Лекции по "Общей и таможенной статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Таможенная статистика как научная дисциплина.

План:
Предмет и содержание таможенной статистики.
Сущность таможенной статистики как составной части статистических наук.
Объект таможенной статистики.
Разделы таможенной статистики.
Задачи таможенной статистики.
Правовая и нормативная база таможенной статистики

Файлы: 20 файлов

Тема 1.Таможенная статистика как научная дисциплина.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Методы изучения взаимосвязей показателей таможенной статистики.doc

— 524.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Индексный метод в таможенной статистике.doc

— 193.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистики.doc

— 128.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Характеристика информационных потоков Документ Microsoft Word.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Основные напрвления повышения информационного содержания статистических данн.DOC

— 79.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Правовая и нормативная база специальной статистики.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16.Статистика декларирования.doc

— 235.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Статистика таможенных платежей.doc

— 205.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Статистика валютного контроля.doc

— 136.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Статистика таможенных правонарушений.doc

— 114.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Становление и развитие таможенной статистики в России..doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Такой порядок учета  советской внешней торговли существовал  до Великой Отечественной войны. С началом войны границы Советского Союза были нарушены, поэтому учет стал крайне неполным и не отвечал  требованиям руководства внешней  торговлей в условиях военного времени. В годы войны деятельность органов государственной статистики как никогда была направлена на точный и оперативный учет материальных и трудовых ресурсов, выявление возможных резервов. Для решения этой задачи широко применялся особый вид учета — срочные переписи.

По окончании Отечественной  войны восстановились границы Советского Союза и вместе с ними таможенный учет внешней торговли. Таким образом, в течение ряда послевоенных лет  в СССР параллельно существовали два вида статистического учета внешней торговли:

Курс первый. Таможенный учет, который осуществлял отдел статистики ГТУ на основе данных о ввозе и вывозе товаров, получаемых от таможен;

Курс второй. Статистический учет на основе оперативных данных всесоюзных экспортно-импортных объединении, который по Министерству внешней торговли вело Планово-экономическое управление (ПЭУ МВТ).

В связи с тем, что  эти два вида статистического  учета внешней торговли в известной  степени дублировали друг друга приказом по МВТ СССР от 25 марта 1959 г. ведение всей статистики внешней торговли было полностью возложено на ПЭУ МВТ.

В соответствии с этим приказом таможенные учреждения освобождались от представления в ГТУ статистических материалов об экспорте и импорте. За ГТУ сохранялся учет транзита иностранных товаров через территорию Советского Союза, задержанных предметов контрабанды, международной почтовой корреспонденции и почтовых посылок, пассажиров и их багажа, транспортных средств, перемещаемых через границы СССР.

Как итог своей деятельности в области статистики внешней торговли ГТУ выпустило статистический сборник “Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг.” (М.: Внешторгиздат, 1960), содержащий систематизированные данные о внешней торговле Советского Союза за весь предвоенный период. Методологические принципы учета внешнеторгового оборота в этом сборнике несколько иные по сравнению со справочникам и, выпускавшимися ПЭУ МВТ, поскольку публикуемые в нем данные, как и в других довоенных сборниках по внешней торговле, основываются на материалах таможенного учета.

Всесоюзные экспортно-импортные  объединения, являвшиеся до середины 80-х  годов основными участниками  внешнеэкономических связей СССР, осуществляли оперативный  учет перемещения товаров  через государственную границу на основании поступающих к ним экспортно-импортных извещений о пропуске грузов через рубежи страны.

Работниками внешнеторговых объединений и других хозяйственных  организаций, осуществлявших внешнеторговые функции, проводилось непрерывное наблюдение за передвижением товаров от поставщика к потребителю, за расчетами по ним, о чем делались соответствующие записи в специальные карточки учета. Данные карточек учета и поступающие в объединение документы на товары служил и основой для составления статистической и оперативной отчетности о внешней торговле Советского Союза. Обобщались и анализировались эти данные в Главном

планово-экономическом  управлении МВТ, а также в ЦСУ  СССР (с 1988 г. Главное экономическое управление МВЭС и Госкомстат СССР). Такой порядок организации внешнеторговой статистики существовал до середины 80-х годов, когда началась коренная перестройка всей системы внешнеэкономической деятельности страны, включая статистику.

