Геомаркетинговые технологии в индустрии гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:00, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является определение методов геомаркетинговых исследований в гостиничной индустрии, а также общественно-географическая оценка конкурентных гостиничных цепей и инвестиционной привлекательности регионов Украины на различных территориальных уровнях рынка. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы геомаркетинга гостиничного бизнеса;
- рассмотреть методы геомаркетинговых исследований гостиничной индустрии;
- выявить ведущие направления геомаркетингових стратегий в индустрии гостеприимства;
- разработать детерминант и систему показателей территориальной привлекательности регионов Украины в гостиничной индустрии.
- дать оценку конкурентных позиций регионов Украины для расширения гостиничного бизнеса, а также рассмотреть перспективные мировые гостиничные цепи для страны.

Содержание работы

Ведение................................................................................…………………………
Раздел 1. Теоретические основы геомаркетинговых технологий гостиничного бизнеса……………………………………………………………………………….
1.1. Специфика и сущность маркетинга, его функции в гостиничной индустрии……………………………………………………………………
1.2. Территориальный маркетинг как разновидность геомаркетинга……
1.3. Инструменты геомаркетнга в гостиничной индустрии………………
Раздел 2. Геомаркетинг, как инструмент формирования конкурентоспособной стратегии в индустрии гостеприимства…………………………………………….
2.1.Методы геомаркетинговых исследований на рынке гостиничных услуг…………………………………………………………………………..
2.2. Характеристика конъюнктуры рынка гостиничных услуг……………
2.2.1. Конъюнктура гостиничного рынка в Украине……………..
2.3. Понятие и роль конкурентоспособности в развитии гостиничного бизнеса………………………………………………………………………..
2.3.1. Стратегия и тактика конкурентной борьбы гостиниц………
2.3.2. Бенчмаркетинг, как инстумент управления конкурентоспособностью гостиничных услуг…………………….
2.4 Инновационные технологии в индустрии гостеприимства, как метод управления конкурентоспособностью гостиничных предприятий……….
2.5. Система показателей территориальной привлекательности регионов в гостиничной индустрии…………………………………………………….
Раздел З. Геомаркетинговый подход при разработке и реализации стратегии развития гостиничной сети в Украине (результаты социологических исследований)………………………………………………………………………..
3.1. Сетевой гостиничный рынок в Украине………………………………
3.2. Оценка инвестиционной привлекательности Украины для отдельных сетевых гостиничных предприятий………………………………………..
3.3. Перспективные регионы Украины для новых гостиничных сетей….
3.4. Применение геомаркетинговых технологий для сетевого отеля на примере гостиницы Best Western в г. Севастополе……………………..
3.5. Охрана труда в гостиничной отрасли………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом 5 КУРС.docx

— 795.31 Кб (Скачать файл)

Для изучения дополнительного спроса и предложения на рынке сетевых гостиничных услуг Украины  нами был применен метод социологического опроса (интервьюирование).  Главной целью этого метода было выявление географии спроса, потребительского выбора, степени удовлетворения отдыхом в сетевых гостиницах, мотивов и препятствий при проведении отдыха в определенных гостиницах. Опрос был проведен в мае 2013 года среди отдыхающих туристов в пределах Крыма и среди организаторов отдыха.  Общее количество респондентов составило 105 человек. 

На первом этапе  интервьюирования были опрошены респонденты – туристы. В итоге были получены следующие результаты.

1.  Основная масса рекреантов ( 80% опрошенных) принадлежит возрастной  группе до 25 лет. Остальные  группы  туристов (по 6.67% каждая ) принадлежат  таким возрастным категориям:  от 26 до 35 лет,  36 до 50 лет и более 50 лет.

2. Большинство респондентов  имеют низкий и средний уровень  доходов – до 5 тыс. грн  в месяц  на одного члена семьи,  меньшая  группа опрошенных имеют средний  заработок – до 10 тыс. грн. в месяц.

3. Среди респондентов  по социальному состоянию преобладает  профессиональная группа бизнесменов  и наемных работников, значительный  удельный вес студентов, и работников  преподавательской и научной  деятельности.

4. В структуре опрошенных  преобладает  группа туристов (53.33%) которые не доверяют свой отдых  сетевым гостиницам в Украине, и только 46.67% опрошенных продемонстрировали  свое желание останавливаться  в сетевых отелях нашей страны.

