Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 144.80 Кб (Скачать файл)

 

Вместе с тем, в 2010 г. предусматривалось  сохранение тарифов страховых взносов  в действующих льготных размерах для следующих категорий плательщиков страховых взносов:

- сельскохозяйственных товаропроизводителей (тарифы страховых взносов в  ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного  медицинского страхования сохранялись  в размере ранее действующих  ставок ЕСН);

- организаций и индивидуальных  предпринимателей, имеющих статус  резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны (тариф  страховых взносов в размере  14% устанавливался только в ПФ  РФ);

- организаций и индивидуальных  предпринимателей, уплачивающих единый  сельскохозяйственный налог (тариф  страховых взносов в размере  10,3% устанавливался только в ПФ РФ);

- организаций и индивидуальных  предпринимателей, применяющих упрощенную  систему налогообложения, а также  организаций и индивидуальных  предпринимателей, уплачивающих единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности (тариф страховых взносов в размере 14% устанавливался только в ПФ РФ);

- плательщиков страховых  взносов, использующих труд инвалидов,  общественных организаций инвалидов,  предприятий и учреждений общественных  организаций инвалидов (тариф страховых взносов в размере 14 % устанавливался только в ПФ РФ).

Для части плательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, общественных организаций инвалидов, предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и ряда других) повышение тарифов страховых взносов будет осуществляться постепенно в течение 2011-2014 гг.. Данные представлены в табл. 4.

 

Таблица 4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков в 20110 – 2014 гг., %

Наименование фонда

2011 – 2012 гг.

2013 -2014 гг.

ПФР

16,0

21,0

ФСС

1,9

2,4

ФОМС

1,1

1,6

ТФОМС

1,2

2,1

Итого

20,2

27,1


 

Законом предусмотрено, что  в 2011-2014 гг. выпадающие доходы бюджетов фондов в связи с установлением пониженных тарифов отдельным плательщикам страховых взносов, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перечисляемых в бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты  заработной платы. Страхователи начисляют  страховые взносы на оплату труда, начисленную  по всем основаниям, и на другие источники  доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые  взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и  выплаты страхового обеспечения  застрахованному лицу является наступление  документально подтвержденного  страхового случая. Государственной  гарантией устойчивости обязательного  социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения  выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской  помощи и других расходов предусматриваются  дотации из федерального бюджета  в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования выплаты  по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального  страхования осуществляется только под обязательства Правительства  РФ21.

1 января 2011 г. вступил  в силу Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.", который установил, что в 2011 г. и в плановый период 2012 и 2013 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 г." (далее ФЗ № 179-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее ФЗ № 125-ФЗ) страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Федеральном законе № 179-ФЗ указано, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.12.2006 г. № 857 "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска", которые представлены в табл. 5.

 

Таблица 5. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, %

Класс

Тариф

Класс

Тариф

Класс

Тариф

Класс

Тариф

I

0,2

IX

1,0

XVII

2,1

XXV

4,5

II

0,3

X

1,1

XVIII

2,3

XXVI

5,0

III

0,4

XI

1,2

XIX

2,5

XXVII

5,5

IV

0,5

XII

1,3

XX

2,8

XXVIII

6,1

V

0,6

XIII

1,4

XXI

3,1

XXIX

6,7

VI

0,7

XIV

1,5

XXII

3,4

XXX

7,4

VII

0,8

XV

1,7

XXIII

3,7

XXXI

8,1

VIII

0,9

XVI

1,9

XXIV

4,1

XXXII

8,5


 

Таким образом, каждый страхователь в зависимости от вида экономической  деятельности отнесен к определенному  классу профессионального риска  и обязан уплачивать страховые взносы по определенному тарифу с учетом скидок и надбавок, устанавливаемых  Фондом. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию, не может  превышать 40% страхового тарифа для соответствующей отрасли экономики22.

Расходная часть  бюджета ФСС РФ сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ:

- общегосударственные вопросы;

- образование;

- социальная политика.

