Основы моделирования динамических процессов ПТМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

Логико-математические модели по отношению к предметно-математическим моделям являются моделями-описаниями, и наоборот, предметно-математические модели можно представить в качестве предметных интерпретаций логико-математических.

Файлы: 1 файл

DINAMIKA_konspekt_letsy2.doc

— 4.23 Мб (Скачать файл)

Используя вышеуказанную методику, можно определить момент, необходимый для поворота крючкообразного кулака в период входа его в зацепление.

В период входа в зацепление кулак  поворачивается на угол j. Этот поворот создает дополнительное смещение шарнира тяговой цепи на величину

 при j ≤φ2≤0.

Необходимый момент для  поворота кулака МК для рассматриваемого случая также определяется в соответствии с равенством (6.2), где следует принимать М4 = МК . Тогда

 при  φ ≤ φ2 ≤ 0.  (6.22)

Аналогичные результаты были получены и для других типов кулаков. Эти  результаты свидетельствуют о том, что вход или выход кулака из зацепления  с шарниром тяговой цепи приводит к дополнительным нагрузкам на кулак. Кроме того, усилие, возникающее в приводной цепи ТП в период входа или выхода кулака из зацепления, может отличаться от значений сил, возникающих в период перемещения кулака по прямолинейным направляющим приводной цепи. Поэтому для каждого конкретного приводного устройства нагрузка приводной цепи должна рассчитываться в соответствии с определенной методикой.

Момент М4 для звездочки гусеничных приводов для периода движения кулака по прямолинейной направляющей может быть определен по уравнению (6.2) с учетом (6.14) – (6.17) при ЕП → ∞

.    (6.23)

Поскольку ТП полностью определяется тяговым усилием, то момент М4, действующий на привод, следует считать известным.

Таким образом, во всех рассмотренных  случаях независимо от типа приводного устройства момент М4 зависит от тяговых усилий в приводе и первой передаточной функции.

Одной из важнейших характеристик  приводного устройства является степень равномерности движения цепи, которая определяется отношением скоростей

.      (6.24)

Степени равномерности движения тяговой  и приводной цепей для различных приводных устройств определяются по формулам табл.7.1.

 

Таблица 7.1 – Формулы для определения степени равномерности сТ для различных приводных устройств

Тип приводного устройства

Степень равномерности сТ

Звездочный

- с неподвижным контактом  между зубом и звеном

- со скользящим контактом  при профилировании зуба по  эвольвенте:

           окружности с фланкированием

 

            логарифмической спирали без  фланкирования

 

            логарифмической спирали с фланкированием

 

сosφ

 

Гусеничный

- цепной обвод при  охватывающих направляющих для приводной цепи

 

- крючкообразные кулаки

 

 крючкообразные кулаки

 

- выпуклый профиль  кулака по логарифмической спирали

 


 

 

 

 

7 Динамические усилия в цепных тяговых органах.

 

При расчете и проектировании приводов с цепным тяговым органом  определяют динамические усилия в цепи, возбуждаемые приводной звездочкой, а также динамические усилия, возникающие в цепи в пусковой период.

В случае стопорения цепи определяют в ней динамические усилия, которые, как правило, достигают больших значений и часто вызывают разрыв ее.

Для выбора цепей необходимо знать  максимальное тяговое усилие в период установившегося движения.

,     (7.1)

где - статическое усилие;

- динамическое усилие, возбуждаемое  приводной звездочкой.

а - зацепление цепи со звездочкой; б - график скорости и ускорения

Рисунок 7.1 - Схемы к расчету скорости и ускорения цепи

 

Как известно, особенностью цепных передач является то, что цепь движется неравномерно, так как мгновенный радиус набегания цепи на ведущую звездочку изменяется от R до , где a0 – центральный угол звездочки, соответствующий шагу цепи tц. При постоянной скорости вращения звездочки скорость зуба по начальной окружности V3 = const, а скорость цепи (рис.7.1.а,б) будет изменяться по закону

V=V3cosj=wRcosj,     (7.2)

где j = w t – угловое перемещение шарнира, рад;

w - угловая скорость шарнира, рад/с;

R - радиус звездочки по начальной окружности, м;

t - текущее значение времени движения шарнира цепи, с.