5.В ходе интервьюирования  были выявлены самые популярные  гостиничные сети в Украине,  которые пользуются  массовым  спросом среди туристов (рис.3.1.)

Рис. 3.1. Доля предпочтения гостиничных сетей в Украине туристами.

Источник: составлено автором.

6.  Большая группа туристов, посещающих сетевые отели в  Украине, осталась довольна услугами  и качеством обслуживания в  отелях (65%), но  35% опрошенных остались  не удовлетворенными их пребыванием  в сетевых отелях  из-за не  соответствия цены и качества  услуг.

7.  Среди респондентов  меньшая часть (28%) не останавливались  в сетевых отелях зарубежных  стран, но большая честь – 72%, уже  проводили свой отпуски за  рубежем, в частности в таких  сетевых отелях, как: Radisson, Intercontinental, Hilton, Marriot, Best Western, Sheraton, Accour. В итоге этот процент респондентов заметил серьезную разницу между украинскими и зарубежными сетевыми отелями. Детально эту информацию можно получить из рис.3.2.

Рис. 3.2. Показатели разницы между зарубежными сетевыми отелями и украинскими. Источник: составлено автором.

 Подводя итоги, можно  сказать, что в гостиничном бизнесе  Украины произошли улучшения. Позитивным  фактором стало появление новых  отелей в Украине за последние 5 лет. Несмотря на это, на гостиничном  рынке не хватает объектов, в  частности среднего и низкого  ценового сегментов, ориентированных  на среднестатистических туристов  и бизнесменов. Остается открытой  проблема некачественного обслуживания  при высоком уровне цен.

 

3.2. Оценка инвестиционной  привлекательности Украины для  отдельных сетевых гостиничных  предприятий.

Гостиничная индустрия Украины представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики с высокой степенью доходности. Этому способствует насыщение сегментов рынка недвижимости с минимальным сроком окупаемости, стабильное увеличение спроса на гостиничные услуги и увеличение капитала, который может быть вложен в развитие гостиничной индустрии. Положительно влияет приближение границ ЕС к границам Украины и постепенная интеграция государства в европейское и мировое сообщество. Также наблюдается постепенный рост бизнес-активности внутри страны, увеличивается частота деловых визитов в Киев из-за рубежа и регионов Украины. Растет общая туристическая привлекательность Украины [58].

На сегодняшний день в Украине сфера сетевого гостиничного бизнеса испытывает рост инвестиционных предложений как со стороны иностранных, так и отечественных инвесторов. Сетевой гостиничный бизнес в Украине  находится на этапе своего формирования, однако анализ индустрии показывает, что в последние годы эта сфера развивается стабильно и динамично и имеет огромный потенциал и перспективы, хотя и является наиболее неразвитым сегментом коммерческой недвижимости и  занимает одно из последних мест в списке европейских стран по количеству  сетевых отелей [54].

Гостиничные сети представляют собой управление несколькими гостиницами одной компанией на основании контракта. Ненасыщенные рынки гостиничных услуг представляют собой прекрасную возможность для украинских операторов войти на рынок и проводить политику расширения своего влияния в отрасли. Создание гостиничной торговой сети гарантирует узнаваемость брэнда, позволяет создать единую линию стратегии развития гостиницы, систему управления и отчетности, программу обучения персонала. Приход на украинский рынок международных операторов повышает качество гостиничных услуг благодаря использованию зарубежного опыта. А привлечение к управлению гостиницы международного оператора позволит гостинице быстрее интегрировать в международные гостиничные сети и получить доступ к международным системам бронирования.

На украинском рынке уже работает ряд международных операторов, среди которых Radisson SAS, Rixos, Hilton Hotel, Accor Group, Hyatt Regency, Ramada, Fairmont,  Reikartz, Holliday Inn.  Планируют или уже начали свою деятельность такие известные операторы, как Starwood Hotels, Le Meridien, Marriott International  и другие. Одной из главных причин лояльности международных операторов к украинскому рынку является перспективность гостиничного бизнеса в Украине. Если в Европе период окупаемости среднестатистической гостиницы составляет порядка 12 лет, то в Украине вполне реально возвратить инвестиции уже в течение 6 – 9 лет. Однако деятельность и национальных, и международных операторов затруднена из-за существования на рынке гостиничных услуг ряда проблем, негативно влияющих на его функционирование и развитие [59].

