Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:32, реферат
Логико-математические модели по отношению к предметно-математическим моделям являются моделями-описаниями, и наоборот, предметно-математические модели можно представить в качестве предметных интерпретаций логико-математических.
- радиус делительной окружности звездочки;
eдв – угловое ускорение вала двигателя;
h - к. п. д. привода;
Up – передаточное число привода.
8 Расчет механизма с канатной (цепной) тягой
Расчет включает определение сопротивлений передвижению тележки, расчет мощности и выбор электродвигателя, тягового каната (цепи), проверки двигателя по условиям нагрева и перегрузочной способности.
На тележке (рис.8.1.) установлено два блока, по которым перекатывается подъемный канат во время движения тележки. Такая конструкция обеспечивает постоянство уровня поднятого груза при перемещении тележки в любом направлении. Однако при этом увеличивается сопротивление движению тележки, обусловленное натяжением ветвей, жесткостью каната и КПД блоков. Для обеспечения постоянного натяжения тягового каната и устойчивого движения тележки без рывков обводной блок обычно подпружинивают.
Общее сопротивление передвижению
тележки равно сумме сопротивле
F = WХ + FВ + FУК + FК + FО .
Рисунок 8.1 - Схема механизма передвижения с канатной (цепной) тягой
Сопротивление от сил трения
Сопротивление от разности напряжений грузового каната (цепи)
FK = F1 - F4.
Напряжение в ветвях каната (цепи)
F2 + F3 = G;
F3 = F2 η;
Тогда
При подвесе груза на m ветвях каната (цепи)
где η - КПД блока грузового каната (звездочки цепи).
Натяжение в свободной ветви тягового каната (цепи)
где qк - вес 1м тягового каната (цепи);
l - максимальнпя длина свободно висящего тягового каната (цепи) при расположении грузовой тележки в конечном положении;
h - стрела провеса тягового элемента (1…3 % пролета).
Статическая мощность двигателя
Применяют также фрикционный привод, где тяговый канат не закреплен на барабане, а усилие передается за счет сил трения.
В этом случае должно соблюдаться условие
F ≤ F0 efα ,
где f - коэффициент трения каната по барабану (блоку);
α - угол охвата барабана (блока) канатом.
9 Динамика цепного привода
Динамические усилия в цепи при пуске
где ε - угловое ускорение привода;
D - диаметр звездочки;
uP - передаточное число редуктора;
mк - приводная масса механизма.
Угловое ускорение привода
где МП.Ср - средний пусковой момент двигателя;
МС - статический момент, приведенный к двигателю;
JПр - приведенный к двигателю момент инерции всех движущихся масс привода.
Время пуска цепного привода
Рисунок 9.1 - Расчетная схема динамики цепного привода
Работа цепных приводов характеризуется пульсирующим движением цепи при постоянной скорости вращения приводной звездочки. Причина этого заключается в изменении мгновенного радиуса набегания цепи на приводную звездочку от R до Rcos(α/2) (рис.9.1). При постоянной скорости вращения звездочки скорость зуба по начальной окружности V0 = const, а скорость цепи будет изменяться по закону
V = V0 cos φ = ω R cos φ,
где φ= ω t - угловое перемещение шарнира цепи;
ω - угловая скорость;
R - радиус звездочки по начальной окружности;
t - время.
Ускорение цепи
но , тогда a = - ω2 R sin φ .
Ускорение изменяется по синусоидальной зависимости. Максимальное значение возникает при φ = 0 … α в точках 1 и 3, нулевые - для положения φ=α/2 в точке 2.
amax = ± ω2 R sin(α/2).
Так как sin(α/2) = p/(2R), то amax = ±ω2p/2.
Ускорение мгновенно возрастает от - amax до + amax в момент, когда зуб соприкасается со следующим шарниром цепи.
Угловая скорость звездочки
где z0 - число зубьев звездочки;
p - шаг цепи.
Получим:
Динамические усилия (ускорение) в цепи пропорциональны квадрату скорости и обратно пропорциональны числу зубьев и диаметру звездочки.
Поскольку сила к цепи прикладывается мгновенно производя удар, то динамическая нагрузка на цепь составит 4 amax. Если учесть инерционную силу, направленную в сторону движения в тот момент, когда цепь движется с замедлением (- amax), то расчетная динамическая нагрузка на цепь составит
SД = 4 mпрamax - mпрamax = 3mпрamax.
Приведенная масса mПр для цепного привода
mПр = (mГ +λ mК)L,
где mГ и mК - погонные массы груза и движущихся частей привода;
L - длина цепи привода;
λ - коэффициент, учитывающий участие массы обратной ветви в колебательном движении (λ = 2 при L ≤ 25 м; λ = 1.5 при L = 25…60 м; λ = 1 при L ≥ 60 м).
Подставив значение amax , получим выражение для динамических усилий
Динамические усилия распространяются вдоль цепи со скоростью звука
где ЕЦ - модуль продольной упругости цепи;
ρЦ - плотность материала цепи,
где mЦ - масса 1 м цепи;
АЦ - средняя площадь ее сечения.
Подставив значение ρ получим
где с0 = ЕЦ АЦ - продольная жесткость цепи.
Время пробега упругой волны
где LЦ - полная длина цепи;
LП ,LР ,VП ,VР - длины и скорости упругой волны рабочего и нерабочего участков цепи.
