Инновации в индустрии туризма: информационный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:54, дипломная работа

Описание работы

Новые технологии и постоянно растущий уровень обслуживания и технического оснащения туристических фирм и компаний вместе со смежными с ней областями, в том числе интернет-экономика, дают основание называть значительную часть турбизнеса передовой и инновационной в техническом и организационном отношениях. Это обстоятельство имеет огромное значение для обеспечения таких быстрых темпов в этой отрасли. При этом с учетом некоторой уязвимости туристического бизнеса от колебаний экономической и политической конъюнктуры, туризм показывает высокую стабильность, способность к динамичному росту и восстановлению в посткризисные периоды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты информационных технологий в индустрии туризма 11
1.1 Инновации и туризм. Суть и основные принципы инноваций в туризме 11
1.2 Инновационная деятельность в туризме 21
1.3 Особенности применения информационных технологий в туризме 25
ГЛАВА 2. Анализ инновационной деятельности в российском и зарубежном туризме 31
2.1. Российские инновационные направления в сфере туризма 31
2.2 Зарубежный опыт использования инновационных технологий в туризме 42
2.3 Деятельность туристической фирмы ООО «Матур» по внедрению информационных технологий 44
ГЛАВА 3. Пути совершенствования использования информационных технологий в деятельности ООО «Матур» 57
3.1 Предложения по внедрению инновационных направлений в сфере туризма 57
3.2 Анализ экономической эффективности проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Файлы: 1 файл

belonogovadiplom.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

Волгоградский филиал

Кафедра туризма и сервиса

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Инновации в индустрии туризма: информационный аспект

по специальности: 100103 Социально-культурный сервис и туризм

Студент

 

Дарина Ярославовна Белоногова

Руководитель

 

к.ф.н, доцент Елена Петровна Лиховидова


 

Волгоград

2014 г.

 

 

Реферат

Автор: Белоногова Дарина Ярославовна

Название работы: «Инновации в сфере туризма: информационный аспект (на примере турфирмы ООО «Матур»)».

Учебная группа: Учебная группа: Тзс-101 (4 курс сокращенной программы обучения заочной формы обучения специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», специализации 100103.05 «Туризм»)

Выпускная квалификационная работа в форме дипломной работы выполнена на 75 листах, содержит 3 наглядные иллюстрации, 7 таблиц. Данная работа написана на основе использования 51 литературного источника.

 

Ключевые слова: туризм, инновации, информационные технологии, информация в туризме, применение информационных технологий, разработка информационных систем, информационные системы, туристический бизнес, Интернет в сфере туризма.

 

Работа состоит их трех глав, первая из которых посвящена исследованию теоретических основ информационных технологий, применяемых в индустрии туризма.

Во второй главе производится анализ инновационной деятельности в российском и зарубежном туризме, рассматривается деятельность фирмы ООО «Матур» в свете внедрения информационных технологий.

В третьей главе, подводится итог рассмотрению перспективы разработки инновационных туристских продуктов на примере ООО «Матур». В заключении подводятся итоги проведенному исследованияю, обобщаются выводы. Согласно принятой методике анализа инвестиционного проекта данные мероприятия рекомендуется внедрить в хозяйственную практику предприятия.

Работа предназначена для узкого круга работников данного предприятия, а также специалистов, работающих в данной сфере.

АBSTRACT

The author is Belonogova Darina Yaroslavovna

The diploma is called «Innovation in tourism: information aspect (based on the «Mathur» Ltd. Company) ».

The group is TZS -101, the correspondence department of specialty 100103 «Socio-cultural service and tourism», specialization 100103.05 «Tourism» 
The research work is carried out on 75 sheets, contains 3 clear illustrations, 7 tables. This work is based on the use of 51 literary sources.

Key words: tourism, innovation, information technology, tourism information, the application of information technology, information systems development, information systems, tourism, Internet in the tourism sector.

The diploma consists of three chapters, the first of which is devoted to the study of the theoretical foundations of information technologies used in the tourism industry.

In the second chapter, an analysis of innovative activity in the Russian and foreign tourism is carried out, the activity of «Mathur» Ltd. Company in terms of the introduction of information technology is reviewed. In the third chapter the review of prospects for developing innovative tourism products on the example of  «Mathur» Ltd. Company is summarized.

In conclusion the results of conducted research are summarized as well as findings.

