Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 144.80 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6. Трансферты ФОМСа  Фонду социального страхования  РФ по программе "Родовый сертификат", тыс. руб.

Вид трансферта

Годы

2008

2009

2010

Средства ФОМСа, передаваемые бюджету ФСС РФ на оплату медицинской  помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого  года жизни 

16 000 000,00

17 000 000,00

17 500 000,00


 

Правила финансирования расходов, связанных с оплатой услуг  медицинским организациям по медицинской  помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также  в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого  года жизни ежегодно утверждаются Постановлениями  Правительства РФ26.

Для оплаты услуг по медицинской  помощи учреждения здравоохранения  ежемесячно представляют в региональные отделения Фонда счет на оплату с  приложением талонов родовых  сертификатов, подтверждающих оказание женщинам услуг по медицинской помощи в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка и соответствующего реестра талонов родовых сертификатов. С 1 января 2007 г. на основании родового сертификата оплачиваются не только услуги в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, но и услуги в части  диспансерного наблюдения ребенка  в течение первого года жизни.

Родовый сертификат оценивается  в 11 000 руб. Из них:

- 3000 руб. получает женская  консультация или амбулатория,  наблюдающая за здоровьем беременной  и оказывающая медицинскую помощь  женщинам в период беременности;

- 6000 руб. получает медицинское  учреждение в период родов  и в послеродовом периоде, в котором женщина получила услуги по медицинской помощи;

- 1000 руб. получает медицинское  учреждение за первые шесть  месяцев диспансерного (профилактического)  наблюдения за каждого ребенка  с момента его постановки на  диспансерный учет;

- 1000 руб. получает медицинское  учреждение за вторые шесть  месяцев диспансерного (профилактического)  наблюдения.

Региональные отделения  Фонда перечисляют средства на оплату услуг по медицинской помощи на основании  договоров об оплате услуг по медицинской  помощи, заключаемыми региональными  отделениями Фонда с учреждениями здравоохранения в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.01.2008 г. № 11н "О Порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным  учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном  законодательством РФ порядке размещен государственный или муниципальный  заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение  первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и  выдачи женщинам родовых сертификатов" и счетов, представленных с приложением  надлежаще оформленных талонов  родовых сертификатов и реестров талонов родовых сертификатов, путем  перечисления средств на лицевые  счета учреждений здравоохранения (на расчетные счета, открытые в кредитных  организациях, медицинским организациям, в которых в установленном  законодательством РФ порядке размещен государственный и (или) муниципальный  заказ)27.

Средства дополнительного  финансирования, полученные медицинскими учреждениями по родовым сертификатам, должны распределяться следующим образом:

- в женской консультации  не менее 60% должно направляться  на повышение заработной платы  медицинским работникам, остальное  – на укрепление материально-технической  базы;

- в родильном доме не  менее 40% должно направляться  на заработную плату медицинским  работникам, остальное – на укрепление  материально-технической базы.

Одной из важных мер государственной  социальной политики, направленной на усиление социальной защищенности граждан  льготной категории граждан, является система предоставления санаторно  – курортного лечения в соответствии с положениями Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.

В 2005 г. ФСС РФ был передан  значительный объем новых функций  и обязанностей по реализации этого  закона в части организации санаторно  – курортного лечения граждан  – получателей социальных услуг. Финансирование расходов, связанных  с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных  в федеральном бюджете на соответствующий  год.

В рамках реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. ФСС  РФ и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обеспечивает инвалидов техническими средствами реабилитации, а граждан из числа  ветеранов протезами и протезно – ортопедическими изделиями (кроме  зубных протезов), которые также  в виде межбюджетных трансфертов  передаются из федерального бюджет ФСС  РФ.

