Инновации в индустрии туризма: информационный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:54, дипломная работа

Описание работы

Новые технологии и постоянно растущий уровень обслуживания и технического оснащения туристических фирм и компаний вместе со смежными с ней областями, в том числе интернет-экономика, дают основание называть значительную часть турбизнеса передовой и инновационной в техническом и организационном отношениях. Это обстоятельство имеет огромное значение для обеспечения таких быстрых темпов в этой отрасли. При этом с учетом некоторой уязвимости туристического бизнеса от колебаний экономической и политической конъюнктуры, туризм показывает высокую стабильность, способность к динамичному росту и восстановлению в посткризисные периоды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты информационных технологий в индустрии туризма 11
1.1 Инновации и туризм. Суть и основные принципы инноваций в туризме 11
1.2 Инновационная деятельность в туризме 21
1.3 Особенности применения информационных технологий в туризме 25
ГЛАВА 2. Анализ инновационной деятельности в российском и зарубежном туризме 31
2.1. Российские инновационные направления в сфере туризма 31
2.2 Зарубежный опыт использования инновационных технологий в туризме 42
2.3 Деятельность туристической фирмы ООО «Матур» по внедрению информационных технологий 44
ГЛАВА 3. Пути совершенствования использования информационных технологий в деятельности ООО «Матур» 57
3.1 Предложения по внедрению инновационных направлений в сфере туризма 57
3.2 Анализ экономической эффективности проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Файлы: 1 файл

belonogovadiplom.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)
  1. продолжительный процесс с динамическим состоянием рынка и отрасли, связанный с соперничеством субъектов туристического рынка за достижение более высоких результатов хозяйственной деятельности по сравнению со своими конкурентами за счет разнообразных преимуществ, которые основаны на реализации инноваций;
  2. процесс активного соперничества между субъектами туристического рынка с различными рыночными позициями и организационно-правовой формой за создание условий динамичного и устойчивого развития путем реализации результатов инновационной деятельности.

Результаты различных исследований свидетельствуют, что механизм

инновационной конкуренции в сфере туризма может быть представлен как совокупность методов, инструментов, принципов, которые формируют характер ведения конкурентной борьбы на определенном рынке. В узком смысле он может рассматриваться как механизм соперничества на основе получения, развития и использования инновационных конкурентных преимуществ.4

Механизм инновационной конкуренции обладает специфическими характеристиками, среди которых наиболее важны следующие:

методы способы реализации действий по ведению конкурентной борьбы, связанные с разработкой и реализацией инноваций, мониторингом инновационного развития и активности конкурентов на туристическом рынке:

  1. ценовые, неценовые, интегральные;
  2. инструменты средства воздействия на объект для достижения конкурентных преимуществ: производство турпродукта с меньшими издержками;
  3. внедрение продуктовых инноваций;
  4. внедрение инновационных информационных технологий (установка современного оборудования, программного обеспечения);
  5. визуальная идентичность формирование определенного образа посредством определенных визуальных индикаторов;
  6. принципы основные правила хозяйственной деятельности, которые направлены на использование различных инноваций и получение на этой основе конкурентных преимуществ для улучшения рыночных позиций туристического предприятия, защиты от конкурентов, победы над ними: законность, добросовестность, комплексность, соблюдение прав потребителей, социальная адресность. Все вышеуказанные составляющие в совокупности определяют характер ведения конкурентной борьбы на туристическом рынке. 5

Основа механизма инновационной конкуренции реализация инноваций, направленных на:

  1. разработку нового турпродукта или услуги ( в том числе на основе внедрения новой технологии) для обретения конкурентоспособного положения на туристическом рынке и улучшения экономического результата;
  2. усовершенствование существующего турпродукта или услуги (на основе продуктовых инноваций) для увеличения объемов продаж за счет снижения цены или улучшения качества;
  3. производство турпродукта или услуги с меньшими издержками за счет сотрудничества с новыми поставщиками (туроператоры, предприятия размещения, питания, транспортные предприятия), предоставляющими аналогичные услуги по более низкой цене, для получения ценовых преимуществ перед подобными турпродуктами и услугами конкурентов.

Экономические результаты в трех представленных случаях будут различаться и определяться емкостью рынка, размером спроса, отношением потребителя к бренду, уровнем цен на подобные туристические продукты конкурентов, размерами издержек инновационной деятельности.