Полное расчетное усилие в цепи SРасч =SС + SД .
При совпадении частот вынужденных и свободных колебаний цепного привода как упругой системы возникает резонанс, связанный с высокими динамическими нагрузками не только в цепи, но и во всем приводе.
Во избежание резонансных режимов скорость цепного привода не должна быть близкой к величине
где К = 3000…4000 - коэффициент;
p/L - отношение шага цепи к длине привода;
A - площадь сечения пластин цепей;
q - вес 1 м движущейся части привода.
Чтобы снизить динамические нагрузки в цепных приводах, применяют уравнительные приводы, создающие почти равномерную скорость цепи.
Скорость тяговой цепи может иметь постоянное значение в том случае, если угловая скорость вала приводной звездочки равномерна и изменяется по закону, вытекающему из уравнения ωcosφ = V/R = const, т.е. при постоянном радиусе звездочки и V/R = const угловая скорость должна изменяться обратно пропорционально cos φ.
Расчет элементов пластинчатых цепей
Пластина (рис.9.2.а). Напряжение в сечении 1 - 1
где р - равномерно распределенное давление при расчетном напряжении SРП;
- допускаемое напряжение при разрыве; для сталей 40, 45, 50
Напряжение в сечении 2 – 2
где = 60…75 мПа для сталей 40, 45 и 50.
Напряжение в сечении 3 – 3
а - пластина; б - валик; в - втулка
Рисунок 9.2 - Детали пластинчатой цепи
Рекомендуемый для пластин материал - Сталь 40, 45, 50 с термообработкой до твердости HRC 27…35.
Валик. Уравнение прочности на изгиб
M ≤ W [σ]И ,
где М - изгибающий момент; ;
W - момент сопротивления; ;
d - диаметр валика цепи; ;
[σ]И = 160…250 мПа для сталей 40 и 50.
Напряжение среза ,
где [τ] - допускаемое касательное напряжение; для сталей 40 и 50 [τ]=40мПа.
Рекомендуемые для валика материалы: стали 40, 45, 50 (HRC 40…50), 20Г (HRC 55…62), 20X (HRC 55…62), 40X (HRC 50…58).
Втулка. Уравнение прочности на изгиб
МВ = WB[σ]`И ,
где МВ - изгибающий момент; ;
РР - усилие на зубе звездочки;
PP = Sр.п - Sсб ;
Sсб - натяжение сбегающей ветви цепи;
WB - момент сопротивления, .
Напряжение изгиба (d2/d1=m)
Для сталей 40 и 50 [σ]`И ≈ 80 мПа.
Рекомендуемые для втулки материалы - стали 15 и 20 (HRC 50…58).
Для пластин, валиков и втулок рекомендуется принимать следующие соотношения размеров:
b/d = 7…8; c/b = 0,8…0,9; d/b = 0,4; d1/d = 1,4…1,5;
Δ/d1 = 0,82…0,86; R/b = 0,6…0,65; d2/d1 = 0,7…0,72.
Выбор рациональных параметров цепи
Шаг цепи. Цепь одной и той же конструкции при одинаковой разрушающей нагрузке, обусловливаемой прочностью звеньев и узла шарнира, может иметь различные расстояния между шарнирами, т.е. разные шаги. При выборе шага цепи следует учитывать следующее: с его увеличением (при условии одинаковой прочности цепи) уменьшается число шарниров на заданной длине (см.рис.4.2), упрощается эксплуатация цепи (меньше объектов смазывания и изнашивания), уменьшается масса и стоимость цепи, но одновременно с этим увеличиваются радиусы звездочек (при одинаковом числе зубцов), крутящий момент на приводном валу, размеры привода, радиусы перегибов ходового пути и динамические нагрузки на цепь.
Рисунок 9.3 - Зависимости массы 1 м пластинчатой цепи mц и числа
шарниров I на длине 10 м от шага цепи t
Разрушающая и рабочая нагрузки цепи. Для одних и тех же типоразмерах цепи повышения разрушающей и рабочей нагрузки можно достигнуть увеличением сечения деталей и изготовлением их из высоколегированных сталей с последующей термообработкой, увеличением площади контактных поверхностей для снижения давлений.
Из опыта проектирования цепных
приводов получено, что в большинстве
случаев нецелесообразно
Сравнительные показатели цепей различных конструкций. Характерными сравнительными показателями качества однотипных конструкций цепи могут служить коэффициенты удельной прочности и долговечности. Коэффициент удельной прочности характеризует отношение разрушающей нагрузки цепи Sp к массе 1 м цепи mц:
Коэффициент удельной долговечности характеризует срок службы цепи Тс (в часах) при одинаковых нагрузках, производственных условиях и режимах работы к массе 1 м цепи:
Чем больше в равных условиях коэффициенты kц.п и kд.п, тем совершеннее конструкция и способ изготовления цепи.
Для стандартных цепей коэффициент kц.п имеет следующие пределы:
Значения коэффициента kц.п
Тип цепи |
kц.п |
Круглозвенная |
17,6…18,5 |
|
33,1…55,9 |
|
14,5…27,2 |
|
12,4…26,0 |
Катковая на подшипниках скольжения |
10,7…19,3 |
|
9,9…19,8 |
|
5,1…9,3 |
|
31,6…42,1 |
Информация о работе Основы моделирования динамических процессов ПТМ