Кроме того, на ФСС РФ возложена обязанность осуществлять "нестраховые" выплаты, финансирование которых также осуществляется из федерального бюджета, а именно:

– финансовое обеспечение  выплаты пособий по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством в размерах сверх установленных законодательством  РФ об обязательном социальном страховании  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемых  за счет средств федерального бюджета, гражданам в соответствии с Законом  РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

- финансовое обеспечение  выплаты ежемесячного пособия  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора  лет, включая расходы на доставку  и пересылку пособия, в размерах  сверх установленных Федеральным  законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей" гражданам  в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС", гражданам, подвергшимся  воздействию радиации вследствие  аварии в 1957 г. на производственном  объединении "Маяк" и сбросов  радиоактивных отходов в реку  Теча, на которых распространяется  действие Закона РФ "О социальной  защите граждан, подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС";

– дополнительные расходы  на выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом  в страховой стаж застрахованного  лица периодов службы, в течение  которых гражданин не подлежал обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством";

- расходы на оплату  четырех дополнительных выходных  дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами  в соответствии с Федеральным  законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты  РФ и признании утратившими  силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) РФ в связи с принятием  Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", производимых непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с 01.01.2010 г.).

Виды выплат, передаваемых из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов ФСС РФ в 2008 – 2010 гг. представлены в табл. 7.

 

 

 

Таблица 7. Виды выплат, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов  Фонду социального страхования  Российской Федерации, из федерального бюджета в 2008 – 2010 гг., тыс. руб.

Наименование выплат за счет средств федерального бюджета

Годы

Темп роста, %

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

934082,20

1064663,9

1191884,50

114,0

111,9

127,6

24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О  социальной защите инвалидов  в РФ"

8989699

11579397,4

8495300,60

128,8

73,4

94,5

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи"

7876618,4

8215956,4

 

104,3

   

Выплата пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не подлежащих обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством

32000025,6

40671190,3

45791508,40

127,1

112,6

143,1

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях  гражданам, подвергшимся радиационному  воздействию вследствие ядерных  испытаний на Семипалатинском полигоне"

0,3

1,5

14,5

500,0

966,7

4833,3

Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, радиации вследствие аварии в объединении "Маяк" и сбросов  радиоактивных отходов в реку Теча"

2040,80

3104,30

3834,90

152,1

123,5

187,9

Пособия по беременности и  родам отдельным категориям граждан  в связи с зачетом в страховой  стаж нестраховых периодов

0

0

1042,80

-

-

-

Пособия по временной категориям граждан в связи с зачетом  в страховой стаж нестраховых  периодов

   

21300,00

-

-

-

Оплата медицинской помощи женщинам в период родов, послеродовом периоде, а также диспансерного  наблюдения ребенка в течение  первого года жизни

16600000

17000000

17500000

102,4

102,9

105,4


 

 

 

Структура выплат, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов  ФСС РФ из федерального бюджета в 2010 г. представлена на рис. 3.

 

Рисунок 3. Структура выплат, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов ФСС РФ из федерального бюджета в 2010 г.

 

Проанализировав структуру  выплат, передаваемых из федерального бюджета в ФСС РФ можно сделать  вывод, что почти 60% составляют средства, которые направляются на выплаты  пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, лицам, не подлежащих обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством, по сравнению  с 2008 г. рост составил 43%. Самый большой  рост – 4833% составили выплаты в  соответствии с Федеральным законом  от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском  полигоне".

С 2010 г. средства федерального бюджета для реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи" на оздоровление детей переданы субъектам Федерации, но также появились новые выплаты  отдельным категориям граждан, которые  компенсируются из федерального бюджета, а именно: пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.

Таким образом, на примере  Фонда социального страхования  РФ можно наблюдать перераспределение  и использование финансовых ресурсов государства для финансирования конкретных социальных и экономических  потребностей общегосударственного значения.

2.4 Оценка показателей  социального обеспечения в Российской  Федерации

 

В начале третьего тысячелетия  для России остро встал вопрос о выборе стратегических приоритетов  страны. В самом общем плане  стало очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической  политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни  населения на основе повышения конкурентоспособности  национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с  последующим восстановлением экономической  и политической роли России в мировом  сообществе.

Социальное обеспечение – государственная система обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Термин "социальное обеспечение" в разных странах имеет неодинаковое толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр. Государственное социальное обеспечение в России – система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, поддержка малообеспеченных семей и т. д.

Информация о работе Социальное страхование