Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:36, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является проведение анализа эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на примере салона для будущих мам «Кенгуру» и разработка рекомендаций по совершенствованию этой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;
провести анализ эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия салона для будущих мам «Кенгуру»»;
выработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности розничного торгового предприятия салона для будущих мам «Кенгуру».
Введение………………………………………………………………………
3
1 Организация и содержание коммерческой деятельности розничного торгового предприятия………………………………………………………
6
1.1 Сущность и виды коммерческой деятельности...................................
6
1.2 Организация коммерческой деятельности на розничных торговых предприятиях....................................................................................................
11
1.3 Содержание коммерческой деятельности розничных торговых предприятии......................................................................................................
34
2 Анализ организации коммерческой деятельности на торговом предприятии ООО «Лора» салон для будущих мам «Кенгуру»..................
39
2.1 Характеристика предприятия ………………………………………….
39
2.2 Организация коммерческой деятельности салона «Кенгуру»………………..................................................................................
45
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности салона «Кенгуру»..........................................................................................................
56
3 Совершенствование коммерческой деятельности торгового предприятия салон «Кенгуру».......................................................................
71
3.1Основные направления совершенствования……………………………
71
3.2 Рекомендаций по изменению в ассортименте………………………….
75
Заключение…………………………………………………………………...
82
Библиографический список…………………………………………………
86
Приложение…………………………………………………………………..
88
Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе).
Этот блок особенно важен для оценки работы предприятий, реализующих товары предусмотренного ассортиментного перечня.
В ассортиментной политике, должны учитываться следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных товаров; устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; рациональное размещение товаров в магазинах. Все это принципиально важно.
В рыночной экономике
формирование ассортимента является прерогативой
самих торговых предприятий. В основу
действующих в магазинах
Из всей совокупности торговых предприятий в Свердловской области в качестве объекта анализа ассортиментной политики привлекли крупные магазины Екатеринбурга, торгующие универсальным ассортиментом товаров преимущественно непродовольственного назначения. Как указывалось ранее, именно они являются перспективными, их предпочитает посещать население города. Активная ассортиментная политика, проводимая этими магазинами, позволила создать индивидуальный и совершенно отличный от конкурентов ассортимент.
Для характеристики ассортимента отдельных предприятий торговли и определения результативности ассортиментной политики были проанализированы структура ассортимента, его широта и частично глубина. Было выявлено, что можно охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету товарной реализации, причем чаще по групповому ассортименту. На предприятиях анализ ассортимента товаров не проводится.
Как показали исследования, практически все договоры и спецификации к ним не содержат сведений о развернутой номенклатуре товаров. При заключении коммерческих сделок, договоров поставки, контрактов строгого согласования внутригруппового ассортимента практически не бывает. Ситуация складывается в пользу производителя-поставщика и чаще “перекупщика”. Это неблагоприятно отражается на соответствии спроса и предложения, приводит к необоснованному завышению цен.
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Как мы установили, что полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота.
Важными факторами,
обеспечивающими полноту
Для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует о ритмичности поставки. Устойчивость ассортимента - ориентир для покупателя.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности, как отдельного торгового предприятия, так и их совокупности по территории, наиболее интересным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнение новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен коэффициентом обновления. Он представляется особенно важным для работы с непродовольственными товарами. По группе непродовольственных товаров его определяют периодом морального старения.
В оперативной работе (пополнение и регулирование ассортимента торгового предприятия) рекомендовано использовать такой показатель как доля новых товаров (продуктов или изделий) в объеме новых поступлений, а при оценке длительных хозяйственных связях - доля новых продуктов (изделий) в общем объеме выпуска товаров. Специалистам следует особо выделять товары с улучшенными потребительскими свойствами.
Данный информационный блок необходимо дополнить расчетами устойчивости (стабильности) ассортимента, что позволит судить об отсутствии (наличии) перебоев в продаже отдельных товаров.
Специалистам, занимающимся анализом стабильности реализации товара с колеблющимся (неравномерным) количеством покупок в течение дня, введение такого учета поможет не только оценивать эффективность организации товароснабжения, но и определять рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики торгового предприятия. Анализ широты и устойчивости (стабильности) ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.
Второй блок показателей
- “Планирование товарного
Эти показатели составляют основу планов закупки товаров, выбора поставщиков, определения условий поставки, ассортимента, сроков, партионности поставки, цен и расчетов с поставщиками и т.д. Чем выше индексы этих показателей, тем эффективнее хозяйственные связи. Здесь значение имеют долгосрочность, степень постоянства хозяйственных связей и особенно выполнение договорных обязательств.
Так как один и тот же товар фигурирует в коммерческих сделках, то существенного увеличения совокупного товарооборота не наблюдается. Вместе с тем с развитием конкуренции на потребительском рынке появилась реальная возможность у предприятий торговли выбора выгодных поставщиков. Одновременно в формировании товарного предложения усиливается роль местных товаропроизводителей в производстве продуктов питания.
