Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, курс лекций
Тема 1. Таможенная статистика как научная дисциплина.
План:
Предмет и содержание таможенной статистики.
Сущность таможенной статистики как составной части статистических наук.
Объект таможенной статистики.
Разделы таможенной статистики.
Задачи таможенной статистики.
Правовая и нормативная база таможенной статистики
Такой порядок учета
советской внешней торговли существовал
до Великой Отечественной войны.
С началом войны границы
По окончании Отечественной войны восстановились границы Советского Союза и вместе с ними таможенный учет внешней торговли. Таким образом, в течение ряда послевоенных лет в СССР параллельно существовали два вида статистического учета внешней торговли:
Курс первый. Таможенный учет, который осуществлял отдел статистики ГТУ на основе данных о ввозе и вывозе товаров, получаемых от таможен;
Курс второй. Статистический учет на основе оперативных данных всесоюзных экспортно-импортных объединении, который по Министерству внешней торговли вело Планово-экономическое управление (ПЭУ МВТ).
В связи с тем, что эти два вида статистического учета внешней торговли в известной степени дублировали друг друга приказом по МВТ СССР от 25 марта 1959 г. ведение всей статистики внешней торговли было полностью возложено на ПЭУ МВТ.
В соответствии с этим приказом таможенные учреждения освобождались от представления в ГТУ статистических материалов об экспорте и импорте. За ГТУ сохранялся учет транзита иностранных товаров через территорию Советского Союза, задержанных предметов контрабанды, международной почтовой корреспонденции и почтовых посылок, пассажиров и их багажа, транспортных средств, перемещаемых через границы СССР.
Как итог своей деятельности в области статистики внешней торговли ГТУ выпустило статистический сборник “Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг.” (М.: Внешторгиздат, 1960), содержащий систематизированные данные о внешней торговле Советского Союза за весь предвоенный период. Методологические принципы учета внешнеторгового оборота в этом сборнике несколько иные по сравнению со справочникам и, выпускавшимися ПЭУ МВТ, поскольку публикуемые в нем данные, как и в других довоенных сборниках по внешней торговле, основываются на материалах таможенного учета.
Всесоюзные экспортно-
Работниками внешнеторговых объединений и других хозяйственных организаций, осуществлявших внешнеторговые функции, проводилось непрерывное наблюдение за передвижением товаров от поставщика к потребителю, за расчетами по ним, о чем делались соответствующие записи в специальные карточки учета. Данные карточек учета и поступающие в объединение документы на товары служил и основой для составления статистической и оперативной отчетности о внешней торговле Советского Союза. Обобщались и анализировались эти данные в Главном
планово-экономическом управлении МВТ, а также в ЦСУ СССР (с 1988 г. Главное экономическое управление МВЭС и Госкомстат СССР). Такой порядок организации внешнеторговой статистики существовал до середины 80-х годов, когда началась коренная перестройка всей системы внешнеэкономической деятельности страны, включая статистику.
Проводимая в стране хозяйственная реформа, показавшая необходимость преодоления разобщенности между промышленностью и внешней торговлей, осуществления непосредственного выхода организаций и ведомств на внешний рынок, расширения прямых связей между партнерами, создания совместных пред-
приятий, поставила на повестку дня и вопрос о государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.
Справка :В 1948 г. ЦСУ вышло из состава Госплана и превратилось в самостоятельный орган — ЦСУ при Совете Министров СССР.
В 1987
г. с целью дальнейшего
Важное значение в
формировании таможенной статистики имели
учет товаров таможенными
При отсутствии документов, требуемых инструкциями, но при наличии указания министра внешней торговли, его заместителей или Главного таможенного управления о пропуске товара через границу, таможни должны были составлять особые справки, восполнявшие отсутствие требуемых инструкциями документов.
Некоторые особенности
имело ведение статистического
учета внешней торговли стран
— членов СЭВ. Опыт организации статистических
работ в Советском Союзе был
непосредственно использован
В соответствии с методологией
ООН во внешнеторговый товарооборот
страны включались все товары и ценности,
которые в результате их вывоза или
ввоза уменьшали или увеличивал
В объем внешней торговли включалась стоимость всех товаров, вывезенных за границу или ввезенных в страну на коммерческой основе, а также реэкспортный коммерческий товарооборот. Вывоз и ввоз товаров, не носящий коммерческого характера, в товарооборот не включался, а учитывался особо.
