Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 144.80 Кб (Скачать файл)

Основными видами социального  обеспечения традиционно являются:

– пенсии (по старости, по случаю потери кормильца и т. п.);

– пособия (по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, на детей малообеспеченным семьям и пр.);

– социальные услуги (содержание в домах престарелых и инвалидов, трудоустройство инвалидов и  пр.).

В то же время современная  российская система социального  обеспечения существенно отличается от прежней системы, основанной на всеобщих гарантиях. В Бюджетном послании от 25.06.2010 г. "О бюджетной политике в 2010-2013 гг." Президент РФ первым и  ключевым вопросом поставил вопрос о  повышении эффективности социальной защиты населения. Государство должно обеспечить безусловное исполнение всех законодательно установленных  обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

В то же время система  социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку  семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи  с этим должны быть расширены полномочия субъектов РФ при формировании и  применении инструментов социальной политики.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам  в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения  трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать  ясную программу долгосрочного  развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере, в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую  как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы28.

Основные направления  социальной политики должны быть ориентированы  на следующие перспективные цели:

- достижение уровня и  качества жизни населения, соответствующего  национальным идеалам и стандартам  экономически развитых государств, в том числе – в области  получения образования, здравоохранения,  чистоты окружающей среды, воспитания  детей, обеспечения экономических  прав и свобод граждан, защиты  от преступности их личности  и имущества;

- обеспечение устойчивых  и высоких темпов экономического  роста и научно-технического прогресса,  конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей  на внутреннем и зарубежном  рынках, восстановление положения  России в качестве одной из  ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики  в мирохозяйственные связи;

- обеспечение благоприятных  экономических условий для укрепления  суверенитета, территориальной целостности,  национальной безопасности и  обороноспособности, международного  авторитета и влияния России, в том числе в странах –  бывших союзных республиках, защита  законных прав и интересов  российских граждан и организаций  за рубежом;

- развитие человеческого  потенциала, гармонизация социальных  отношений (то есть обеспечение  условий для образования системы  социальных групп и устойчивых  связей между ними; создание системы,  в которой доминируют отношения  взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая  социальная мобильность населения,  поддержка социально приемлемой  самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации  и предотвращение дезинтеграции  общества, чрезмерного усиления  социальной дифференциации, сдерживание  перехода противоречий интересов  между социальными группами в  антагонистическую форму29.

В настоящее время социальная защита населения является одной  из немногих отраслей, объемы которой  постоянно возрастают, охватывая  все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.

В числе приоритетных задач  государства была и остается поддержка  людей, оказавшихся в трудной  ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение  качества жизни населения, обеспечение  высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в  социальной сфере.

Меры, направленные на повышение  качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает  систему социальной защиты, которая  концентрирует общественные ресурсы  на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости  от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению  видов социальной поддержки в  зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые  действительно нуждаются в помощи государства.

Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и  компенсаций. Однако существует необходимость  принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев  населения: одиноко проживающих  граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей30.

Особые риски страхует ФСС РФ, по объему финансовых ресурсов он занимает второе место после Пенсионного Фонда России. Риски, страхуемые ФСС РФ, довольно многообразны.

Первым является страхование  временной нетрудоспособности, вторым – страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с действующим  законодательством РФ страхователи вправе выплачивать пособия своим  работникам за счет средств обязательного  социального страхования. Федеральный  закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ "Об обеспечении  пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному  страхованию" определяет условия, размеры  и порядок обеспечения пособиями  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (далее – застрахованные лица).

Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно  или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без  гражданства:

1) лица, работающие по  трудовым договорам;

2) государственные гражданские  служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные  должности РФ, государственные должности  субъекта РФ, а также муниципальные  должности, замещаемые на постоянной  основе;

4) члены производственного  кооператива, принимающие личное  трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению  свободы и привлеченные к оплачиваемому  труду.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Пособие по временной нетрудоспособности в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованного лица, в том числе  в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения выплачивается застрахованным лицам  за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а  за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности – за счет средств ФСС РФ.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных  учреждениях непосредственно после  стационарного лечения выплачивается  в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более  лет, – 100 процентов среднего  заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, – 80 процентов среднего  заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет,  – 60 процентов среднего заработка.

Единовременное  пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) выплачивается на основании справки из женской консультации произвольной формы о постановке на учет в первые 12 недель беременности. С 1 января 2010 г. размер данного пособия устанавливается в твердых суммах – 412,08 руб.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (опекун). Единовременное пособие при рождении ребенка с 01.01.2010 г. выплачивается в размере 10988,85 руб.

В случае рождения двух или  более детей указанное пособие  выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка данное пособие не выплачивается.

Работающим гражданам  пособие выдается по месту работы – за счет средств ФСС РФ, неработающим, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных  учреждениях – органами социальной защиты населения по месту жительства – за счет средств федерального бюджета.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

- матери либо отцы, другие  родственники, опекуны, фактически  осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, в том числе  матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие  уход за ребенком, из числа  гражданского персонала воинских  формирований РФ, находящихся на  территориях иностранных государств  в случаях, предусмотренных международными  договорами РФ, и находящиеся  в отпуске по уходу за ребенком;

– матери, проходящие военную  службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц  рядового и начальствующего состава  органов внутренних дел, Государственной  противопожарной службы, сотрудников  учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся  в отпуске по уходу за ребенком;

- матери либо отцы, другие  родственники, опекуны, фактически  осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска  по уходу за ребенком в связи  с ликвидацией организаций, прекращением  физическими лицами деятельности  в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами,  занимающимися частной практикой,  и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в РФ;

– матери, уволенные в  период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией  организаций, прекращением физическими  лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной  практикой, и прекращением статуса  адвоката, а также в связи с  прекращением деятельности иными физическими  лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации  и (или) лицензированию, в том числе  уволенные из организаций или  воинских частей, находящихся за пределами  РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в  воинских частях, находящихся за пределами  РФ, или в связи с переводом  мужа из таких частей в РФ;

– матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством (в том числе  обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях  начального профессионального, среднего профессионального и высшего  профессионального образования  и учреждениях послевузовского  профессионального образования  и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

– другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и  не подлежащие обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно  отсутствующими, недееспособными (ограниченно  дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и  содержать ребенка, отбывают наказание  в учреждениях, исполняющих наказание  в виде лишения свободы, находятся  в местах содержания под стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Информация о работе Социальное страхование