Предложим, что цепь во время  движения параллельна сама себе. Тогда ускорение цепи

, при (7.3)

Так как угол j изменяется от до, то максимальное ускорение изменяется от до (рис.7.1.б).

Подставив в выражение (7.3) , , ,получим

м/с2,   (7.4)

где n – частота вращения звездочки, мин-1;

tц – шаг цепи, м;

z – число зубьев звездочки.

Из формулы (7.4) видно, что ускорение, а следовательно, и динамическое усилие в цепи прямо пропорциональны квадрату скорости ее движения и обратно пропорциональны числу зубьев и диаметру (или периметру) звездочки.

Так как ускорение мгновенно  изменяется от – amax до + amax, то инерционная сила от ускорения равна 2m amax , где m – приведенная масса движущихся частей конвейера и груза. Поскольку сила прикладывается мгновенно, производя удар, то динамическая нагрузка на цепь составит 4m amax. Если учесть инерционную силу, направленную в сторону движения в тот момент, когда цепь движется с замедлением (- amax), то расчетная динамическая нагрузка на цепь составит

Sд = 4m amax – m amax = 3m amax,   (7.5)

Приведенная масса для цепного  конвейера

,     (7.6)

где с’ – коэффициент, учитывающий уменьшение  приведенной массы движущихся частей  конвейера,

c’ = 2 при    Lк < 25 м;

c’ = 1,5 при Lк = 25…60 м;

c’ = 1,0 при Lк > 60 м;

g – ускорение силы тяжести, м/с2;

q и qн – погонные нагрузки от транспортируемого груза и движущегося органа машины, Н/м.

Подставив в формулу (7.5) значения amax и m, получим

.    (7.7)

Формула (7.7) получена при условии, что тяговая цепь является абсолютно твердым телом. Динамические усилия, определенные по формуле (7.7), в цепях коротких приводов незначительно отличаются от действительных. Введение коэффициента c’ дало возможность приспособить формулу (7.7) для определения динамических усилий в цепях длинных приводов и широко использовать в инженерных расчетах. В действительности в тяговых цепях, обладающих упругостью и приводимых в движение звездочками, возникают динамические усилия колебательного характера.

Установлено, что в тяговых  цепях возникает сложный колебательный  процесс, зависящий от параметров и характеристик цепей, звездочек, скорости движения, величины движущихся масс, конструкции рабочего органа цепного привода, размеров и формы трассы и др. Доказано, динамические усилия в цепях возрастают при приближении частоты вынужденных колебаний цепи к собственной частоте, а при работе на резонансной частоте динамические усилия становятся максимальными.

Однако до настоящего времени  не разработан инженерный метод определения динамических усилий в цепях различных приводов.

Более точное решение задачи по определению динамических усилий в цепях возможно при условии, когда тяговая цепь рассматривается как односторонняя упругая связь.

Таким образом, предварительно натянутую цепь можно представить  в виде упругого стержня, один конец которого получает продольные силовые импульсы от приводной звездочки. Периодически прикладываемые импульсы вызывают в упругом стержне вынужденные продольные колебания, а периодическое изменение знака ускорения конца упругого стержня приводит к возникновению в нем собственных колебаний.

Скорости распространения  упругой волны вдоль тягового органа соответственно в рабочей и холостой ветвях:

;     (7.8)

,     (7.9)

где Е0 – статическая жесткость цепи, кгс;

g – ускорение силы тяжести, м/с2;

q0 и q – погонный вес цепи и транспортируемого груза , Н/м;

l1 – коэффициент участия массы перемещаемого груза в неравномерном движении цепи; для скребковых конвейеров l1 @ 0,4.

Если груз перемещается в сосудах (ковшовые элеваторы) или  на пластинчатом полотне, то принимают l1 = 1.

 

а  - первоначальное натяжение больше критического;

б - первоначальное натяжение меньше критического.

 

Рисунок 7.2 - Модели из упругих стержней цепного привода для одной цепи

и схемы распространения упругих  деформаций в цепях.

