Инновации в индустрии туризма: информационный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:54, дипломная работа

Описание работы

Новые технологии и постоянно растущий уровень обслуживания и технического оснащения туристических фирм и компаний вместе со смежными с ней областями, в том числе интернет-экономика, дают основание называть значительную часть турбизнеса передовой и инновационной в техническом и организационном отношениях. Это обстоятельство имеет огромное значение для обеспечения таких быстрых темпов в этой отрасли. При этом с учетом некоторой уязвимости туристического бизнеса от колебаний экономической и политической конъюнктуры, туризм показывает высокую стабильность, способность к динамичному росту и восстановлению в посткризисные периоды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты информационных технологий в индустрии туризма 11
1.1 Инновации и туризм. Суть и основные принципы инноваций в туризме 11
1.2 Инновационная деятельность в туризме 21
1.3 Особенности применения информационных технологий в туризме 25
ГЛАВА 2. Анализ инновационной деятельности в российском и зарубежном туризме 31
2.1. Российские инновационные направления в сфере туризма 31
2.2 Зарубежный опыт использования инновационных технологий в туризме 42
2.3 Деятельность туристической фирмы ООО «Матур» по внедрению информационных технологий 44
ГЛАВА 3. Пути совершенствования использования информационных технологий в деятельности ООО «Матур» 57
3.1 Предложения по внедрению инновационных направлений в сфере туризма 57
3.2 Анализ экономической эффективности проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Файлы: 1 файл

belonogovadiplom.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Туристскими информационными системами обслуживаются и получают от них информационную поддержку организации, профиль которых - е-туризм и е-путешествия. Информация, которую получают из этих источников, является исходной точкой для тех, кто планирует путешествия, сопоставляет цены и динамически компонует туры.

При динамической компоновке туров (пэкидж-тур) можно в реальном времени составлять, как того требует потребитель или агент, продающий услуги, самые разные комбинации поездки, при этом будет единая цена на все услуги, включенные в тур. Путешественники могут составить свою личную поездку, выбрав подходящий им транспорт и рейсы, отели, экскурсии, единовременно оплатить все заказанные услуги.27

Возможность формировать пэкидж-туры по заказу стала причиной того, что продажи услуг, которые объединяются в один пакет, постоянно растут.

Сейчас очень популярен альянс The Travel Industry's Leading Specifications Publication Organization (OTA), который состоит из 150 организации, они представляют всех сектора туризма. Альянс - некоммерческая организация, и она создает единый электронный язык для того, чтобы использовать его при обмене туристской информацией. Недавно альянсом было заключено соглашение со Всемирной туристской организацией, и они объединили усилия и взаимодействие.

Системный подход в туризме проявляется в выборе направлений поездок – дестинациях. Дестинация является местом (территорией) посещения, которое привлекает туристов, поскольку там имеются свои специфические природные и рекреационные ресурсы, достопримечательности, историческое и культурное наследие.

Дестинации могут иметь различные размеры, начиная от территории, которая охватывает всю страну, и заканчивая поселком. Услуги, которые предлагают дестинации – это общественные ресурсы, в том числе охраняемые ландшафты.

Путешественники выбирают те направления поездки, которые наиболее удовлетворяют их потребности. Они готовы заплатить за блага, причем эта готовность возрастает в зависимости от уникальности места.

Судьбу дестинаций решают многие условия. Речь идет о местонахождении и потенциале рыночных ресурсов, транспортной доступности, уровне цен и их сезонных колебаний и т.д. У дестинаций свой жизненный цикл, который зависит от этих условий, также на него влияют традиции, мода на определенный отдых и туристские услуги.

На будущее традиционных дестинаций влияет туристская политика, ориентированная на инновации. С помощью такой политики можно расширять жизненный цикл туристских продуктов, и добиваться того, что постоянные показатели будут расти.

В странах традиционного туризма последние 50 лет потратили на то, чтобы развивать индустриальные методы, справляясь с постоянно растущим спросом, с тем, что развивается его интернационализация и появляются новые конкурентные регионы.

