Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 144.80 Кб (Скачать файл)

Введение в 2001 году единого  социального налога (ЕСН), инициатором  которого выступал Минфин России, не только не оправдало себя, но оказалось  во многом тупиковым решением. Причина  тому – крайне неупорядоченная система  заработной платы в нашей стране: ее значительные по масштабу теневые  формы и низкий уровень оплаты труда у большей части работающих. Поэтому такая мера, как введение ЕСН, фактически привела к советской  модели социального обеспечения, когда  с помощью налогов государство  перераспределяет финансовые ресурсы  в пользу низкодоходных групп  населения, а ЕСН позволял перераспределять до 50 процентов от общих объемов  внесенных работодателями сумм.

Кроме того, Фонд социального  страхования РФ ощутил влияние финансового  кризиса, связанное с сокращением  производства, переходом ряда предприятий  на неполный рабочий день, задержками по выплате заработной платы, ростом безработицы. Снизились доходы бюджета  Фонда, образовался дефицит средств  в части обязательного социального  страхования. Бюджет Фонда 2008 года удалось  сбалансировать за счет остатков средств. В связи с изменившейся экономической  ситуацией были внесены корректировки  в бюджет Фонда на 2009 год. В нем  было предусмотрено снижение доходов  бюджета Фонда на 2009 год на 30,1 млрд. рублей (на 15%) и расходов на 33,1 млрд. рублей (на 7,4%). Такое изменение  доходов и расходов бюджета Фонда  вызвано снижением макроэкономического  прогноза по фонду заработной платы  на 17%. В условиях значительного сокращения доходов Фонд принял меры по снижению текущих расходов, которые не затрагивали  интересы застрахованных, а именно – расходы на содержание аппарата, на капитальные вложения и другие. При этом бюджет Фонда в 2009 году сохранял все направления социально значимых расходов. Более того, в бюджете были запланированы средства на увеличение индексации пособий по материнству и детству с 1 января 2009 года на 4,5%, т.е. до прогнозного уровня инфляции – 13%. Все социальные обязательства Фонда были исполнены в предусмотренных объемах.

24 апреля 2009 года на расширенном  заседании правления Фонда социального  страхования РФ, которое провела  Министр здравоохранения и социального  развития Татьяна Голикова, экс  Председатель Фонда Сергея Калашникова  впервые заявил: "В новых социально-экономических  условиях одной из основных  задач, стоящих перед Фондом  как страховщиком, является развитие  и углубление страховых принципов,  направленных на эффективное  использование имеющихся средств,  ближайшая задача Фонда – взять  курс на реформу социального  страхования".

Принятие решения по совершенствованию  обязательного социального страхования, усилению страховых принципов, разделению источников финансирования страховых  и не страховых расходов сможет положительно решить ряд вопросов, характерных  для системы обязательного социального  страхования. Прежде всего, переход  на уплату страховых взносов позволит определить предельную величину базы для начисления страховых взносов  за каждое застрахованное лицо, что  обеспечит переход на страховые  выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в  размере, зависящем от застрахованного  заработка, т.е. это будет реальное страхование заработка работника. В этом случае не будет необходимости  в установлении максимального размера  пособия. Предполагалось, что за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование застрахованным работникам будут производиться  выплаты только страхового характера: пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности и социальное пособие на погребение. Также было предусмотрено введение единого  порядка расчета пособий для  всех застрахованных. Работающие в  организациях, применяющих специальные  режимы налогообложения, также получили нормальное страховое обеспечение.

Вместе с тем, с переходом  на уплату страховых взносов финансирование расходов по оздоровлению детей, долечиванию застрахованных граждан непосредственно после проведенного лечения или операций, а также расходы на выплату пособий студентам осуществляются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Эти изменения должны обеспечить сбалансированность системы обязательного социального страхования и придать ей подлинно страховой характер.

Для проведения реформы социального  страхования предусматривается  переходный период с 2010 по 2014 год.

С 01.01.2010 года вступил в  силу новый Федеральный закон  РФ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых  взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования".

Указанный Федеральный закон  регулирует отношения, связанные с  исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также  отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением  и уплатой (перечислением) страховых  взносов и привлечения к ответственности  за нарушение законодательства РФ о  страховых взносах.

В связи с этим, ст. 24 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О  внесении изменений в отдельные  законодательные акты РФ и признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) РФ в связи с принятием  Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены изменения, а именно, глава 24 "Единый социальный налог" признана утратившей силу.

Соответственно, с 01.01.2010 г. работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование непосредственно  в Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с указанным  Федеральным законом, в 2010 предусмотрен тариф страховых взносов, подлежащий уплате в Фонд социального страхования  РФ в размере 2,9 % от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается  в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Выплаты в пользу работника  свыше этой суммы облагаться взносами уже не будут. Уплата страховых взносов  страхователями производится на соответствующие  счета Федерального казначейства. Для  страхователей, применяющих специальные  налоговые режимы, в 2010 году сохранялся действующий механизм налогообложения.

