Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования средств Фонда социального страхования РФ. Для достижения поставленной цели ставились задачи:
- изучить теоретические основы государственного социального страхования в РФ;
- рассмотреть механизм доходов Фонда социального страхования РФ;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования социального страхования
1.1 Понятие, принципы и роль социального страхования
1.2 Участники и организация системы социального страхования
2. Финансовый механизм деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Организация финансовых потоков между Фондом социального страхования, федеральным бюджетом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
2.3 Оценка показателей социального обеспечения в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 144.80 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что социальное пособие на погребение работавших граждан не может превышать десятикратный размер минимальной оплаты труда. С 1 января 2009 г. размер социального пособия на погребение не может превышать 4000 рублей. Пособие выплачивается одному из родственников, взявшему на себя обязанность осуществить погребение. В районах и местностях, где применяется районный коэффициент к заработной плате, социальные пособия на погребение выплачивается с учетом этих коэффициентов.

Кроме того, рассмотрим виды и размер выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, пособие по временной  нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности – в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности (без ограничения максимальным размером)31.

Единовременная страховая  выплата с 2011 г. определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из суммы 68586,0 руб.

Ежемесячная страховая выплата  с 2011 г. определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, но не свыше 52740 руб.32.

Дополнительные  расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших в 2011 г.33:

1) лечение застрахованного  лица, осуществляемое на территории  РФ непосредственно после произошедшего  тяжелого несчастного случая  на производстве до восстановления  трудоспособности или установления  стойкой утраты профессиональной  трудоспособности:

- лечение застрахованного  лица, осуществляемое на территории  РФ непосредственно после произошедшего  тяжелого несчастного случая  на производстве до восстановления  трудоспособности или установления  стойкой утраты профессиональной  трудоспособности;

- по счетам на оплату  лечения застрахованного лица  с приложением копий лицевых  счетов соответствующих расходов  на основании договора с медицинской  организацией;

2) на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения  и индивидуального ухода производится  путем выплаты соответствующих  денежных сумм застрахованному  лицу по мере приобретения  им лекарств, изделий медицинского  назначения и индивидуального  ухода на основании рецептов  или копий рецептов, если они  подлежат изъятию, товарных и  кассовых чеков аптечных учреждений;

3) на посторонний специальный  медицинский уход составляет 900 руб.  в месяц;

4) на посторонний специальный  бытовой уход составляет 225 руб.  в месяц;

5) на медицинскую реабилитацию  застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные  услуги осуществляются путем  оплаты расходов на лечение,  проживание и питание застрахованного,  а в случае необходимости –  расходов на проживание на  тех же условиях, что и для  застрахованного лица, и питание  сопровождающего его лица, на  основании договоров, заключаемых  страховщиком с указанными организациями  на конкурсной основе в установленном  порядке;

6) на оплату отпуска  (сверх ежегодного оплачиваемого  отпуска, установленного законодательством РФ) застрахованного лица на весь период лечения и оплату проезда к месту лечения и обратно начисляются в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты отпусков;

7) на оплату расходов  на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий,  ортезов, обеспечение техническими  средствами реабилитации и их  ремонт начисляются на основании  государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с  законодательством РФ о размещении  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных или муниципальных  нужд, с расположенными на территории  РФ организациями (индивидуальными  предпринимателями), имеющими лицензии  на соответствующие виды деятельности;

8) на обеспечение транспортным  средством (автомобилем необходимой  модификации) осуществляется с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку в порядке и на условиях, установленных в РФ для бесплатного или льготного обеспечения инвалидов, на основании договора между страховщиком, производителем (поставщиком) транспортного средства и застрахованным лицом о приобретении застрахованным лицом транспортного средства и оплате его стоимости страховщиком. Отбор производителей (поставщиков) транспортных средств осуществляется страховщиком на конкурсной основе в установленном порядке;

9) на текущий ремонт  транспортного средства и горюче-смазочные  материалы осуществляется путем выплаты застрахованному лицу, имеющему транспортное средство и не имеющему противопоказаний к его вождению, ежегодно равными частями ежеквартально денежной компенсации в размере 835 руб. в год;

10) на капитальный ремонт  транспортного средства начисляются  по фактической его стоимости,  но не более 30 процентов стоимости  автомобиля или 50 процентов стоимости  мотоколяски, определяемой исходя  из фактически сложившихся цен  в соответствующем субъекте РФ  на дату проведения ремонта;

11) профессиональное обучение (переобучение) производится в соответствии  с договорами, заключаемыми страховщиком в пользу застрахованного лица, с расположенными на территории РФ образовательными учреждениями (организациями) профессионального и дополнительного образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и прошедшими аккредитацию в установленном порядке;

12) оплата расходов на проезд застрахованного лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации, а в случае необходимости и на проезд сопровождающего его лица производится путем возмещения застрахованному лицу фактически произведенных расходов, подтвержденных проездными документами, а в случаях, установленных Положением, также иными документами, либо путем предоставления застрахованному лицу проездных документов, приобретаемых страховщиком на основании договора с организацией, осуществляющей реализацию проездных документов.

Ежегодно, в соответствии с федеральными законами, производится индексация социальных пособий, которая  представлена в табл. 1034.

 

 

 

Таблица 10. Размер пособий  по обязательному социальному страхованию  с учетом индексации в 2008 – 2011 гг., руб.

Вид пособия

Размер пособия (до 01.01.2008 г.)

