Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Таблица 6. Трансферты ФОМСа Фонду социального страхования РФ по программе "Родовый сертификат", тыс. руб.
Вид трансферта |
Годы | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Средства ФОМСа, передаваемые
бюджету ФСС РФ на оплату медицинской
помощи женщинам в период беременности,
родов и в послеродовом периоде,
а также диспансерного |
16 000 000,00 |
17 000 000,00 |
17 500 000,00 |
Правила финансирования расходов,
связанных с оплатой услуг
медицинским организациям по медицинской
помощи, оказанной женщинам в период
беременности и родов, а также
в части диспансерного
Для оплаты услуг по медицинской
помощи учреждения здравоохранения
ежемесячно представляют в региональные
отделения Фонда счет на оплату с
приложением талонов родовых
сертификатов, подтверждающих оказание
женщинам услуг по медицинской помощи
в период беременности, в период
родов и в послеродовой период,
а также диспансерному (профилактическому)
наблюдению ребенка и соответствующего
реестра талонов родовых
Родовый сертификат оценивается в 11 000 руб. Из них:
- 3000 руб. получает женская
консультация или амбулатория,
наблюдающая за здоровьем
- 6000 руб. получает медицинское учреждение в период родов и в послеродовом периоде, в котором женщина получила услуги по медицинской помощи;
- 1000 руб. получает медицинское
учреждение за первые шесть
месяцев диспансерного (
- 1000 руб. получает медицинское
учреждение за вторые шесть
месяцев диспансерного (
Региональные отделения
Фонда перечисляют средства на оплату
услуг по медицинской помощи на основании
договоров об оплате услуг по медицинской
помощи, заключаемыми региональными
отделениями Фонда с
Средства дополнительного финансирования, полученные медицинскими учреждениями по родовым сертификатам, должны распределяться следующим образом:
- в женской консультации
не менее 60% должно направляться
на повышение заработной платы
медицинским работникам, остальное
– на укрепление материально-
- в родильном доме не
менее 40% должно направляться
на заработную плату
Одной из важных мер государственной социальной политики, направленной на усиление социальной защищенности граждан льготной категории граждан, является система предоставления санаторно – курортного лечения в соответствии с положениями Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
В 2005 г. ФСС РФ был передан значительный объем новых функций и обязанностей по реализации этого закона в части организации санаторно – курортного лечения граждан – получателей социальных услуг. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В рамках реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. ФСС РФ и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обеспечивает инвалидов техническими средствами реабилитации, а граждан из числа ветеранов протезами и протезно – ортопедическими изделиями (кроме зубных протезов), которые также в виде межбюджетных трансфертов передаются из федерального бюджет ФСС РФ.
Кроме того, на ФСС РФ возложена обязанность осуществлять "нестраховые" выплаты, финансирование которых также осуществляется из федерального бюджета, а именно:
– финансовое обеспечение
выплаты пособий по обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством в размерах
сверх установленных
- финансовое обеспечение
выплаты ежемесячного пособия
по уходу за ребенком до
достижения им возраста
– дополнительные расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
- расходы на оплату
четырех дополнительных
Виды выплат, передаваемых из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов ФСС РФ в 2008 – 2010 гг. представлены в табл. 7.
Таблица 7. Виды выплат, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации, из федерального бюджета в 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
Наименование выплат за счет средств федерального бюджета |
Годы |
Темп роста, % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
934082,20 |
1064663,9 |
1191884,50 |
114,0 |
111,9 |
127,6 |
24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" |
8989699 |
11579397,4 |
8495300,60 |
128,8 |
73,4 |
94,5 |
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" |
7876618,4 |
8215956,4 |
104,3 |
|||
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
32000025,6 |
40671190,3 |
45791508,40 |
127,1 |
112,6 |
143,1 |
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" |
0,3 |
1,5 |
14,5 |
500,0 |
966,7 |
4833,3 |
Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, радиации вследствие аварии в объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
2040,80 |
3104,30 |
3834,90 |
152,1 |
123,5 |
187,9 |
Пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
0 |
0 |
1042,80 |
- |
- |
- |
Пособия по временной категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
21300,00 |
- |
- |
- | ||
Оплата медицинской помощи женщинам в период родов, послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни |
16600000 |
17000000 |
17500000 |
102,4 |
102,9 |
105,4 |
Структура выплат, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов ФСС РФ из федерального бюджета в 2010 г. представлена на рис. 3.
Рисунок 3. Структура выплат, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов ФСС РФ из федерального бюджета в 2010 г.
Проанализировав структуру
выплат, передаваемых из федерального
бюджета в ФСС РФ можно сделать
вывод, что почти 60% составляют средства,
которые направляются на выплаты
пособий по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет,
лицам, не подлежащих обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством, по сравнению
с 2008 г. рост составил 43%. Самый большой
рост – 4833% составили выплаты в
соответствии с Федеральным законом
от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных
гарантиях гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию
С 2010 г. средства федерального бюджета для реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на оздоровление детей переданы субъектам Федерации, но также появились новые выплаты отдельным категориям граждан, которые компенсируются из федерального бюджета, а именно: пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.
Таким образом, на примере
Фонда социального страхования
РФ можно наблюдать
2.4 Оценка показателей
социального обеспечения в
В начале третьего тысячелетия
для России остро встал вопрос
о выборе стратегических приоритетов
страны. В самом общем плане
стало очевидно, что ключевым направлением
долгосрочной социально-экономической
политики государства является последовательное
улучшение качества и уровня жизни
населения на основе повышения
Социальное обеспечение – государственная система обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Термин "социальное обеспечение" в разных странах имеет неодинаковое толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр. Государственное социальное обеспечение в России – система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, поддержка малообеспеченных семей и т. д.