Основное направление  в вопросах социальной политики занимает социальное обеспечение населения, которое включает в себя:

- оплату пособий по  временной нетрудоспособности по  обязательному социальному страхованию;

- оплату пособий по  беременности и родам;

- оплату пособий по  уходу за ребенком до достижения  им возраста полутора лет работающим  гражданам;

- оплату пособий на  рождение ребенка работающим  гражданам;

- другие пособия (включает  в себя: оплату социальных пособий  на погребение; оплату пособий  женщинам, вставшим на учет в  ранние сроки беременности и  оплату дополнительных выходных  дней для ухода за детьми-инвалидами (до 01.01.2010 г.));

- оплату пособий по  временной нетрудоспособности по  обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

- единовременные страховые  выплаты;

- ежемесячные страховые  выплаты, включая доставку и  пересылку;

- медицинскую, социальную  и профессиональную реабилитацию  пострадавших, включая финансирование  предупредительных мер по сокращению  производственного травматизма  и профессиональных заболеваний;

- оплату проведения предупредительных  мер по сокращению травматизма;

- оплату путевок на  санаторно-курортное лечение работников (долечивание после стационарного  лечения (до 01.01.2010 г.));

- оплату мероприятий в  области социальной политики.

Таким образом, формирование доходной и расходной части бюджета  ФСС РФ осуществляется в соответствии с законодательно установленными источниками  доходов и основными направлениями  расходования средств, источниками  покрытия дефицита. Бюджетный процесс  в отношении ФСС РФ предполагает необходимость регулирования формирования доходной части бюджета, исходя из тарифов  страховых взносов, установленных  законом для различных категорий  плательщиков, поступлений в соответствии с действующим законодательством  из федерального бюджета, прямого покрытия дефицита государством из федерального бюджета, а также регулирование  размера и условий страховых  выплат.

2.2 Организация  финансовых потоков между Фондом  социального страхования, федеральным  бюджетом и Федеральным фондом  обязательного медицинского страхования

 

Внебюджетные фонды всегда выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а  также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что  не менее важно, контролировать целевое  использование указанных финансовых ресурсов23.

В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Большинство фондов создаются  в процессе перераспределения национального  дохода с помощью специальных  налогов, сборов, займов, а также  выделения средств из бюджета. Бюджетные  средства переводятся в фонды  в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых  доходов. Внебюджетные фонды могут  также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

С 1 января 2006 г. идет реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" в области здравоохранения, который разработан с целью повышения  качества медицинской помощи в РФ.

Основными задачами данного  проекта является развитие и укрепление профилактической направленности российской системы здравоохранения, повышение  квалификации врачей и среднего звена  медработников, оснащение диагностическим  и лечебным оборудованием медицинских  учреждений, совершенствование и  развитие акушерско-гинекологической службы, а также обеспечение доступности  населению высокотехнологичной  медицинской помощи24.

В рамках национального проекта "Здоровья" Минздравсоцразвития  РФ разработало программу "Родовый  сертификат", который введен в  действие Приказом Министерства здравоохранения  и социального развития РФ от 28.12.2005 г. № 701 "О родовом сертификате"25 и имеет своей целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи в период беременности, родов и послеродовой период. Данная программа финансируется из средств ФОМС, которые в виде субвенций передаются ФСС РФ. Оплата услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни осуществляется ФСС РФ.

Программа "Родовые сертификаты" направлена и на то, чтобы состояние  здоровья женщины, которая решила стать  матерью, находилось под постоянным контролем медицинских работников, а также на предупреждение серьезных  наследственных заболеваний у детей. Кроме того, родовые сертификаты  помогут обеспечить право женщины  на выбор женской консультации (в  которой она предполагает встать на учет и наблюдаться во время  беременности), а в дальнейшем и  родильного дома.

Родовый сертификат является документом дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения, дающим право на оплату услуг, предоставляемых лечебными  учреждениями женщинам в период беременности и родов.

Ежегодно, в Федеральном  законе о бюджете ФСС РФ на текущий  год утверждается сумма, передаваемая ФОМСом на оплату услуг по медицинской  помощи женщинам в период беременности и родов, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Размер трансфертов, переданных из ФОМСа в ФСС для оплаты медицинских услуг по программе "Родовый сертификат" представлен в табл. 6.

Информация о работе Социальное страхование