Законом о страховых взносах  предусмотрено, что в 2010 году не уплачивали страховые взносы организации и  индивидуальные предприниматели, применяющие  упрощённую систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, уплачивающих единый налог на вменённый доход  для отдельных видов деятельности. Указанные страхователи уплачивали в 2010 году налоги в порядке, действующем  по состоянию на 2010 год. Однако, поскольку  Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ утратил силу с 01.01.2010 года, назначение и выплата пособия по временной  нетрудоспособности застрахованным лицам  осуществляется вышеуказанными категориями  страхователей в общем порядке, то есть, за первые два дня временной  нетрудоспособности – за счёт средств  работодателя, с третьего дня –  за счёт средств ФСС РФ.

Кроме того, Законом № 213-ФЗ внесены существенные изменения  в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

Во-первых, изменилось само название закона. В новой редакции закон называется "Об обязательном социальном страховании на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством".

Во-вторых, в Закон № 255-ФЗ включены нормы, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения  ежемесячным пособием по уходу за ребёнком лиц, подлежащих обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством.

В-третьих, изменён состав заработка, из которого будут исчисляться  пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком застрахованным лицам. Так, введена норма об исчислении пособий из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование с учётом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами (415 000 рублей в год).

В 2010 году, выплата пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, указанным  лицам, как и до 2010 года, будет  осуществляться по всем местам работы, а ежемесячного пособия по уходу  за ребёнком – только по одному месту  работы по выбору застрахованного лица.

Начиная с 2010 года, в страховой  стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, включаемыми  в страховой стаж до 2010 года, будут  засчитываться нестраховые периоды: прохождение военной службы или  иной службы, предусмотренной Законом  РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Кроме того, изменился порядок  и срок уплаты страховых взносов  для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством. С 01.01.2010 г. указанная категория лиц приобрела  право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Также изменения коснулись  и порядка расчета пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В  случае, если застрахованное лицо не имело  периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев  в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам  или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются  исходя из среднего заработка застрахованного  лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

С 2010 года Федеральный закон  № 255-ФЗ регулирует правоотношения в  системе обязательного социального  страхования не только на случай временной  нетрудоспособности, но и в связи  с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Претерпел изменения и  Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В рамках обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается  финансирование медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний. Фонд продолжил осуществлять единовременные и ежемесячные страховые  выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей. Тарифы страховых взносов  не изменились.

Начиная с 2010 года из перечня  расходов Фонда исключены выплаты "нестрахового" характера.

Контроль за уплатой страховых  взносов, а также за расходованием  средств на выплату пособий осуществляется путем проведения камеральных и  выездных проверок страхователей территориальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и меры ответственности, которые будут применяться к  плательщикам страховых взносов  и банкам, при нарушении ими  законодательства.

Кроме того, введены нормы, предусматривающие ответственность  Фонда за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, за излишнее взыскание  страховых взносов, за причинение страхователям  убытков вследствие неправомерных  действий или бездействия Фонда.

Хотелось бы отметить, что  основной целью системы обязательного  социального страхования является формирование средств Фонда социального страхования, направляемых на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях.

Важно отметить, что в  переходный период 2011 – 2014 годов для  отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены  пониженные тарифы страховых взносов.

Принятые законы позволяют  начать реализацию основных принципов  социального страхования, направленных на установление прямой зависимости  между заработком работника и  размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов  Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача изменений – улучшение социального  обеспечения граждан России.

Следующим большим шагом  в реформировании системы социального  страхования является внесение изменений  в начисление листков нетрудоспособности исходя из среднего заработка не за 12 месяцев работы, а за 24 месяца. По словам замминистра здравоохранения  и социального развития, Юрия Воронина: "Бюджет Фонда социального страхования  является дефицитным, дотируется из федерального бюджета, а значит, работает не по страховым  принципам. Кроме того, действующий  порядок начисления листков нетрудоспособности был установлен в семидесятые  годы и сейчас уже не является справедливым. Таким образом, законопроект призван  убить сразу двух зайцев". Он уточнил, что сейчас Фонд собирает на одного застрахованного 6,6 тысячи рублей в  год, а тратит около 8 тысяч. Благодаря  новым правилам соотношение изменится: доход останется на уровне 6,6 тысячи рублей, а расход будет 6,3 тысячи. Бюджет фонда превратится в профицитный. И тут есть тонкость. Сейчас учитывается  год труда на одном предприятии. А если, скажем, человек устроился  на него три месяца назад, то листок нетрудоспособности считаются исходя из заработной платы за этот период, даже если на предыдущем месте он получал  намного меньше и страховые взносы за него поступали копеечные. По новым  правилам "среднее арифметическое" будет высчитываться по всем местам работы за два года. И это даст бюджету Фонда приличную экономию. При этом минимальное пособие  по временной нетрудоспособности не будет меньше МРОТа, в соответствии с требованием 130-й Конвенции Международной  организации труда. Эта норма  позволит Фонду сэкономить средства. И последнее, с 2011 года стали оплачивать за счет работодателя первые три дня  болезни.

Информация о работе Социальное страхование