Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 144.80 Кб (Скачать файл)

ПФР может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 г. № 857 (ред. от 22.06.2009 г.) "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования") основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются:

- обеспечение финансовой  устойчивости системы обязательного  медицинского страхования и создание  условий для выравнивания объема  и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на  всей территории РФ в рамках  базовой программы обязательного медицинского страхования;

- аккумулирование финансовых  средств бюджета Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования для обеспечения  финансовой стабильности системы  обязательного медицинского страхования.

Темой дипломной работы является Фонд социального страхования РФ, поэтому организацию его работы рассмотрим более подробно.

Институтом обязательного  социального страхования в РФ является Фонд социального страхования РФ, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ и аккумулирует средства для реализации важнейших социальных гарантий – поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 "О Фонде социального страхования РФ".

В соответствии с действующим  законодательством ФСС РФ управляет  средствами государственного социального  страхования РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном  управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными  Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат. ФСС РФ представляет собой  централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для  оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый  на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу13.

В ФСС РФ входят следующие  исполнительные органы – региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования  на территории субъектов РФ, филиалы  отделений и уполномоченные. Руководство  деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения  деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда.

Организационная структура  Фонда представлена на рис. 114.

При Фонде образуется правление, а при региональных отделениях –  координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

 

 

Рисунок 1. Организационная структура Фонда

 

Фонд, его региональные отделения  являются юридическими лицами, имеют  гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета  в банках. Местонахождение Фонда  – г. Москва15.

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных отделений и отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением Фонда, утверждаются Председателем Фонда.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Министерства здравоохранения  и социального развития РФ, а также  Положением о Фонде социального  страхования РФ.

Основными задачами Фонда являются:

- обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет, а  также социального пособия на  погребение или возмещение стоимости  гарантированного перечня ритуальных  услуг;

- участие в разработке  и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих  финансовую устойчивость Фонда;

- разработка совместно  с Миниздравсоцразвития РФ и  Министерством финансов РФ предложений  о размерах тарифа страховых  взносов на государственное социальное  страхование;

- организация работы по  подготовке и повышению квалификации  специалистов для системы государственного  социального страхования, разъяснительной  работы среди страхователей и  населения по вопросам социального  страхования;

- сотрудничество с аналогичными  фондами (службами) других государств  и международными организациями  по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

- страховых взносов работодателей  (администрации предприятий, организаций,  учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности);

- страховых взносов граждан,  занимающихся индивидуальной трудовой  деятельностью и обязанных уплачивать  взносы на социальное страхование  в соответствии с законодательством;

- страховых взносов граждан,  осуществляющих трудовую деятельность  на иных условиях и имеющих  право на обеспечение по государственному  социальному страхованию, установленному  для работников, при условии уплаты  ими страховых взносов в Фонд;

- доходов от инвестирования  части временно свободных средств  Фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские  вклады. Помещение этих средств  Фонда в банковские вклады  производится в пределах средств,  предусмотренных в бюджете Фонда  на соответствующий период;

- добровольных взносов  граждан и юридических лиц;  поступления иных финансовых  средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнований из федерального  бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот (пособий и компенсаций)  лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

- прочих поступлений (возмещаемых  страхователем расходов, не принятых  к зачету в счет страховых  взносов, и не принятых расходов  на выплату пособий по временной  нетрудоспособности вследствие  трудового увечья или профессионального  заболевания; недоимок по обязательным  платежам, сумм штрафов и иных  санкций, предусмотренных законодательством;  средств, возмещаемых Фонду в  результате исполнения регрессных  требований к страхователям, и  других)16.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о Фонде. Средства, полученные от взимания пеней  и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития ФСС РФ.

Таким образом, в настоящее  время все фонды социального  страхования по своему организационно – правовому статусу являются государственными учреждениями и входят в состав Министерства здравоохранения  и социального развития РФ. Фонды  имеют общие задачи и сферы  ответственности, но контакты между  ними слабые и сотрудничество очень  незначительное.