Выводы. На современном этапе инновационное развитие приобрело глобальный характер, а инновационная конкуренция формируется как специфический тип конкурентной борьбы в отраслевом и межотраслевом измерении. Инновации определяют эффективность хозяйственной и маркетинговой деятельности, служат источниками разноплановых конкурентных преимуществ.6

Инновационная конкуренция в сфере туризма представляет собой борьбу между туристическими предприятиями за более выгодные условия разработки и сбыта турпродукта на основе использования инновационных технологий (в том числе менеджмента) при помощи результатов использования механизма инновационной конкуренции. Это требует углубления научных исследований, формирования методологических подходов к определению ее сущности и характерных черт туристического продукта, что позволит расширить возможности менеджмента и государственной экономической политики.

Чтобы понять, что представляют собой инновации в туризме и сервисе,

насколько они важны, и как они достигаются, нужно сначала определиться с понятием инноваций как таковых. Инновация – это не просто что-то новое, это внедрение этого нового, будь это самого передового опыта в сфере управления, осуществления задач, внедрение технологий и последних научных достижений, направленное на улучшение продуктов и услуг, требуемое рынком. Туризм же является для многих стран мира основным источником дохода населения, имея долю в ВВП 50-60 процентов. Даже в развитых странах туризм является одной из важнейших отраслей экономики, что делает инновационный процесс, являющийся залогом развития любой отрасли, столь важным.7

Исходя из вышеозначенного, можно заключить, что инновации в туризме и сервисе – это непрерывный и обязательный процесс, суть которого состоит в разработке новых направлений, создании новых туров и экскурсий, предложении на рынке нового туристического продукта. В условиях конкурентной борьбы на рынке туристические компании по всему миру всеми силами стремятся предложить клиентам новые продукты и услуги раньше конкурентов. При этом поле деятельности в инновационной сфере туристической отрасли весьма ограничено, поэтому новаторам от туризма приходится максимально использовать существующие природные условия, многочисленные достопримечательности, культурный потенциал, комбинируя ранее никогда не пересекавшиеся услуги в единые туристические пакеты и предлагая на рынке новый продукт.8

Россия, благодаря выгодной позиции, разнообразию природных ландшафтов и климатических условий, культурному многообразию в пределах одного государства, благодаря огромному интересу со стороны туристов ближнего и дальнего зарубежья, имеет все необходимое для комплексного и гармоничного инновационного развития туристической отрасли. Инновации в сфере туризма могут лечь в основу устойчивого роста не только туристической отрасли, но и экономики страны в целом, что приведет к улучшению уровня жизни россиян.

Инновации в туристической отрасли, как, впрочем, и в других, имеют в своей основе реализацию достижений научно-технического прогресса. Как успешные примеры в этой области можно привести создание современных высокотехнологичных комплексов, к примеру, 3D-планетарий в чешском городе Пльзень. С открытием этого необычного объекта, подобных которому во всем мире насчитывается менее десятка, туристический поток в город вырос почти на десять процентов. Другим успешным примером инновационной деятельности в туристической сфере можно назвать создание интерактивных и виртуальных музеев, и даже использование QR-кодов в обычных музеях – эти специальные метки при сканировании их мобильным устройством позволяют туристам получить дополнительную информацию об экспонате.9

В современных условиях жесткой конкуренции на рынке туристических услуг долгосрочный успех компании неразрывно связано с ее способностью непрерывно внедрять инновации. Традиционно инновации и инновационная деятельность в первую очередь ассоциируются с предприятиями наукоемких высокотехнологичных отраслей (Компьютерные и телекоммуникационные технологии, химия, фармацевтическая промышленность и др.), однако содержание понятия «инновация» более широк. Инновационная деятельность предполагает не только практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает изменения в продуктах, процессах, маркетинге, организации и управлении производством. Инновационная деятельность в туризме находит свое воплощение в создании новых или улучшении существующих турпродуктов, совершенствовании транспортных, гостиничных и других услуг, освоении новых рынков, внедрении ведущих информационных и телекоммуникационных технологий, современных форм организационно-управленческой деятельности, новых подходов к удовлетворению потребностей туристов. 10

Исследованию инновационных процессов в различных сферах экономики посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных ученых. В последнее время вышел ряд публикаций по проблеме инноваций в туризме (В.С. Новиков, Н.Н. Малахова, Д.С. Ушаков, В.А. Молчанова, М.А. Изотова, А.М. Клейменов), однако эту проблема все еще рассмотрена недостаточно.