Так как скорости распространения  упругих волн в рабочей и холостой ветвях различны, то эквивалентная схема тягового органа может быть представлена составным упругим стержнем, колебательное движение которого описывается системой двух волновых уравнений:

     (7.10)

где u1 и u2 – функции упругого смещения набегающей и сбегающей ветвей.

Для решения этих уравнений приняты  следующие граничные условия:

  1. первоначальное натяжение цепи больше критического (под критическим понимается такое первоначальное натяжение, при котором статическое натяжение в сумме с динамическим (рис. 7.2. а) не падает до нуля ни в одной из точек тягового органа);
  2. первоначальное натяжение меньше критического, т.е. в месте сбегания со звездочки цепь провисает (рис. 7.2. б).

В первом случае представим, что концы  упругого стержня жестко заделаны (рис. 7.2.а).

Приложим в точку 4 продольный импульс. Тогда период основного  тона собственных колебаний цепи равен времени двукратного пробега упругой волны по ее контуру, т. е.

,     (7.11)

где Lк – длина конвейера, м;

с – средняя скорость распространения упругой волны, м/с,

.     (7.12)

Во втором случае представим, что один конец упругого стержня  жестко закреплен, а второй – свободный (рис. 1.2. б). В этом случае период основного тона собственных колебаний равен времени четырехкратного пробега упругой волны по контуру цепи, т. е.

      (7.13)

Период возмущающей силы (время поворота звездочки на одну грань)

,     (7.14)

где V – скорость движения цепи, м/с;

w - угловая скорость вращения звездочки, рад/с;

z  - число граней звездочки.

При совпадении периода  собственных колебаний и периода  возмущающей силы наступает резонанс, т. е. при 2t = t.

Если натяжение цепи больше критического, то резонанс наступает  при

,     (7.15)

а если натяжение меньше критического, то при

.     (7.16)

Для одноприводных конвейеров из формул (7.15) и (7.16) находят резонирующие длины ( и ) и резонансные скорости при натяжении больше критического

,     (7.17)

при натяжении меньше критического

.     (7.18)

 

Максимальная нагрузка в цепном тяговом органе равна  сумме статических и динамических нагрузок, а минимальная – их разности.

Максимальную динамическую нагрузку на цепь определяют по формуле

,    (7.19)

где А – амплитуда колебаний усилия, кгс;

t - полупериод возмущающей силы (формула 7.14);

L - длина тяговой цепи, м.

Нагрузка Sд. max (7.19) становится равной нулю при L = 0; 4сt и 2А при

L= сt; 3сt; 5сt.

Таким образом, явление  резонанса возникает тогда, когда  отношение периода собственных колебаний цепи к периоду возмущающей силы будет нечетным числом, а если будет четным числом, то колебания будут совершаться в противофазе.

Амплитуда А может быть выражена половиной величины динамических нагрузок при резонансе, т. е.

А= (j4-j2) ,     (7.20)

где (j4 - j2 )– разность значений исходных составляющих. Величина которой зависит от полупериода возмущающей силы t, усредненного коэффициента f и жесткости цепи Е0;  для вычисления значения (j4 - j2)построена номограмма (рис.3);

k – коэффициент затухания собственных колебаний,

k=k1k2,       (7.21)

k1 = 0,65 … 0,68 – коэффициент отражения;

k2 – коэффициент прохождения,

.     (7.22)

 

 

Рисунок 7. 3 - Номограмма для вычисления функции (φ4 - φ2)

 

Усредненный коэффициент  сопротивления

,    (7.23)

где f1 – коэффициент сопротивления движению материала по желобу;

f2 – коэффициент сопротивления движению скребковой цепи по желобу.

Динамическое усилие в  цепи при пуске конвейера вычисляют приближенно по формуле

,    (7.24)

где mк – приведенная масса движущихся частей конвейера и груза,

,   (7.25)

 

ky = 0,85…0,95 – коэффициент, учитывающий упругое удлинение цепей;

kc = 0,5…0,7 – коэффициент, учитывающий, что окружная скорость части вращающихся масс меньше, чем V;

Информация о работе Основы моделирования динамических процессов ПТМ