Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:54, дипломная работа
Новые технологии и постоянно растущий уровень обслуживания и технического оснащения туристических фирм и компаний вместе со смежными с ней областями, в том числе интернет-экономика, дают основание называть значительную часть турбизнеса передовой и инновационной в техническом и организационном отношениях. Это обстоятельство имеет огромное значение для обеспечения таких быстрых темпов в этой отрасли. При этом с учетом некоторой уязвимости туристического бизнеса от колебаний экономической и политической конъюнктуры, туризм показывает высокую стабильность, способность к динамичному росту и восстановлению в посткризисные периоды.
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты информационных технологий в индустрии туризма 11
1.1 Инновации и туризм. Суть и основные принципы инноваций в туризме 11
1.2 Инновационная деятельность в туризме 21
1.3 Особенности применения информационных технологий в туризме 25
ГЛАВА 2. Анализ инновационной деятельности в российском и зарубежном туризме 31
2.1. Российские инновационные направления в сфере туризма 31
2.2 Зарубежный опыт использования инновационных технологий в туризме 42
2.3 Деятельность туристической фирмы ООО «Матур» по внедрению информационных технологий 44
ГЛАВА 3. Пути совершенствования использования информационных технологий в деятельности ООО «Матур» 57
3.1 Предложения по внедрению инновационных направлений в сфере туризма 57
3.2 Анализ экономической эффективности проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Приобретает популярность также эзотерический туризм, обусловлен растущим интересом современного человека, зажатого в рамках техногенной цивилизации, к эзотерике, астрологии, непознанного, магического. Ученые отмечают, что бегство от реальности в мистику, как правило, обусловлена социально-экономическими проблемами в обществе, в частности, пик популярности эзотерики и астрологии в нашей стране наблюдался после распада СССР. Основными направлениями путешествий являются Египет, Иерусалим, Тибет, Индия. Однако в последние несколько лет Крым стал местом паломничества жаждущих подпитаться космической энергией, подправить ауру, подняться на очередную ступень самосовершенствования.
Есть и желающие пообщаться с представителями инопланетных цивилизаций, которые, если верить уфологам, регулярно наведываются на полуостров. [32, с. 49]
Например, в Крыму разработаны трехдневные эзотерические туры «Сияние девы» (путешествия по местам Женской Силы), «Привлечение изобилия», «Целебные и омолаживающие источники», аюрведические туры (на базе аюрведического йога-центра «Сарасвати», г. Евпатория). Разработка туров, основу которых составляет новая потребность потребителей, составляет сущность базисных продуктовых инноваций в туризме. Усовершенствования отдельных свойств и характеристик предлагаемого турпродукта составляет сущность улучшающих продуктовых инноваций (например, размещение туристов в более комфортных номерах, включение в пакет дополнительных услуг). Поскольку тур представляет собой путешествие по определенному маршруту, то освоение новых направлений поездок (в новые страны, регионы) также продуктовой инновацией. Например, Великобритания и Новая Зеландия предлагают туристам посещение своих полярных станций в Антарктиде. 15
В продуктовых инноваций можно отнести разработку новых услуг, предлагаемых гостям в гостиницах, ресторанах и других предприятиях туристического сервиса.
Материальную основу турпродукта составляют определенные туристические ресурсы - это те объекты природы, истории, культуры, текущие события, явления, которые могут быть использованы при создании и реализации туристического продукта, а также туристическая инфраструктура, которая способствует комфортности путешествия, создавая условия потребления турпродукта (предприятия размещения, питания, транспорта, экскурсионного обслуживания и проведения досуга).
Туристические ресурсы - это часть туристско-рекреационного потенциала определенной территории, включена в состав туристического продукта и подлежит реализации с туристической целью. 16
Кроме ресурсов, которые уже используются в туристической деятельности, различают также потенциальные ресурсы, которые могут быть задействованы при определенных условиях (реставрация, реконструкция, развитие транспортной, туристической инфраструктуры и т.д.) и составляют базу для наращивания предложения, создание новых турпродуктов. Причем помимо традиционных геоклиматических систем, природных объектов, памятников истории и культуры, этнических групп населения с его традиционной культурой, объектами показа могут выступать совсем неожиданные объекты, которые становятся основой разработки новых туров. Например, одним из популярных сейчас новых видов туризма являются экскурсии к местам крупных катастроф или необычных мест.
Основой разработки новых турпродуктов может быть строительство новых инфраструктурных объектов, привлекающих внимание определенных групп туристов, например, объектов для занятия спортом: парашютизм, дельтапланеризмом, яхтингом, горнолыжным спортом.