Система учета экспорта и импорта строилась на основе международной практики учета внешней торговли, где применялись две системы: специальная и общая.
3 Статистика
внешней торговли в условиях
перехода экономики РФ на
После распада СССР и образования самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны становится Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).
Постановлением от 23 октября 1992 г. №3708-1 была утверждена «Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Необходимость «Гос. программы» диктовалась логикой перехода экономики страны на рыночные отношения. С первых шагов переходного периода четко высвечивалась несопряженность существующей системы учета и статистики, формировавшейся в условиях действия административно-командных методов управления экономикой и планирования с реалиями перехода экономики РФ на рыночные отношения, в частности, постоянно возрастающего множества агентов как внутреннего рынка так и внешнего. Система учета и статистики оказалась оторвана от мировой практики.
Первоочередными задачами «Гос. программа» определила реформирование общеметодологических и организационных основ гос.статистики, приведение их в соответствие с потребностями, возникающими при переходе на рыночные отношения, реализацию международных обязательств, расширение процессов денежного обращения, финансов и платежного состояния РФ.
«Гос. программа» стала первым нормативным актом, в котором содержится констатация факта разработки мер, направленных на обеспечение формирования таможенной статистики внешней торговли РФ. При этом особое место занимает разработка и реализация мероприятий, необходимых для обеспечения формирования статистических данных и анализа развития взаимной торговли РФ с государствами-участниками СНГ.
В перечне целевых мероприятий по реализации целей и задач «Гос.программы» ГТК России фигурирует в качестве головного исполнителя:
-разработка методологии ТС ВТ, необходимых нормативных материалов и форм стат. Публикаций данных;
-проведение комплекса работ по формированию ТС ТВ;
-предложения по координации
действий таможенных и
В Положении о Госкомстате
России (1994 г.) сказано, что он является
федеральным органом
В современных условиях качественно изменилась роль и значение организации, сбора, обработки и анализа информации о ВЭД в практике принятия управленческих решений в области государственного регулирования.
4 Таможенная статистика внешней торговли РФ. Перспективы развития внешней торговли России.
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.
Интеграция в различные торговые организации является важнейшей частью внешнеторговой политики России. Важной вехой в истории экономики России является создание Таможенного союза в 1995 году.
18 октября 2011 года прошло
заседание глав правительства
СНГ в Санкт-Петербурге, где был
подписан договор о зоне
Россия от создания ТС может получить прибыль в размере около 400 млрд.$, а Беларусь и Казахстан по 16 млрд.$ к 2015 году. По оценкам специалистов создание ТС позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15% роста ВВП стран-членов ТС к 2015 году.
Согласно соглашению сохраняются экспортные пошлины во взаимной торговле. Каждая сторона сохраняет применение защитных мер. Все это соответствует нормам ВТО, т.е. мы имеем достаточно стандартный режим свободной торговли. Замена двухсторонних соглашений на многостороннее соглашение делает этот режим более понятным и более удобным для всех участников взаимной торговле и для третьих сторон также. Это очень важный шаг, который закрепляет режим свободной торговли на бессрочное будущее.
В октябре 2011 года Комиссия ТС привела все нормы ТС в полное соответствие с нормами ВТО.
После вступления в ВТО
перед Россией открываются
Конкретными целями присоединения для России можно считать:
- Выход на многостороннюю
правовую базу для
- Защиту от использования технических барьеров в торговле (правила сертификации и т.п.)
- Доступ к международному механизму разрешения торговых споров
- Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов
- Улучшение имиджа
России в мире как полноправног
Присоединение к ВТО
– это присоединение России к
сложившейся в мире развивающейся
практике правового и административного
регулирования международных
- на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры.
- вступление в ВТО поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.
-повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.
Информация о работе Лекции по "Общей и таможенной статистике"