Инновации в туризме часто являются мелкими шагами, которые ведут к тому, что бизнес постепенно развивается, также это процесс с обратной связью. В передовых компаниях инновации программируют, это стандартная составляющая, когда принимаются решения о дальнейшем развитии. И очень важно, что инновационный процесс становится предсказуем.

Инновационный процесс является выполняемыми в конкретной последовательности научными, производственными, финансовыми, коммерческими и организационными мероприятиями, которые приводят к нововведениям. Различаются "Инновации – продукты" и "Инновации – процессы". К инновационным процессам, которые связанны с реализацией коммерческих проектов было бы уместнее применить "Инновацию – процесс".28

У "Инновации – процесса" четыре этапа жизненного цикла. Она проходит стадии:

1) «зарождения»

2)«освоения»

3)«диффузии»

4)«рутинизации».

В настоящее время отсутствует стандартизированное определение инноваций, которое бы объединяло все нововведения. В «Основах политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» инновации определяют как «результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую или общественную выгоду». Данное определение является в РФ для отнесения того или иного нововведения в разряд инноваций.

К инновациям в сфере туризма относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на туристском предприятии и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией в туризме понимается целый ряд нововведений: новые или улучшенные виды туристской продукции (продуктовые инновации), туристские услуги (инновации услуг), производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации), измененные социальные отношения на туристских предприятиях (социальные или кадровые инновации), производственные системы.29

Следовательно, инновации в туризме должны рассматриваться как перманентный, глобальный и динамический процесс. Исследователи выделяют два основных вектора, по которым идет развитие инновационных технологий туристской индустрии - усовершенствование качества туристского продукта и внедрение новых форм туристических услуг.

Первый вектор связан с общемировым процессом глобализации, который воздействует на все сферы человеческой деятельности. Развитие средств коммуникации стирает пространственные барьеры между частями света и континентами.

Одним из важнейших ограничений перехода России на инновационный путь развития является проблема слабости позиций России на мировом рынке инноваций и высокотехнологичных продуктов и услуг. Объем мирового рынка наукоемкой продукции оценивается в настоящее время в 2 трлн. 300 млрд. долл. США. Из этой суммы на долю США приходится 39%, Японии – 30%, Германии – 16%. Доля России составляет лишь 0,3%. В том, что касается экспорта из России патентов и лицензий, следует отметить, что при общем его незначительном объеме более половины приходится на сделки по примитивной переуступке авторских прав на изобретения. Это отражает неспособность отечественной экономики утилизировать проводимые внутри нее собственные исследования и разработки.30

Среди других проблем, выдвигаемых туризмом, очень важной является проблема обслуживания и гостеприимства. Внедрение инноваций в эту сферу – путь решения этих проблем. В ряде государств гостиничный бизнес, обеспечивающий функционирование туристского сектора экономики, превратился в ведущую индустрию, гарантируя прирост ВВП и занятость основной части населения. Статистика утверждает, что туристическая индустрия приносит 3,8% дохода в мировой ВВП напрямую и более 10% с учетом косвенного влияния.

Сегодня индустрия гостеприимства в России претерпевает значительные изменения. В крупных мегаполисах уже привыкли к таким понятиям, как «гостиничные цепи или сети», «франчайзинг», управляющая компания и т.д. Однако существуют некоторые проблемы при введении инноваций: в регионах изменения происходят более медленно, а новые управленческие и социальные инновации наталкиваются на многочисленные препятствия.

В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 г. их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2013 г. в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн. человек, из них в гостиницах - 16,4 млн. человек.

Наблюдается ежегодный рост объема платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, который в 2013 г. составил 88,9 млрд. руб., что на 47% превышает показатели 2010 г.

Гостиничная индустрия в настоящее время является не только основным звеном индустрии гостеприимства, но и основой всей туристской сферы, так как на нее (включая услуги любых видов средств размещения) приходится около 65% работников отрасли. 31

С ростом платных услуг необходимо повышать качество обслуживания путем внедрения инноваций. Успешные «инноваторы» туризма своим опытом доказывают, что сегодня создание новшеств и их внедрение не просто желательно, но и необходимо в конкурентной борьбе как фактор выживания. Примером этому служит постоянно ужесточающаяся конкуренция между туристскими предприятиями.