Серьезную конкуренцию гостиницам составляет сдача апартаментов посуточно. В Киеве и других крупных городах существует множество различных компаний, предлагающих снять квартиры на срок от суток и более в различных районах города [60].

В Украине крайне мало квалифицированных девелоперов, которые могли бы создавать конкурентоспособные гостиничные продукты. Деятельность девелопера заключается в заказе проекта, покупке или аренде участка, согласования проведения всех коммуникаций, строительстве объекта. Таким образом, для успешной деятельности девелопер должен иметь финансовое образование, экономические знания, разбираться в юридических вопросах, знать строительные технологии. Девелоперами становятся предприниматели, опытные риэлтеры, которые приобрели успешный, разносторонний опыт в своем деле. Такая специализация очень актуальна, однако на украинском рынке предложение крайне невелико. Помимо этого, существуют сложности, связанные с взаимодействием с государственными структурами. К ним относится регистрация гостиничного объекта, отвод земельного участка под строительство, получение необходимых разрешений и сертификатов.

Наряду с этим отсутствуют соответствующие государственные программы развития данного сектора, хотя государство само должно быть заинтересовано в развитии сетевого  гостиничного бизнеса. Деятельность предприятий гостиничного сектора регулируется Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины «О туризме», « О курортах», «О стандартизации», постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины «Об утверждении государственной программы развития туризма на 2002 – 2010 гг.», «Об утверждении порядка оказания услуг временного размещения», а также Государственным стандартом «Туристические услуги. Классификация отелей». Кроме того, в Украине в 2009 году был принят Проект закона "О мерах по государственной поддержке развития туристической индустрии в Украине при подготовке проведения чемпионата Европы по футболу 2012 года" (о создании режима содействия для привлечения инвестиций в развитие туристической индустрии). Законопроект разработан в целях развития и реализации основных принципов государственной политики в области туризма, определенных Законом Украины "О туризме", относительно государственной поддержки и стимулирования въездного и внутреннего туризма. Таким образом, существующая законодательная база Украины не полностью удовлетворяет развивающийся сектор гостиничных услуг, а также оказывает слабое стимулирование на его развитие.

Проблемой гостиничных предприятий являются высокие издержки, с которыми связан гостиничный бизнес, и, следовательно, высокие цены. Комфортабельная гостиница обязана содержать в штате персонала не мене 15-20 профессий. Помимо того, содержание большой площади также обходится достаточно дорого. Кроме того, нередко цены искусственно завышаются в виду отсутствия конкуренции. К сожалению, иностранные туристы зачастую недовольны соотношением цены и качества предоставляемых услуг. При этом если ориентироваться на статистику, стоимость проживания в гостинице в Украине намного выше проживания в гостинице аналогичного класса в Европе, что объясняется, в первую очередь, дефицитом отелей на рынке. Проблемой является крупномасштабные инвестиции, которые необходимо вкладывать при создании строительств. Сумма, которую вкладывают в отель пять звезд, может достигать $ 100 млн [61].

На сегодняшний день активизации предпринимательской деятельности в гостиничном секторе Украины почти не наблюдается, промедление национальных компаний может привести к полному наполнению рынка иностранными компаниями. Эта тенденция уже имеет место, поэтому национальным компаниям необходим тщательный анализ возможных вариантов рыночных действий и ситуаций. До недавнего времени вопрос стандартизации также был проблематичным, поскольку европейская и украинская системы стандартизации предоставления гостиничных услуг не совпадали. Постановление КМУ решило этот вопрос. Со многими вышеперечисленными проблемами сталкиваются и международные операторы, стремящиеся самостоятельно попасть на украинский рынок. Ключевым моментом является высокий риск ведения бизнеса в Украине, в частности разветвленная бюрократическая система, высокая стоимость земельных участков и сложный доступ к ним. Поэтому международные сети стараются выходить на украинский рынок через местных партнеров, которые имеют земельные участки или знают, как облегчить и удешевить процедуры согласований. Такого рода ситуации замедляют деятельность предприятий, но именно здесь национальный отельный оператор может воспользоваться преимуществом осведомленности о подобных вопросах и знаниями особенностей национального законодательства.

