Обучение персонала как фактор повышения эффективности деятельности тойота центр г.томск (ооо элке авто)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – улучшение реализации системы обучения и повышения квалификации персонала в компании Тойота Центр Томск (ООО « Элке Авто»)
В процессе работы проводились изучение и систематизация информации по предмету и объекту исследования. Источники информации представлены в списке использованных источников.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota2.docx

— 244.06 Кб (Скачать файл)

направленное  приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;

‐ обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

Обучение  на рабочем месте отличается своей  практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.

Методы  обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения.

Такое обучение способствует формированию принципиально  новых поведенческих и

профессиональных  компетенций.

Хотя  развитие техники в перспективе  будет оказывать все большее  влияние на процессы обучения, оно вряд ли сможет полностью исключить личные контакты человека с человеком. Это еще раз подчеркивает важность роли руководства в процессе подготовки персонала.

Методы  обучения также можно разделить  на традиционные и активные. Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия‐ дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно – практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально‐психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально‐ психологического тренинга.

Традиционные методы обучения персонала

К традиционным методам относятся лекции, семинары и самостоятельное обучение, например просмотр учебных видеофильмов. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

1. Лекция

Лекционный  метод не свободен от ряда недостатков  даже в том случае, если лектор самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекционных занятий в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающие слушают, смотрят и, если не доверяют своей памяти, конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала.

Несмотря  на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это:

‐ самый «привычный» метод подачи материала;

‐ далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала (частности, методами активного обучения).

          Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал и др. Большое значение имеет и обеспеченность обучаемых учебной литературой, методическими

материалами (это учебные и методические пособия, опорные схемы лекций, раздаточные материалы им т.п.)

2. Семинар

Семинары  предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. Например, с приглашенными экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях ‐ проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета.

Преимущества семинарских занятий:

‐ Семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу;

‐ Семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно рекомендованной литературы;

‐ Семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.

Недостатки семинаров:

‐ Семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8‐25 человек;

‐ Ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.

3. Видеообучение

Видеообучение является наиболее простым видом  обучения – для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время – обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств – аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.

Преимущества видео обучения:

‐ Связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах;

‐ Наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;

‐ Возможность самообучения и повторения. Любой сотрудник в удобное для него время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям;

‐ Возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально; как для новых сотрудников, которым необходима адаптация к должности и повышения предыдущего уровня развития деловых навыков, так и для давно работающих сотрудников, чтобы освежить их знания, познакомить с новациями;

‐ Удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства.

Видео – самая экономная форма обучения. Организация может купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.

Недостатки видео обучения:

‐ Любой просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать. (Поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы);

‐ Кино‐ и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся;

‐ При отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации. Для многих людей очень трудно бывает организовать себя, выделить время на учебу, заняться повышением своей квалификации или переобучением);

‐ При просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя. Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к усвоению учебного материала.

4. Дистанционное обучение

Дистанционное обучение получило широкое применение в практике российских компаний. Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать персонал на расстоянии. С помощью дистанционного обучения учащийся может самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого время.

Преимущества дистанционного обучения

‐ В учебный процесс можно вовлечь большое число сотрудников;

‐ Обучение осуществляется на рабочем месте;

‐ Сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей;

‐ Возможность выбора удобного времени для обучения;

‐ Знания, приобретенные в процессе обучения можно тут же применить на

практике  в вашей компании.

5. Модульное обучение

Для эффективной  программы обучения персонала можно  использовать модульное

обучение. Модуль – это отдельная, самостоятельная часть какой‐либо системы.

Модульное обучение широко используется в подготовки менеджеров по продажам, HR‐специалистов, управленцев, маркетологов.

Преимущества метода: гибкость, избирательность, а также возможность менять

последовательность  модулей в зависимости от запроса  слушателей.

6. Кейс‐обучение

Сущность  метода заключается в том, что  слушатели знакомятся с описанием  ситуации, сложившейся на определенном предприятии или в определенной организации.

Преимущества  метода:

‐ Каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников;

‐ Актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников;

‐ Высокая мотивация и высокая степень активности участников.

Недостатки  метода:

‐ Плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени;

‐ Можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом;

‐ Высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата.

7. Тренинг

Под тренингами понимается такое обучение, в котором  теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений.

8. Деловая игра

Преимущества деловых игр:

‐ Позволяют всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение.

‐ Позволяют обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, научить действовать, как в жизни, чтобы в реальной ситуации не растеряться, не наделать ошибок, действовать эффективно;

‐ Позволяют оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы;

Особенно  интересен и содержателен разбор игр, когда при ее проведении используется видеозапись.

 

9. Метафорическая игра

Это форма  организации активной работы участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении. Основная задача метафорической игры – найти новый способ решения ситуации. Уникальность данного метода заключается в том, что для решения в деловой ситуации берется метафора.

Преимущества применения метафорической игры:

‐ Развитие креативности сотрудников;

‐ Снижение тревожности участников по поводу решения той или иной проблемы;

‐ Повышение привлекательности тренинга для участников;

‐ Побуждение участников самостоятельно найти решение по заданной ситуации.

10. Ролевая игра

Ролевые игры относятся к методам активного  обучения. Это метод становится все  более популярным при обучении руководителей разных уровней и кандидатов (резерв) на

занятие руководящих  должностей. Чаще всего ролевые игры используют в ходе тренингов

различного  рода.

Преимущества ролевых игр:

‐ проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяют слушателям лучше понять мотивы поведения и того работника, чья роль проигрывается, и мотивы противоположной стороны;

‐ участие в ролевых играх помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях.

11. Мозговой штурм

Недостатки метода мозгового штурма:

‐ Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач;

‐ Не имеет критериев оценки силы решений;

‐ Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения от слабого к сильному решению;

‐ Затруднительно определить авторство лучших идей. Имеет смысл этот щекотливый вопрос оговорить до начала штурма;

‐ Процессом решения необходимо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильным решениям, практичным идеям.

12. Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование ‐ это относительно новый метод обучения навыкам

Информация о работе Обучение персонала как фактор повышения эффективности деятельности тойота центр г.томск (ооо элке авто)