Проводимая в стране хозяйственная реформа, показавшая необходимость преодоления разобщенности между промышленностью и внешней торговлей, осуществления непосредственного выхода организаций и ведомств на внешний рынок, расширения прямых связей между партнерами, создания совместных пред-

приятий, поставила на повестку дня и вопрос о государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.

Справка :В 1948 г. ЦСУ вышло из состава Госплана и превратилось в самостоятельный орган — ЦСУ при Совете Министров СССР.

В 1987 г. с целью дальнейшего усовершенствования организации статистики в стране ЦСУ СССР было преобразовано в Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).

Важное значение в  формировании таможенной статистики имели  учет товаров таможенными учреждениями и отправка учетных документов в  ГТУ. Порядок оформления документов и учет импортных товаров регулировался инструкцией ГТУ. Согласно ей, внешнеторговые объединения или торгпредства СССР за границей выписывали транспортные поручения установленной формы, которые н служили основанием для пропуска таможенными учреждениями товаров в СССР. При наличии в отдельной партии большого количества разнообразных по ассортименту товаров (например, фармацевтические товары) к транспортному поручению прилагался список этих товаров с указанием веса и цены каждого из них.

При отсутствии документов, требуемых инструкциями, но при наличии  указания министра внешней торговли, его заместителей или Главного таможенного  управления о пропуске товара через  границу, таможни должны были составлять особые справки, восполнявшие отсутствие требуемых инструкциями документов.

Некоторые особенности  имело ведение статистического  учета внешней торговли стран  — членов СЭВ. Опыт организации статистических работ в Советском Союзе был  непосредственно использован при  перестройке статистики внешней торговли в бывших странах социализма. Методология статистики внешней торговли СССР, на формирование которой определенное влияние оказали рекомендации международных статистических органов (прежде всего Международного статистического института и Статистической комиссии ООН) была использована при разработке основных методологических положений по статистическому учету внешней торговли бывших стран — членов СЭВ. Были разработаны унифицированные понятия и определения, обеспечивающие международную сопоставимость содержания статистических показателей о внешней торговле стран — членов СЭВ. Они регламентировались “Основными методологическими положениями статистики внешней торговли стран — членов СЭВ”, а методология статистики внешней торговли регламентировалась документом "Статистика международной торговли. Концепции и определения” (ООН, 1982 г.).

В соответствии с методологией ООН во внешнеторговый товарооборот страны включались все товары и ценности, которые в результате их вывоза или  ввоза уменьшали или увеличивали материальные ресурсы страны. В экспорт и импорт включались также товары, вывоз и ввоз которых происходил на некоммерческой основе (например, в форме правительственной, частной или общественной безвозмездной помощи).

В объем внешней торговли включалась стоимость всех товаров, вывезенных за границу или ввезенных в страну на коммерческой основе, а также реэкспортный коммерческий товарооборот. Вывоз и ввоз товаров, не носящий коммерческого характера, в товарооборот не включался, а учитывался особо.

Система учета экспорта и импорта строилась на основе международной практики учета внешней торговли, где применялись две системы: специальная и общая.

3 Статистика  внешней торговли в условиях  перехода экономики РФ на рыночные  отношения

После распада СССР и  образования самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны становится Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).

Постановлением от 23 октября 1992 г. №3708-1 была утверждена «Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Необходимость «Гос. программы» диктовалась логикой перехода экономики страны на рыночные отношения. С первых шагов переходного периода четко высвечивалась несопряженность существующей системы учета и статистики, формировавшейся в условиях действия административно-командных методов управления экономикой и планирования с реалиями перехода экономики РФ на рыночные отношения, в частности, постоянно возрастающего множества агентов как внутреннего рынка так и внешнего. Система учета и статистики оказалась оторвана от мировой практики.

Первоочередными задачами «Гос. программа» определила реформирование общеметодологических и организационных основ гос.статистики, приведение их в соответствие с потребностями, возникающими при переходе на рыночные отношения, реализацию международных обязательств, расширение процессов денежного обращения, финансов и платежного состояния РФ.

