Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
На нынешнем этапе развития
нашей страны весьма важным вопросом
является построение рыночной модели
социального страхования. Его социалистическая
модель характеризовалась явным
сходством с социальным обеспечением.
Такая система имела, несомненно,
положительные черты, прежде всего
то, что государство все функции
социальной защиты брало на себя, и
на этой основе достигалась стабильность
функционирования. Но в то же время
она освобождала людей от личной
ответственности за свое будущее. Государство
(с помощью профсоюзов) собирало
ресурсы и распределяло их в виде
пособий и пенсий, получатель которых,
хотел он того или нет, играл роль
иждивенца. Поскольку такое положение
было всеобщим, оно, естественно никак
не могло способствовать заинтересованности
трудящихся в повышении эффективности
их участия в общественном производстве.
Особую роль сыграла и "зачетная"
система, при которой страховые
пособия выплачиваются человеку
непосредственно по месту работы,
а произведенные расходы идут
в зачет уплаты страховых взносов.
Подобная система удобна для самого
работника только до той поры, когда
его предприятие стабильно
Кроме этого, нужно активизировать
работу по администрированию расходов,
предназначенных для страхового
возмещения социальных рисков. Для
этих целей нужно создать единую
информационную базу по всем видам
обязательного социального
Необходимо уточнить и конкретизировать функции Фонда социального страхования. А так же ввести обязательные платежи из заработной платы (доходов) лиц, застрахованных на случай временной нетрудоспособности, на паритетных началах с работодателями. Такие нововведения будут стимулировать заботу работников о своем здоровье. Страховые взносы самих застрахованных, прежде всего, будут играть роль одного из источников, обеспечивающих выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, для того, чтобы выплачиваемые пособия были правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных – служить средством для поддержания достоинства получателя пособия. Кроме того – участие работников в уплате страховых взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование системы социальной защиты, которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы – формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат. Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие производства, оказывается выгодным и для экономики, и для застрахованных.
Размер минимальной величины заработной платы работника, с которой целесообразно ввести обязательные страховые взносы работника в пределах 5-7% от ее нетто величины (нижний предел), можно установить так же пороговую величину, размер которой должен составлять не менее 80 % от средней заработной платы в промышленности. Верхний предел заработной платы работника, выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются, можно установить как пороговую величину на уровне не более 150 % средней заработной платы в промышленности.
Установление нижнего
и верхнего пределов заработной платы
связано с необходимостью недопущения
чрезмерного сокращения покупательной
способности остающейся (после уплаты
налогов и страховых платежей)
заработной платы (нижний предел заработной
платы), а также достижения оптимального
и справедливого
Только необходимо учесть, чтобы совокупное финансовое обременение работника не превышало 1-5 % от его заработной платы.
Особо стоит отметить, что
необходимо внести изменения и в
страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний, где "…в перспективе
страховщик должен четко развести ответственность
между работодателем и
Дефицит средств фондов обязательного социального страхования привел к повышению налоговой нагрузки на действующий бизнес в 2011 году с 26% до 34%, что не могло не вызвать недовольство большинства работодателей. И Президент РФ поручил найти возможность снизить налоговую нагрузку к 2012 году. Выступая на XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин сделал сенсационное признание. Он пояснил, как правительство планирует выполнить поручение президента о снижении в 2012 году обязательных социальных платежей с фонда заработной платы с нынешних 34% до уровня, "близкого" к показателям 2010-го – то есть 26%. Дефицит во внебюджетных фондах закроют резким повышением – с 463 тыс. рублей в год до 1 млн. и даже выше – потолка облагаемой страховыми платежами индивидуальной части зарплатного фонда.
Еще один источник сокращения дефицита бюджета ФСС РФ рассматривается как взимание с пособий по беременности и родам налога на доходы физических лиц и по расчетам Минздравсоцразвития это может составить 5-7% доходов бюджета ФСС РФ.
