Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 г. № 857 (ред. от 22.06.2009 г.) "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования") основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются:
- обеспечение финансовой
устойчивости системы
- аккумулирование финансовых
средств бюджета Федерального
фонда обязательного
Темой дипломной работы является Фонд социального страхования РФ, поэтому организацию его работы рассмотрим более подробно.
Институтом обязательного социального страхования в РФ является Фонд социального страхования РФ, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ и аккумулирует средства для реализации важнейших социальных гарантий – поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 "О Фонде социального страхования РФ".
В соответствии с действующим законодательством ФСС РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. ФСС РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу13.
В ФСС РФ входят следующие
исполнительные органы – региональные
отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования
на территории субъектов РФ, филиалы
отделений и уполномоченные. Руководство
деятельностью Фонда
Организационная структура Фонда представлена на рис. 114.
При Фонде образуется правление, а при региональных отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Рисунок 1. Организационная структура Фонда
Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда – г. Москва15.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных отделений и отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением Фонда, утверждаются Председателем Фонда.
Фонд осуществляет свою деятельность
в соответствии с Конституцией РФ,
законами РФ, указами Президента РФ,
постановлениями и
Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных
государством пособий по
- участие в разработке
и реализации государственных
программ охраны здоровья
- осуществление мер,
- разработка совместно
с Миниздравсоцразвития РФ и
Министерством финансов РФ
- организация работы по
подготовке и повышению
- сотрудничество с аналогичными
фондами (службами) других государств
и международными
Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов
- страховых взносов граждан,
занимающихся индивидуальной
- страховых взносов граждан,
осуществляющих трудовую
- доходов от инвестирования
части временно свободных
- добровольных взносов
граждан и юридических лиц;
поступления иных финансовых
средств, не запрещенных
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о Фонде. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития ФСС РФ.
Таким образом, в настоящее время все фонды социального страхования по своему организационно – правовому статусу являются государственными учреждениями и входят в состав Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Фонды имеют общие задачи и сферы ответственности, но контакты между ними слабые и сотрудничество очень незначительное.
2. Финансовый механизм
деятельности фонда
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
Бюджет – сложная социально-
К фондам денежных средств, образуемых вне какого-либо бюджета, применяется термин "внебюджетные фонды". Государственные внебюджетные фонды появились раньше. Чем возник единый бюджет государства. Они всегда носили целевой характер: за счет средств таких специальных фондов правительства осуществлялось финансирование операций временного характера, отдельных мероприятий и чрезвычайных программ, непредвиденных расходов18.
По своей сущности государственные
внебюджетные фонды представляют систему
денежных отношений между государством,
работодателями и населением по поводу
формирования и использования
Бюджеты внебюджетных государственных фондов – ПФР, ФСС, ФОМС и бюджеты региональных внебюджетных фондов входят в качестве составной части в бюджетную систему РФ. Порядок разработки бюджетов, их формирования и использования, контроля за их деятельностью базируется на общей законодательной базе. Основой ее является Бюджетный кодекс РФ. Он устанавливает правовые нормы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса.
Государственные социальные внебюджетные фонды представляют собой особую сферу финансовых отношений и, вместе с тем, форму практического использования государством финансовых отношений в виде законодательного закрепления и оформления соответствующих финансовых документов. Бюджетный кодекс установил состав бюджетных государственных внебюджетных фондов, в который включены государственные внебюджетные фонда РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На рис. 2 представлен состав бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
Рисунок 2.Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
В соответствии с объектом исследования рассмотрим бюджет ФСС РФ. Бюджет Фонда социального страхования РФ представляет собой свод доходов и расходов на определенный финансовый год. Бюджет ФСС РФ входит в бюджетную систему РФ. Особое внимание всегда уделяется сбалансированности доходов и расходов. По своей сути бюджет является финансовым планом19.
Доходная часть бюджета формируется за счет:
1. Неналоговых доходов:
- страховых взносов на
обязательное социальное
- страховых взносов на
обязательное социальное
- недоимки, штрафных санкций и пени;
- доходов от размещения
временно свободных денежных
средств обязательного
- капитализированных платежей;
- других источников.
2. Безвозмездных поступлений:
- дотаций, других средств
федерального бюджета, а также
средств других бюджетов в
случаях, предусмотренных
3. Прочих поступлений, не противоречащих законодательству РФ.
Вступивший в силу с 1 января 2010 г. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. о переходе на страховые взносы повлек изменения в деятельности трех фондов, обеспечивающих социальную стабильность общества. Принятие закона № 212-ФЗ повлекло за собой изменения в 79 других законодательных актах и множестве дополнительных нормативных документов. Переход с 1 января 2010 г. на страховые взносы – это, как признают многие экономисты, возврат к тому хорошему и проверенному, что уже было до 2001 г.
В ежегодном Послании Президента прозвучали слова о том, что переход на страховые взносы – это одна из мер, которые должны обеспечить стабильность нашим гражданам. Платить страховые взносы необходимо также в интересах самих работодателей, так как эта мера влияет на благополучия его работников. Страховые взносы по сравнению с ЕСН более персонифицированы. Тарифы страховых взносов на 2010 – 2011 гг. представлены в табл. 3.
Таблица 3. Тарифы страховых взносов в 2010 – 2011 гг., %20
Год |
Пенсионный фонд РФ |
Фонд социального страхования РФ |
Фонды обязательного медицинского страхования | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | |||
2010 |
20,0 |
2,9 |
1,1 |
2,0 |
2011 |
26,0 |
2,9 |
2,1 |
3,0 |