Инновационный подход в гостиничном бизнесе может сводиться к использованию не только прогрессивных информационных технологий и выпуску новых товаров, но и целого комплекса нововведений, затрагивающих все сферы и области управления (управление качеством, финансами, персоналом и т. д.), причем наиболее эффективной инновационная политика предприятия будет в случае одновременного внедрения различных типов инноваций.

Второй вектор обусловлен потребностью жителей мегаполисов в отдыхе от техногенных и информационных перегрузок, в желании побыть наедине с природой и самими собой, поправить здоровье в экологически чистых зонах. Городские жители ожидают спокойствия и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, тишины и натуральных продуктов, комфортных условий проживания, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получения новых впечатлений, возможности развлечения для детей и проведения досуга для взрослых. Наряду с этим возрастает популярность экотуризма, талассотерапии, лечебно-оздоровительного отдыха, уик-эндов на конноспортивных базах и в гольф-клубах, где человек получает возможность психологический разгрузки, релаксации, восстановления физических сил. Новые виды услуг благополучно находят свои ниши в туриндустрии, тем самым создаются принципиально новые виды туризма.32

Также наряду с развитием традиционного туризма появляются его новые формы, включая более инновационные, специализированные, «иммигрантские», созданные на заказ и основанные на западном опыте.

В связи с процессом глобализации мировой экономики одним из наиболее востребованных направлений в отрасли становится конгрессный туризм. Согласно международной статистике, на его долю приходится примерно 10-12% объема делового туризма. Довольно активно развивается азиатско-тихоокеанское направление конгрессного туризма, однако 80% рынка приходится на Европу. Здесь сосредоточены лучшие профессиональные кадры и имеется богатый опыт проведения подобных мероприятий. Причем лидером данного вида туризма в Европе признана Германия.

Россия не остается в стороне от мировых тенденций. В связи с постоянным увеличением выставочных площадей с каждым годом возрастает число интернациональных мероприятий, проводимых в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Сочи. Востребованными для конгресс-туризма становятся такие региональные центры РФ, как Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Челябинск и др. Так, в российской столице, согласно официальным данным, действует около 190 гостиниц. Из них: конференц-возможностями обладает 80% двухзвездных отелей и 90% трехзвездных. Иная ситуация с четырех- и пятизвездными отелями. Все они предлагают соответствующие услуги для бизнес-туристов. Поэтому, ставка делового туризма делается именно на них.

Современные российские отели являются не только средством размещения участников конгрессов, но и обладают всем необходимым для их проведения: большими (до 1500 чел.) и малыми конференц-залами, переговорными комнатами; возможностью аренды высокотехнологичного оборудования, в том числе для синхронного перевода. В отличие от конгресс-центров, гостиницы и пансионаты предлагают больше возможностей для совмещения работы и отдыха. 33

Известно, что главная проблема успешного развития бизнеса напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. Это касается любого предприятия сферы туризма, то есть успешное развитие туристских организаций предполагает широкое использование новейших технологий, ускоряющих обмен информацией на расстоянии.

На сегодняшний день в гостиничной индустрии используется достаточно много новейших инновационных компьютерных технологий: глобальные компьютерные системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, Smart Cards, информационные системы менеджмента и др. На российском рынке представлены в основном такие системы глобального резервирования как: Amadeus, Galileo, Wordspan. Высокая надежность и удобство компьютерных систем резервирования CRS (Computer Reservation System) способствовали их быстрому и широкому распространению.

В последние годы многие гостиничные предприятия создали свои собственные сайты в Интернете. Это направление следует рассматривать как весьма перспективное. На Web-сайтах туристических компаний и объектов размещения можно видеть интерьер заказанного гостиничного номера, каюты круизного лайнера, можно уточнить перечень услуг вплоть до меню в ресторане. Посещение интернет-форумов на туристических Web-сайтах позволяет из первых уст бывалых путешественников узнать полезные детали, которые пригодятся в поездке и при посещении той или иной страны. С развитием телекоммуникаций в мире не остается информационных тайн.

Информация о работе Инновации в индустрии туризма: информационный аспект