С 1 июля 2011 года в двух регионах
– Нижегородской области и
в Карачаево – Черкессии будут
реализовываться пилотные проекты
по выплате пособий по временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством напрямую на расчетные
счета застрахованным лицам. Это
еще один способ внедрить страховой
принцип, исключая из цепочки назначения
и выплаты пособий
Таким образом, перспектив развития
в системе социального
Заключение
По результатам проведенного
исследования можно сформулировать
следующие выводы. В первой главе
были проанализированы теоретические
аспекты функционирования социального
страхования и выявлено, что система
социального страхования
Во второй главе проанализирован
финансовый механизм деятельности ФСС
РФ. При рассмотрении состава доходов
и расходов бюджета ФСС РФ выявлено,
что формирование доходной и расходной
части бюджета ФСС РФ осуществляется
в соответствии с законодательно
установленными источниками доходов
и основными направлениями
В главе третьей проведен анализ деятельности Государственного учреждения Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ за 2008 – 2010 год. Анализ исполнения доходов бюджета Новосибирского регионального отделения ФСС РФ показал, что доходы отделения Фонда по страховым взносам в течение трех исследуемых лет возрастают, а доходы по налогам не имеют твердой тенденции роста. Фактически в 2009 – 2010 годах происходило невыполнение плана по собираемости единого социального налога, налогов на совокупный доход. Так, в 2009 году план по доходам отделение Фонда не выполнило на 3%, а в 2010 году – на 0,6%. Расходы отделения Фонда в анализируемом периоде также имеют тенденцию к увеличению. В 2009 году они увеличились на 26,5%, в 2010 году на 16,1%. Наибольший удельный вес в расходах отделения Фонда занимают расходы на социальное обеспечение, т.е. на выплату пособий работающим гражданам. По сравнению с 2008 годом в 2010 году рост выплат пособий составил 47,6%. Самое большое увеличение расходов ежегодно происходит по двум статьям: оплата пособий по беременности и родам и оплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим гражданам. По первой статье расходы в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросли на 40,8%, в 2010 году относительно 2009 года 17,7%. А по второй статье в 2009 году рост составил 50%, в 2010 году – 28,3%. Ежегодно увеличивается не только средний размер, но и число оплаченных пособий. В общей структуре расходов наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию – 40-41%. Это связано с увеличением среднедневного размера пособий, он также по сравнению с 2008 годом увеличился в 2010 году на 41, 7%. В третьей главе также рассмотрен вопрос о проведении экспертизы временной нетрудоспособности в лечебных учреждениях, которую, как страховщик, осуществляет ФСС РФ и его исполнительные органы. Отделение Фонда не только обеспечивает медицинские учреждения бланками листков нетрудоспособности, но и осуществляет контроль за их выдачей, учетом и хранением. В целях рационального расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам отделение Фонда осуществляет контроль за организацией экспертизы нетрудоспособности. В настоящее время проводится широкомасштабное развертывание экспертизы нетрудоспособности по всей стране. Минздравсоцразвития и ФСС РФ рекомендует на местах на 30 % увеличить проверку листков нетрудоспособности в лечебных учреждениях в случае временной нетрудоспособности граждан свыше 30 дней, длительно и часто болеющих застрахованных граждан и др. За анализируемый период в Новосибирской области в 2 раза возросла выдача листков нетрудоспособности с нарушением установленного порядка. К лечебным учреждениям в установленном порядке предъявляются претензии и, как правило, средства Фонда восстанавливаются в полном объеме в досудебном порядке. В третье главе также проведен анализ использования межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета и бюджета ФОМСа. Межбюджетные трансферты составляют значительную часть в бюджете отделения Фонда. Реализация конституционных прав граждан в области социальных льгот является приоритетным направлением государственной политики. Практическое решение вытекающих из них задач, связанное с адресным предоставлением социальной помощи гражданам, является, безусловно, значимой и ответственной деятельностью, результаты которой напрямую отражаются на качестве жизни большинства граждан. Но стоит отметить, что все вышеперечисленные функции, которые выполняет как ФСС РФ, так и его региональные отделения, носят "нестраховой" характер и несвойственны социальному страхованию в глобальном понимании этого слова. Так, на 01.01.2011 года функции по реализации 122-ФЗ в части предоставления санаторно-курортного лечения и обеспечения техническими средствами реабилитации переданы на уровень 22 субъектов РФ. До 2014 года эти функции в полном объеме перейдут к субъектам РФ.