Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

9. Социальная незащищенность. Благополучие персонала зависит от руководителя. Прослеживается слабая формализованность трудовых отношений: часто предпочтение отдается устным трудовым договорам, редко гарантируется охрана труда, работник может остаться без оплаты больничных, учебных и ежегодных отпусков. Практически на всех малых предприятиях коллективные договора, профсоюзы, которые смогли бы оказать давление на администрацию в защиту интересов работников, отсутствуют. Единственный документ, который регулирует отношения работодателя с работниками, - Трудовой кодекс РФ.

В ст. 59 Трудового кодекса РФ (и  это единственная норма, касаюшаяся непосредственно субъектов малого бизнеса) сказано, что «срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо по инициативе работника ... с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организации розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физическим лицам».

10. Существенное различие стартовых условий предприятия. Бывшие государственные предприятия уже имеют помещения, оборудование, сложившуюся систему хозяйственных связей. Это дает возможность бывшим государственным предприятиям развивать и совершенствовать социально-бытовую сферу и вкладывать средства в обучение и развитие своего персонала. Однако ориентация на традиционную организацию труда не позволяет им обеспечивать достаточную для функционирования в рыночной среде гибкость, что и сказывается на более низкой доходности по сравнению с новыми предприятиями.

Наряду с общими особенностями  управления персоналом малого предприятия  существуют различия на предприятиях разных сфер деятельности.

В производственных организациях сложная структура персонала: администрация, специалисты, производственные рабочие. Следовательно, этим предприятиям необходимо использовать более разнообразные методы стимулирования и вознаграждения за труд. Такие методы стимулирования, как карьерный рост, обучение за счет предприятия, участие в доходах или собственности, практически отсутствуют. Производственные организации в основном имеют дело с рабочими специальностями, что упрощает методы отбора работников и их оценку. В производственных организациях более заметна статусная дифференциация между работниками и противоречия интересов. Это ведет к повышению уровня конфликтности.

Банковская сфера характеризуется закрытостью: многие работники владеют большим объемом коммерческой информации, выход которой за пределы банка недопустим. В связи с этим руководство банков заботится о надежности нанимаемого персонала (нанимают строго по проверенным рекомендациям), а также принимает меры к удержанию работников. Специфическая банковская деятельность предъявляет высокие требования к квалификации работников. По этой причине при найме учитываются профессиональные и личные характеристики будущих сотрудников. Здесь же осуществляются максимальные затраты на обучение персонала. Относительно высокая доходность банковской сферы позволяет помимо фонда заработной платы осуществлять другие социальные выплаты и гарантии. Администрация и специалисты банков имеют много общих социальных характеристик: высшее образование, высокий уровень интеллекта, творческий характер труда, что сокращает дистанцию между ними и снижает уровень конфликтности в коллективе.

Торговые малые предприятия обучение персонала проводят внутри предприятия и ориентируют своих работников на самообразование и самостоятельное приобретение опыта работы. При отборе персонала руководители не всегда имеют представление о требованиях, которые предъявляет к работнику та или иная специальность.

Многих работников привлекает работа на малых предприятиях. Кроме малопривлекательных  аспектов в организации деятельности малых предприятий можно выделить и ряд положительных, которые способны удерживать высококвалифицированных рабочих и служащих:

• место работы и место жительства обычно находятся близко друг к другу;

• небольшой коллектив быстрее  объединяется, что способствуют укреплению отношений в коллективе;

• тесные деловые отношения между  работодателем и персоналом позволяют  легче решать проблемы;

• достижения работников быстрее  признаются и вознаграждаются;

• у персонала предприятия больше возможностей для карьерного роста;

• работники могут участвовать  в процессе принятия решений;

• заработная плата может быть сравнима с заработной платой на крупных  предприятиях;

• возможно участие в доходах  предприятия;

• работники могут стать акционерами  или партнерами;

• малые предприятия не ограничены многочисленными правилами.

Не все из перечисленных возможностей доступны для каждого малого предприятия, но многое может стать частью плана  по управлению персоналом. В целом  управление персоналом малого предприятия  представляет собой малосистемный порядок действий. Однако комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом.

Управление на малых предприятиях имеет некоторые тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала (чем меньше людей работает на предприятии, тем легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними; до персонала, тем более до управленческого, легче донести мотивацию успешной работы).

Предпринимательское управление.

Российский малый бизнес, действует в условиях неустойчивой среды. Добиться успеха здесь невозможно, если дожидаться изменений и затем на них реагировать. Руководители, менеджеры малого бизнеса должны действовать как предприниматели. Это означает, что предприимчивый менеджер активно ищет возможности, добивается изменений и совершенствования работы фирмы, не боится риска, связанного с организацией нового предприятия или разработкой новых идей, продукции, вида услуг. В этих целях менеджер не только сам должен быть предпринимателем, но и стремиться культивировать дух предпринимательства на предприятии, в коллективе, создавая атмосферу подлинно творческой деятельности, давая простор для использования индивидуальн


Информация о работе Управление предприятием