According to the accepted method of analysis of the investment project the author recommended to implement these measures in the economic practices of the enterprise.

The work is of interest for a narrow group of the employees of the enterprise as well as professionals working in this sphere.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние пятьдесят лет индустрия туризма стала одной из наиболее быстро меняющихся отраслей хозяйства в мире. За это время количество туристов, посетивших другие страны, увеличилось от 25 до 697 миллионов человек. В 2002 году стоимость услуг туристического бизнеса составила 450 миллиардов долларов, что составляет около 3% от мирового ВВП (6-8% - с учетом смежных отраслей). С 90-х годов прошлого века туризм вошел в число самых динамичных по своему развитию сегментов хозяйства в мире. По прогнозам ученых, к 2020 году уже около 1,6 миллиарда туристов посетят другие страны, потратив при этом порядка 2 триллионов долларов на оплату услуг туристического бизнеса. [6]

Новые технологии и постоянно растущий уровень обслуживания и технического оснащения туристических фирм и компаний вместе со смежными с ней областями, в том числе интернет-экономика, дают основание называть значительную часть турбизнеса передовой и инновационной в техническом и организационном отношениях. Это обстоятельство имеет огромное значение для обеспечения таких быстрых темпов в этой отрасли. При этом с учетом некоторой уязвимости туристического бизнеса от колебаний экономической и политической конъюнктуры, туризм показывает высокую стабильность, способность к динамичному росту и восстановлению в посткризисные периоды.

Можно, в каком-то смысле, утверждать о феномене международного туристического бизнеса в культурной и хозяйственной жизни нашей цивилизации. Туризм все сильнее влияет на развитие экономики десятков государств, на культурные и социальные процессы, общественно-политическую и научную деятельность, на проблемы и вопросы гуманитарного характера, на жизненный уклад местного населения в районах туристических центров, а также на само взаимодействие цивилизаций и народов, и даже на сферу межгосударственных отношений.

Цель работы: Рассмотреть возможности инновационных разработок в сфере туризма на примере ООО «Матур».

Объект данного исследования: Инновации в индустрии туризма.

Предмет данного исследования: информационный аспект инноваций в индустрии туризма на ООО «Матур».

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и  основные принципы инноваций  в туризме.

2. Дать определение понятию инновационной деятельности в туризме.

3. Рассмотреть особенности применения информационных технологий в туризме.

4. Охарактеризовать российские инновационные направления в сфере туризма.

5. Охарактеризовать зарубежные инновационные направления в сфере туризма.

6. Проанализировать деятельность туристической фирмы ООО «Матур» по внедрению информационных технологий.

7. Разработать предложения  по внедрению инновационных направлений  в сфере туризма.

8. Дать характеристику  внедряемых инновационных технологий.

9. Произвести анализ экономической эффективности проекта.

Исходные положения методологии и методики исследования инновационной проблематики вытекают из трудов ученых, специализирующихся в области менеджмента, и прежде всего работ Виханского О С., Глазьева С.Ю., Гончарова В.В. и др.. Проблемы инноваций получили освещение в работах ученых, исследующих туристскую систему, Азара В. И., Гуляева Б.Г., Ильиной Л.А. и др. Вопросы инновационного развития нашли отражение в трудах зарубежных ученых Ансоффа И., Гибсона Дж. Л., Иванцевича Д.М., Дракера П.Ф., Карлофф Б., Робсона М., Уллах Ф. и других.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, сравнительный анализ инноваций в индустрии туризма.

 Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, выводов и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяется цель и категориальный аппрат исследования, задачи исследования.

В первой главе, посвященной теоретическому анализу особенностей инноваций в индустрии туризма в информационном аспекте и внедрения инновационных технологий.

Во второй главе производится анализ инновационной деятельности в российском и зарубежном туризме, рассматривается деятельность фирмы ООО «Матур» в свете внедрения информационных технологий.

В третьей главе, подводится итог рассмотрению перспективы разработки инновационных туристских продуктов на примере ООО «Матур».

В заключении обобщаются выводы проведенного исследования, обобщаются выводы.

В списке литературы представлены 50 источников.

 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты информационных технологий в индустрии туризма

1.1 Инновации и туризм. Суть и основные принципы инноваций  в туризме

Туризм является важной развивающейся частью экономики страны. Как свидетельствует зарубежный опыт, ускоренное развитие его различных видов и форм выступает первостепенной составляющей становления инновационной модели не только данной отрасли, а и всего национального хозяйства страны.