Все выше перечисленные проблемы существуют как на уровне Украины в целом, так и на уровне регионов и отдельных курортных зон.

Международные гостиничные компании заявили о намерении выйти на украинский рынок еще в 90-х годах, однако причинами нереализованности их проектов стали бюрократия  коррупция и другие высше перечисленные причины. Украина характеризуется отсутствием качественных проектов, топ менеджеров и квалифицированного персонала. Украинские бизнесмены и чиновники не до конца понимают значимость международных стандартов, и значимость международных управляющих компаний и брендов. Из-за не знания специфики рынка и украинского менталитета международные компании стремятся заручиться поддержкой  чиновников или же найти локальных партнеров по бизнесу, которые в последствии старались только  заработать на них. Бизнес по оказанию услуг размещения имеет специфику, отличающую его от других проектов, предполагающих использование объекта недвижимости в качестве основы будущей деловой активности. Эти различия проявляются как на стадии строительства (выбор площадки, проектирование), так и на стадии эксплуатации объекта (управление обслуживанием, стратегия продаж и т.п.). В этом контексте разработка инвестиционного проекта и его успешность, связанного с развитием нового гостиничного объекта или реконструкцией действующего, предполагает участие в этом процессе профессиональных специалистов.

Инвестиционная привлекательность сетевого гостиничного бизнеса Украины основана на деловой активности, туристического интереса, географического положения, удобства транспортных развязок, инвестиционного потенциала Украины.

Нельзя не отметить увеличение объема иностранного частного и делового туризма, рост бизнес-активности  внутри страны, увеличение количества деловых переговоров и их уровня организации.

Уникальные естественные и климатические ресурсы, историко-культурное наследство, являются очевидными факторами для роста инвестиционной привлекательности нашей станы. Целебные климатические условия побережья Черного и Азовского морей, Крыма, Карпат, средней полосы страны широко используются как основной лечебный и оздоровительный фактор практически на всех курортах. Коэффициент заполняемости гостиниц, пансионатов и здравниц в июне—августе составляет в среднем по Крыму 95—97%, Карпат 40-60%.

Уникальные исторические памятники и объекты природы, которыми так богаты все регионы страны, всегда привлекали сотни тысяч любознательных путешественников со всего мира. Наиболее популярными регионами для развития этой отрасли оставались столица, Черноморское и Азовское побережье и Карпаты.

Более двух с половиной тысяч километров морского побережья Украины предлагают сегодня инвесторам самые разнообразные возможности от строительства фешенебельных дорогих гостиниц и туристических комплексов с бассейнами, полями для гольфов и другими первоклассными аттракционами до скромных сезонных кемпингов, рассчитанных на массового клиента. Ориентируясь на состоятельных туристов нужно быть готовым вступить в конкуренцию с туристической индустрией других стран Черноморского и Средиземноморского бассейнов и предложить либо качественно новые услуги, либо существенно более низкие цены. К тому же нужно иметь в виду, что украинское побережье это все-таки зона сезонного отдыха, а такие объективные факторы как загрязнение моря и чернобыльский фантом будут еще долго оставаться на стороне конкурентов.

Более прибыльными для инвесторов в этой зоне могут оказаться проекты, рассчитанные на массового клиента с невысоким уровнем дохода, причем не только с Украины. Возрождение и расцвет туристического бизнеса на украинском морском побережье может обеспечить только возвращение к Азовскому и Черному морям основной массы отдыхающих из стран бывшего Советского Союза и привлечение менее состоятельных туристов из дальнего зарубежья путем предоставления качественных базовых услуг по более низким ценам.

В отличие от южной курортной зоны Карпаты привлекают туристов практически круглый год. Наиболее выгодным капиталовложением здесь могут стать инвестиции в строительство не только крупных, но и мелких центров зимнего отдыха с лыжными трассами на многочисленных склонах и небольшими гостинично-ресторанными комплексами. Практика показывает, что в разгар сезона наиболее рентабельно рассчитывать на гостиничные услуги на базе недвижимости местного населения.

Информация о работе Геомаркетинговые технологии в индустрии гостеприимства