Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое предусматривает страхование временной и стойкой утраты трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания, а также необходимости покрытия затрат на лечение и реабилитацию. Страховщик – ФСС РФ.
- медицинское страхование осуществляет страхование от рисков отсутствия средств для оплаты медицинских услуг, восстановления здоровья и трудоспособности. В качестве страховщика выступает федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования4.
Государственное социальное
страхование имеет своим
Существует несколько
признаков социального
Во-первых, социальное страхование,
как и любое страхование
Второй важный признак
отличия социального
Третья важнейшая черта
социального страхования –
В России существует две
формы страхования – обязательн
Обязательное социальное страхование призвано обеспечить всем гражданам независимо от их возраста, социального положения, места жительства и уровня доходов равные возможности в получении определенного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий и услуг). Оно рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья членов общества. Средства обязательного социального страхования формируются за счет целевых налоговых отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, наемных работников, взносов индивидуальных предпринимателей и государственных субсидий. Обязательное социальное страхование в большинстве случаев является солидарным и основано на распределительной справедливости.
Добровольное социальное страхование, в отличие от обязательного социального страхования, финансируемого за счет целевого налогообложения и платежей из бюджета, является важным видом некоммерческой страховой деятельности, которая регулируется законодательством о страховании, о некоммерческих организациях и осуществляется негосударственными страховыми институтами (обществами взаимного страхования) и призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты гражданам. Добровольное страхование реализует коммуникативную справедливость и предполагает возврат взносов.
Понятие социального страхования, таким образом, охватывает различные формы общественного (государственного, обязательного и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов6.
К основным принципам обязательного
социального страхования
- принцип солидарности является одним из основополагающих принципов социального страхования. Функциональным назначением солидарности является взаимоподдержка и взаимопомощь всех участников социального страхования. Возможность осуществления этой задачи предполагает аккумулирование необходимых финансовых ресурсов за счет взносов субъектов страхования. Принцип солидарности предполагает перераспределение средств между различными социально – экономическими и демографическими группами застрахованных. Особое значение он имеет при солидарной поддержке поколений. Принцип солидарности включает в себя и перераспределение финансовых ресурсов между территориями и субъектами РФ;
- принцип личной ответственности. Содержание принципа личной ответственности в условиях рыночной экономики применительно к социальному страхованию определяется необходимостью личного участия застрахованного в формировании базы страховых фондов. Поэтому право на получение страховых выплат и оказание услуг при наступлении страхового случая получают лишь те, кто платит страховые взносы. Размер страховых выплат ставится в прямую зависимость от величины уплаченных страховых взносов. В действующей в России системе социального страхования этот принцип практически не работает;
- принцип страховых выплат только при наличии взносов в страховую систему. В этом принципиальное отличие страховой системы от иных форм социальной защиты. В качестве плательщиков страховых взносов выступает либо работник, либо его работодатель, а в отдельных случаях плательщиком может быть государство. Размер страховых выплат должен быть адекватен уровню внесенных страховых взносов. Показателем адекватности размера страховых выплат размеру страховых взносов является коэффициент замещения утраченной заработной платы страховым пособием в случае наступления страхового случая;
- принцип трехсторонности. Он предполагает участие в социальном страховании всех трех субъектов: работодателя, работника и государства. Его соблюдение важно с точки зрения социально справедливого распределения ответственности между ними при финансировании социального страхования. Только баланс интересов всех трех участников системы страхования способен обеспечить ее нормальное функционирование;
- принцип самоуправления. Его осуществление означает выведение из непосредственного государственного управления внебюджетных страховых фондов. Кроме того, он предполагает отделение бюджетов страховых фондов от государственного и региональных бюджетов. Вместе с тем, самоуправление предполагает, что все участники системы страхования несут в равной степени ответственность за управление соответствующим страховым фондом7.
Таким образом, социальное страхование
– это один из важнейших механизмов
регулирования социально –
1.3 Участники и организация системы социального страхования
Социальное страхование,
независимо обязательное или добровольное,
всегда осуществляется в рамках страхового
сообщества и за счет его средств.
Его участниками или субъектами
социального страхования
Статьей 22 Трудового кодекса РФ определено, что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи – работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы9.
Страховщики – участники страхового процесса, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. В настоящее время страховщиками являются: в пенсионом страховании – Пенсионный фонд РФ, в социальном страховании – Фонд социального страхования РФ, в медицинском страховании – Фонд обязательного медицинского страхования РФ, страховые компании. В соответствии с действующим законодательством в обязательном социальном страховании страховщики являются некоммерческими организациями10.
Застрахованные лица – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со ст. 7 ФЗ № 165-ФЗ различают следующие виды социальных страховых рисков:
– смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Отношения по обязательному
социальному страхованию
– у страхователя-работодателя
– по всем видам обязательного
социального страхования с
– у застрахованных лиц
– по всем видам обязательного
социального страхования с
– у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов11.
Обязательное социальное
страхование проводят страховщики,
создаваемые Правительством РФ, в
соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного
социального страхования. Средства
обязательного социального
Страховые фонды – это
государственные некоммерческие самостоятельные
финансово – кредитные
В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000 г.) "Вопросы Пенсионного фонда РФ (России)" (вместе с "Положением о Пенсионном фонде РФ (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России)")) Пенсионный Фонд РФ осуществляет:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;
- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием
налоговых органов за
- организацию и ведение
индивидуального (
- межгосударственное и
международное сотрудничество
- участие в разработке
и реализации в установленном
порядке межгосударственных и
международных договоров и
- изучение и обобщение
практики применения
- проведение научно –
исследовательской работы в
- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.