Основы моделирования динамических процессов ПТМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

Логико-математические модели по отношению к предметно-математическим моделям являются моделями-описаниями, и наоборот, предметно-математические модели можно представить в качестве предметных интерпретаций логико-математических.

Файлы: 1 файл

DINAMIKA_konspekt_letsy2.doc

— 4.23 Мб (Скачать файл)

- радиус делительной окружности звездочки;

eдв – угловое ускорение вала двигателя;

h - к. п. д. привода;

Up – передаточное число привода.

 

 

 

 

 

8 Расчет механизма с канатной (цепной) тягой

 

Расчет включает определение сопротивлений  передвижению тележки, расчет мощности и выбор электродвигателя, тягового каната (цепи), проверки двигателя по условиям нагрева и перегрузочной способности.

На тележке (рис.8.1.) установлено два блока, по которым перекатывается подъемный канат во время движения тележки. Такая конструкция обеспечивает постоянство уровня поднятого груза при перемещении тележки в любом направлении. Однако при этом увеличивается сопротивление движению тележки, обусловленное натяжением ветвей, жесткостью каната и КПД блоков. Для обеспечения постоянного натяжения тягового каната и устойчивого движения тележки без рывков обводной блок обычно подпружинивают.

Общее сопротивление передвижению тележки равно сумме сопротивлений от сил трения в ходовой части WХ, ветровой нагрузки FB, уклона балки FУК, от перемещения грузового каната FК по блокам тележки и натяжения свободной ветви FО тягового каната (цепи):

F =  WХ +  FВ +  FУК + FК + FО .

 

 

Рисунок 8.1 - Схема механизма передвижения  с канатной (цепной) тягой

 

Сопротивление от сил трения

.

Сопротивление от разности напряжений грузового каната (цепи)

FK = F1 - F4.

Напряжение в ветвях каната (цепи)

F2 + F3 = G;

F3 = F2 η; 

;

 

.

Тогда

;
.

При подвесе груза на m ветвях каната (цепи)

,

где η - КПД блока грузового каната (звездочки цепи).

Натяжение в свободной ветви  тягового каната (цепи)

,

где qк - вес 1м тягового каната (цепи);

l - максимальнпя длина свободно висящего тягового каната (цепи) при расположении грузовой тележки в конечном положении;

h - стрела провеса тягового элемента (1…3 % пролета).

Статическая мощность двигателя

.

Применяют также фрикционный привод, где тяговый канат не закреплен на барабане, а усилие передается за счет сил трения.

В этом случае должно соблюдаться  условие

F ≤ F0 e ,

где f - коэффициент трения каната по барабану (блоку);

α - угол охвата барабана (блока) канатом.

 

9 Динамика цепного привода

 

Динамические усилия в цепи  при пуске

,

где ε - угловое ускорение привода;

D - диаметр звездочки;

uP - передаточное число редуктора;

mк - приводная масса механизма.

Угловое ускорение привода

,

где МП.Ср - средний пусковой момент двигателя;

МС - статический момент, приведенный к двигателю;

JПр - приведенный к двигателю момент инерции всех движущихся масс привода.

Время пуска цепного привода

.

 

Рисунок 9.1 - Расчетная схема динамики цепного привода

 

Работа цепных приводов характеризуется  пульсирующим движением цепи при  постоянной скорости вращения приводной  звездочки. Причина этого заключается в изменении мгновенного радиуса набегания цепи на приводную звездочку от R до Rcos(α/2) (рис.9.1). При постоянной скорости вращения звездочки скорость зуба по начальной окружности V0 = const, а скорость цепи будет изменяться по закону

V = V0 cos φ = ω R cos φ,

где φ= ω t - угловое перемещение шарнира цепи;

ω - угловая скорость;

R - радиус звездочки по начальной окружности;

t - время.

Ускорение цепи

,

но  , тогда a = - ω2 R sin φ .

