игры

Подготовка  к организационным нововведениям (инновациям)

Организационно-мыслительные игры, разработка проектов, анализ ситуаций организации 


 

Целью этих программ является комплексное  развитие компании и повышение ее конкурентоспособности, быстрое и  качественное повышение эффективности  работы руководителей и сотрудников  всех уровней, улучшение взаимодействия между подразделениями и разрешения конфликтных ситуаций.

Одним из главных преимуществ тренинг-программ является принцип комплексности  предлагаемых услуг, скорректированных  под потребности каждой организации9.

 

Таблица 2 Система обучения и повышение квалификации персонала.

Подготовка кадров

Повышение квалификации

Переподготовка кадров

Методы обучения подбираются в  зависимости от обучения и потребности  компании.


 

Примером распространенных тренинговых  программ, направленных на всестороннее развитие персонала компаний, путем  корпоративного внутрифирменного обучения являются: "Технология эффективных  продаж или искусство торговать", "Комплекс маркетинга: от планирования до результата", "Моя команда", "Эффективный финансовый менеджмент", "Презентация от "А" до "Я". Продолжительность тренингов может  быть от двух недель до полугода. Подобные тренинги на высоком профессиональном уровне проводит Тренинг-центр Российской Академии предпринимательства10

В условиях рыночной экономики важное значение имеет экономическая эффективность  затрат на обучение персонала, являющаяся одним из показателей, характеризующих  деятельность службы управления персоналом организации.

Средние затраты на обучение одного работника равны общей стоимости  обучения, деленной на количество обучившихся  сотрудников.

В частности, по результатам обучения возможно совмещение профессий работников по родственным специальностям, приносящее значительную экономию затрат. Так, например, сотрудник юридического отдела на небольшом  предприятии, изучивший основы кадрового  делопроизводства, может выполнять  функции соответствующего работника  кадровой службы, что позволяет сократить  расходы на сокращение заработной платы11.

 

 

 

 

 

 

1.2. Методы обучения

Существует огромное многообразие учебных программ, предназначенных для самых разных категорий работников – от рядового персонала до высшего руководства. Все многообразие используемых при этом методов обучения можно разбить на две большие группы12:

    • обучение вне рабочего места:
    • методы обучения на рабочем месте.

Таблица 3 Методы обучения персонала вне рабочего времени

Метод обучения

Характерные особенности метода

1

2

Чтение лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических  и методических знаний, практического  опыта.

Программированные курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических  знаний.

Конференции, семинары

Активный метод обучения, участие  в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы  поведения в различных ситуациях.

Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении  конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны решит участники (слушатели) группы. Позволяет соединить  теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку  информации, конструктивно – критическое  мышление, развитие творчества в процессах  принятия решений.


 

Обучение вне рабочего места  более эффективно, но связано с  дополнительными финансовыми затратами  и отвлечением работника от его  служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и  работник отрывается от повседневной работы.

Обучение вне организации, как  правило, касается руководителей или  высококвалифицированных специалистов. Такое обучение может совершаться  по многим направлениям и многими  способами: это обучение в специализированных центрах и институтах по повышению  квалификации или через прослушивание  специализированных систематических курсов. Во многих случаях очень эффективным является направление специалистов на конференции, конгрессы или симпозиумы, где обсуждаются проблемы, затрагивающие деятельность фирмы13.

Методы обучения персонала на рабочем  месте

Таблица 4 Методы обучения персонала на рабочем месте

Метод обучения

Характерные особенности метода

1

2

Направленное приобретение опыта.

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального  обучения, в котором изложены цели обучения.

Производственный инструктаж.

Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой.

Смена рабочего места (ротация).

Получение знаний и приобретение опыта  в результате систематической смены  рабочего места. В результате этого  за определенный промежуток времени  создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов).

Использование работников в качестве ассистентов, стажеров.

Обучение и ознакомление работника  с проблемами высшего и качественно  иного

порядка задач при одновременном  принятии на себя некоторой доли ответственности.

Подготовка в проектных группах.

Сотрудничество, осуществляемое в учебных  целях в проектных группах, создаваемых  на предприятии для разработки крупных  ограниченных сроком задач.


 

Для многих организаций, относящихся к  разным сферам деятельности (торговля, сфера обслуживания, производство и  др.), обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников. Это метод используется для овладения  необходимыми навыками и ознакомления новых работников с тем, как пользоваться имеющимся оборудованием и инструментами  непосредственно в процессе выполнения профессиональной деятельности. Обучение на рабочем месте призвано не только передать работнику необходимые  для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о содержании его профессиональной роли, то есть о тех требованиях, которые организация предъявляет к его работе14.

Информация о работе Обучение персонала как фактор повышения эффективности деятельности тойота центр г.томск (ооо элке авто)