Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
«Эксплеренты»(скорее всего мотыльки) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары: более эффективно действуют как венчурные подразделения крупных фирм или их дочерние организации.
Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками. Влиятельные поставщики могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на результат бизнеса. В частности, поставщики-контрагенты могут повышать цену на свои товары и снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Поставщики. Сила влияния поставщиков определяется:
- наличием крупных компаний-
- отсутствием заменителей поставляемых товаров;
- решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых ресурсов;
- способностью присоединить
фирму-покупателя путем
Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается в:
- давлении на цены в целях их снижения;
- требованиях более высокого качества;
- требованиях лучшего обслуживания;
- натравливании
Покупатели. Сила воздействия покупателя зависит от:
- сплоченности и концентрированности усилий группы потребителей;
- степени важности продукции для покупателей;
- диапазона применения данной продукции;
- степени однородности продукции;
- уровня информированности потребителей продукции.
Общие конкурентные стратегии. М. Портер выделил три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы для любой конкурентной силы. Это - преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование.
Преимущество в издержках создает большую свободу выбора действий как в ценовой политике, так и при определении уровня доходности. Стратегия снижения издержек широко применялась в конце XIX - начале XX в. Сегодня она приобрела новую популярность.
Дифференциация означает создание фирмой продукта или оказание услуги с уникальными свойствами, которые закреплены торговой маркой. Иногда уникальность товара не идет дальше простой декларации, тогда можно говорить о мнимой дифференциации. Эта стратегия получила повсеместное распространение в развитых странах во второй половине XX в. по причине насыщения и индивидуализации потребительского спроса.
Фокусирование - это сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей (например, только на пожилых людях, или только на хорошо обеспеченных, или же на пожилых обеспеченных покупателях), а также на определенной группе товаров либо на ограниченном географическом секторе рынка.
Каждая из основных стратегий требует выбора особого рода ресурсов и навыков, а также определенных управленческих действий. Наряду с преимуществами в конкурентной позиции названные стратегии связаны с определенным риском.
Формирование стратегии развития компании
Формирование стратегии
Однако методы стратегического анализа не подменяют процесс фундаментального стратегического мышления. Главная слабость формальных методов поиска стратегии состоит в том, что они игнорируют специфические особенности каждого вида бизнеса и порой приводят к слишком общим, абстрактным выводам.
Одной из специфических черт российского бизнеса является его существование в среде неформальных, вне законных контактов и отношений. Частично эта особенность уходит корнями в советский период, когда централизованное руководство экономикой не могло справиться с проблемой эффективного распределения ресурсов. Поэтому руководителям предприятий приходилось заключать негласные соглашения о поставках и других хозяйственных действиях. Иначе предприятия просто не имели бы возможности продолжать свою работу.
Другая черта, вернее, причина незаконных отношений - отсутствие необходимых норм хозяйственного права и деловой этики бизнеса в российской экономике.
Третья черта - отсутствие моральных барьеров для незаконного обогащения у людей, ответственных за выполнение тех или иных хозяйственных функций, например, таможенных работников, что является следствием двойной морали предшествующего периода.
Руководство западных фирм при разработке стратегии внедрения на российский рынок часто не учитывает именно этот фактор хозяйственной жизни России. Его можно по-разному оценивать, но нельзя игнорировать, иначе успехи фирмы могут быть сведены к нулю, что подтвердили скромные итоги деятельности на отечественном рынке некоторых солидных западных фирм и их лидеров.
Процесс формирования стратегии развития корпорации включает три этапа:
1) формирование общей стратегии компании;
2) формирование конкурентной
3) определение функциональных
Общая стратегия.
При разработке общей стратегии решаются две основные задачи:
- отбор и распределение
- установление конкретной роли
каждого из подразделений
Различные варианты общих стратегий может быть сведено к трем основным типам: стратегиям стабильности, роста и сокращения. Компания может выбрать один из них или применять в определенных сочетаниях различные типы (что обычно бывает характерно для крупных, диверсифицированных компаний).
Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их; обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля и наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для российских фирм-монополистов).
Стратегия роста - увеличение компании, часто путем проникновения на новые рынки и захвата их. Разновидностями этой стратегии являются вертикальная и горизонтальная интеграция.
Стратегия роста осуществляется тремя способами:
- поглощение конкурирующих фирм
в результате приобретения
- слияние - объединение на примерно равноправных началах в рамках единой компании;
- совместное предприятие - объединение предприятий разных стран для реализации совместного проекта, который не по силам одной из сторон. Например, совместные предприятия России и других стран в рамках исследования космоса - у российской стороны есть богатейший научный потенциал, но не хватает финансовых средств. Многие совместные предприятия в России действуют по схеме: иностранные капитал и специалисты + российские естественные ресурсы. Причем речь идет не о переработке, а в основном о перепродаже ресурсов.
Стратегии сокращения применяются в тех случаях, когда выживание компании находится под угрозой. Эта форма имеет несколько разновидностей.
Стратегия разворота используется, если компания действует неэффективно, но еще не достигла критической точки. Такая стратегия означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов реализации и дальнейший поиск эффективных механизмов использования ресурсов. В том случае, когда стратегия разворота принесла положительные результаты, в дальнейшем можно сосредоточиться на стратегии роста.
Стратегия отделения имеет место, когда компания включает несколько видов бизнеса, один из которых работает плохо, поэтому от него приходится отказываться, например, продажа деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму.
Стратегия ликвидации используется, если при достижении критической точки (банкротство) компания ликвидируется и распродаются ее активы. Эта стратегия наиболее нежелательная из стратегий сокращения, поскольку создает неудобства и убытки как для собственников (акционеров), так и для работников фирмы.
Эффективно распределенные между подразделениями фирмы инвестиции могут создать эффект синергизма или стратегического рычага. В этом случае определенные затраты на совокупность различных типов стратегий приводят к более существенным преимуществам в деятельности компании. Подобный результаты обусловлен удачным дополнением к данной компании или плодотворным сотрудничеством между бизнес-единицами.
Конкурентная стратегия компании - нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если компания включает несколько бизнес-единиц (структурных подразделений), то каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию.
Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства компании. Они включают следующие элементы.
1. Стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом продукте - от его первоначальной разработки до внедрения на рынке, имеет две разновидности: инновационную и имитационную стратегию. Инновационная стратегия, т.е. стратегия разработки принципиально новых продуктов и услуг, требует больших затрат и очень рискованна; в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращаются в невозместимые для фирмы издержки. Поэтому более популярны имитационные стратегии, которые широко применяются даже в современных высокотехнологичных отраслях, например, в компьютерной отрасли..
2. Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производственной стратегии являются контроль за издержками и повышение эффективности производственных операций.
3. Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которые могут быть предложены. Эта стратегия определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).
4. Финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль за финансовыми ресурсами.
Многие компании разрабатывают стратегию управления персоналом, с помощью которой решаются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации и аттестации персонала, расчет такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.
Стратегия выживания для российских предприятий - это попытка приспособления к формирующемуся рынку и отказ от прежних методов хозяйствования.
Стратегия выживания включает в себя: общий (организационный), рыночный, финансовый, производственный и кадровый компоненты.
Организационный компонент стратегии
выживания имеет несколько
1. Вхождение предприятия в
2. Создание различных
3. Вариант, обусловленный
4. Приватизация, позволяющая
уйти из-под контроля
5. Реструктуризация компании
путем создания системы малых
предприятий, объединяемых в
6. Перепроектирование
Финансовая стратегия, с одной стороны, наследует привычки прошлого, когда отрасли оказывали давление на правительство, стремясь получить уступки, льготы (например, добиваясь льготной ставки процента) при формировании финансовых ресурсов. С другой стороны, предпринимаются собственные усилия по упрочению финансового положения.