«Гос. программа» стала  первым нормативным актом, в котором  содержится констатация факта разработки мер, направленных на обеспечение формирования таможенной статистики внешней торговли РФ. При этом особое место занимает разработка и реализация мероприятий, необходимых для обеспечения формирования статистических данных и анализа развития взаимной торговли РФ с государствами-участниками СНГ.

В перечне целевых  мероприятий по реализации целей  и задач «Гос.программы» ГТК России фигурирует в качестве головного  исполнителя:

-разработка методологии  ТС ВТ, необходимых нормативных  материалов и форм стат. Публикаций  данных;

-проведение комплекса  работ по формированию ТС ТВ;

-предложения по координации  действий таможенных и статистических  органов по сбору, обработке  и публикации данных по ВТ.    

В Положении о Госкомстате  России (1994 г.) сказано, что он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. Но согласно официальному извещению Госкомстата России, последний прекратил сбор отчетных данных по экспортным операциям российских участников внешнеэкономических связей со 2-го полугодия 1994 года, а по импортным операциям – с 1 января 1995 года. В вышеупомянутом извещении особо оговаривалось, что с 1 января 1995 года Госкомстат России в своей деятельности полностью переходит на использование данных таможенной статистики внешней торговли РФ.

В современных условиях качественно изменилась роль и значение организации, сбора, обработки и  анализа информации о ВЭД в  практике принятия управленческих решений в области государственного регулирования.

 

4 Таможенная  статистика внешней торговли  РФ. Перспективы развития внешней  торговли России.

 

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.

Интеграция в различные  торговые организации является важнейшей  частью внешнеторговой политики России. Важной вехой в истории экономики  России является создание Таможенного союза в 1995 году.

18 октября 2011 года прошло  заседание глав правительства  СНГ в Санкт-Петербурге, где был  подписан договор о зоне свободной  торговли, работа над которым  шла долгие годы.

Россия от создания ТС может получить прибыль в размере около 400 млрд.$, а Беларусь и Казахстан по 16 млрд.$ к 2015 году. По оценкам специалистов создание ТС позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15% роста ВВП стран-членов ТС к 2015 году.

Согласно соглашению сохраняются экспортные пошлины во взаимной торговле. Каждая сторона сохраняет применение защитных мер. Все это соответствует нормам ВТО, т.е. мы имеем достаточно стандартный режим свободной торговли. Замена двухсторонних соглашений на многостороннее соглашение делает этот режим более понятным и более удобным для всех участников взаимной торговле и для третьих сторон также. Это очень важный шаг, который закрепляет режим свободной торговли на бессрочное будущее.

В октябре 2011 года Комиссия ТС привела все нормы ТС в полное соответствие с нормами ВТО.

После вступления в ВТО  перед Россией открываются огромные возможности дальнейшего развития торговых отношений с разными  странами. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, равноправным торговым партнером на мировом рынке.

Конкретными целями присоединения  для России можно считать:

- Выход на многостороннюю  правовую базу для осуществления  торговых операций с национальными  партнерами и экспортерами

- Защиту от использования  технических барьеров в торговле (правила сертификации и т.п.)

-  Доступ к международному  механизму разрешения торговых  споров

- Участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов

- Улучшение имиджа  России в мире как полноправного участника международной торговли

Присоединение к ВТО  – это присоединение России к  сложившейся в мире развивающейся  практике правового и административного  регулирования международных экономических  отношений. Из членства в ВТО Россия может извлечь ряд преимуществ:

- на Россию распространится  принцип режима наибольшего благоприятствования. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры.

- вступление в ВТО  поможет разработать механизм  допуска иностранного капитала  в финансовую сферу России.

-повысится роль стимулирующей  и оздоровляющей международной  конкуренции для российского  производителя.

Тема 20. Статистика перемещения транспортных средств и физических лиц.doc

— 62.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Задачи и организация таможенной статистики.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Единая методология таможенной статистики внешней и взаимной торговли.doc

— 116.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5 Виды деклараций и особенности декларирования товаров.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6.Таможенная статистика взаимной торговли со странами членами ТС.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7.Статистический учет количества и стоимости товаров во внешней и взаимной торго.DOC

— 443.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Система показателей и признаков в таможенной статистике.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Статистическое изучение динамики ВЭД на основе данных таможенной статистики.doc

— 563.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Общей и таможенной статистике"