Закон «Об инновационной деятельности» определяет инновации как вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукцию или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы.

Соответственно, инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Согласно международным стандартам и рекомендациям, которые были приняты в Осло в 1992 г. (так называемое «Руководство Осло»), различают два типа инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов, соответственно, выделяют базисную и улучшающую продуктовую инновации. Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. Инновации различаются также по сфере применения (научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые), масштабами распространение (глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные) и по характеру (Эволюционные и радикальные).

Выделяют три направления развития инноваций в туризме:

  1. Организационные инновации - внедрение нововведений, связанных с развитием предпринимательства и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизации, укрупнения, поглощения конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий, усовершенствования кадровой политики (обновление и замена кадрового состав, повышение квалификации, переподготовка и стимулирования работников); рационализация экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).
  2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.
  3. Продуктовые инновации - периодические нововведения, направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дают конкурентные преимущества.

Большинство исследователей инновационных процессов в туризме отмечают, что туризм является активным потребителем технических инноваций, производимых другими отраслями: специальное туристское снаряжение на основе современных материалов, системы климат-контроля в отелях, электронные гиды-путеводители, спутниковые навигаторы, компьютерные системы управления и учета, электронная реклама и коммерция. Вместе с тем вопрос о том, осуществляют предприятия туристической индустрии нововведения самостоятельно и считать инновацией в туризме, остается открытым. По сути, проблема сужается до наличия сервисных инноваций в туризме, не вполне правомерно, поскольку индустрия туризма является многоотраслевым производственным комплексом.11

Кроме типичных сервисных предприятий (предприятия по размещению, питанию туристов, транспортные предприятия, туристические фирмы и т.п.), индустрия туризма включает также и предприятия производственной сферы (по производству туристского снаряжения и инвентаря, спорттоваров, одежды для отдыха и туризма, сувениров), которые имеют наиболее широкие возможности внедрения инноваций.

Инновации непосредственно в сфере услуг (сервисные инновации) могут быть определены как новая концепция сервиса, новые каналы связи с клиентами, новые системы распределения и технологические решения, которые зачастую совместно изменяют предложение услуг на рынке, обновляют функции фирмы и требуют структурно новых организационных, технологических и человеческих возможностей фирмы. 12

Виды инноваций тесно взаимосвязаны и перетекают друг в друга. Например, разработка новых туров часто базируется на освоении новых туристских ресурсов, при этом новый турпродукт может ориентироваться на новые группы потребителей.

 

1.2. Инновационная деятельность в туризме

 

Остановимся отдельно на продуктовых и ресурсных инновациях в туризме.

Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательностью предлагаемого туристического продукта.

Разработка новых туров и совершенствование существующих туристических продуктов является главным направлением инновационной деятельности туроператоров.

Туристический тур - это туристическое путешествие (поездка) по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг (бронирование, размещение, питание, транспорт, рекреация, экскурсии и т.п.). 13

Основу любого туристического продукта составляет необходимость удовлетворению какой-либо потребности. Ведь на самом деле потребитель покупает не продукт как таковой, а его способность удовлетворить определенную потребность. Поэтому «сердцевиной» продукта является его направленность на решения проблемы, удовлетворение конкретной потребности потребителя. Итак, для туристического предприятия огромное значение имеет выявление этой потребности, по которой конкретные свойствах турпродукта (уровень качества, комфорт, престиж, экономичность) играют второстепенную роль. Например, изменение образа жизни людей в последнее время привела к интенсивного развития таких видов туризма, как приключенческий, экстремальный и экологический. Людей, живущих в високоурбанизрованому среде в атмосфере постоянного стресса, привлекают путешествия с приключенческими целями, получение новых ощущений, возможность снять стресс, вылить заряд негативной энергии, провести время в естественном здоровом среде и т.д. 14

Информация о работе Инновации в индустрии туризма: информационный аспект