Ускорение изменяется по синусоидальной зависимости. Максимальное значение возникает при φ = 0 … α в точках 1 и 3, нулевые - для положения φ=α/2 в точке 2.

amax = ± ω2 R sin(α/2).

Так как  sin(α/2) = p/(2R), то    amax = ±ω2p/2.

Ускорение мгновенно возрастает от  - amax  до + amax в момент, когда зуб соприкасается со следующим шарниром цепи.

Угловая скорость звездочки

,

где z0 - число зубьев звездочки;

p - шаг цепи.

Получим:

.

Динамические усилия (ускорение) в  цепи пропорциональны квадрату скорости и обратно пропорциональны числу зубьев и диаметру звездочки.

Поскольку сила к цепи прикладывается мгновенно производя удар, то динамическая нагрузка на цепь составит 4 amax. Если учесть инерционную силу, направленную в сторону движения в тот момент, когда цепь движется с замедлением (- amax), то расчетная динамическая нагрузка на цепь составит

SД = 4 mпрamax - mпрamax = 3mпрamax.

Приведенная масса mПр для цепного привода

mПр = (mГ +λ mК)L,

где mГ и mК - погонные массы груза и движущихся частей привода;

L - длина цепи привода;

λ - коэффициент, учитывающий участие массы обратной ветви в колебательном движении (λ = 2 при L ≤ 25 м; λ = 1.5 при L = 25…60 м; λ = 1 при L ≥ 60 м).

Подставив значение amax , получим выражение для динамических усилий

.

Динамические усилия распространяются вдоль цепи со скоростью звука

,

где ЕЦ - модуль продольной упругости цепи;

ρЦ - плотность материала цепи,

,

где mЦ - масса 1 м цепи;

АЦ - средняя площадь ее сечения.

Подставив значение ρ получим

,

где с0 = ЕЦ АЦ - продольная жесткость цепи.

Время пробега упругой волны

,

где LЦ - полная длина цепи;

LП ,LР ,VП ,VР - длины и скорости упругой волны рабочего и нерабочего участков цепи.

Полное расчетное усилие в цепи SРасч =SС +  SД .

При совпадении частот вынужденных  и свободных колебаний цепного  привода как упругой системы возникает резонанс, связанный с высокими динамическими нагрузками не только в цепи, но и во всем приводе.

Во избежание резонансных режимов скорость цепного привода не должна быть близкой к величине

,

где К = 3000…4000 - коэффициент;

p/L - отношение шага цепи к длине привода;

A - площадь сечения пластин цепей;

q - вес 1 м движущейся части привода.

Чтобы снизить динамические нагрузки в цепных приводах, применяют уравнительные  приводы, создающие почти равномерную  скорость цепи.

Скорость тяговой цепи может  иметь постоянное значение в том  случае, если угловая скорость вала приводной звездочки равномерна и изменяется по закону, вытекающему из уравнения ωcosφ = V/R = const, т.е. при постоянном радиусе звездочки и V/R = const угловая скорость должна изменяться обратно пропорционально cos φ.

 

Расчет элементов пластинчатых цепей

 

Пластина (рис.9.2.а). Напряжение в сечении 1 - 1

,

где р - равномерно распределенное давление при расчетном напряжении SРП;

;

- допускаемое напряжение при  разрыве; для сталей 40, 45, 50

= 100…120 мПа.

Напряжение в сечении 2 – 2

,

 

где = 60…75 мПа для сталей 40, 45 и 50.

Напряжение в сечении 3 – 3

.

 

а - пластина; б - валик; в - втулка

Рисунок 9.2 - Детали пластинчатой цепи

 

Рекомендуемый для пластин материал - Сталь 40, 45, 50 с термообработкой до твердости HRC 27…35.

Валик. Уравнение прочности на изгиб

M ≤ W [σ]И ,

где М - изгибающий момент; ;

W - момент сопротивления; ;

d - диаметр валика цепи; ;

[σ]И = 160…250 мПа для сталей 40 и 50.