Сумма пособия с учетом индексации и (К-1,0185) с 01.07.2008 г.

Сумма пособия с учетом индексации и (К-1,13) с 01.01.2009 г.

Сумма пособия с учетом индексации и (К-1,10) с 01.01.2010 г.

Сумма пособия с учетом индексации и (К-1,065) с 01.01.2011 г.

Единовременное пособие  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности

300

331,52

374,62

412,08

438, 86

Пособие по беременности и  родам (для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций)

300

331,52

374,62

412,08.

438, 86

Единовременное пособие  при рождении ребенка

8000

8840,58

9989,86

10988,85.

11703,13

Ежемесячное пособие по уходу  за ребенком до 1, 5 лет

В размере 40% среднего заработка, но не менее 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, и не более – 6000 руб.

В размере 40% среднего заработка, но не менее 1657,61 руб. по уходу за первым ребенком и 3315,22 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, и не более 6630,44 руб.

В размере 40% среднего заработка, ноне менее 1873,10 руб. по уходу за первым ребенком и 3746,20 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, и не более 7492,40 руб.

В размере 40% среднего заработка, но не менее 2060,41 руб. по уходу за первым ребенком и 4120,82 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, и не более- 8241,64 руб.

В размере 40% среднего заработка, но не менее 2194,34 руб. по уходу за первым ребенком и 4388,67 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, и не более- 8777,35 руб.

Единовременная страховая  выплата по НС и ПЗ

50900

51800

56200

58500

68 586

Ежемесячная страховая выплата  по НС и ПЗ

39100

39840

43230

45020

52740


 

 

 

Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством  РФ в соотношении с величиной  прожиточного минимума в 2008 – 2010 гг. представлены в табл. 11.

 

Таблица 11. Размеры основных социальных гарантий, установленных  законодательством Российской Федерации  в соотношении с величиной  прожиточного минимума в 2008 – 2010 гг. (на 1 января), %

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Минимальный размер оплаты труда

48,4

78,8

75,9

Размер базовой части  трудовой пенсии:

     

по старости

44,5

44,4

67,0

по инвалидности:

     

I степени

22,2

22,2

22,2

II степени

44,5

44,4

44,3

III степени

88,9

88,7

88,5

по случаю потери кормильца:

     

детям, потерявшим обоих  родителей, или детям умершей  одинокой матери (круглым сиротам), на каждого ребенка

44,5

44,4

44,3

другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, на каждого члена семьи

22,2

22,2

22,2

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

     

по уходу за первым ребенком

38,6

38,6

35,5

по уходу за вторым и  последующими детьми

77,2

77,1

71,2

Минимальный размер стипендии:

     

студентов государственных, муниципальных вузов

18,9

20

21

студентов (учащихся) учреждений среднего и начального профессионального  образования

6,6

7,3

7,3


 

Таким образом, социальные показатели, сравниваемые со стоимостной оценкой  минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и  услуг – прожиточным минимум, как нельзя более точно помогают определить уровень жизни тех  групп населения, которые наиболее остро нуждаются в социальном обеспечении по возрасту, состоянию здоровья и т.п. И по данным табл. 11 наблюдается небольшой рост показателей социальных гарантий к 2010 г., но и он не позволяет этим группам населения перейти даже через физиологический минимум в обеспечении своего существования. Поскольку прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводства рабочей силы, политика государства в области оплаты труда должна стремиться к приведению минимальных пенсий, минимальных пособий, минимальной оплаты труда к получению дохода выше показателя прожиточного минимума для соответствующих категорий граждан (работающих, пенсионеров, детей). Деятельность государства должна быть направлена на обеспечение не минимальных, а средних показателей, характеризующих жизнь абсолютного большинства населения, потому что именно эти граждане являются целью социальной политики социального государства. Отказ государства от минимальных стандартов и замены их нормами, стимулирующими индивидуальную активность и ответственность, исключает социальное иждивенчество.

 

 

3.4 Проблемы и  перспективы повышения эффективности  социального обеспечения в РФ

 

В комплексе происходящих в России социально-экономических  преобразований особое место занимает реформа социального страхования. Необходимость ее проведения вызвана  рядом причин, среди которых главная  – переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются  возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно  снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.

Необходимо отметить, что  нынешние изменения в российской системе социального страхования  оказались весьма тяжелыми и болезненными. Трудности в значительной степени  связаны с отставанием в правовом обеспечении этого среза реформ.

В общественное сознание возвращается понятие "социальный риск" (имеется  в виду вероятность материальном необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать  в экономическом процессе). Причины  и факторы социального риска  зачастую носят объективный по отношению  к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни  и т.д.

Социальные риски появились  не сегодня. Они существовали и в  социалистическом обществе, но в значительно  меньших масштабах. Централизованно-плановая система стандартизировала благополучие людей, причем на уровне его минимума, но обеспечивала устойчивость условий  общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, будучи основным работодателем  и собственником средств производства, в принципе, гарантировало экономическую, социальную стабильность, безопасность, несло ответственность за экономические  и социальные риски. С развитием  многообразия форм собственности картина  стала иной, сфера государственного обеспечения и ее возможности  сократились.

Возрастание степени социального  риска нельзя рассматривать как  неудачное стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в  наших условиях процесс, своего рода "оборотная сторона" повышения  экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества.

Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему  социального обеспечения ее прежнего основного гаранта – стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся  системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации  и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа  участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.

Информация о работе Социальное страхование