Особую категорию туристских ресурсов составляют определенные события, которые хотя и имеют кратковременный характер (несколько дней в году), но в основном происходят регулярно, что позволяет формировать туры на более или менее постоянной основе. Событийный туризм - сравнительно молодое направление в туризме, сочетающий традиционный отдых и участие в различных зрелищных мероприятиях: национальные фестивали и праздники, театрализованные шоу и карнавалы, фестивали кино и театра, гастрономические фестивали, фестивали и выставки цветов, модные показы, фестивали музыки и музыкальные конкурсы, спортивные события, международные технические салоны и т.д.. Особенность событийного туризма в том, что каждый год он пополняется новыми Событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных. Таким образом, особым направлением инновационной деятельности в туризме является предложение рынка нового события. Причем организация таких событий во время низкого сезона является одним из способов борьбы с сезонностью в туризме. 17
Специфика инновационной деятельности в туризме состоит в том, что разработка отдельных видов инноваций требует совместных усилий предприятий региона и определенной поддержки со стороны местных органов государственной власти и местного самоуправления. В частности, организация нового масштабного события, которая обеспечивает приток туристов в место ее проведения, требует слаженной работы всех заинтересованных участников - как туристических предприятий, так и структур органов власти.
Россия, согласно исследованию Всемирной туристической организации (UNWTO) и Всемирного совета по туризму (WTTC), по уровню конкурентоспособности занимает на мировом туристическом рынке 68 место. В современной «экономике знаний» конкурентоспособность связана с умением разрабатывать и предлагать инновации в соответствии с новыми тенденциями в спросе на туристический тур.18 Экономическая наука уверенно относит к инновационным тенденциям в производстве турпродукта только тренды в е-туризме (развитие электронного предложения туристских услуг, рекламы, других маркетинговых коммуникаций, продаж через Интернет). Исследователи согласны, что туризм является активным потребителем технических инноваций, производимых другими отраслями; а вот вопрос о том, производят ли предприятия туриндустрии новшества самостоятельно и что считать инновацией в туризме, остается дискуссионным. К проблеме определения инноваций в туризме научные подходы только ищутся. 19
Одним из главных направлений инновационных изменений является развитие устойчивого туризма. Дестинации (туристские местности) начинают создавать системы управления туристскими ресурсами и использовать их при планировании территориального развития. Экологические факторы инновационных изменений в туризме – это изменения климата, сокращение территорий с нетронутой природой. Негативные тенденции в этой области делают чистую окружающую среду большой ценностью в общественном мнении, что влияет на туристский выбор. Главным трендом инноваций в этой области является внедрение экологического менеджмента как на уровне предприятий, так и на муниципальном уровне.
Технологические факторы, влияющие на инновационные изменения в туризме, это, прежде всего, развитие информационных и коммуникационных технологий и новые возможности транспортировки. Электронный туризм – другое магистральное направление инновационных изменений20. С развитием информационных и коммуникационных технологий будет меняться весь туристский бизнес, от функций и процессов, до форм предприятий и продуктов (on-line-турагентства, е-предложение услуг, е-бронирование и продажи, продвижение через Интернет, виртуальные туры, предпринимательские сети и сети туристского опыта). Интернет трансформирует функции национальных и региональных правительственных организаций по туризму, туристических профессиональных ассоциаций. Они все шире участвуют в электронном маркетинге страны, ее туристских ресурсов, дестинаций, событий, а также принимают участие в интегрированных системах управления отношениями с потребителем (Customer Relation Management, CRM).21
Система управления туризмом меняется от индустриальной к пост-индустриальной, а туризм – от массового к индивидуализированному. С этим связана более дробная сегментация рынка и появление множества «нишевых» специализированных услуг и турпродуктов. Происходит приспособление туристской инфраструктуры, зданий и оборудования к потребностям таких новых, растущих групп туристов, как дети, пожилые люди и инвалиды.
Другим направлениями являются: использование новых туристических ресурсов (путешествия туристов на космических кораблях); изменение в организации производства и потребления (применение передовых принципов маркетинга и менеджмента); выявление и использование новых рынков сбыта продукции, а также использование новой техники и технологии. Именно использование новых технологий приносит большой эффект для деятельности предприятий туристической индустрии. На сегодняшний день эти технологии в основном заключаются в компьютеризации, глобализации и переход на электронику. 22
Электронный бизнес открывает большие возможности развития любому предприятию. Это новая форма рыночных отношений, основанная на применении новейших телекоммуникационных технологий и Интернета. Данная система торговли подходит и покупателю, и продавцам. Но главное, что туризм имеет важное преимущество перед другими секторами электронной торговли - его потребитель получает приобретаемый продукт непосредственно в месте его производства, в туристском центре.23
На сегодняшний день широко применяемой в туристической индустрии инновационной технологией являются программы электронного бронирования и составления туров. Появление новой программы данного вида позволило не только удешевить средства связи, но и дало возможность работать всем участникам туристического рынка как единому офису. Работа с такими программами позволяет агентству получать оперативную и достоверную информацию о ценах и количестве свободных мест в любой момент времени, а также иметь возможность следить за прохождением заказа на всех этапах его осуществления. Существуют различные системы бронирования, они отличаются друг от друга набором предлагаемых услуг и технологией своей работы. Например, наиболее популярными в мире являются такие программы как Galileo, Amadeus, Sabre, Worldspan и многие другие.
