Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Вместе с тем, в 2010 г. предусматривалось
сохранение тарифов страховых взносов
в действующих льготных размерах
для следующих категорий
- сельскохозяйственных
- организаций и индивидуальных
предпринимателей, имеющих статус
резидента технико-
- организаций и индивидуальных
предпринимателей, уплачивающих единый
сельскохозяйственный налог (
- организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения, а
- плательщиков страховых
взносов, использующих труд
Для части плательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, общественных организаций инвалидов, предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и ряда других) повышение тарифов страховых взносов будет осуществляться постепенно в течение 2011-2014 гг.. Данные представлены в табл. 4.
Таблица 4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков в 20110 – 2014 гг., %
Наименование фонда |
2011 – 2012 гг. |
2013 -2014 гг. |
ПФР |
16,0 |
21,0 |
ФСС |
1,9 |
2,4 |
ФОМС |
1,1 |
1,6 |
ТФОМС |
1,2 |
2,1 |
Итого |
20,2 |
27,1 |
Законом предусмотрено, что в 2011-2014 гг. выпадающие доходы бюджетов фондов в связи с установлением пониженных тарифов отдельным плательщикам страховых взносов, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перечисляемых в бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Расчетной базой для начисления
страховых взносов являются выплаты
заработной платы. Страхователи начисляют
страховые взносы на оплату труда, начисленную
по всем основаниям, и на другие источники
доходов, установленные федеральными
законами о конкретных видах обязательного
социального страхования. Виды выплат,
на которые не начисляются страховые
взносы, определяются Правительством
РФ. Основанием для назначения и
выплаты страхового обеспечения
застрахованному лицу является наступление
документально подтвержденного
страхового случая. Государственной
гарантией устойчивости обязательного
социального страхования
1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.", который установил, что в 2011 г. и в плановый период 2012 и 2013 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 г." (далее ФЗ № 179-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее ФЗ № 125-ФЗ) страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Федеральном законе № 179-ФЗ
указано, что страховые тарифы, дифференцированные
по классам профессионального
Таблица 5. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, %
Класс |
Тариф |
Класс |
Тариф |
Класс |
Тариф |
Класс |
Тариф |
I |
0,2 |
IX |
1,0 |
XVII |
2,1 |
XXV |
4,5 |
II |
0,3 |
X |
1,1 |
XVIII |
2,3 |
XXVI |
5,0 |
III |
0,4 |
XI |
1,2 |
XIX |
2,5 |
XXVII |
5,5 |
IV |
0,5 |
XII |
1,3 |
XX |
2,8 |
XXVIII |
6,1 |
V |
0,6 |
XIII |
1,4 |
XXI |
3,1 |
XXIX |
6,7 |
VI |
0,7 |
XIV |
1,5 |
XXII |
3,4 |
XXX |
7,4 |
VII |
0,8 |
XV |
1,7 |
XXIII |
3,7 |
XXXI |
8,1 |
VIII |
0,9 |
XVI |
1,9 |
XXIV |
4,1 |
XXXII |
8,5 |
Таким образом, каждый страхователь в зависимости от вида экономической деятельности отнесен к определенному классу профессионального риска и обязан уплачивать страховые взносы по определенному тарифу с учетом скидок и надбавок, устанавливаемых Фондом. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию, не может превышать 40% страхового тарифа для соответствующей отрасли экономики22.
Расходная часть бюджета ФСС РФ сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ:
- общегосударственные вопросы;
- образование;
- социальная политика.
Основное направление в вопросах социальной политики занимает социальное обеспечение населения, которое включает в себя:
- оплату пособий по
временной нетрудоспособности
- оплату пособий по беременности и родам;
- оплату пособий по
уходу за ребенком до
- оплату пособий на рождение ребенка работающим гражданам;
- другие пособия (включает
в себя: оплату социальных пособий
на погребение; оплату пособий
женщинам, вставшим на учет в
ранние сроки беременности и
оплату дополнительных
- оплату пособий по
временной нетрудоспособности
- единовременные страховые выплаты;
- ежемесячные страховые выплаты, включая доставку и пересылку;
- медицинскую, социальную
и профессиональную
- оплату проведения
- оплату путевок на
санаторно-курортное лечение
- оплату мероприятий в области социальной политики.
Таким образом, формирование
доходной и расходной части бюджета
ФСС РФ осуществляется в соответствии
с законодательно установленными источниками
доходов и основными
2.2 Организация
финансовых потоков между
Внебюджетные фонды всегда выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Для внебюджетных фондов характерно
четкое установление доходных источников,
позволяющих достаточно точно прогнозировать
объемы средств этих фондов и, что
не менее важно, контролировать целевое
использование указанных
В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.
Большинство фондов создаются
в процессе перераспределения
С 1 января 2006 г. идет реализация
приоритетного национального
Основными задачами данного
проекта является развитие и укрепление
профилактической направленности российской
системы здравоохранения, повышение
квалификации врачей и среднего звена
медработников, оснащение диагностическим
и лечебным оборудованием медицинских
учреждений, совершенствование и
развитие акушерско-гинекологической
службы, а также обеспечение
В рамках национального проекта "Здоровья" Минздравсоцразвития РФ разработало программу "Родовый сертификат", который введен в действие Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2005 г. № 701 "О родовом сертификате"25 и имеет своей целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи в период беременности, родов и послеродовой период. Данная программа финансируется из средств ФОМС, которые в виде субвенций передаются ФСС РФ. Оплата услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни осуществляется ФСС РФ.
Программа "Родовые сертификаты"
направлена и на то, чтобы состояние
здоровья женщины, которая решила стать
матерью, находилось под постоянным
контролем медицинских
Родовый сертификат является документом дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения, дающим право на оплату услуг, предоставляемых лечебными учреждениями женщинам в период беременности и родов.
Ежегодно, в Федеральном законе о бюджете ФСС РФ на текущий год утверждается сумма, передаваемая ФОМСом на оплату услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Размер трансфертов, переданных из ФОМСа в ФСС для оплаты медицинских услуг по программе "Родовый сертификат" представлен в табл. 6.