Ключевое значение в повышении деятельности предприятий туризма и отрасли в целом в условиях усиливающейся конкуренции приобретает новое направление в экономике выявление предпосылок и особенностей формирования механизма инновационной конкуренции в сфере туризма.

Изменение роли инноваций в социально-экономическом развитии общества привело к возникновению новых тенденций в конкурентной борьбе производителей товаров и услуг.1

Ускорение трансформационных процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления ознаменовало переход на новый этап соперничества между субъектами рынка в борьбе за ресурсы и блага, что выступило основой перехода к стадии инновационной конкуренции. Этот вид конкуренции проявляется и в сфере туризма, так как развитие и выживание туристской компании зависит от введения новых и совершенствования традиционных форм и видов туризма, постоянного поиска лучших и более экономичных способов продвигать и продавать тур, улучшать его качество.

В основе экономического развития производства лежат непрерывные нововведения, касающиеся изменений параметров функционирования всей экономики, поэтому вопросам обоснования роли инноваций в общественно-экономическом развитии посвящены многочисленные исследования ученых, таких как Л.Г. Азоев, А.И. Добрынин, Э.Дж. Доллан, Ф. Котлер, Д. Линдсей, К.Р. Макконнел, С. Брю, Н.Г. Мэнкью, Марко, А.Ю. Юданов и P. Doyle. В их работах рассматриваются различные аспекты экономической динамики и общественного прогресса, напрямую связанные с выявлением значения инноваций в которых раскрывается роль инвестиционной и инновационной деятельности в туризме.

Инновации и конкуренция имеют тесную (прямую и косвенную) взаимосвязь и взаимообусловленность. К примеру, М. Портер называет нововведения средствами формирования конкурентных сил, а Р. Доул называет инновации стратегическим оружием глобальной конкуренции. Инновационный застой часто связывают с неразвитостью сил конкуренции, и наоборот. 2

Конкуренция (как борьба за распределение экономических благ) все чаще связывается с появлением новых продуктов и созданием новых рынков, использованием новых, более совершенных технологий.

При ведении конкурентной борьбы в сфере туризма необходимо учитывать распределение туристического рынка на первичный и вторичный. Первичный рынок связан с дестинацией, в рамках которой предоставляется турпродукт, а вторичный с территорией, где этот турпродукт продается непосредственно туристу. Следовательно, основой конкурентной борьбы в развитии туризма на национальных территориях является первичный рынок, для которого конкурентоспособность достигается за счет внедрения инноваций.

Целями внедрения инноваций и развития инновационной деятельности на вышеуказанном рынке являются:

  1. создание конкурентоспособных продуктов и инфраструктуры;
  2. предоставление услуг, соответствующих мировым стандартам, для формирования привлекательного имиджа;
  3. создание бренда, что позволяет привлечь стабильно расчетный поток туристов, а следовательно, способствовать решению экономических и социальных вопросов региона и населения, проживающего на его территории.

Инновации позволяют создать и развить многие прямые и косвенные преимущества, увеличить ключевые компетенции субъекта рынка, улучшить его внешнюю и внутреннюю среду. В этой связи следует использовать понятие инновационная конкуренция, которое фокусирует внимание на инновациях как средстве достижения конкурентных преимуществ.

Конкуренция в целом и инновационная конкуренция в частности воспитывают предприимчивость и инициативу у субъектов рынка, повышает осознание роли инноваций и ориентирует на получение конкурентных преимуществ, связанных с их реализацией. 3

Инновационная конкуренция сама по себе является частным случаем конкурентной борьбы, когда преимущества формируются на основе или с использованием инновационных достижений и преобразований.

При определении сущности инновационной конкуренции в туризме и других сферах деятельности могут использоваться поясняющие дефиниции:

конкуренция на основе инноваций, конкуренция за счет инноваций, конкуренция посредством инноваций, конкуренция в сфере инноваций.

Они отражают определенные формы и элементы конкурентного соперничества в условиях инновационной конкуренции.

Конкуренты ведут борьбу за рынки сбыта турпродукта, поставщиков услуг (предприятия размещения, питания, транспортные предприятия), сферы применения капитала, отдельные виды ресурсов и т.д. Такое соперничество принимает различные формы и характер.

Инновационная конкуренция в сфере туризма представляется как:

Информация о работе Инновации в индустрии туризма: информационный аспект