 

 

2. Финансовый механизм  деятельности фонда социального  страхования Российской Федерации

 

2.1 Состав доходов  и расходов Фонда социального  страхования РФ

 

Бюджет – сложная социально-экономическая  и правовая категория. Экономическая  категория "бюджет" – это совокупность экономических отношений органов  государственной власти и местного самоуправления с юридическими и  физическими лицами, связанных с  перераспределением валового национально  продукта и части национального  богатства в связи с необходимостью удовлетворения социально-экономических  и властно – политических функций  государства и его граждан. С  юридической точки зрения бюджет – это основной финансовый план (смета доходов и расходов государства), принимаемый в форме закона по особой процедуре представительным органом государственной власти17.

К фондам денежных средств, образуемых вне какого-либо бюджета, применяется термин "внебюджетные фонды". Государственные внебюджетные фонды появились раньше. Чем возник единый бюджет государства. Они всегда носили целевой характер: за счет средств  таких специальных фондов правительства  осуществлялось финансирование операций временного характера, отдельных мероприятий  и чрезвычайных программ, непредвиденных расходов18.

По своей сущности государственные  внебюджетные фонды представляют систему  денежных отношений между государством, работодателями и населением по поводу формирования и использования централизованных в масштабе государства (региона) фондов финансовых ресурсов, предназначенных для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и на медицинскую помощь. Материальным носителем этих отношений являются мобилизованные в фонды материальные ресурсы.

Бюджеты внебюджетных государственных  фондов – ПФР, ФСС, ФОМС и бюджеты  региональных внебюджетных фондов входят в качестве составной части в  бюджетную систему РФ. Порядок  разработки бюджетов, их формирования и использования, контроля за их деятельностью  базируется на общей законодательной  базе. Основой ее является Бюджетный  кодекс РФ. Он устанавливает правовые нормы функционирования бюджетной  системы, правовое положение субъектов  бюджетных правоотношений, порядок  регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса.

Государственные социальные внебюджетные фонды представляют собой  особую сферу финансовых отношений  и, вместе с тем, форму практического  использования государством финансовых отношений в виде законодательного закрепления и оформления соответствующих  финансовых документов. Бюджетный кодекс установил состав бюджетных государственных  внебюджетных фондов, в который включены государственные внебюджетные фонда  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов. На рис. 2 представлен состав бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

 

Рисунок 2.Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

 

В соответствии с объектом исследования рассмотрим бюджет ФСС  РФ. Бюджет Фонда социального страхования  РФ представляет собой свод доходов  и расходов на определенный финансовый год. Бюджет ФСС РФ входит в бюджетную  систему РФ. Особое внимание всегда уделяется сбалансированности доходов  и расходов. По своей сути бюджет является финансовым планом19.

Доходная часть бюджета  формируется за счет:

1. Неналоговых доходов:

- страховых взносов на  обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством;

- страховых взносов на  обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

- недоимки, штрафных санкций  и пени;

- доходов от размещения  временно свободных денежных  средств обязательного социального  страхования;

- капитализированных платежей;

- других источников.

2. Безвозмездных поступлений:

- дотаций, других средств  федерального бюджета, а также  средств других бюджетов в  случаях, предусмотренных законодательством  РФ.

3. Прочих поступлений, не противоречащих законодательству РФ.

Вступивший в силу с 1 января 2010 г. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. о переходе на страховые  взносы повлек изменения в деятельности трех фондов, обеспечивающих социальную стабильность общества. Принятие закона № 212-ФЗ повлекло за собой изменения  в 79 других законодательных актах  и множестве дополнительных нормативных  документов. Переход с 1 января 2010 г. на страховые взносы – это, как  признают многие экономисты, возврат  к тому хорошему и проверенному, что уже было до 2001 г.

В ежегодном Послании Президента прозвучали слова о том, что переход  на страховые взносы – это одна из мер, которые должны обеспечить стабильность нашим гражданам. Платить страховые  взносы необходимо также в интересах  самих работодателей, так как  эта мера влияет на благополучия его  работников. Страховые взносы по сравнению  с ЕСН более персонифицированы. Тарифы страховых взносов на 2010 – 2011 гг. представлены в табл. 3.

 

Таблица 3. Тарифы страховых взносов в 2010 – 2011 гг., %20

Год

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования  РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

2010

20,0

2,9

1,1

2,0

2011

26,0

2,9

2,1

3,0

Информация о работе Социальное страхование