Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение в 2001 году единого
социального налога (ЕСН), инициатором
которого выступал Минфин России, не только
не оправдало себя, но оказалось
во многом тупиковым решением. Причина
тому – крайне неупорядоченная система
заработной платы в нашей стране:
ее значительные по масштабу теневые
формы и низкий уровень оплаты
труда у большей части
Кроме того, Фонд социального
страхования РФ ощутил влияние финансового
кризиса, связанное с сокращением
производства, переходом ряда предприятий
на неполный рабочий день, задержками
по выплате заработной платы, ростом
безработицы. Снизились доходы бюджета
Фонда, образовался дефицит средств
в части обязательного
24 апреля 2009 года на расширенном
заседании правления Фонда
Принятие решения по совершенствованию
обязательного социального
Вместе с тем, с переходом
на уплату страховых взносов
Для проведения реформы социального страхования предусматривается переходный период с 2010 по 2014 год.
С 01.01.2010 года вступил в
силу новый Федеральный закон
РФ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых
взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды
Указанный Федеральный закон
регулирует отношения, связанные с
исчислением и уплатой (перечислением)
страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ на обязательное пенсионное страхование,
Фонд социального страхования РФ
на обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды
В связи с этим, ст. 24 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены изменения, а именно, глава 24 "Единый социальный налог" признана утратившей силу.
Соответственно, с 01.01.2010 г. работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование непосредственно в Фонд социального страхования РФ.
В соответствии с указанным Федеральным законом, в 2010 предусмотрен тариф страховых взносов, подлежащий уплате в Фонд социального страхования РФ в размере 2,9 % от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Выплаты в пользу работника свыше этой суммы облагаться взносами уже не будут. Уплата страховых взносов страхователями производится на соответствующие счета Федерального казначейства. Для страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, в 2010 году сохранялся действующий механизм налогообложения.
Законом о страховых взносах
предусмотрено, что в 2010 году не уплачивали
страховые взносы организации и
индивидуальные предприниматели, применяющие
упрощённую систему налогообложения,
единый сельскохозяйственный налог, уплачивающих
единый налог на вменённый доход
для отдельных видов
Кроме того, Законом № 213-ФЗ
внесены существенные изменения
в Федеральный закон от 29 декабря
2006 года № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями
по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам граждан, подлежащих
обязательному социальному
Во-первых, изменилось само название закона. В новой редакции закон называется "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Во-вторых, в Закон № 255-ФЗ включены нормы, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребёнком лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В-третьих, изменён состав заработка, из которого будут исчисляться пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком застрахованным лицам. Так, введена норма об исчислении пособий из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование с учётом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами (415 000 рублей в год).
В 2010 году, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, указанным лицам, как и до 2010 года, будет осуществляться по всем местам работы, а ежемесячного пособия по уходу за ребёнком – только по одному месту работы по выбору застрахованного лица.
Начиная с 2010 года, в страховой
стаж наравне с периодами работы
и (или) иной деятельности, включаемыми
в страховой стаж до 2010 года, будут
засчитываться нестраховые
Кроме того, изменился порядок
и срок уплаты страховых взносов
для лиц, добровольно вступивших
в правоотношения по обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством. С 01.01.2010
г. указанная категория лиц
Также изменения коснулись
и порядка расчета пособий
по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, ежемесячного
пособия по уходу за ребенком. В
случае, если застрахованное лицо не имело
периода работы (службы, иной деятельности)
непосредственно перед
С 2010 года Федеральный закон
№ 255-ФЗ регулирует правоотношения в
системе обязательного
Претерпел изменения и Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается финансирование медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Фонд продолжил осуществлять единовременные и ежемесячные страховые выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей. Тарифы страховых взносов не изменились.
Начиная с 2010 года из перечня расходов Фонда исключены выплаты "нестрахового" характера.
Контроль за уплатой страховых взносов, а также за расходованием средств на выплату пособий осуществляется путем проведения камеральных и выездных проверок страхователей территориальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и меры ответственности, которые будут применяться к плательщикам страховых взносов и банкам, при нарушении ими законодательства.
Кроме того, введены нормы,
предусматривающие
Хотелось бы отметить, что основной целью системы обязательного социального страхования является формирование средств Фонда социального страхования, направляемых на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях.
Важно отметить, что в
переходный период 2011 – 2014 годов для
отдельных категорий
Принятые законы позволяют
начать реализацию основных принципов
социального страхования, направленных
на установление прямой зависимости
между заработком работника и
размером пособия, а также на формирование
достаточно серьезного источника доходов
Фонда социального страхования.
В конечном итоге главная задача
изменений – улучшение
Следующим большим шагом
в реформировании системы социального
страхования является внесение изменений
в начисление листков нетрудоспособности
исходя из среднего заработка не за
12 месяцев работы, а за 24 месяца. По
словам замминистра здравоохранения
и социального развития, Юрия Воронина:
"Бюджет Фонда социального страхования
является дефицитным, дотируется из федерального
бюджета, а значит, работает не по страховым
принципам. Кроме того, действующий
порядок начисления листков нетрудоспособности
был установлен в семидесятые
годы и сейчас уже не является справедливым.
Таким образом, законопроект призван
убить сразу двух зайцев". Он уточнил,
что сейчас Фонд собирает на одного
застрахованного 6,6 тысячи рублей в
год, а тратит около 8 тысяч. Благодаря
новым правилам соотношение изменится:
доход останется на уровне 6,6 тысячи
рублей, а расход будет 6,3 тысячи. Бюджет
фонда превратится в