На отечественном рынке туристических услуг в последнее время популярность набирает программа «Турфирма-Онлайн Professional». Программа принадлежит одноименной фирме, занимающейся разработкой программ для крупных фирм и холдингов. Разработчиком программы является один из руководителей этой фирмы. 24
В сфере туризма свою роль компания видит в выполнении двух задач. Во-первых, помочь директорам и владельцам турфирм и баз отдыха повысить управляемость и эффективность работы за счет автоматизации бронирований. А во-вторых, помочь менеджерам турфирм экономить время на выполнении рутинных операций и расчетов.
Программа разрабатывалась несколько лет, за это время претерпела массу изменений и на сегодняшний день является самой эффективной и конкурентоспособной на рынке продуктов туристического программного обеспечения.
Основными приоритетами для фирмы является наращивание функционала и удобство использования. Так, она планирует расширить учет питания, внедрить учет ремонтов, и, конечно же, сделать работу в программе еще более удобной.
Преимуществ у этой программы несколько. Например, система включает в себя: расчет стоимости проживания автоматически учитывает сезонность и скидки; учет групповых заказов; существует система учета питания; учет бронирований на нескольких базах. Для персонала это: удобный и привычный вид «шахматки»; многопользовательская работа. А для фирмы в целом преимущества проявляются в: простоте установки и использования; быстром реагировании компании-поставщика на пожелания клиентов (доработки «день в день» или на следующий день); бесплатной поддержке в настройке программы и бесплатном переносе базы турагентства в программу при первой установке.
Внедрение программ электронного бронирования и составления туров, позволяют туристическим фирмам экономить большую часть бюджета, за счет снижения размера фонда заработной платы, снижения трудоемкости составления путевок и бронирования мест. Также высвобождается условное количество сотрудников, т.е. фирма может позволить себе сократить штат и увеличить производительность оставшихся сотрудников. 25
Применение такой уникальной передовой технологии благотворно влияет на деятельность туристических компаний, а именно: увеличивают их конкурентоспособность, прибыльность (если фирма новая – увеличение рентабельности), число потребителей, комплектацию и компетенцию кадров, качество продукции или услуг.
Таким образом, инновация выполняет несколько функций.
Во-первых, воспроизводственную. Получаемая прибыль от инноваций будет использоваться в качестве источника ресурсов.
Во-вторых, инвестиционную. Предназначение полученной прибыли – финансирование новых инноваций.
Третья функция – стимулирующая. Владелец туристического предприятия захочет внедрить новые инновации, что даст стимул на дальнейшее развитие и поиск новых открытий.
Тем самым, можно сделать вывод, что вложение небольших инвестиций в инновации дает большой экономический эффект в виде прибыли с одной стороны и экономии собственного фонда с другой. А применение инноваций в целом, дает большой скачок для развития фирмы.
Постоянно претерпевают изменения характер и структура туризма. С помощью новых технологий можно прекрасно организовать отпуск, который конкурентоспособен с традиционным предложением. Сменяя массовый, стандартный и комплексный туризм, появляются новые виды, которые сделаны на заказ с учетом спроса
На новый туризм влияют многие факторы. Речь идет о демографических изменениях (старении населения), стиле жизни, характере работы, частоте и продолжительности отпусков. Люди хотят новых и нестандартных путешествий. У них растет осведомленность, потребности, м это является стимулом для туристского бизнеса, инноваций и нововведений. Многие инновационные туристские продукты заняли определенную нишу на рынке (например, развитие экологического, приключенческого, экстремального туризма).
С помощью новейших технологий внедряются е-туризм (е-tourism), е-путешествия (e-travel) и туристские информационные системы.26
Е-туризм является онлайновой службой, которая обеспечивает прямые продажи услуг туризма конечному потребителю. В ней объединяются производители, турагенты и посредники.
Е-путешествия является онлайновой информационной службой, которая дает консультации по вопросам, которые возникают при планировании поездок и путешествий.
Информация о работе Инновации в индустрии туризма: информационный аспект