Напряжение среза ,

где [τ] - допускаемое касательное напряжение; для сталей 40 и 50 [τ]=40мПа.

Рекомендуемые для валика материалы: стали 40, 45, 50 (HRC 40…50), 20Г (HRC 55…62), 20X (HRC 55…62), 40X (HRC 50…58).

Втулка. Уравнение прочности на изгиб

МВ = WB[σ]`И ,

где МВ - изгибающий момент; ;

РР - усилие на зубе звездочки;

PP = Sр.п - Sсб ;

Sсб - натяжение сбегающей ветви цепи;

WB - момент сопротивления, .

Напряжение изгиба (d2/d1=m)

.

Для сталей 40 и 50 [σ]`И ≈ 80 мПа.

Рекомендуемые для втулки материалы - стали 15 и 20 (HRC 50…58).

Для пластин, валиков и втулок рекомендуется принимать следующие соотношения размеров:

b/d = 7…8; c/b = 0,8…0,9; d/b = 0,4; d1/d = 1,4…1,5;

Δ/d1 = 0,82…0,86; R/b = 0,6…0,65; d2/d1 = 0,7…0,72.

 

Выбор рациональных параметров цепи

 

Шаг цепи. Цепь одной и той же конструкции при одинаковой разрушающей нагрузке, обусловливаемой прочностью звеньев и узла шарнира, может иметь различные расстояния между шарнирами, т.е. разные шаги. При выборе шага цепи следует учитывать следующее: с его увеличением (при условии одинаковой прочности цепи) уменьшается число шарниров на заданной длине (см.рис.4.2), упрощается эксплуатация цепи (меньше объектов смазывания и изнашивания), уменьшается масса и стоимость цепи, но одновременно с этим увеличиваются радиусы звездочек (при одинаковом числе зубцов), крутящий момент на приводном валу, размеры привода, радиусы перегибов ходового пути и динамические нагрузки на цепь.

 

 

Рисунок 9.3 - Зависимости массы 1 м пластинчатой цепи mц и числа

шарниров I на длине 10 м от шага цепи t

 

Разрушающая и рабочая нагрузки цепи. Для одних и тех же типоразмерах цепи повышения разрушающей и рабочей нагрузки можно достигнуть увеличением сечения деталей и изготовлением их из высоколегированных сталей с последующей термообработкой, увеличением площади контактных поверхностей для снижения давлений.

Из опыта проектирования  цепных приводов получено, что в большинстве  случаев нецелесообразно применять  тяговые цепи с разрушающей нагрузкой  более 400…630 кН. 

Сравнительные показатели цепей различных  конструкций. Характерными сравнительными показателями качества однотипных конструкций цепи могут служить коэффициенты удельной прочности и долговечности. Коэффициент удельной прочности характеризует отношение разрушающей нагрузки цепи Sp к массе 1 м цепи mц:

.

Коэффициент удельной долговечности  характеризует срок службы цепи Тс (в часах) при одинаковых нагрузках, производственных условиях и режимах работы к массе 1 м цепи:

.

Чем больше в равных условиях коэффициенты kц.п и kд.п, тем совершеннее конструкция и способ изготовления цепи.

Для стандартных цепей  коэффициент kц.п имеет следующие пределы:

 

Значения коэффициента kц.п

Тип цепи

kц.п

                                 Круглозвенная

17,6…18,5

                                 Разборная горячештампованная

33,1…55,9

                                 Пластинчатая втулочная

14,5…27,2

                                 Пластинчатая роликовая

12,4…26,0

                                 Катковая на подшипниках скольжения

10,7…19,3

                                 Катковая на подшипниках качения

9,9…19,8

                                Двухшарнирная универсальная

5,1…9,3

                                 Вильчатая

31,6…42,1

Информация о работе Основы моделирования динамических процессов ПТМ