Поставщиками импортных товаров в основном являются перекупщики товаров, или посредники, и частные фирмы. Услугами таких поставщиков, как правило, пользуются непродовольственные магазины. Это объясняется стремлением к экономии транспортных расходов, финансовых средств, расходов по оплате труда на предприятиях торговли при использовании услуг посредников. Участие посредников часто приводит к необоснованному увеличению звенности товародвижения, росту цен и уклонению ими от уплаты необходимых платежей в бюджет.
Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок.
Количество поставщиков, частота завоза товаров, по нашим наблюдениям, зависит от типа магазина, мощности магазина, ассортиментного профиля которые являются определяющей при формировании ассортимента и объемов товарооборота.
С увеличением торговой
площади увеличивается частота
завоза товаров, а,
Экономнее расходуются в целом средства предприятия.
В таблице 2 приведено распределение показателей по степени значимости (предпочтения) для предприятия торговли при выборе партнеров-поставщиков товаров.
Наибольшая результативность коммерческой деятельности наблюдается на крупных предприятиях различных форм собственности и объясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупными поставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов этой группы предприятий о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах.
Мелкие и средние предприятия, лишенные такой возможности, в своей деятельности опираются чаще всего на нерегулярные, случайные связи.
Таблица 2 - Распределение показателей по степени значимости (предпочтения)
для предприятия торговли при выборе партнеров-поставщиков
Среднемесячный объем розничного товарооборота магазина | |||
показатель |
До 300 млн. руб |
От 500 до 1000 млн.руб |
От 2000 млн.руб |
прибыль |
1 |
1 |
1 |
Избежание риска |
2 |
2 |
3 |
Цена товара |
2 |
3 |
4 |
Качество товара |
3 |
2 |
2 |
Ассортимент товара |
4 |
3 |
2 |
Месторасположение поставщика |
3 |
4 |
5 |
Условия поставки |
1 |
4 |
5 |
Учет интересов потребителя |
3 |
3 |
2 |
Основными поставщиками товаров для них являются различного рода посредники, что не только осложняет фактический учет товарооборота, но и приводит к существенному росту потребительских цен и практически полному отсутствию контроля качества товара.
Этот вывод подтверждают результаты опросов руководителей торговых предприятий, имеющих различные объемы товарооборота. Обследованию подверглись 200 магазинов г.Екатеринбурга. Независимо от объема товарооборота предпочтительным представляется для них получение прибыли (таблица2). Для мелких предприятий (со среднемесячным товарооборотом до 300 млн. руб.) большое значение имеют условия поставки, а также цена товара и возможность снижения риска. Для более крупных предприятий (с товарооборотом свыше 500 млн. руб.) важным является качество товаров и избежание риска. Крупные же предприятия отдают предпочтение качеству товаров, ассортименту и учету интересов потребителя. Поэтому такие предприятия являются более предпочтительными при выборе покупателем места покупки.
Приватизация торговли и увеличение доли частного сектора обусловили стихийность в организации рынка в целом, что привело к нежеланию и поставщиков, и продавцов работать с издержкоемкими товарами первой необходимости. Просчеты и ошибки в деятельности субъектов рынка усугубляется и отсутствием регионального информационного банка данных о конъюнктуре рынка. Отсутствие единой товарной политики снижает эффективность коммерческой деятельности работников предприятия по различным ее направлениям.
Анализ информации, показал, что нарушение специализации, как у производителей, так и торговых предприятий, снижает эффективность хозяйственных связей и, в конечном счете, увеличивает издержки потребления.
Третий блок - “Формирование
и стимулирование спроса “. Эту группу
показателей целесообразно
Это направление коммерческой деятельности неразрывно связано с блоками, характеризующими планирование товарного предложения и формирование ассортимента товаров. Именно в результате предложения товаров потребителю формируется спрос, а в результате анализа спроса населения осуществляется закупка товаров и определяется ассортиментная и ценовая политика. В этом блоке важное место занимает рекламная работа торговых и производственных предприятий.
Характеристика рекламы, сделанная экспертами, отражает недостаточное внимание, уделяемое этому направлению коммерческой деятельности. Реклама не оказывает достаточного стимулирующего действия (по большинству магазинов) на объем реализации товаров для того, чтобы окупить расходы на ее организацию.
Четвертый блок - “Экономическая эффективность коммерческой деятельности” - характеризует результативность управления коммерческой работы, как конкретного предприятия, так и совокупности предприятий на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности.
В торговом предприятии коммерческая деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Как уже рассматривалось, экономическая и социальная эффективность торговли находятся в тесной взаимосвязи. Экономическую эффективность коммерческой деятельности, следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров.